Программа развития образовательного учреждения Теоретические подходы Автор-разработчик И.А. Зеленцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка инновационной образовательной программы (проекта) образовательного учреждения.
Advertisements

Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
1 Школьная команда и ее позиция в школе Порфирьева Н.Н.- руководитель ЭММЦ
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Разработка педагогического проекта. Проектная деятельность Проект - «брошенный вперед», прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
ПРОГРАММА - нормативно-управленческий документ, в котором находят отражение основные направления какой-либо деятельности, обеспечивающие посредством способов,
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
«Организация опытно- экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении»
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Транксрипт:

Программа развития образовательного учреждения Теоретические подходы Автор-разработчик И.А. Зеленцов

Программа Образовательная программа школы – документ, описывающий образовательную систему школы в период ее текущего функционирования (традиционная идеология). Комплексно-целевая программа школы - перечень документов, рассчитанный на решение конкретных, болевых проблем школы, на совершенствование каких-то участков её работы. Программы локальных или модульных изменений. Программа ОЭР – направлена на разработку и апробацию способов внедрения научного знания. Программа НИР – направлена на получение нового знания и разработку технологий его внедрения. Программа как особо крупный проект

Программа развития образовательного учреждения - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении (инновационный режим), сопровождающиеся программно-целевым управлением. Обеспечивает новое качественное состояние образовательной системе. Модель желаемого инновационного процесса Признаки: Стратегический характер Инновационная направленность Прогностичность, направленность на будущее Идеология системного, программно-целевого управления.

Логика выстраивания программы 2. Определение желаемого будущего 3. Определение стратегии и тактики изменений 1. Констатация существующего положения дел

Ошибки разработчиков программ развития Смешение программы с концепцией (концепция – система взглядов, не предполагающая конкретного плана действий) Описание частных нововведений без стратегического замысла преобразований Прогноз результатов деятельности учреждения Избыточная информация о текущем функционировании образовательного учреждения План деятельности носит бесструктурный, сумбурный характер Отсутствие целостности и комплексности программы

Цели слишком общие, не конкретные Выделение большого количества задач, Неопределенность ресурсного обеспечения, Размытость результатов программы, Отсутствие описания механизмов достижения цели, Алогичность в структуре материала, Отсутствие диагностического инструментария к измерению результатов

Требования к разработке программ развития Актуальность программы, нацеленность на решение основных проблем школы. Стратегичность программы (от концептуализации к детализации). Индивидуальность программы (решение специфических проблем школы). Ценностно-целевая согласованность программы. Полнота, системность и логичность построения. Контролируемость программы. Реалистичность и реализуемость программы. Нацеленность на максимально возможные результаты при рационально используемых ресурсах.

Требования к разработке программ развития Интегрирующая, консолидирующая направленность программы. Привлекательность программы. Культура оформления программы.

Структура программы развития образовательного учреждения (А.Моисеев) Краткая аннотация (паспорт) документа Краткая информационная справка об образовательном учреждении Аналитическо-прогностическое обоснование Концептуальный проект желаемого будущего Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние Приложения.

Структура программы развития образовательного учреждения (В.Сериков) Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешенных проблем, обобщенная справка о состоянии ОУ). Концептуально-прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий). Ресурсное обеспечение программы развития Приложение (диагностический инструментарий)

Структура программы развития образовательного учреждения (В.Лазарев) Проблемы, на решение которых ориентирована Новшества, за счет которых решаются проблемы Проект желаемого будущего (совокупность новшеств) Стратегия осуществления изменений Цель программы План действий Инновационные проекты осуществления частных изменений Ресурсное обеспечение программы Кадровое обеспечение программы Экспертиза программы

Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы школы Требования: Операциональность (количественная и качественная шкала). Полнота выявления недостатков и ограничений. Обоснованная оценка значимости проблем. Прогностичность.

Проблема Это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеется противоречие между желаемым и действительным состоянием. Например: Каковы эффективные способы достижения нового качества образования, обеспечивающие возможность ученикам самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности?

