Лекция «Мониторинг и оценка в управлении муниципальным социально- экономическим развитием» Ветров Г.Ю. Институт экономики города.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Advertisements

Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Сбор и обработка данных Зайцева Ольга, МАМСО. Содержание Индикаторы – определение, цели, задачи 1 Источники получения данных 2 Excel как инструмент для.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Г. Санкт-Петербург, 2015 год. Нормативные документы, принятые в области и регламентирующие формирование независимой оценки качества работы организаций,
«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 ГОДУ» «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Об особенностях формирования системы документов стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации Программа «Перспективы Архангельского.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
Транксрипт:

Лекция «Мониторинг и оценка в управлении муниципальным социально- экономическим развитием» Ветров Г.Ю. Институт экономики города

Основные вопросы лекции Понятие мониторинга Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Муниципальная статистика. Проект ИЭГ «Городской барометр» Понятие оценки Оценка муниципальных программ

Курс «Экономика города и управление муниципальным социально-экономическим развитием» Часть 1 «Мониторинг социально- экономического развития российских муниципальных образований»

Понятие мониторинга Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.

Типы мониторинга – по разным основаниям Основания – цели, объекты, процедуры и пр. Например, по характеру процедуры: 1 тип - динамический 2 тип - сравнительный 3 тип - комплексный

Типы мониторинга – по разным основаниям По характеру сбора информации: 1 тип - непосредственное описание объекта мониторинга, без измерений 2 тип - физическое измерение параметров объекта 3 тип - измерение с использованием системы общепринятых показателей 4 тип - измерение опосредованное, с использованием системы специальных показателей

Зачем нужен мониторинг социально- экономического развития муниципальных образований Получение объективной информации о ситуации в местной экономике и социальной сфере Учет наличных ресурсов Выявление сильных и слабых сторон территории Прогнозирование социально-экономической ситуации Принятие и корректировка стратегических планов развития Принятие частных управленческих решений Контроль со стороны местного сообщества за исполнением принятых решений

Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований В зависимости от объекта может быть поделен на: Мониторинг социально-экономического положения муниципального образования Мониторинг хода выполнения муниципальных программ

Мониторинг: какие показатели? Отвечающие задачам мониторинга Эффективные Чувствительные Достоверные Сопоставимые Собираемые

Муниципальная статистика – информационная основа мониторинга Источники информации для мониторинга Данные регулярной статистической отчетности Данные специально организованных информационно- аналитических обследований Организации занимающиеся сбором статистической информации о развитии муниципальных образований Органы государственной статистики Другие федеральные и региональные органы исполнительной власти Муниципальные образования и их ассоциации Исследовательские центры

Земская статистика гг. - возникновение и систематическое проведение статистических работ; в этот период в организационном плане и финансовом отношении земские статистические органы были независимыми от правительства гг. - расширение программы работ, включая проведение имущественной оценки; в этот период деятельность земских статистических органов постепенно была поставлена под правительственный контроль гг. - (практически деятельность земской статистики прекратилась с начала первой мировой войны в 1914 г.) - статистические работы начали субсидироваться правительством в размере 1 млн. рублей в год; в результате независимость земской статистики была резко ограничена

Система государственной статистики России (свыше 50 тыс. человек) 1.Федеральный: центральный аппарат Госкомстата и его подведомственные учреждения 2.Территориальный: 89 территориальных органов государственной статистики 3.Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики

Информационный ресурс Госкомстата России Включает: Единый государственный регистр предприятий и организаций Генеральную совокупность объектов статистического наблюдения (ГС) Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО) Центральную базу статистических данных (ЦБСД) Госкомстата России Отраслевые статистические базы данных (субрегистры) Автоматизированный банк классификаторов (АБК) Банк готовых документов (БГД) «Статистика России»

Нормативно-правовая база муниципальной статистики Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: муниципальные образования ответственны за «комплексное социально-экономическое развитие», которое определено как один из вопросов местного значения (статья 6). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: к полномочиям органов местного самоуправления относится «организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования Постановление Госкомстата РФ от 29 марта 1996 N 24 «Об утверждении Примерного перечня статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований» Постановление Госкомстата РФ от 9 января 1998 г. N 2 «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования» Перечень содержит 25 разделов, включающих около 900 показателей Перечень имеет рекомендательный характер

