Лекарственное страхование в России: возможные модели Попович Лариса Дмитриевна, Научный руководитель НИСИ, к.б.н. 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль фармакоэкономических исследований в системе принятия государственных решений по обеспечению лекарственной помощью населения Российской Федерации Хабриев.
Advertisements

1 Пути повышение доступности медицинской помощи Попович Лариса, Директор Институт экономики здравоохранения Высшая школа экономики Москва, 2012.
Серж Скотто Глава представительства АстраЗенека в России Председатель Совета директоров AIPM Развитие фармакоэкономики в России – роль международных фармацевтических.
1 МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Правовой анализ регулирования рынка лекарств: государственные закупки и мониторинг цен» Дмитрий Алешко Старший партнер Юридической компании «Правовой.
Влияние ДЛО на развитие фармацевтического рынка в России Спикер: Кузин Александр Генеральный директор DSM Group 27 февраля 2007 года.
К вопросу о Национальной лекарственной политике в России Попович Лариса, Директор Института экономики здравоохранения Национальный исследовательский Университет.
Возможные пути улучшения ценообразования и качества закупаемых лекарственных средств.
Восемь лет настройки цен – от НДС к ЖНВЛС регулирование цен на ЛС, российский опыт Беспалов Николай руководитель департамента аналитических исследований.
Ценообразование на ЛС в России Заседание Московского Научного Студенческого Общества Фармакоэкономических Исследований Воробьев Андрей Павлович.
Источники финансирования обязательного медицинского страхования в разных странах (%). СтранаИсточники дохода (%)Размер страхового взноса (% от дохода)
Проект Концепции лекарственного обеспечения системы здравоохранени я (инновационный подход) Координатор проекта Вайнтруб Р.Е. Разработчик Видро В.Л. Эксперты.
Объединенные закупки и доступ к лекарствам Андрей Сенных Расширяя движение гражданского общества за снижение цен на лекарства августа 2012 г. Тбилиси,
Роль оценки медицинских технологий для совершенствования лекарственного обеспечения населения Игнатьева Виктория Игоревна НИИ клинико-экономической экспертизы.
Основные принципы ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Лекарственное страхование: фармакоэкономика как основной элемент снижения затрат на оказание медицинской помощи» Ломакин Алексей Викторович Специалист.
ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ягудина Роза Исмаиловна доктор фармацевтических.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Применение различных способов оплаты в системе обязательного медицинского страхования.
Меркасимов А.М. является формой социальной защиты населения в охране здоровья.
Транксрипт:

Лекарственное страхование в России: возможные модели Попович Лариса Дмитриевна, Научный руководитель НИСИ, к.б.н. 2009

Два выбора государственной системы лекарственного обеспечения населения ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Экономическая Объемы государственного финансирования лекарственного обеспечения Государственная ценовая политика и жесткость регулирования. Категории дотируемого населения и способы компенсации затрат на лекарства Физическая Принципы формирования национального списка ЖНВЛС Государственная политика в отношении фармпроизводителей и дистрибьютеров, планирование закупок Ограничения в доступе к выполнению государственного заказа для аптек РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАТРАТ В отношении препаратов Генерическая/ терапевтическая замена Ограничительные перечни В отношении пациентов Негативный список Позитивный список Соплатеж пациентов Перевод лекарств в категорию «Отпуск без рецепта» В отношении врачей Ограничение бюджета врача общей практики Принуждение к выписке из «Списка основных препаратов»

Источники: DSM Group, 2008, Фармэксперт, 2007 Структура лекарственного рынка РФ.

Ценовая сегментация коммерческого сектора розничного фармрынка России в стоимостном выражении менее 1 EUR1-3 EUR3-5 EUR 5-10 EURболее 10 EUR Источник: Фармэксперт, 2008

Объем рынка лекарственных средств в мире в 2007 году по ППП (в России – с учетом ДЛО) Предварительные итоги 2008 года (DSM-Group): Темп роста – 27% Объем рынка – 18,5 млрд.долл. Коммерческий сегмент – 9,5 млрд.долл.

