Лицейская научно-практическая конференция. Цель исследования: разноаспектное описание эпиграфики сфер бытового обслуживания г. Норильска. Задачи исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психосемантические методы исследования. 1. Условия использования ПС методов 2. Метод семантического дифференциала.
Advertisements

Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры. Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
ГМО учителей математики, ноябрь 2008 г. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время Подготовила:
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Наука может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре.
Проект на тему: «Использование иноязычных слов в контексте современной общественной жизни» Выполнила: ученица 9 «А» класса МОУ «СОШ 2» Исмайлова Аня. Руководитель:
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Квадратные уравнения МОУ СОШ им. Н.И. Крылова с.Вишнёвое Учитель математики Александрова Людмила Борисовна.
Формирование умений научно- исследовательской деятельности как условие эффективного использования потенциала новой информационно-коммуникативной образовательной.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Группа 5 Группа 5 Типы интеллекта и особенности обучения людей разных типов.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Особенности оценивания проектов. Учебный проект Учебный проект учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая.
Особенности представления о любви у современных подростков Кордаполова Алена МБОУ «СОШ 3», 9 класс.
Транксрипт:

Лицейская научно-практическая конференция

Цель исследования: разноаспектное описание эпиграфики сфер бытового обслуживания г. Норильска. Задачи исследования Сформировать фактическую базу исследования; Определить состав и источники названий объектов бытового обслуживания г. Норильска; Выявить мотивы номинативной деятельности создателя имени объекта; Рассмотреть особенности восприятия и оценки эпиграфики учащимися лицея. Научно-практическая конференция 2 СТР. МОУ «Лицей 3» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Лицейская научно-практическая конференция ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ МОУ «Лицей 3» 3 СТР. Объект исследования – номинации сфербытового обслуживания г. Норильска. Предмет исследования – особенности современной номинативной деятельности с учетом культурных, социальных и лингвистических факторов. Гипотеза: мы предполагаем, что в связи с перестройкой в обществе, изменилась и эпиграфика Норильска: её номинативные формы, состав и источники названий, мотивы номинаций.

Эпиграфика доперестроечного Норильска РОДОВОЙ ЗНАК НОМИНАЦИИ 4 СТР. «Хлеб-молоко» «Овощи-фрукты» «Продукты» «Хозяйственный» «Пельменная»«Чебуречная»«Вареничная» «Сосисочная»

УСЛОВНЫЕ НАЗВАНИЯ 5 СТР. Эпиграфика доперестроечного Норильска «Талнах» «Енисей» «Таймыр» «Лама» «Красноярские столбы» «Полевой стан»«О 2 до 5»«Родина»

Эпиграфика доперестроечного Норильска ВЫВОДЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 6 СТР. Типовой характер номинации (наличие одинаковых (омонимичных) названий, существующих в урбанистическом пространстве советских городов); Целые категории городских объектов вообще не подвергались вторичному обозначению: мастерские, аптеки и т.д.; Стремление к регулярности в наименовании; Соответствие канону создаваемых названий; Четкая оппозиция субъекта и объекта.

В современном городе многообразие номинативных форм очевидно; прежде всего наименования делятся на две группы: однословные и составные номинации (пр.: «Кошкин дом», «Золотая середина», «Жареное солнце» и «Эльф», «Алеандр», Югас» и т.д.). Выделяют два типа составных номинаций: Свободные словосочетания, в которых каждый компонент сохраняет свое исходное значение (пр.: «Художественный салон», «цветочный мир», «Баварские окна» и т.д.); Словосочетания, носящие метафоричный характер: «Тихий омут», «Золотая середина» Эпиграфика современного Норильска ОДНОСЛОВНЫЕ И СОСТАВНЫЕ НОМИНАЦИИ 7 СТР.

Имя прилагательное + имя существительное»: «маленький гений», «Обувная лавка», «Солнечный остров», иногда прилагательное выражено краткой формой «Ясен перец»; единичные модели «числительное + имя существительное» (пр.: «Сорок второе авеню», «Шестьдесят девятая параллель», «Седьмой континент») ; «Имя существительное + имя существительное» (пр.: «Дары природы», «Пани люкс») Эпиграфика современного Норильска МОДЕЛИ СОСТАВНЫХ НОМИНАЦИЙ 8 СТР.

