ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Шаховская Л.С., д.э.н., профессорШаховская Л.С., д.э.н., профессор Новакова Е.И., м.э., аспирант Волгоградский государственный технический университет Кафедра Мировой экономики и экономической теории
необходимостью его адаптации к рыночным условиям существования 1 потребностью российской экономики в профессиональных кадрах, обладающих новыми компетенциями, способными обеспечить устойчивое конкурентоспособное положение страны на мировых рынках. 2 Модернизация российского высшего профессионального образования вызвана следующими причинами:
Основным фактором развития эффективной модели инновационной национальной экономики, которая является стратегическим выбором России, становится конкурентоспособный работник, компетенции которого формируются и воспроизводятся в основном на двух взаимосвязанных социально-значимых рынках (СЗР) – рынке образовательных услуг (РОУ) и рынке труда (РТ)
реализуемые на них общественные блага, способны одновременно удовлетворять как индивидуальные, так и общественные потребности в долгосрочном периоде 1 СЗР по природе своей, являются «парными» - взаимосвязанными с другими аналогичными рынками (например, РОУ – РТ, рынок услуг здравоохранения - рынок лекарственных средств, рынок жилья – рынок услуг ЖКХ и т.п.) 3 значительно влияние государства на характер функционирования СЗР, поскольку оно является, с одной стороны, полноправным агентом данных рынков, а с другой, - выступает в качестве его внешнего регулятора, корректируя спрос, предложение, равновесную цену и конкурентную среду на рынках данного типа. 2 Особенности СЗР: :
Решение проблемы приведения структуры, объемов и качества подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, как необходимого условия сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, обуславливает актуальность институционального взаимодействия между РОУ и РТ
Институциональные механизмы взаимодействия могут включать: способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест; способы учета изменяющихся требований работодателей, как главных заказчиков профессионального образования, к качеству профессиональной подготовки; формы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования
Швеция Формирование институциональных механизмов в Швеции: высокая степень государственного регулирования; реализация программ, стимулирующих спрос на труд; использование активных мер в политике развития трудовых ресурсов
Дания Формирование институциональных механизмов в Дании: упор на приобретение специальных навыков и умений за счет минимизации количества лекционных занятий в пользу практической работы и стажировок на предприятиях
Польша Формирование институциональных механизмов в Польше: студенческие практики, стажировки выпускников, организация фирм типа «spin off»; функционирование при вузе сети формальных организаций - Бизнес-советы, Бюро карьеры; правительственные, частные и некоммерческие организации работают с учащимися системы ВПО уже на студенческой скамье
процесс выработки необходимых профессиональных компетенций регулируется государством 4 регулирование ситуации на рынке труда, в основном, через органы ФГСЗН 3 деинституционализация процесса трудоустройства выпускников 2 Характеристика современной модели взаимодействия РОУ и РТ в России : спрос на специалистов обусловливается потребностями производства 1 государственное регулирование в форме процедур аттестации, аккредитации и лицензирования вузов и их образовательных программ 5
нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность РОУ и РТ (закон «Об образовании», Трудовой Кодекс, государственные стандарты, учебные планы и т.д.) 4 составление прогнозных оценок изменения спроса на РТ и, как следствие, формирования спроса на РОУ на региональном уровне; 3 разработка и реализация программ по взаимодействию РОУ и РТ(целевые программы содействия занятости населения, региональные программы профессиональной ориентации учащейся молодежи); 2 Формальные институциональные механизмы Использование структур – посредников между РОУ и РТ (ТПП, ЦЗ, рекрутинговые агентства и другие); 1
привлечение представителей бизнеса к преподавательской деятельности. 4 формирование институционального механизма взаимодействия на основе целевой контрактной подготовки; 3 разработка предложений по оптимизации структуры профессиональных образовательных учреждений различных типов (на региональном и федеральном уровнях); 2 Неформальные институциональные механизмы неформальный диалог с потребителями (оценка деятельности ВУЗов на РОУ, маркетинговая деятельность ВУЗов); 1
Основные составляющие научно – образовательного комплекса (НОК) для РФ: НОК институциональная реструктуризация системы профессионального образования в рос. регионах; сокращение бюджетных мест при прежнем уровне государственного финансирования; перевод начального и среднего профессионального образования в уровни высшего образования; привлечение дополнительных потребителей на уровни начального и среднего профессионального образования; жесткий качественный отбор
Факторы, препятствующие «признанию» квалификации «бакалавр» Высшая школа традиционно готовила «специалиста» и к этой модели приспособилась сфера занятости; Неопределенность модели подготовки бакалавра, связанная с отсутствием определенных границ профилирования и четко сформулированных компетенций; Низкий уровень информированности и подготовленности не только работодателей, но и научно- педагогической общественности к переходу на новые образовательные программы.
Противоречия формальных институциональных механизмов взаимодействия РОУ и РТ: Получение практических навыков и умений в процессе прохождения всех видов практик, как обязательной части образовательной программы Соотношение бюджетных и контрактных мест в вузах
И что же делать? По сравнению со многими европейскими странами уровень институционализации механизмов взаимодействия между СЗР в России крайне низок, соответственно, необходимо создавать и развивать формальные и неформальные институты такого взаимодействия, как на региональном, так и на федеральном уровнях
Волгоградский государственный технический университет Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики и экономической теории Тел. (8442)