Министерства, ведомства и их территориальные органы, располагающие информацией Госкомстат России29.3 Минобразования России2.1 Собственная информация муниципального образования27.5 АО «Росгазификация»1.8 РАО ЕЭС России1.3 Госкомитет РФ по физической культуре и спорту1.1 Минтруд России12.4 Госкомзем России6.2 Минкультуры России4.5 Минвуз России0.6 Минфин России3.4 МВД России0.6 МПР России2.8 ФМС России0.3 Минздрав России2.7 Роскартография0.3 Госстрой России2.6 Госкино0.3

«Регионы России» Данные о социально-экономическом развитии столиц субъектов Федерации 84 столицы (нет данных по столицам Московской и Ленинградской областей, Чеченской Республики; Москва и Санкт-Петербург – субъекты РФ) около 60 показателей данные за период гг. Данные о социально-экономическом развитии городов с численностью населения более 100 тыс. чел. 104 города около 50 показателей данные за гг.

Почему различаются данные Госкомстата России и местных статистических отделов (на примере Тулы) Объем промышленной продукции (в фактически действовавших ценах), млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.) Тула ГКС РФ Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году Тула ГКС РФ

Проект «Городской барометр» Института экономики города Почему потребовалась разработка собственной системы показателей социально-экономического развития муниципальных образований: информации о социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях, собранной в единые массивы, мало вообще имеющаяся информация малодоступна низкое качество имеющейся информации (неоднозначность трактовок показателей, нарушение динамических рядов, несопоставимость по городам, ошибки и т. д.) Результаты размещены на сайте ИЭГ ( и на специальном интерактивном сайте в виде таблиц и диаграмм, публикуются в брошюре

Иерархия системы показателей социально-экономического развития муниципальных образований Первичная информация - стандартные формы, заполняемые в городе (в электронном виде) Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований - главным образом относительные показатели, рассчитываются автоматически по данным таблиц первичной информации Индексы социально-экономического развития муниципальных образований - сложные показатели, рассчитываются автоматически по данным таблиц первичной информации

Структура системы индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований Всего: 123 показателя Уровень жизни (15) Экономическая база муниципального образования (18) Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование (26) Сфера услуг и городское хозяйство (64)

Состав основных блоков показателей социально-экономического развития муниципальных образований (1) 1.Уровень жизни 1.1.Демографические показатели (10) 1.2.Доходы населения (5) 2.Экономическая база муниципального образования 2.1.Производственный сектор (2) 2.2.Занятость (6) 2.3.Малое предпринимательство (5) 2.4.Инвестиционная деятельность (5) 3.Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование 3.1.Бюджет (12) 3.2.Муниципальная нежилая недвижимость и землепользование (14)

Состав основных блоков показателей социально-экономического развития муниципальных образований (2) 4. Сфера услуг и городское хозяйство 4.1. Жилье и его доступность (12) 4.2. Жилищно-коммунальное хозяйство (9) 4.3. Коммунальные услуги (5) 4.4. Транспортные услуги (6) 4.5. Услуги связи и информационные услуги (2) 4.6. Услуги бытового обслуживания и общественное питание (2) 4.7. Культурно- просветительное обслуживание (2) 4.8. Социальная защита (4) 4.9. Здравоохранение (7) Образование (4) Благоустройство (3) Охрана порядка (3) Рекреационная сфера (2) Торговля (3)

Сайт

Сводная таблица первичных данных

Индикаторы социально- экономического положения

Сводные индексы развития муниципальных образований Развитие экономики – характеризует уровень и динамику развития промышленного производства, строительства, торговли, услуг, малого бизнеса; Муниципальные финансы – структуру и динамику структуры доходов бюджета, бюджетную обеспеченность и ее динамику, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета; Уровень жизни населения и социальная напряженность – отношение доходов населения и прожиточного минимума, уровень бедности населения, динамику этих показателей; Благоустройство – степень благоустройства жилищного фонда и динамику показателей, ее характеризующих; Развитие социальной сферы и демографическая ситуация – уровень и развитие системы здравоохранения и образования, демографическую ситуацию в муниципальном образовании.