Названия, выраженные именем существительным, например, аптека «Неотложка», продуктовый магазин «Обжорка», интернет- клуб «Паутина», салон мобильной связи «Евросеть», ночной клуб «Торнадо». Кроме нарицательных имен существительных, которые непосредственно выражают значение предметности, встречаются и имена собственные (6%; пр.: салон обуви «Алеандр», продуктовый магазин «Юлия», торговый дом «Руслан», парикмахерская «Алиса». Названия, выраженные именем прилагательным, например, торговые центр «Солнечный», магазин «Любимый», салон сотовой связи «Связной», кафе «Блинная». Названия, выраженные другими частями речи: междометием «АХ!», числительным «585» встречаются крайне редко Эпиграфика современного Норильска ЧАСТИРЕЧНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ 9 СТР.

Заимствования из других языков, например, «Комильфо», Арт Вижен, Альтер Эго, Спорт-авеню, Барби холл; Русские названия: «Зима», «Весна», «Горка». Простое перенесение в городскую среду иноязычных собственных и нарицательных имен создает эффект географического и символического расширения: используется иноязычная топонимия - ресторан «Сочи», магазин «Окно в Париж» и т.д.; антропонимия – магазин «Ольга», «Саша» и т.д.; заимствованная нарицательная лексика – клуб «Клондайк», магазин шаров «Шарте» и т.д.; варваризмы (в графике языка оригинала) – стоматологический кабинет «Smile» и т.д. Эпиграфика современного Норильска ИСТОЧНИКИ НОМИНАЦИИ 10СТР.

Типы номинаций по характеру источников позволяют выделить следующие виды культурно-ценностных предпочтений: Ориентированный на западный образец (предпочтения отдаются иностранной культуре, в основном западной); Ориентированный на традиционные образы национальной русской культуры; Кинический, этот вид расположен внутри национальной русской культуры, он ориентирован на смеховое начало, переоценку общепризнанных, официальных ценностей, публичное снижение, осмеяние (пр.: «Обжорка»). Эпиграфика современного Норильска ВЫВОД ПО ТИПАМ НОМИНАЦИИ 11 СТР.

1. С установкой на объективное отражение реально существующих, закономерных свойств объекта и его специализации (пр.: хлебный магазин «Горячий хлеб", товары для спорта «Спортландия", «Автозапчасти", аптека «Неотложка", магазин «Европейские обои", свадебные товары "Невеста" и т.д.); 2. С установкой на выявление новых, незакономерных, субъективно значимых смысловых связей между объектами, нацелен на создание их образной характеристики (пр.: магазин техники «Космос", магазин косметики «Мультимарка", супермаркет "Бегемот", кафе «Нектар" и т.д.), в таких номинациях присутствует двуплановость и метафоричность. Эпиграфика современного Норильска СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ 12 СТР.

1. Желание получить прибыль заставляет автора выбирать такое название, которое поможет превратить покупателя из потенциального в реального. Автор стремится найти нетривиальное название, он опирается на свое представление об эстетике слова: Леди Шарм, Пани Люкс, Жар-птица. 2. Желание автора приблизить название к собственной жизни связано с повышением индивидуального в словотворческом процессе: Инна, Лора, Альбина. 3. Стремление сохранить (выделить) информативный ресурс названия (выявляется нерегулярно): белошвейка. Эпиграфика современного Норильска ПРИЧИНЫ НОМИНАЦИЙ 13 СТР.

Для начала были отобраны пятьдесят наименований, составных и однословных. Затем были составлены таблицы для проведения опроса [1][1] Опрос проводился среди информантов, возраст которых – лет (всего 50 человек). Каждому было роздано по одной таблице и предлагалось заполнить их в соответствии с индивидуальным восприятием наименования и предположением о возможной сфере деятельности объекта с тем или иным названием. Столбец под названием "Ассоциация" предполагал запись свободной ассоциации, вызванной тем или иным названием магазина. В третьем столбце, который назывался "Специализация", предлагалось записать возможную, по мнению опрашиваемого, специализацию объекта с тем или иным названием. Например, наименование – "Чайка"; ассоциация – море; специализация – магазин морепродуктов. 14 СТР. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

1.Названия, восприятие и оценка которых полностью или частично совпадает с авторской, т.е. эти номинации наиболее информативны для горожан: «ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ», «РУБИН», «ЛОКОН» 2. Названия, совершенно разные свободные и направленные на ассоциации: «Лунный свет». 3.Названия, оценка и восприятие которых кардинально противоположны авторской, т.е. наименования, свободные ассоциации с которыми противоречат названию. Ничем неограниченное: «У Ивана » ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 15 СТР.