Раздел 1. Утвержденные и перспективные меры государственной политики в области энергосбережения и соответствующие им инструменты, их целевое назначение,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Advertisements

1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
1 Об итогах разработки муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями федерального и республиканского.
Нормативно-правовое обеспечение разработки региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Начальник.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
«Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности к организациям, осуществляющим регулируемые виды.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Транксрипт:

Раздел 1. Утвержденные и перспективные меры государственной политики в области энергосбережения и соответствующие им инструменты, их целевое назначение, практика применения, критерии и условия эффективности

Основные положения государственной политики в области энергосбережения и энергетической эффективности Цель долгосрочной государственной энергетической политики России - максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и выполнения обязательств перед зарубежными партнерами. - переход на путь инновационного и энергоэффективного развития; - изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов; - создание внутренней конкурентной рыночной среды; - интеграция в быстро меняющуюся мировую энергетическую систему. Основные направления развития отраслей топливно-энергетического комплекса: Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 апреля р. Государственная политика и управление в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в Российской Федерации на сегодняшний момент представлена рядом нормативно-правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности: 2

Ключевые положения государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и развитие энергетики» и подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» Цель Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» - надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия ТЭК на окружающую среду. 1. Развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности. Задачи Государственной программы 2. Совершенствование технологии добычи, транспортировки и повышение глубины переработки углеводородного сырья. 3. Развитие использования возобновляемых источников энергии и повышение экологической эффективности энергетики. 4. Содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса. Снижение энергоемкости ВВП на 13,5% в 2020 году по отношению к уровню 2007 года за счет реализации мероприятий подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»; Ожидаемые результаты программы Доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг к 2020 году - 2,5%; снижение выбросов парниковых газов к 2020 году млн. т экв. CO2; доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций к 2020 году 25,0%; внутренние затраты на исследования и разработки, к выручке предприятий реализующих программы инновационного развития к 2020 году 3,0%. Цель подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» - формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности 1. Повышение энергетической эффективности экономики Российской Федерации. Задачи подпрограммы 2. Развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. 3. Внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности. 4. Повышение объемов внедрения научных разработок и инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта РФ за счет реализации мероприятий Подпрограммы в 2020 году на 13,5% к 2007 году. Отношение ежегодного объема финансирования Подпрограммы за счет средств внебюджетных источников, привлеченных за счет реализации механизмов финансовой поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности, к объему финансирования Подпрограммы за счет средств консолидированного бюджета РФ - 2 к 2020 году. Ожидаемые результаты подпрограммы Удельный расход энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе к 2020 году - 46 кг у.т./кв. м в год. Средний удельный расход энергетических ресурсов в жилищном фонде к 2020 году - 31,2 кг у.т./кв. м в год. Количество пользователей государственной информационной системы энерогоэффективность, предоставляющих информацию для включения в данную систему к 2020 году составит единиц. 3

Инструменты государственной политики (утвержденные и перспективные) 4 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Утвержденные Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности интегрированная с государственной ГИС ТЭК системой топливно- энергетического комплекса. Образовательные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Международное сотрудничество в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Механизмы финансовой поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Государственные гарантии по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым организациями. Развитие институциональных механизмов стимулирования энергосбережения. Перспективные Эксплуатация, сопровождение и модернизация государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Повышение информированности общества об энергосберегающих технологиях и стимулирование формирования бережливой модели поведения населения. создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса; В соответствии с положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 года главными механизмами осуществления государственного регулирования в энергетике являются: введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах. 4

Прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение планируемых показателей 5 Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов и активно участвует в мировой торговле ими. Топливно-энергетический комплекс играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивает более 45% поступлений в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации, доля отраслей ТЭК в объеме внутреннего валового продукта составляет почти 30%. Занимая примерно восьмую часть суши планеты, Российская Федерация располагает значительным, а в ряде случаев и самым большим в мире, потенциалом ископаемых и возобновляемых источников энергии. - максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики; - повышения качества жизни населения; - выполнения обязательств перед зарубежными партнерами. Цель долгосрочной государственной энергетической политики России: Основные направления развития отраслей топливно- энергетического комплекса: - переход на путь инновационного и энергоэффективного развития; - изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов; - создание внутренней конкурентной рыночной среды; - интеграция в быстро меняющуюся мировую энергетическую систему. Развитие энергетики страны диктуется новыми тенденциями и явлениями в мировой энергетике, то это создает необходимость регулярной адаптации энергетических параметров. - Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года За последнее пятилетие разработаны и утверждены ряд стратегических программных документов долгосрочного развития топливно- энергетического комплекса, среди которых: - Генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли - Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики - Долгосрочная программа развития угольной промышленности 5

Ключевые направления поддержки государством реализации проектов в области энергоэффективности 6 софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах тех средств, которые предусмотренны федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период; Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется по следующим направлениям: стимулирование и содействие реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования, которое основано на предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемых организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансирование создания государственных информационных систем в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, в том числе государственной информационной системы учета потребления энергетических ресурсов, а также условий для их функционирования; финансирование научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе финансирование разработки и развития методической и нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; финансирование обучения лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Меры стимулирующего характера для привлечения внебюджетных источников финансирования: Государственные гарантии Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях, уплату лизинговых платежей Инвестиционный налоговый кредит и налоговые льготы Долгосрочные тарифы и иные формы использования тарифных источников финансирования 6

Основные направления Государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Приоритеты госполитики Государственное регулирование в области оказания энергосервисных услуг Госгарантии Меры налогового стимулирования Возмещение затрат частично по уплате процентов за кредит Предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию государственных программ Привлечение внебюджетного финансирования Правила возврата инвестиций Повышение мотивации на снижение затрат энергоресурсов Многосекторность Изменения в действующих методических указаниях Дополнение программ в области энергоэффективности индикаторами Формирование спроса на энергоэффективные технологии и оборудование Установка критериев и целевых индикаторов энергетической эффективности в процессе тарифного регулирования субъектов естественных монополий Правила возврата инвестиций Внесение изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Системная поддержка инновационных пилотных проектов в электроэнергетике 7