Курс «Экономика города и управление муниципальным социально-экономическим развитием» Лекция «Мониторинг и оценка» Часть 2 «Оценка муниципальных программ»

Мониторинг и оценка Оценка объясняет: насколько хорошо или плохо? почему? как сделать лучше? Мониторинг показывает: сколько? что? где? когда? как? Мониторинг описывает объективную ситуацию, оценка анализирует какую-либо деятельность и дает рекомендации по ее совершенствованию

Что такое оценка программы? Это экспертиза программы, направленная на анализ ее качества, произведенного ей эффекта и сравнение этих результатов с запланированными Это способ измерить «успех» программы или ее проектов

Некоторые важные характеристики оценки программ Объект оценки – программа как управленческое действие (а не объективная ситуация) Мониторинг проводится на постоянной основе, оценка – на разовой или периодической основе По времени проведения: - до реализации программы (предварительная) - в ходе реализации (промежуточная) - по завершении реализации (обобщающая)

Исторический обзор е. Зарождение теории и практики оценки проектов (project evaluation) е. Выделение теории оценки в самостоятельную область знаний; накопление практического опыта 1980-е. Формирование различных концепций в рамках теории оценки С конца 1990-х. Появление и практическое применение теории оценки в России

Мотивация проведения оценки Внутренние стимулы В ходе мониторинга выявлены какие-либо проблемы Руководители программы хотят изучить возможности по повышению ее эффективности Внешние стимулы Принято решение о существенном пересмотре программы Требуется дополнительное финансирование или рассматривается возможность расширения/прекращения программы

Процедура: 1. Определение цели оценки По целевому назначению: Оценка потребности в проекте Оценка хода реализации Оценка результативности Оценка эффективности Оценка «затраты-выгоды» Оценка влияния Например, повышение эффективности управления в муниципалитете в целом или в отдельной отрасли.

Процедура: 2. Определение задач оценки Задачи оценки формулируются в соответствие с целями, например: Анализ причин успехов и неудач программы Обеспечение и привлечение финансирования Информирование лиц, принимающих решения Корректировка содержания программы Активизация выполнения программы Анализ разногласий, возникающих в ходе реализации программы Привлечения внимания общественности к программе Учет недостатков программы при разработке других программ

Процедура: 3. Организационная схема оценки ЗАКАЗЧИК ИСПОЛНИТЕЛЬ Задание по оценке (цель и задачи) Оценка – работа, которую профессиональный оценщик выполняет по заказу в соответствие с заданием по оценке Главное для оценщика – ответить на вопросы заказчика

Процедура: 4. Формирование структуры оценки II.Параметры оценки III.Индикаторы оценки IV.Критерии успеха программы индикатор индикатор СРАВНЕНИЕ 3. I. Вопросы оценки

Вопросы оценки Соотношение целей и результатов Степень выполнения мероприятий Соотношение затрат и эффекта

Необходимые характеристики индикаторов Определение Источник информации Периодичность Точка отсчета Целевое значение Единица измерения Для каждого индикатора необходимо установить:

Обоснованность Объективность Достоверность Однозначность Измеримость Устойчивость Ориентация на результат Доступность Требования, предъявляемые к индикаторам

Методы и инструменты сбора информации Мониторинг программы Изучение документации и аналитических материалов Анкетирование Фокус-группы Интервью

Схема отчета по оценке Описание фактической ситуации Сравнение фактических показателей/результатов с запланированными (целевыми) Причины успехов и неудач Выводы Рекомендации

Важнейшие моменты, которые нельзя упустить В оценке, ориентированной на управление программами, необходима ориентация на ее промежуточный характер Все разделы отчета по оценке фокусируются на рекомендациях по принятию дальнейших управленческих решений Любая программа – это система интересов. Оценщик должен быть хорошим психологом Негласные правила. Этика оценки. Отношения «заказчик оценки – исполнитель оценки» и конфиденциальность информации