1 «…Нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.» А. П. Карпинский Авторы: Авторы: Габрук Н. Г. – к. б. н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молекулы находятся непосредственно друг возле друга, поэтому жидкости – мало сжимаемы, в отличие от газов Молекулы находятся непосредственно друг возле.
Advertisements

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Выполнила Анисимова Юлия Владимировна Выборгский район Школа 115 Группа Преподаватель Матюшкина М.Д. Санкт-Петербург 2006.
Автор презентации: Ковалева Елена Сергеевна Ученица 11 класса.
Автор презентации: Анисимова Юлия Владимировна Учитель химии ГОУ 115 Санкт-Петербург 2011.
Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было.
Металлы II A группы и их соединения. Жёсткость воды МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 9 Учебник: Минченков Е.Е. и др., 2006 г. Учитель: Лузан.
Изучить химические свойства воды. Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях. Научить записывать.
Жидкое состояние вещества МАОУ СОШ « Финист » 30 г. Ростов - на - Дону.
1. Вода. 2. Тяжёлая вода Вода – оксид водорода – одно из наиболее распространённых и важных веществ. Поверхность Земли, занятая водой, в 2,5 раза больше.
Самое удивительное вещество на планете… «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто.
Аммиак 1. Состав. Строение 3. Физические свойства 2. Получение аммиака в лаборатории в промышленности 4. Химические свойства 5. Применение 6. Тест.
УРОК класс.. Сегодня мы с вами должны вспомнить, чем отличаются жидкости от газов, и узнать, почему вода бывает « жесткой ». Цель урока:
Н 2 ОН 2 О Вода в природе Физические свойства воды Вода как растворитель Химические свойства воды Экологические проблемы.
Вода в природе Вода – самое распространенное на Земле вещество. Поверхность земного шара на ¾ покрыта водой (океаны, моря, озера, ледники).
«Вода-основа жизни». Вода- основа жизни на нашей планете! «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться.
Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения.
Урок химии в 8 классе Н2ОН2О Н2ОН2О. Рассмотреть физические и химические свойства воды. Осуществить межпредметную связь. Научиться пристально вглядываться.
Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым разом. Дорога к знаниям трудна, Вы ошибаетесь опять, Но меньше, меньше С каждым.
Вода Вода – это оксид водорода (88,9 % кислорода и 11,1 % водорода). Вода – сложное вещество. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома.
Транксрипт:

1 «…Нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.» А. П. Карпинский Авторы: Авторы: Габрук Н. Г. – к. б. н., доцент кафедры общей химии биолого-химического факультета БелГУ, Бабукова В. В. – учитель химии МОУ « Северная СОШ 1 Белгородского района» 1 1 Вода

Цель: Цель: создание условий для развития у старшеклассников познавательной активности и умений использовать исследовательские методы познания Задачи: обучающие - изучить свойства, значение и применение воды, её роль в клетке, круговорот воды в природе, требования к качеству воды; круговорот воды в природе, требования к качеству воды; развивающие - развивать интерес к естественным наукам с помощью организации исследовательской деятельности, умения организации исследовательской деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи на примере строения устанавливать причинно-следственные связи на примере строения и свойств воды, анализировать, сравнивать и делать выводы, и свойств воды, анализировать, сравнивать и делать выводы, работать с научной литературой и применять знания и умения на работать с научной литературой и применять знания и умения на практике; практике; воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе. 2

Элементы образовательных технологий Технология проблемного обучения Технология проблемного обучения Информационно-коммуникативная технология Информационно-коммуникативная технология Технология проектного обучения Технология проектного обучения 3

Блок-схема по теме «Вода» Блок-схема по теме «Вода» Распространение воды в природе и её применение. Круговорот воды в природе Распространение воды в природе и её применение. Круговорот воды в природе Строение молекулы, схема образования межмолекулярной водородной связи Строение молекулы, схема образования межмолекулярной водородной связи Аномалии воды. Уникальные химические свойства, связанные со строением молекулы Аномалии воды. Уникальные химические свойства, связанные со строением молекулы Требования к качеству воды. Жёсткость воды, её виды и способы умягчения Требования к качеству воды. Жёсткость воды, её виды и способы умягчения Опреснение воды Опреснение воды Биологическая роль воды. Роль воды в клетке Биологическая роль воды. Роль воды в клетке Исследования качества воды по органолептическим и физико-химическим свойствам Исследования качества воды по органолептическим и физико-химическим свойствам Выполнение исследовательской работы по выявлению экологического состояния водных объектов в п. Северном. Выполнение исследовательской работы по выявлению экологического состояния водных объектов в п. Северном. 4