Изменение цен ГЛС на коммерческом аптечном рынке России за декабрь 2007 г. – декабрь 2008 г. Источник: DSM Group «…в 2009 году лекарства подорожают в среднем на 23%»

Доля государственных расходов на лекарства в общих расходах на здравоохранение в странах ОЭСР ( % ВВП). Источник:Минздравсоцразвития РФ, 2008

Мировой опыт лекарственного страхования: Страхователи и застрахованные Источник компенсации (плательщик) Государство (Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Австралия, Новая Зеландия) Регионы (Италия, Испания) Из местных средств (Швеция, Швейцария) Провинции (Канада) Страховые фонды (Чехия, Венгрия, Словения) Смешанно (США) Контингент Социальные льготники (Франция) Застрахованные на случай болезни (Германия) Пациенты государственной службы здравоохранения (Англия, Чехия) Лица старше 65 лет (Испания) Малообеспеченные граждане и инвалиды (Венгрия) Лица старше 66 лет и больные определенными группами заболеваний (Норвегия )

Основные подходы к разработке систем возмещения СтранаВозмещение стоимости ЛСУровень возмещения стоимости ЛС Страны ЕС Франция Положительный списокУстанавливается в процессе переговоров Германия Отрицательный списокЭталонные цены Испания Отрицательный список + положительный список Эталонные цены Англия Выборочный отрицательный список Шкала (тарифы) возмещения Швеция Положительный списокЭталонные цены на препараты разных производителей. Новые препараты - регистрация цен Бельгия Положительный списокРегистрируемые цены Страны Северной Америки СШАОбщественные программы здравоохранения, частное страхование здоровья Общественные программы: минимальный из возможных вариантов. Частное страхование: фиксированные расценки, включающие плату за ЛС Страны Азиатско-Тихоокеанского региона КитайНациональный и региональные списки ЛС, стоимость которых подлежит возмещению Установленные цены ЯпонияПоложительный списокРегистрируемые (стандартные) цены

Мировой опыт: Особенности совместной оплаты за лекарственные средства СтранаМеханизм сооплатыСооплатаПредел сбора с пациента АвстрияФиксированный3,15 евро за упаковкуНет ДанияДифференцированный 0%, 25%, 50% стоимости лекарства Нет ФинляндияФиксированный+ Дифференцированный 0%, 25%, 50%свыше франшизы 553 евро в год ФранцияДифференцированный0, 35%, 65%Нет ГерманияФиксированный1,56; 2,60; 3,64 евро2%от ежегодного дохода ИталияФиксированный+ Дифференцированный 50% стоимости ЛС. + 1,57 евро за упаковку Нет НидерландыОтсутствует Нет АнглияФиксированный7,04 евро за каждое лекарственное средство 100,4 евро ежегодно по сертификату предварительной оплаты Источник: Mossialos et al. (2004)

Мировой опыт: Распространенность регулированной генерической замены ЛС Источник: WHO, 2007

Мировой опыт: Методы стимулирования врачей к выписке генериков в ЕС МетодСтрана Поощрение или требование выписывания генериков Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания (некоторые регионы), Великобритания Бюджет выпискиГермания, Италия, Ирландия, Великобритания Соглашение на оплату, связанное с выпискойИспания (локальные схемы), Нидерланды (локальная схема в Лимбурге) Распространение информации для продвижения генериков Бельгия, Италия, Ирландия, Португалия, Великобритания Руководства по выпискеФранция, Нидерланды, Португалия, Великобритания Мониторинг выпискиАвстрия, Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Великобритания Источник: Mossialos et al. (2004)

Мировой опыт: Тип и объект регулирования ценообразования на ЛС СтранаТип регулирования ценЛС, цены на которые подлежат регулированию Страны ЕС Франция Государственное регулирование + свободное ценообразование ЛС, стоимость которых подлежит возмещению (рецептурные) Германия Свободное ценообразование + государственное регулирование Торговая надбавка - оптовая и розничная Испания Государственное регулированиеЛС, стоимость которых подлежит возмещению Великобритания Свободное ценообразование + косвенное регулирование Принципиально новые ЛС, стоимость которых подлежит возмещению Швеция Свободное ценообразование + государственное регулирование ЛС, стоимость которых подлежит возмещению Бельгия Государственное регулированиеВсе ЛС Страны Южноазиатского региона Индия Государственное регулирование + свободное ценообразование Препараты, включенные в списки

Мировой опыт: Сравнительные определения референтной цены СтранаГод введения Определение референтной цены Германия 1989Статистически рассчитанная медианная цена для лекарств, содержащих одинаковые активные субстанции и имеющих сравнимую эффективность Нидерланды 1991Средняя цена лекарств со сходным фармакотерапевтическим эффектом Дания 1996Самая низкая цена генерического эквивалента, доступного на рынке Испания 2000Среднеарифметическое значение трех самых низких по цене суточных дозировок, входящих в формуляры и пересчитанных по DDD* Бельгия 2001Равная цене, которая на 26% ниже цены оригинального бренда для генерически эквивалентного продукта Италия 2001Самая низкая цена генерического эквивалента, доступная на рынке Португалия 2003Самая низкая цена генерического эквивалента, доступная на рынке *Defined Daily Dose – установленная суточная доза