Управление государственной программой на региональном и муниципальном уровне 8 Распоряжение Правительства РФ от р «Об утверждении государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики»; Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Нормативная база: В рамках реализации подпрограммы все субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Для достижения стратегической цели региональной энергетической политики необходимо решение следующих задач: - совершенствование взаимодействия на основе законодательного разграничения полномочий в сфере реализации энергосберегающей политики, обеспечения надежности и безопасности, регулирования и развития энергетического сектора между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; - государственная поддержка развития меж- и внутрирегиональной энергетической инфраструктуры; - реализация крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, Арктики); - стимулирование комплексного развития региональной энергетики. Стратегическая цель региональной энергетической политики в Российской Федерации - создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. - обеспечению согласованности региональных и федеральных стратегических программ развития энергетики и отдельных ее отраслей и секторов, законодательного разграничения полномочий и зон ответственности властей разного уровня, совершенствованию и повышению прозрачности системы распределения доходов от добычи и производства энергоресурсов; - ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике; - развитию необходимых меж- и внутрирегиональных энерготранспортных коммуникаций, созданию разных видов энергетической инфраструктуры для региональных территориально- производственных кластеров энергоемкого (ресурсного) и энергоэффективного (инновационного) типов развития; - разработке и реализации региональных энергетических программ, региональных программ энергосбережения, максимизации экономически эффективного использования местных источников топливно-энергетических ресурсов, развитию экономически эффективных децентрализованных и индивидуальных систем теплоснабжения. В рамках достижения цели государственной программы, субъекты Российской Федерации во взаимодействии с федеральным уровнем власти выполняют мероприятия по:

Новый подход к разработке и реализация региональных программ по энергоэффективности 9 Из Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» в последней редакции - в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 1. Региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы) должны содержать: перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов). 2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации. 3. Панируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ. 4. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматриваемые в программах, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения. 5. При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования. К новому подходу в разработке региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся обновленные: целевые показатели региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ПП РФ от 31 декабря 2009 г в ред. от N 593); мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов) (ПП РФ от 31 декабря 2009 г в ред. от N 615).

Введение единой ответственности за энергоэффективность в регионе. 10 Правовое положение бюджетных учреждений не позволяет привлекать инвестиции Повышение энергоэффективности - непрофильная деятельность для бюджетных учреждений и как следствие незаинтересованность руководителей и отсутствие квалифицированных специалистов - передать ответственность и ресурсы организациям, для которых эта деятельность будет профильной. На уровне субъекта Российской Федерации - это региональный институт развития, который принимает на себя функцию единого ответственного за энергосбережение в регионе. Возможное решение проблемы Факторы, сдерживающие повышение энергоэффективности организаций, находящихся в собственности государства:

Институт развития (Уполномоченный орган) - юридическое лицо, основанное на праве собственности субъекта РФ, обладает полномочиями по выработке и реализации на территории субъекта РФ мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также обладает полномочиями по предоставлению финансовой помощи (грантов, субсидий) на реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономической деятельности. Региональный институт развития Перспективная модель управления предусматривает реализацию мероприятий энергосбережения в рамках отраслевых программ развития региона с выделением энергосбережения в отдельную подпрограмму. - Отраслевое министерство выделяет средства на реализацию энергоэффективных мероприятий ПП из регионального бюджета. - Региональный институт развития привлекает внебюджетные средства на реализацию части мероприятий ПП. - Региональный институт развития привлекает федеральные субсидии на финансирование утвержденных мероприятий ПП и передает их в хозяйствующий субъект посредством. - Отраслевое министерство координирует и контролирует исполнение мероприятий ПП. - Отраслевое министерство обеспечивает информационную поддержку реализации мероприятий ПП Каждое отраслевое министерство выделяет среди мероприятий, запланированных к реализации в рамках отраслевых программ развития, мероприятия с эффектом энергосбережения и составляет из них подпрограмму энергосбережения (ПП). - Отраслевое министерство количественно оценивает эффект энергосбережения от реализации мероприятий ПП. Оценка включает в себя в том числе расчет целевых показателей энергосбережения в отрасли. - Отраслевое министерство передает ПП в региональный институт развития. Реализация мероприятий энергосбережения: - Отраслевое министерство собирает данные о реализации мероприятий ПП со стороны муниципальных образований и профильных организаций. - Периодичность отчётности в адрес отраслевого министерства раз в квартал. - Состав отчетности: объем проведенных работ; достигнутая экономия ТЭР, абсолютные показатели; снижение удельного энергопотребления; затраты финансовых средств на проекты. - Отраслевое министерство передает полученные данные в региональный институт развития. Мониторинг хода выполнения мероприятий энергосбережения: Планирование мероприятий энергосбережения включает в себя:

12 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 12 1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; 4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации; 5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; 6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; 7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд; 9) установление порядка осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования; 11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти; 13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление; 14) осуществление федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ к полномочиям органов государственной власти РФ. 12

Практика применения государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергоэффективности содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов); содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности; поддержка региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения; реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов; содействие в осуществлении образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и информационной поддержки мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; иные предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности направления. Направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: 1. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться по следующим направлениям: с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться: в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства федерального бюджета, предусмотренные указанным федеральным законом, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством РФ 3. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление. Такая компенсация может обеспечиваться за счет установления для населения цен (тарифов), дифференцированных в отношении энергетических ресурсов, поставляемых населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления. 4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы), применяемые при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления, 13