Проблема: Проблема: Вода – самое распространённое вещество на Земле. Она одновременно существует в трёх агрегатных состояниях и обладает высокими температурами плавления, кипения и парообразования. Как Вы считаете, существует ли связь между её аномальными свойствами и строением и ролью воды в природе, в частности, в клетке? Вода – самое распространённое вещество на Земле. Она одновременно существует в трёх агрегатных состояниях и обладает высокими температурами плавления, кипения и парообразования. Как Вы считаете, существует ли связь между её аномальными свойствами и строением и ролью воды в природе, в частности, в клетке? 5

Распространение воды в природе Распространение воды в природе 6 Вода H 2 O - самое распространённое в природе химическое соединение. Запасы воды на Земле: в морях и океанах - 1,4 млрд. км 3 в ледниках - 30 млн. км 3 в реках и озёрах - 2 млн. км 3 в атмосфере - 14 тыс. км 3 в живых организмах - 65%

7 Применение воды Хими- ческая промышленность Медицина Сельское хозяйство В быту Промыш- ленность

Круговорот воды в природе Круговорот воды в природе 8

Строение молекулы воды Строение молекулы воды Образование водородной связи между молекулами воды 9 Особенности строения молекулы: Особенности строения молекулы: Угловое строение, валентный угол НОН – 104,3 °; Угловое строение, валентный угол НОН – 104,3 °; Атом О находится в состоянии sр 3 гибридизации; Атом О находится в состоянии sр 3 гибридизации; Создание «+» полюсов на атомах водорода; создание «-» полюсов на центрах неподелённых электронных пар атома кислорода; Создание «+» полюсов на атомах водорода; создание «-» полюсов на центрах неподелённых электронных пар атома кислорода; Образование диполей Образование диполей

Особенности строения молекулы Особенности строения молекулы Схема образования молекулы воды Схема образования молекулы воды Расположение молекул воды в кристаллической решётке льда Расположение молекул воды в кристаллической решётке льда 10

Физические свойства. Аномалии воды Физические свойства. Аномалии воды Лёд плавает на поверхности водоёма, Лёд плавает на поверхности водоёма, r(льда) = 0,92 г/см 3, max r(воды) r(льда) = 0,92 г/см 3, max r(воды) при +4°С = 1 г/см 3 при +4°С = 1 г/см 3 При замерзании воды происходит При замерзании воды происходит увеличение объёма увеличение объёма Самая большая теплоёмкость Самая большая теплоёмкость (в 3100 раз больше, чем у воздуха; (в 3100 раз больше, чем у воздуха; в 4 раза больше, чем у горных пород) в 4 раза больше, чем у горных пород) Водородная связь определяет Водородная связь определяет уникальные свойства воды: Диаграмма состояния воды уникальные свойства воды: Диаграмма состояния воды у воды очень высокие температуры кипения, плавления и парообразования, так как нужно затратить дополнительную энергию на разрыв водородных связей. Только вода находится во всех трех агрегатных состояниях одновременно. Другие вещества со сходным строением и молекулярной массой, такие как Н 2 S, HCl, NH 3 при обычных условиях являются газами у воды очень высокие температуры кипения, плавления и парообразования, так как нужно затратить дополнительную энергию на разрыв водородных связей. Только вода находится во всех трех агрегатных состояниях одновременно. Другие вещества со сходным строением и молекулярной массой, такие как Н 2 S, HCl, NH 3 при обычных условиях являются газами Жидкость без цвета, без вкуса и запаха. t пл. = О о С, t кип. = 100 о С, d = 1 г/см 3 при 4 о С. Жидкость без цвета, без вкуса и запаха. t пл. = О о С, t кип. = 100 о С, d = 1 г/см 3 при 4 о С. 11

