Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это? Надо, чтобы учитель проектировал урок
Проект –это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Жарова Л.В. в своей книге «Учись самостоятельности» акцентирует внимание учителя на планирование не только своей деятельности на уроке, но прежде всего деятельности учащихся и предлагает привлекать их самих к разработке плана следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего.
Тем самым, учитель постепенно может приобщить учащихся к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Ученик на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование поурочного плана по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность учителя, разный уровень компетентности, творчества, различные предметы, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности учащихся, степень педагогических и ученических умений не позволит сделать уроки одинаковыми.
Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует
Проектирование урока Целеполагание урока Рефлексия Отбор содержания учебного материала Оценка, самооценка деятельности Методы и приемы обучения Подготовка к домашней работе Формы организации деятельности учащихся УРОК
Это может быть: формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить); обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала. формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма); формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности); контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции ( новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
2) Развитие мышления: умение выделить объекты сравнения; находить параметры и признаки сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать; умение строить аналогии; обобщать; систематизировать; объяснять понятия; ставить и решать проблему.
3 ) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. 4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п. 5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.
Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности; Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей. Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии. Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность.
четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся
учет возрастных особенностей; учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
температурный режим; освещенность; критические точки усвояемости. Время 1-4 мин.5-23 мин мин м Усвояемость 60 %80 %45-60 %6 %
1 - на ой минуте 2 - через минут 3 - через 9-11 минут 4 - через 8-9 минут (по Высоцкой С.И.)
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку; проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу); проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала; постановка цели и задач урока перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока; первичная проверка понимания нового материала; организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов); творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы; подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока. Классификация типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ: Изучения и первичного закрепления новых знаний. Закрепления новых знаний. Комплексного применения знаний. Обобщения и систематизации знаний. Проверки, оценки и коррекции знаний.(см.приложение)
Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела обеспечивает успех урока. Цель определяет тип урока: цель урока тип урока структура урока расход времени на различных этапах урока
это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
это способ деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов работы; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; система действий учителя и учащихся Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивные методы; Активные методы; Интерактивные методы.
Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса является залогом успешности урока. (см.приложение) Необходимо изучать дидактику! Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными, ни пассивными: теми или другими их делает учитель. Следует говорить: «методы активного или пассивного обучения», но не «активные или пассивные методы».
Основные этапы урока Компоненты урока Орг этап: объявление темы урока (как главной идеи);целей и задач урока (как его результатов) Целеполагание начинается с выявления главной дидактической цели урока Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) Отбор содержания материала – это выделение главной идеи темы Закрепление знаний (неоднократное повторение учащимися главной идеи содержания учебного материала) Выбор методов и приемов обучения, sjhv организации деятельности учащихся для достижения целей Применение знаний (главная идея содержания применяется в стандартной и нестандартной ситуациях) Оценка усвоения на уроке главной идеи содержания учебного материала Информация о домашнем задании начинается с определения цели его выполнения как главной идеи урока Выполнение домашнего задания (самостоятельное применение главной идеи на практике) Рефлексия (самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала)
Учить на уроке – это показатель высокого уровня профессиональной компетентности учителя. «Слишком много на свете людей, кому никто не помог пробудиться» (Сент-Экзюпери). Дело ученого – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной. Миссия методолога – найти инструменты привнесения открытия ученого в образование. Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога. «Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет» Ильин.
М.М. Поташника «Требования к современному уроку»-М.: Центр педагогического образования, Материалы интернет-сайтов.