Признаки наличия проблемы: Затруднения практики Анализ практики на предмет выявления требуемых знаний Недостаток в результатах работы системы Неясность причин и способов устранения недостатков (недостаток проявляется на основе сравнения реального положения дел с требуемым-желаемым).

Формулировка проблемы: 1. Актуальность «Уже не проблема» «Актуальная проблема» «Еще не проблема» Влияние на результаты не высокие. В организации имеются все необходимые средства для решения проблемы Сильное отрицательное влияние на результативность организации. Объективно есть средства для решения проблем, но пока их нет в организации. Незначительное влияние на результаты работы учреждения. Средств для решения проблем недостаточно или вовсе отсутствуют.

Проблема может формулироваться в виде: Проблемной ситуации – описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения. Например, на основе проблемно-ориентированного анализа, для определения содержания…

Проблемного вопроса – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания. Выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования. Часто начинается со слов, «КАКОВЫ, КАК, В КАКОЙ МЕРЕ» и др. Например, каковы педагогические условия отбора содержания и реализации регионального компонента подготовки педагогических кадров.

Проблемной задачи – это обозначение предполагаемого результата исследования. Проблемная задача формулируется как обыкновенная цель – «найти способы связи компонентов системы …», «определение комплекса условий …».

Задание: Сформулируйте проблему, следуя предложенной цепочке действий Логическая подсказка для формулирования проблемы Признаки негативно- го состояния Проблем- ная ситуация Противоре чия Проблема Потребности, Желания, Необходимость Требования социального заказа, Новые задачи, стоящие перед… Проти воре- чия между … Недостаточная разработанность этой области знаний, Низким уровнем, Невысоким качеством, Нереализованными возможностями, Отсутствием адекватного содержания, Неразработанностью необходимых методик (технологий, техник, диагностик и т.д.)

Противоречие между имеющимися программами и методиками обучения детей в образовательном учреждении и индивидуальными особенностями одаренных детей. Проблема несоответствия содержания программ, методики обучения и индивидуальными особенностями одаренных детей. Как преодолеть несоответствие содержания программ, методик обучения и индивидуальных особенностей одаренных детей?

Тема «Свернутое» в одно предложение содержание локальная формулировка, выражающая главную идею, мотив, пафос изучаемой проблемы. Требования к формулировке темы: Актуальность. Значимость темы. Конкретность, точность. Проблемность. Прогностичность. Самостоятельность выбора темы Неординарность. Грамотность, осторожно пользоваться терминами-понятиями.

1. Концептуальный проект (концепция) Проектирование миссии образовательного учреждения (приоритетных интересов), целей и принципов построения. Поиск, изучение и оценка новшеств. Предварительный выбор идей. Формирование образа будущего.

Цель – это желаемый результат деятельности достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Требования к постановке целей Реалистичность, посильность, достижимость. Контролируемость Однозначность, представлять в обобщенном виде конечный продукт исследования. Проверяемость цели, ее контролируемость, в отдельных случаях диагностируемость. Определенность во времени (определены сроки проведения проекта, практичность). Операциональность (цель распределена на задачи).

Задание Исходя из проблемной ситуации, сформулируйте проблему, тему, цель. Тема - Совершенствование структуры управления школой Противоречие - Между существующей структурой и возникшими новыми функциями управления Проблема - Каковы пути совершенствования структуры управления школой на основе учета новых функций управления Цель - Разработать новую структурно- функциональную модель управления школой.

Гипотеза – это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки. При формулировании гипотезы речь идет о постановке вопроса и формулировке предположений, которые должны быть решены и объяснены данным исследованием. В процессе построения гипотезы создаются представления о возможных связях между исследуемыми явлениями.

Требования к гипотезе Соответствие фактам Проверяемость Приложимость к большому кругу явлений Возможная простота Непротиворечивость

Алгоритмы формулирования гипотез « возможно, если в качестве условий будут Б,В,Г…». Б,В,Г - педагогические условия. Модификации гипотезы – «если будут Б,В,Г, то возможно А», «…возможно в случае…», «…возможно при условии…», «возможно при наличии…». «А есть В». НАПРИМЕР, индивидуализация обучения есть эффективное средство реабилитации учебных возможностей учащихся. «чтобы получить А, надо взять В и совершить по отношению к нему действия С, С1, С2…»

Гипотеза Индивидуализация обучения одаренных детей будет более эффективной, если: 1) создать вариативные программы обучения; 2) принять в качестве ведущей стратегии обучения исследовательскую деятельность детей; 3) разработать индивидуальные «маршруты» учащихся.