Химические свойства воды Химические свойства воды 12 1) Слабый электролит: H 2 O = H + + OH - 2) Вода - амфотерное вещество. Она реагирует как с основными оксидами (оксидами щелочных и щелочноземельных металлов), так и с кислотными оксидами, кроме SiO 2 : Li 2 O + H 2 O = 2LiOH; MgO + H 2 O = Mg(OH) 2 ; SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 3) Гидролиз некоторых солей приводит к их полному разложению: Al 2 S 3 + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 S Al 2 (CO 3 ) 3 + 6H 2 O = 2Al(OH) 3 + 3H 2 O + 3CO 2 4) Вода разлагает гидриды, фосфиды, карбиды, нитриды и некоторые другие бинарные соединения активных металлов с неметаллами: CaH 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + 2H 2 ; Ca 3 P 2 + 6H 2 O = 3Ca(OH) 2 + 2PH 3 ; CaC 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2 ; Ca 3 N 2 + 6H2O = 3Ca(OH) 2 + 2NH 3 5) Молекулы воды с некоторыми солями дают кристаллогидраты: CuSO 4 (белый) + 5H 2 O = CuSO 4 *5H 2 O(синий) Окислительно-восстановительные свойства 6) С активными металлами (стоящими в ряду напряжений металлов до Mg включительно) образуется щёлочь и водород, а с металлами средней активности (стоящими в ряду напряжений металлов от Mg до Pb) - оксид и водород: 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 ; Ca + 2H2O = Ca(OH) 2 + H 2 ; 3Fe + 4H 2 O (горячий пар) = Fe 3 O 4 + 4H 2 7) С галогенами (продукты различны): 4F 2 + 3H 2 O = OF 2 + 6HF + O 2 ; Cl 2 + H 2 O = HClO + HCl

Классификация воды Классификация воды 13 питьевая охлаждающая для паросиловых хозяйств Для технических целей для поливов Назначение воды

Требования к качеству воды Требования к качеству воды Бактериологические показатели - общее количество бактерий в 1 мл воды, не бол. 100 Бактериологические показатели - общее количество бактерий в 1 мл воды, не бол. 100 Показатели токсических химических веществ (допустимые концентрации химических веществ ), мг/л: алюминий остаточный не более 0,5; бериллий – 0,0002; молибден – 0,25; мышьяк – 0,05; нитраты – 45,0; полиакриламид – 2,0; свинец – 0,03; селен -0,001; стронций – 7,0; фтор – 1,5 Показатели токсических химических веществ (допустимые концентрации химических веществ ), мг/л: алюминий остаточный не более 0,5; бериллий – 0,0002; молибден – 0,25; мышьяк – 0,05; нитраты – 45,0; полиакриламид – 2,0; свинец – 0,03; селен -0,001; стронций – 7,0; фтор – 1,5 Органолептические показатели: запах - не более 2 баллов, привкус – не более 2 баллов, цветность – не более 20 градусов, Органолептические показатели: запах - не более 2 баллов, привкус – не более 2 баллов, цветность – не более 20 градусов, Мутность – не более 1,5 мг/л Мутность – не более 1,5 мг/л Сухой остаток – не более 1000,0 мг/л Сухой остаток – не более 1000,0 мг/л Водородный показатель рН – в пределах 6,0 – 9, 0 Водородный показатель рН – в пределах 6,0 – 9, 0 Показатели качества питьевой воды должны отвечать требованиям ГОСТ «Вода питьевая» и ГОСТ «Охрана природы. Гидросфера. Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» Показатели качества питьевой воды должны отвечать требованиям ГОСТ «Вода питьевая» и ГОСТ «Охрана природы. Гидросфера. Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» 14

Методы очистки природной воды Методы очистки природной воды Удаление грубодисперсных веществ путём отстаивания, фильтрования Удаление грубодисперсных веществ путём отстаивания, фильтрования Коагулирование – удаление мелкодисперсной смеси Коагулирование – удаление мелкодисперсной смеси Обеззараживание - уничтожение патогенных микроорганизмов Обеззараживание - уничтожение патогенных микроорганизмов Стабилизация – удаление веществ, вызывающих коррозию металла и бетона Стабилизация – удаление веществ, вызывающих коррозию металла и бетона Дегазация – удаление растворённых в ней газов Дегазация – удаление растворённых в ней газов Устранение привкусов и запахов воды Устранение привкусов и запахов воды Умягчение и обессоливание Умягчение и обессоливание Перевод временной жёсткости в постоянную Перевод временной жёсткости в постоянную Опреснение – удаление повышенного содержания солей Опреснение – удаление повышенного содержания солей Корректирование содержания железа, марганца, кремниевой кислоты и фтора Корректирование содержания железа, марганца, кремниевой кислоты и фтора Очистка от радиоактивных веществ Очистка от радиоактивных веществ 15

