Коррекция нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией посредством дидактической игры педагогический проект Автор: Тришина Елена Валентиновна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Advertisements

Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ.
Дифференциация звуков С - Ш. Автор проекта: Голубева Елена Геннадьевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» общеразвивающего вида» п. Советский.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
«Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений». Реуцкая Елена Борисовна МОУ СОШ с. Верхнемарково Усть – Кутский район.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (по методике О.С.УШАКОВОЙ)
Технология коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников в условиях специализированного психологического центра.
Педагогический проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру» Татьяна Сергеевна Новичкова.
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Чагода» Педагогический проект «Коррекционный центр в группе компенсирующей направленности – часть предметно-
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида 1 для детей с нарушением речи Подготовила заведующий МДОУ 1 А. С.
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания»
Транксрипт:

Коррекция нарушения словообразования у дошкольников со стертой дизартрией посредством дидактической игры педагогический проект Автор: Тришина Елена Валентиновна, учитель-логопед МДОУ детский сад 12 «Белочка» г.Котовск Тамбовской области

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». Н. К. Крупская

Переход на новые образовательные стандарты поставил перед учительским корпусом ряд серьезных задач, для успешного решения которых требуется овладение наиболее эффективными средствами и методами обучения. Один из них - дидактическая игра.

Проблема: Совершенствование традиционных приемов и методов, а также поиск более новых, эффективных путей развития словообразования у детей со стертой дизартрией.

Цель: Формирование словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией Формирование словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией посредством дидактической игры.

Провести диагностику сформированности словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме. Разработать тематический план работы по использованию дидактических игр по коррекции нарушения словообразования у детей со стертой дизартрией в условиях логопункта. Привлечь воспитателей и родителей к применению системы дидактических игр, направленных на формирование словообразовательных умений, на занятиях, в режимных моментах, в домашних условиях.

Новизна проекта. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по тематическому планированию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование словообразовательных умений у детей со стертой дизартрией в условиях логопункта.

Участники проекта: Руководитель: учитель- логопед. Рабочая группа: воспитатели, родители, дети старшего возраста.

Ожидаемые результаты. Использование системы дидактических игр в деятельности дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать эффективной коррекции нарушения словообразования, повысит качество образовательного процесса, обеспечит личностно-ориентированный подход к воспитанникам с нарушениями речи.

Подготовительный этап: Создание рабочей группы. Разработка тематического плана коррекционной работы с использованием дидактических игр по развитию словообразования. Диагностика сформированности словообразования у детей. Изучение методической литературы. Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности проекта. (методика Тумановой Т. В., Левиной Р. Е.) П ервая серия заданий - ориентировка в звуковом составе разных частей речи. П ервая серия заданий - ориентировка в звуковом составе разных частей речи. Вторая серия заданий - образование производных имен существительных, прилагательных и глаголов от заданной производящей основы. Вторая серия заданий - образование производных имен существительных, прилагательных и глаголов от заданной производящей основы.

Диагностика сформированности словообразовательных процессов.

Проведение консультаций, семинаров-практикумов для родителей и воспитателей. Применение многофункционального пособия «Гусеница» в целях оптимизации образовательного процесса. Включение игр, направленных на формирование слово- образовательных умений, в контекст занятий педагогов согласно тематическому плану коррекционной работы. Основной этап:

Формирование словообразовательных умений: Использование лексического систематизированного материала по определенным темам. Расширение круга знаний об окружающем мире. Расширение словаря, развитие слоговой структуры слова. Закрепление наибо - лее продуктивных словообразователь - ных моделей с постепенным переходом к непродуктивным.

Игры по формированию словообразовательных умени й: суффиксальным способом («Покажи, что назову»). Образование прилагательных от существительных («Назови правильно»). Образование сложных слов («Сложное слово»). Образование родственных слов («Слова- родственники»). префиксальным способом («Выполни инструкцию»). Образование слов

Использование многофункционального дидактического пособия «Гусеница». Использование многофункционального дидактического пособия «Гусеница». Закрепление лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи. Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Формирование познавательных процессов.

Пособие выполнено из разноцветного дермантина в виде четырех кругов: лицевая сторона - из зеленого цвета, обратная сторона каждого круга - зеленый, красный, синий, желтый цвет соответственно. К граням сторон пришивается липкая лента. На картинки, используемые для игр, с обратной стороны также приклеивается липкая лента. Пособие выполнено из разноцветного дермантина в виде четырех кругов: лицевая сторона - из зеленого цвета, обратная сторона каждого круга - зеленый, красный, синий, желтый цвет соответственно. К граням сторон пришивается липкая лента. На картинки, используемые для игр, с обратной стороны также приклеивается липкая лента.

Разноцветные стороны «Гусеницы» дают большие возможности для проведения различных игр, необходимых: для совершенствования навыков звукового и слогового анализа и синтеза (здесь задействованы синяя, зеленая, красная сторона, т. е. условное цветовое обозначение звуков - гласных, согласных твердых и мягких, а также символы для обозначения гласных звуков); для закрепления знаний о временах года: синяя сторона - зима, зеленая - весна, красная - лето, желтая - осень; для закрепления знаний о диких животных по месту их обитания: зеленая сторона - дикие животные наших лесов, желтая - животные жарких стран, синяя - животные Севера; для проведения традиционных логопедических игр, направленных на формирование обобщающих понятий, закрепления навыков словообразования и словоизменения.

Применение информационных и компьютерных технологий. Компьютерные игры («Игры для Тигры» и др.) Осмысление и долговременное запоминание содержания материала. Предоставление информации в привлекательной для ребенка форме. Развитие психических функций ребенка. Обогащение представлений об окружающем мире. Активизация речевой деятельности детей. Создание на занятии атмосферы психологического комфорта.

Заключительный этап: Итоговая диагностика по коррекции нарушения словообразования у детей со стертой дизартрией. Брифинг с родителями по теме проекта. Анализ проделанной работы с педагогами ДОУ. Проведение праздника Правильной речи.

Итоговая диагностика исследования словообразовательных процессов.

Выводы: Уровень словообразования заметно вырос и прибли- зился к норме. Уровень словообразования заметно вырос и прибли- зился к норме. Процесс словообразования у детей стал более нужденным и практически не вызывает затруднений. Процесс словообразования у детей стал более непри- нужденным и практически не вызывает затруднений. Использование системы дидактических игр в условиях тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями позволяет наиболее успешно решать вопросы развития словообразования у детей со стертой дизартрией.

Список используемых источников: В. П. Балобанова Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, А. И. Богомолова Логопедическое пособие для занятий с детьми. – М.: Библиополис, Е. Ф. Архипова Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, А. М. Бородин Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:, Л. Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, Е. А Сенкова Дошкольный логопедический пункт: планирование работы логопеда и воспитателей. – Логопед 6, Р. Е. Левина Воспитание правильной речи у детей. - М.: Н. В. Холопова Использование игр и пособий для обеспечения психологического комфорта детей с речевыми нарушениями. – Логопед 6,