КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Понятие, состав и характеристика УУД в связи с содержанием отдельных учебных предметов Подготовила учитель географии: Сухарь Н.В.
Понятие « универсальные учебные действия » В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усва ивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают уча щимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея тельности, включающей осознание её целевой направленнос ти, ценностно - смысловых и операциональных характеристик.
Функции универсальных учебных действий : обеспечение возможностей обучающегося самостоятель но осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результа ты деятельности ;
Функции универсальных учебных действий : создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, фор мирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образо вания, можно выделить четыре блока : личностный, регулятивный ( включающий также действия саморегуляции ), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию обучающихся ( умение соотносить поступки и события с принятыми этичес кими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения ) и ориентацию в соци альных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обес печивают обучающимся организацию своей учебной деятель ности.
Познавательные универсальные учебные действия включают : общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы.
Особую группу общеучебных универсальных действий со ставляют знаково - символические действия : моделирование преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта ( пространственно - графическая или знаково - символическая ): преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности ; умение слушать и вступать в диалог ; участвовать в коллективном обсуждении проблем ; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий : коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связаны с решением проблемы, личностные – определяют мотивационную ориентацию, регулятивные – обеспечивают организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Предмет « Русский язык », наряду с достижением предметных результатов, обеспечивает : личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
Предмет « Литературное чтение » способствует : Предмет « Литературное чтение способствует : личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, даёт возможность для формирования первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности ; порождает смыслообразование через прослеживание « судьбы героя » и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.
Предмет « Математика » направлен на развитие познавательных универсальных учебных действий : использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, овладение основами логического и алгоритмического мышления, планирования ( цепочки действий по задачам ); систематизации и структурирования знаний ;
Предмет « Окружающий мир » обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий Именно он обеспечивает осознание целостности окружающего мир, освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире способствует личностному развитию ученика, обеспечивает сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
Учебный предмет « Технология » обеспечивает реализацию следующих видов УУД : формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека ; формирование мотивации успеха и достижения младших школьников, творческой самореализации ;
Потенциалом для формирования универсальных учебных действий является использование ситуационных и компетентностных задач. Ситуационные и компетентностные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка.
1) Личностные результаты. Проверяем умение объяснять с позиции обще - человеческих нравственных ценностей, почему конкретные однозначно поступки можно оценить как хорошие или плохие.
2) Регулятивные универсальные учебные действия. Проверяем умение составлять план решения проблемы ( задачи ).
3) Познавательные универсальные учебные действия. Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
4) Коммуникативные универсальные учебные действия. Проверяем умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.
5) текст. 6) ознакомление 7) понимание 8) применение 9) анализ 10) синтез 11)0 цинка