История исследования групп в социальной психологии Презентация сделана на основе материала взятого с сайта

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные подходы в отечественной психологии малых групп: 1.Деятелъностный подход 2.Программно-ролевой подход 3.Социометрический подход 4.Организационно-управленческий.
Advertisements

УСТНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила: Салкимбаева А.М.
Воспитание как педагогический процесс.
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Изучение факторов детерминирующих социально- психологический климат подросткового коллектива Левченко Елена Геннадьевна.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Выполнил : Курикко В. И.. Термин « групповая динамика » употребляется в трех различных значениях : Определенное направление в исследованиях, школа К.
Теоретические основы ОП Гаврилова Светлана Владимировна Кафедра Управления Человеческими Ресурсами.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
«Поисковое исследование условий перехода на компетентностную модель подготовки студента с учетом анализа соответствующих современной государственной политике.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» - ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
1 21. ТЕЗИСЫ И РЕЦЕНЗИЯ – ЭТО ТОЖЕ ВАЖНО! Основные правила написания Кто предупреждает нас о бесполезных путях, оказывает нам такую же услугу, как и тот,
Транксрипт:

История исследования групп в социальной психологии Презентация сделана на основе материала взятого с сайта

Для того, чтобы перспективы изучения групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема групп стала основной.

Исходная точка анализа датируется 1897 г. Норман Триплет опубликовал Результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 20-е годы в Германии В. Меде и в США Флойд Генри Оллпорт во многом продолжили линию исследований, начатую Норманом Триплетом. Кроме того, Флойд Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы. Исходная точка анализа датируется 1897 г. Норман Триплет опубликовал Результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. В 20-е годы в Германии В. Меде и в США Флойд Генри Оллпорт во многом продолжили линию исследований, начатую Норманом Триплетом. Кроме того, Флойд Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы.

30-е началу 40-е годы Оригинальные экспериментальные исследований, которые осуществлялись в лабораторных и полевых условиях, и первые серьезные попытки разработки теории группового поведения. В это время Музафер Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Теодор Ньюк исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Эксперимент Музафера Шерифа Проводился в 1954 г. в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. 1: 2: 3: 4:

Курт Левин. Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены знаменитые опыты Рональда Липпитта и Ральфа Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства и оригинальное исследование изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии. Из школы Курта Левина вышли многие ведущие западные специалисты в области психологии малых групп, а основанный им исследовательский Центр групповой динамики при Мичиганском университете (США) является крупнейшим на Западе.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, о поисках эффективных приемов управления группами. В первое послевоенное двадцатилетие оформились основные направления исследований групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспериментальные (главным образом лабораторные) парадигмы достигли высокой степени совершенства.

К началу 70-х годов зарубежные авторы выделяли несколько крупных подходов, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии. Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Социологическое направление в изучении групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Элтон Мэйо. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Интеракционистская концепция. Эмпирико-статистическое направление. На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода: Деятельностный подход (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Г.М. Андреева) Социометрическое направление Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский Организационно-управленческий подход (Е.С. Кузьмин) К началу 70-х годов зарубежные авторы выделяли несколько крупных подходов, в той или иной мере определивших развитие групповой психологии. Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Социологическое направление в изучении групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Элтон Мэйо. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Интеракционистская концепция. Эмпирико-статистическое направление. На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как минимум четыре крупных исследовательских подхода: Деятельностный подход (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Г.М. Андреева) Социометрическое направление Параметрическая концепция. Создателем этого исследовательского подхода является Л.И. Уманский Организационно-управленческий подход (Е.С. Кузьмин)

Таким образом, преобладающая на сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок, в разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие, обще групповые обобщения, но скорее призванных объяснить довольно узкий круг эмпирических фактов, относящихся, к тому или иному отдельному групповому феномену, реже к нескольким из них.