Водоподготовка Водоподготовка 16 Безреагентная технологическая схема Реагентная технологическая схема водоподготовки водоподготовки водоподготовки водоподготовки 1 – забор воды; 2 – отстойники; 3 – добавление сульфата алюминия; 4 – песчаный фильтр; 5 – аэрация, добавление хлора; 6 – водонапорная башня

Жёсткость воды Жёсткость воды 17 Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са 2+ и Мg 2+ в составе растворимых гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов. Жесткость воды принято исчислять суммой миллимолей ионов кальция и магния на 1 литр воды (ммоль/л). 1 ммоль/л соответствует количеству любого вещества в мг/л, равному его молекулярной массе, разделенной на валентность. Величина 1 ммоль/л соответствует содержанию в 1 литре воды 20,04 мг/л кальция либо 12,1 б мг/л магния. Для удобства пользуются величиной мг-экв/л, которая соответствует моль/м 3. Выделяют 2 типа жесткости воды: - временная – карбонатная жесткость обусловлена присутствием на ряду с кальцием, магнием и железом гидрокарбонатных анионов; - постоянная – некарбонатная жесткость характеризуется присутствием сульфатных, нитратных и хлоридных анионов Общая жесткость - суммарная величина наличия солей магния и кальция в воде, то есть суммой карбонатной и некарбонатной жесткости. Мягкая вода – жесткость 3,0 мг-экв/л и более Средняя жесткость – от 3,0 до 6,0 мг-экв/л Жесткая вода – свыше 6,0 мг-экв/л.

Способы умягчения воды Способы умягчения воды 1. Карбонатная жесткость (временная, устранимая) устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды: 1. Карбонатная жесткость (временная, устранимая) устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды: Са(НСО) 2 = СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О Са(НСО) 2 = СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О Са(НСО) 2 + Са(ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О + СО 2 Са(НСО) 2 + Nа 2 СО 3 = СаСО 3 + NаНСО 3 2. Некарбонатная жесткость (постоянная) устраняется чаще всего добавлением соды: СаSО 4 + Nа 2 СО 3 = СаСО 3 + Nа 2 SО 4 MgSО 4 + Nа 2 СО 3 = MgСО 3 + Nа 2 SО4 3. Методы ионного обмена – использование ионнообменных смол 18

Опреснение воды Опреснение воды Это процесс снижения содержания солей в Это процесс снижения содержания солей в морской воде или солёных водах суши морской воде или солёных водах суши до уровня, при котором вода становится до уровня, при котором вода становится пригодной для использования. пригодной для использования. Методы опреснения: Методы опреснения: - дистилляция (перегонка) - дистилляция (перегонка) - метод обратного осмоса - метод обратного осмоса - электродиализ - электродиализ Технологическая схема опреснения воды методом обратного осмоса: 1 – впуск солёной воды; 2 – насос высокого давления; 3 – полупроницаемая мембрана ; 4 - выпуск солёной воды 19

Биологическое значение воды Биологическое значение воды Вода превосходный растворитель для полярных веществ. При растворении вещества его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и его реакционная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водных растворах. Вода превосходный растворитель для полярных веществ. При растворении вещества его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и его реакционная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водных растворах. Вода служит средой для транспорта различных веществ в крови, в лимфатической и экскреторных системах, в пищеварительном тракте, во флоэме и ксилеме растений. Вода служит средой для транспорта различных веществ в крови, в лимфатической и экскреторных системах, в пищеварительном тракте, во флоэме и ксилеме растений. Большая теплоёмкость воды - 4,184 Дж/г. Существенное увеличение тепловой энергии вызывает сравнительно небольшое повышение её температуры и часть этой энергии расходуется на разрыв водородных связей, ограничивающих подвижность молекул воды. Вода служит для многих клеток и организмов средой обитания, для которой характерно довольно значительное постоянство условий. Большая теплоёмкость воды - 4,184 Дж/г. Существенное увеличение тепловой энергии вызывает сравнительно небольшое повышение её температуры и часть этой энергии расходуется на разрыв водородных связей, ограничивающих подвижность молекул воды. Вода служит для многих клеток и организмов средой обитания, для которой характерно довольно значительное постоянство условий. Большая теплота испарения. Энергия, необходимая молекулам воды для испарения, черпается из их окружения и испарение сопровождается охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении, при тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепёке сидят с открытым ртом. Оно играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев. Большая теплота испарения. Энергия, необходимая молекулам воды для испарения, черпается из их окружения и испарение сопровождается охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении, при тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепёке сидят с открытым ртом. Оно играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев. Большая теплота плавления. Большая теплота плавления. Вода как реагент – метаболит, участвующий в метаболических реакциях. Вода используется, например, в качестве источника водорода в процессе фотосинтеза, а также участвует в реакциях гидролиза. Вода как реагент – метаболит, участвующий в метаболических реакциях. Вода используется, например, в качестве источника водорода в процессе фотосинтеза, а также участвует в реакциях гидролиза. Большое поверхностное натяжение. Большое поверхностное натяжение. 20