Лекарственное страхование в России: 1. Застрахованные Возможные решения в России Вариант 1. Лица определенных возрастных групп и больные определенными группами заболеваний Вариант 2. Все пациенты государственной системы здравоохранения Достоинства решений Вариант 1. Схема привычна и позволяет защитить социально уязвимые группы населения Вариант 2. Схема позволяет более эффективно использовать страховые механизмы Риски решений Вариант 1. Наличие фактора «селекции рисков», зависимость результата от совершенства организации системы учета «свой-чужой» (получатели социальных преференций и прочее население). Вариант 2. Отсутствие расчетных данных о потребных ресурсах, необходимость модификации существующей законодательной базы

Лекарственное страхование в России: 2. Перечень лекарств, подлежащих возмещению Возможные решения в России Формирование нескольких списков, дифференцированных по категориям получателей, видам заболеваний и категориям лекарственных средств. Наличие «негативных списков» препаратов, не подлежащих возмещению или возмещаемых только при определенных условиях. Замены лекарств в списках при наличии экономического обоснования Достоинства решений Возможность более точного удовлетворения потребностей конкретных категорий пациентов. Транспарентность при формировании и модификации списков. Возможность более точного планирования затрат. Риски решений Сложность организации системы мониторинга. Необходимость серьезной информационно-аналитической поддержки и создания независимой системы контроля за реализацией программы.

Лекарственное страхование в России: 3. Условия осуществления компенсации стоимости лекарств из списка и механизмы соплатежей Возможные решения в России Создание дифференцированных программ государственного возмещения расходов на лекарственные препараты в зависимости от социальной категории пациента, тяжести его заболевания, особенностей получаемого препарата. Дифференцированная система обязательного соучастия пациента в оплате лекарств. Частичная оплата расходов на лекарства за счет средств лечебных учреждений в составе тарифа на медицинскую помощь. Достоинства решений Включение механизмов, повышающих рациональность расходования государственных ресурсов. Появление мотивации пациента и врача к назначению наиболее затратно- эффективных препаратов. Риски решений Необходимость реформирования сложившейся системы организации лекарственного обеспечения на фоне неудачно созданной системы ДЛО. Необходимость разработки четкого и хорошо реализуемого плана действий.

Модель 1: Инкорпорирование в ОМС

Модель 2: Имущественное страхование (компенсация затрат)

Модель 3: Добровольное медицинское страхование с лекарственным обеспечением

Анализ предлагаемых вариантов: Преимущества Инкорпорирование в систему ОМС Наличие организационной схемы решения (медицинские страховые организации); Наличие развитой системы экспертного контроля Возможность одновременного контроля госпитального и амбулаторного лекарственного обеспечения Имущественное страхование (компенсация затрат) Возможность использования реальных страховых принципов Возможность создания гибкой системы соплатежей населения Возможность выстраивания модели вне зависимости от модификации системы ОМС

Анализ предлагаемых вариантов: Недостатки Инкорпорирование в систему ОМС Невозможность реализации реальных страховых принципов лекарственного обеспечения в рамках сложившейся системы ОМС Введение системы серьезно осложнит модернизацию системы ОМС Невозможность простого наложения системы лекарственного страхования на ОМС, так как система ОМС и сложившаяся система лекарственного обеспечения в ДЛО не полностью совпадают в части субъектов и объектов страхования Эффективность работы страховщиков в системе ОМС будет оказывать влияние на эффективность новой модели лекарственного страхования Сложность одновременного администрирования разных по сути страховых рисков в системе ОМС и в страховании расходов на лекарственное обеспечение Имущественное страхование (компенсация затрат) Значительные требования к финансовой устойчивости страховщиков Отсутствие реальной страховой статистики для расчета страховых тарифов Отсутствие эффективной системы регулирования ценообразования на фармрынке, делающая невозможным актуарные расчеты страховых резервов.

Общие проблемы для обоих вариантов Необходимость формирования дифференцированных базовых программ ОМС для пациентов различных возрастных групп и тяжести течения заболевания. Необходимость введения дифференцированной системы обязательных соплатежей населения (франшизы) при получении лекарственных средств. Необходимость включения возмещаемой стоимости лекарственных средств в состав дифференцированного тарифа на амбулаторно-поликлиническую помощь. Необходимость включения лечебных учреждений в число плательщиков аптечным предприятиям. Необходимость нормативной модификации существующей схемы лекарственного обеспечения. Негативные последствия неудачно реализованной модели ДЛО. Необходимость наличия политической воли для реформирования сложившейся системы.

Сегодня и завтра рынка лекарств в Российской Федерации Источник: Министерство промышленности и торговли, 2008

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Попович Лариса Дмитриевна, руководитель НИСИ, к.б.н.