Задача – желаемый результат деятельности,достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование.

Классы задач Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать содержание и методы деятельности учителей по…», «описать опыт использования теории в практике….», «определить роль и место использования технических средств…».

Связаны с экспериментом: «экспериментально проверить и установить общие и специфические условия оптимальной реализации разработанной модели…», «экспериментально изучить…», «опытно- экспериментальным путем проверить эффективность…». Разработка на протяжении всего проекта методических рекомендательных материалов: «разработать программы профессиональной ориентации…», «разработать комплекс заданий…», «составить рекомендации по использованию…».

2. Стратегическое планирование Переход от замысла к плану действий. Разработка приоритетных направлений изменений (задачи) Операциональное определение целей каждого этапа Составление плана реализации

Образец календарного плана Этапы реализации Описание работы Время (месяц) Время (год) Ожидаемые результаты 1. Выбор темы 1. Обсуждение темы в пед.коллективе 2. Утверждение темы в управлении образованием Май август 2001 Предварительна я формулировка темы 2. Ознакомление с проблемой посредством литературных источников 3. Ознакомление с педагогическим опытом по исследуемой проблеме

Образец этапов РАБОТЫ: Этап (Направле ния и задачи изменений) Сроки Прогнозиру- емые результаты Прогнози- руемые продукты

Показатель – наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо; мерило оценки. Критерии ПоказателиМетоды Методики

Ожидаемые результаты Критерии Показате- ли методыметодики Предпочитае мый способ учебной деятельности Удовлетворенн ость при разных способах организации учебной деятельности Стремление к продолжению исследования вне урока Анкетирование, беседа, наблюдение, анализ детских работ Проективные и др.

Условия успешного осуществления программы развития Условия социально-политического плана. Организационно-управленческие условия: изменение штатного расписания в сторону увеличения; изменение организационной структуры.

3. Организационно-методические условия : Наличие "лидера" (группы), вооруженного идеями преобразования и способного их генерировать; Осмысление реальных трудностей, противоречий, перспектив развития; Достаточно высокий общекультурный уровень педколлектива. Высокий престиж учреждения, доверие к нему родителей и общественности; Благоприятный психологический климат в коллективе; Не очень большое число учащихся (до ); Занятие в одну смену; Резерв свободного времени у участников эксперимента, дающих возможность думать, составлять проекты и т.д.; Контакты с научными коллективами.

Финансовые и материально- технические условия Наличие материальных средств; Финансовое и материально- техническое обоснование эксперимента и его программы.

Кадровое обеспечение Наличие квалифицированных кадров, владеющих ведущими видами исследовательской деятельности (достаточно высокая инновационную готовность: исследовательская и методическая подготовка); Руководство школы способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного исследования. Научное руководство исследованием осуществляет квалифицированный ученый- исследователь

Нормативное обеспечение Переработка нормативных внутришкольных актов. ОЭР фиксируется в основных документах: Педагогическая концепция. Проект или программа, где отражены вопросы организационного, кадрового, материального обеспечения поиска, факторы риска и способы компенсации, форма представления результата, а также содержание и способы управления ОЭР. Устав учреждения, положения о подразделениях. Учебные планы и программы (авторские, оригинальные). Штатное расписание и положение о комплектовании, об оплате труда и т.д. Смета расходов и другие документы, разрабатываемые в ходе эксперимента.

Экспертиза программы может проводится по следующим критериям: 1. Качество подготовки проблемы (операциональность, обоснованность, четкость, конкретность) 2. Качество проработки содержания нововведений (конкретность, детальность, достаточность) 3. Качество определение ожидаемого результата (достаточность, контролируемость) 4. Качество проработки плана реализации (достаточность, контролируемость, ресурсность, реалистичность) 5. Общие требования к программе: ценностно- целевая согласованность, гуманитарность, инновационность …