Роль воды в клетке Роль воды в клетке 21 - Обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды увядание листьев, высыхание плодов; - Обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды увядание листьев, высыхание плодов; - ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде; - ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде; - обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов; - обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов; - обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, сахаров); - обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, сахаров); - участие в ряде химических реакций, например, в процессе фотосинтеза; - участие в ряде химических реакций, например, в процессе фотосинтеза; - участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию.

Исследовательский подход – углубление теоретических основ курса Исследовательский подход – углубление теоретических основ курса 22

23 Цель исследования: выяснение и оценка экологического состояния водных объектов в п. Северный с помощью физико-химических методов исследования выяснение и оценка экологического состояния водных объектов в п. Северный с помощью физико-химических методов исследования

24 Задачи исследования: Задачи исследования: составить схему-карту отбора проб воды составить схему-карту отбора проб воды произвести отбор водных проб произвести отбор водных проб подобрать и освоить методики анализа подобрать и освоить методики анализа выполнить комплекс исследований по изучению качества воды по основным показателям выполнить комплекс исследований по изучению качества воды по основным показателям

25 Карта-схема забора водных проб Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

26 Определение органолептических свойств воды: цветности цветности запаха запаха прозрачности прозрачности Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

27 Результаты исследования Проба воды цветностьзапахпрозрачность Вода (родник 2) (родник 2)0° при 20 °С – землистый, при 60 °С – болотный. 7 см. Вода (родник 1) (родник 1)0° при 20 °С – без запаха, при 60 °С – слабый землистый 6 см Вода талая (возле школы) 0° при 20 °С – древесный слабый, при 60 °С – землистый отчётливый. 3 см Вода талая (перекрёсток) 0° при 20 °С – землистый отчётливый, при 60 °С – ароматический. 2,5 см Вода водопроводная (школа) 0° при 20 °С – травянистый слабый, при 60 °С – землистый отчётливый. 7,4 см

28 Определение рН воды Методы определения: а) с помощью индикаторной бумаги б) потенциометрический Водородный показатель рН: Водородный показатель рН: рН = -lg [Н + ] рН7 – среда щелочная Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

29 Результаты исследования Проба воды Определение индикаторной бумагой Определение потенциометром Вода (родник 1) Вода (родник 2) Вода талая (возле школы) Вода талая (возле родника 2) Вода талая (перекрёсток) Вода водопроводная (школа) ,267,636,596,597,167,48 Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

30 Определение общей жёсткости воды Метод комплексонометрического титрования Ж= V(трилон Б) * С (трилон Б) *1000; Ж= V(трилон Б) * С (трилон Б) *1000; V – объём трилона Б, мл V – объём трилона Б, мл С – нормальная концентрация; 0,05 н С – нормальная концентрация; 0,05 н Ж – общая жесткость; ммоль * экв/л Ж – общая жесткость; ммоль * экв/л Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

31 Результаты исследования Общая жёсткость воды: до 2 ммоль*экв/л – мягкая до 2 ммоль*экв/л – мягкая 2-10 ммоль*экв/л – средняя жёсткость 2-10 ммоль*экв/л – средняя жёсткость более 10 ммоль*экв/л – жёсткая более 10 ммоль*экв/л – жёсткая Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,76 ммоль*экв/л Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,76 ммоль*экв/л Вода водопроводная (школа) – 6,92 ммоль*экв/л Вода водопроводная (школа) – 6,92 ммоль*экв/л Вода водопроводная ( с. Беломестное) – 7,57 ммоль*экв/л Вода водопроводная ( с. Беломестное) – 7,57 ммоль*экв/л Вода водопроводная (Египет) – 0,77 ммоль*экв/л Вода водопроводная (Египет) – 0,77 ммоль*экв/л Вода талая (возле родника 2) – 0,30 ммоль*экв/л Вода талая (возле родника 2) – 0,30 ммоль*экв/л Вода талая (возле школы) – 0,35; ммоль*экв/л Вода талая (возле школы) – 0,35; ммоль*экв/л Вода талая (перекрёсток) – 0,87 ммоль*экв/л Вода талая (перекрёсток) – 0,87 ммоль*экв/л Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

