«Развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через музыкальные занятия» Музыкальный руководитель Суковатых Надежда Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Advertisements

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 207 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ФИГУРЕНКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, учитель-логопед.
1 Наш детский сад зовется «Речецветик». И каждый знает – это не секрет, Что лучшие цветы на свете – это дети! А речи правильной научит логопед 2.
Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Пронина И. А., зам. зав. ВМР МДОУ 18. чёткая артикуляция звуков родного языка правильное произношение правильное речевое дыхание умение использовать достаточную.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
«Структура логоритмических занятий при разных речевых нарушениях» Подготовила учитель-логопед ГБДОУ црр д/с 23 Иванова Марина Николаевна.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Формирование интонационной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Семинар Подготовила и.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Индивидуальная работа по развитию речи. Цель: Формирование правильной речи, её активизация и обогащение.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста Выполнила студентка 3 курса, вечернего отделения Орлова Елена.
Транксрипт:

«Развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через музыкальные занятия» Музыкальный руководитель Суковатых Надежда Владимировна МБДОУ 4 «Росинка»

«Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам.» С.Л.Рубинштейн

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. У дошкольников с недоразвитием речи наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи. Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов. Речь с дефектами произношения, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребёнка и развитие других сторон речи. АКТУАЛЬНОСТЬ

Характеристики выразительности речи: Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы, что придаёт речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Ритм речи - ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. Темп речи является действенным средством её художественной выразительности. Тембр голоса - окраска, качество звука. Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Дикция – формируется одновременно с развитием речи ребёнка. Чёткое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребёнка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

ЦЕЛЬ: Развивать выразительность речи на музыкальных занятиях.

изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме; охарактеризовать особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в норме и патологии; раскрыть возможности работы по развитию выразительности речи детей на музыкальных занятиях в ДОУ; исследовать эффективность основных методов и приёмов, используемых на музыкальных занятиях, для развития выразительности речи детей с ОНР. ЗАДАЧИ:

Этапы работы над проблемой 1. Подготовительный этап: изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу по теме; создала методическую картотеку; разработала комплексно-тематическое планирование; отобрала упражнения на развитие выразительности речи; провела мониторинг уровня развития выразительности речи детей. 2. Основной этап (непосредственно обучение)- на занятиях. 3. Заключительный этап: мониторинг уровня развития выразительности речи детей.

Психолого-педагогическая литература: Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.:Академия, Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логоритмическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - Санкт- Петербург, Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М.,2002. Рогаткина Т. Музыка – образ – игра – обучение. // Музыкальный руководитель Чиркина. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. – М., 1988.

Успешность и эффективность занятий зависит от методов и методических приёмов НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ- исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и т.д.; СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ- рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.; ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности; ИГРОВОЙ МЕТОД - В него входят музыкально-дидактические игры, подвижные игры, игры с пением, игры потешки, игры-драматизации, игры со словом, игры с пением и др; ИГРЫ – ДРАМАТИЗАЦИИ – это возможность для перевоплощения, в этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

Мимика, жесты, движения Ритм речи Интонация Мелодика Тембр голоса Дикция Звукопроизношен ие Темп голоса

Упражнения на развитие тембра голоса. Сила голоса. «Колокольчик» «Эхо» «Грибы» «Зимние дорожки»

Упражнения на развитие тембра голоса. Высота голоса. «Кукушка» «Ёж» «Лесенка» «Бубенчики»и др. «Птички на проводе» «Жуки»

Упражнения на развитие темпа речи. «У ёлки иголки колки» «Карусель» Скороговорки, «Самолёты летят», хоровод «Как у дяди Якова»

Упражнения на развитие звукопроизношения. Чистоговорки «Дятел», «Ёж», «Везёт Сенька Саньку». Игры «Дудочка-дуда», «Весёлые листочки»

Упражнения на развитие ритма речи. «Дятел» «Капли» игра «Дождик» «Теремок» «Узнай и сложи песенку» «Зима» «Колобок катиться» «Не опоздай».

Упражнения на развитие дикции. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Ветер» «Ворона» «Качели» «Лошадка» «Часики» «Колобок прощается» «Я колю дрова» «Гармошка» «Зайчик и ушки»

ДЫХАНИЕ «Жук» «Пузырь»

Тематический план музыкальных занятий. Ноябрь. «Тембр и ритм в музыке». «Регистр». Декабрь. «Интонация в музыке и речи». «Настроения и чувства в музыке» (Выразительные средства в музыке, темп). Январь. «Вездесущий ритм». «Народные музыкальные инструменты» (ритм и тембр в музыке). Февраль. «Темп в музыке и его выразительное значение». «Забавная дикция» (Работа над дикцией и звукопроизношением) Март. «Секреты тембра». Итоговое занятие «Музыкальные средства выразительности».

Диагностический инструментарий для проведения мониторинга Методика «Выразительные средства устной речи» (авторы составители: Алексеева М.М., Яшина В.И.) Цель: выявить особенности выразительности произвольной речи детей, - умение чисто и ясно произносить звуки в словах; умение рассказывать выразительно знакомые стихи и сказки. Выразительность речи детей оценивалась по следующим характеристикам: Умение регулировать силу голоса; Умение регулировать темп речи; Интонационная выразительность (виды интонации); Наличие логических пауз, ударения; Манера держаться, пользоваться жестами, мимикой.

методика 2 «Обследование компонентов звуковой выразительности речи». Цель обследования: выявить уровень сформированности навыков сознательного использования интонационных выразительных средств детьми старшего дошкольного возраста. Детям предлагались задания: 1) Музыкально-ритмическая игра «Теремок», музыкально-дидактическая игра «Бубенчики». Цель: выявить способности к имитации, правильное произношение всех звуков, умение регулировать темп речи, двигаться выразительно, легко. Диагностика техники речи как составной части выразительности. Цель: выявить умение регулировать силу голоса. 2) Детям предлагается исполнить песню «Во поле берёза стояла», музыкально- ритмическая игра «Теремок» и музыкально-дидактическая игра «Бубенчики». Исполнить песню протяжно, точно выполнять изменения в ритмическом рисунке, постепенно ускоряя темп и усиливая динамику звучания. А также передать в движении образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки, различать звуки по высоте, динамике, тембру, длительности.

Количест во детей Умеют регулировать силу голоса Говорят тихо Говорят громко Говорят крикливо Количество детей Умеют регулировать темп речи Торопливая речь Замедленная речь Количество детей Звукопроизно шение в норме Неверное произношение свистящих и шипящих Неверное или неустойчивое произношение сонорных р, л, й Таблица 1 Диагностика силы голоса как компонента звуковой выразительности речи Таблица 2 Диагностика темпа речи как компонента звуковой выразительности речи Таблица 3 - Диагностика правильного звукопроизношения (дикции) как компонента звуковой выразительности речи Диагностические таблицы развития выразительности речи детей с ОНР.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Использование музыкальных занятий в развитии выразительности речи детей осуществляется совокупностью разнообразных методов и приёмов воздействия на них. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Таким образом, использование музыкальных занятий в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня вполне оправдывает себя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.