32 Определение карбонатной жёсткости Метод нейтрализации Результаты: Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,20 ммоль*экв/л Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,20 ммоль*экв/л Вода водопроводная (школа) – 6,80 ммоль*экв/л Вода водопроводная (школа) – 6,80 ммоль*экв/л Вода (родник 1) – 7,90 ммоль*экв/л Вода (родник 1) – 7,90 ммоль*экв/л Вода (родник 2) – 6,35 ммоль*экв/л Вода (родник 2) – 6,35 ммоль*экв/л Ж врем. = V (HCl) * N (HCl) * 1000, где V – среднее значение объёма HCl, мл N – нормальность раствора HCl Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ 1»

33 Выводы: Выводы: 1. Изучены и освоены методы качественного и количественного анализа воды: комплексонометрический, потенциометрический и кислотно- основный. 2. По органолептическим свойствам водопроводная вода не имеет цвета, имеет запахи естественного происхождения и высокую прозрачность. Талая вода загрязнена веществами - остатками топлива автомобильного транспорта. 3. Школьная вода имеет среднюю общую жёсткость и пригодна для хозяйственно-питьевого назначения. Талая вода является мягкой из-за малого содержания солей кальция и магния.

34 Рекомендации Рекомендации 1. Для уменьшения жесткости и вредных примесей в водопроводной воде необходимо пользоваться стационарными или фильтрами кувшинного типа (Аквафор, Барьер и др.) 2. Необходимо ужесточить контроль по содержанию вредных веществ в выхлопных газах автомобилей 3. Изменить конструкцию двигателей и внедрять в промышленное производство нетоксичные виды топлива.

Вопросы для закрепления Вопросы для закрепления Почему воду называют «минералом жизни»? Какую роль играет это соединение в жизни нашей планеты? Почему воду называют «минералом жизни»? Какую роль играет это соединение в жизни нашей планеты? В каких формах встречается вода в природе? В каких формах встречается вода в природе? Какими аномальными физическими свойствами обладает вода? С каким структурными особенностями воды связаны эти аномалии и какую роль они играют в существовании земной биосферы? Какими аномальными физическими свойствами обладает вода? С каким структурными особенностями воды связаны эти аномалии и какую роль они играют в существовании земной биосферы? В какие химические реакции вступает вода? В какие химические реакции вступает вода? Какие требования предъявляют к питьевой воде? Какие требования предъявляют к питьевой воде? Перечислите основные этапы водоподготовки и где они используются? Перечислите основные этапы водоподготовки и где они используются? Какие соли вызывают жёсткость воды? Почему карбонатную жёсткость воды называют временной? Какие соли вызывают жёсткость воды? Почему карбонатную жёсткость воды называют временной? На какие категории принято разделять природные воды по жёсткости? Что ограничивает применение жёсткой воды в технике? Перечислите наиболее широко применяемые методы умягчения воды и напишите реакции соответствующих процессов. На какие категории принято разделять природные воды по жёсткости? Что ограничивает применение жёсткой воды в технике? Перечислите наиболее широко применяемые методы умягчения воды и напишите реакции соответствующих процессов. Что такое опреснение воды и, какие методы её опреснения вам известны? Что такое опреснение воды и, какие методы её опреснения вам известны? Каковы биологическое значение и роль воды в клетке? Приведите примеры. Каковы биологическое значение и роль воды в клетке? Приведите примеры. Какие физические показатели воды принимаются во внимание при оценке её качества? Какие физические показатели воды принимаются во внимание при оценке её качества? Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды? Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды? 35

Темы учебно-исследовательских работ: 1. Вода и экологические проблемы современности. 2. Вода и здоровье человека. 3. «Живая» и «мёртвая» вода. Правда или вымысел? 4. Жёсткость воды, её умягчение. 36

Домашнее задание Домашнее задание 1 Подтвердить свойства воды химическими реакциями 2 Изучить методики по исследованию органолептических свойств воды и определению общей и временной жёсткости 3 Выполнить учебно-исследовательскую работу по предлагаемой тематике 4 Оформить исследовательский проект 37

Использованная литература Использованная литература 1. Геохимическая экология, М., 1974; Школьник М. Я. 2. Краткая химическая энциклопедия, т. 5, М., 1967; Лакерник М. М. 38