«Повышение коммуникативной компетенции человека – одна из задач культуры речи» Презентация педагогического проекта «Повышение коммуникативной компетенции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективный курс по русскому языку для 9 класса «Условия успешной коммуникации»
Advertisements

Условия успешной коммуникации Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 класса Автор – составитель А.М. Головизин.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
Выпускная работа Тема: Дидактические возможности использования ИКТ на уроках технического труда с целью реализации личностно - ориентированного подхода.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Ковалева.
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Научное общество учащихся Целью работы НОУ на данном этапе явилась популяризация научно-поисковой работы в 6 и 7 классах для усовершенствования процесса.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Цель: активизировать творческую деятельность и познавательный интерес учащихся на основе применения метода проектов и ИКТ.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.
Транксрипт:

«Повышение коммуникативной компетенции человека – одна из задач культуры речи» Презентация педагогического проекта «Повышение коммуникативной компетенции человека – одна из задач культуры речи» Автор учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская средняя литературы МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Первомайского района Тамбовской области Халяпина Лариса Николаевна Халяпина Лариса Николаевна

«Условия успешной коммуникации» Тема «Условия успешной коммуникации» 1 1 Условия успешной коммуникации – синтез многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Условия успешной коммуникации – синтез многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А.Сент-Экзюпери Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. А.Сент-Экзюпери

Проблема Проблема Формирование личности, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию

Актуальность Актуальность темы проекта обусловлена необходимостью поиска организации и реализации условий для самопознания, самовыражения, самоопределения личности Актуальность темы проекта обусловлена необходимостью поиска организации и реализации условий для самопознания, самовыражения, самоопределения личности Знание стереотипов речевого общения, социокультурных норм, умение владеть приёмами ведения диалога и угадывать за словами собеседника его мысли – важнейшие составляющие успеха в жизни и карьерном росте современного человека Знание стереотипов речевого общения, социокультурных норм, умение владеть приёмами ведения диалога и угадывать за словами собеседника его мысли – важнейшие составляющие успеха в жизни и карьерном росте современного человека

Условия успешной коммуникации Развитие коммуникативных способностей Открытие возможностей для получения информации Развитие интереса к изучаемому курсу Повышение культуры речевого этикета Развитие самостоятельности Путь к самопознанию Развитие творческих способностей Возможность самореализации своих способностей

«Повышение коммуникативной компетенции человека – одна из задач культуры речи» В проекте «Повышение коммуникативной компетенции человека – одна из задач культуры речи» соблюдаются принципы: личностно-ориентированный подход;личностно-ориентированный подход; гуманизм;гуманизм; бесконфликтность коммуникативных ситуаций;бесконфликтность коммуникативных ситуаций; гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.

Задача Задача Содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации; успешно обучать общению – знать, как устроен его механизм, как он работает

Гипотеза Гипотеза Необходимо ли формирование личности, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию?

Ожидаемые результаты Формирование компетенций в образовательном процессе в неразрывном единстве, при этом базой являются коммуникации, а вершиной - умения и навыки действия в социальных ситуациях Овладение учащимися коммуникативными способностями, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика. Повышение общей культуры учащихся. Развитие мотивации к изучению правил речевого этикета

Методические задачи Анализировать состояние уровня коммуникативной культуры обучающихся, проводить сравнительный анализ полученных данных Изучить условия успешной коммуникации Добиться повышения коммуникабельности в процессе общения обучающихся Сформировать ответственное отношение к культуре речи Анализировать информацию литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.

Дидактические задачи проекта: Формировать компетентность обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности; умение увидеть проблему и наметить пути ее решения; навыки исследовательской работы; критическое мышление, навыки ведения диалога

План работы и сроки проведения проекта 1. Информационно – аналитический этап (июнь – август 2009 г.). 2. Практический этап (сентябрь 2009 – май 2010 г.). 3. Анализ полученных материалов (май – сентябрь 2010 г.).

Ход исследования Изучение специальной педагогической литературы Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них культурологического уровня Разработка дидактического материала, упражнений для снятия аудиторного шока, тестов, игр и коммуникативно- ситуативных задач для практических занятий Изучение невербальных средств Составление поурочного плана элективного курса по овладению закономерностями речевой коммуникации.

Реализация I этап проекта 1. Изучила специальную литературу 1. Головизин А.М.Русский язык. 9 класс. Условия успешной коммуникации: элективный курс. – Волгоград: Учитель, Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование С Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика //Наука и школа – С.49-53, 9. – С Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, – С Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., 1993.

I этап проекта При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводу: данная проблема ярко освещена в работах российских авторов; однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.

I этап проекта 2. Провела с психологом школы педагогическую диагностику учащихся с целью определения уровня коммуникативной культуры 3. Разработала дидактический материал, упражнения для снятия аудиторного шока, тесты, игры и коммуникативно-ситуативные задачи для практических занятий 4. Изучила невербальные средства общения 5. Составила поурочные планы элективного курса по овладению закономерностями речевой коммуникации

Результаты вводной диагностики

Результаты работы Для того чтобы добиться повышения уровня знаний стереотипов речевого общения, социокультурных норм, владения приёмами ведения диалога, надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на правила речевого этикета, психолого – педагогические исследования. Психолого – педагогический анализ выявил у учащихся уровень развития коммуникации, их социальные потребности. Для того чтобы добиться повышения уровня знаний стереотипов речевого общения, социокультурных норм, владения приёмами ведения диалога, надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на правила речевого этикета, психолого – педагогические исследования. Психолого – педагогический анализ выявил у учащихся уровень развития коммуникации, их социальные потребности.

II этап проекта Направление деятельности Содержание деятельности Планируемый результат Убеждение и дискуссия Анализ владения речью литературных героев. Тестирование, выявляющее состояние коммуникативной, филологической культуры обучающихся Повышение интереса к предмету, формирование личности, стремящейся повысить свой культурный уровень общения Анализ и синтез Решение коммуникативно- ситуативных задач Самопознание Социально- коммуникативное Развитие самосознания, учебные проекты в рамках элективного курса Овладение необходимыми навыками коммуникативной культуры

Повышение коммуникации обучающихся во внеурочное время: праздник, дискуссия

Развитие коммуникативности на уроке по культуре речи, в музее М.Ю. Лермонтова, на родине С. Есенина, на встрече с местным поэтом М.Ермолиным

Проектная деятельность на уроках, обсуждение уроков

Диагностика

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Проект « Жесты и мимика как невербальные средства общения » Подготовили ученики 9 класса Б Пузикова Дарья, Лепихов Евгений, Каденков Павел Руководитель - учитель русского языка и литературы Халяпина Л.Н. Первомайский 2009 МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Проект « Жесты и мимика как невербальные средства общения » Подготовили ученики 9 класса Б Пузикова Дарья, Лепихов Евгений, Каденков Павел Руководитель - учитель русского языка и литературы Халяпина Л.Н. Первомайский 2009 Тема проекта Условия успешной компетенции - 9 класс Творческая тема «Жесты и мимика как невербальные средства общения» Гипотеза Невербальные средства передают ли точнее содержание высказывания «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике»? Цицерон Предмет исследования Коммуникативная культура учащихся 9 класса Тип проекта - исследовательский, творческий. Участники проекта ученики 9 классов «Жесты и мимика как невербальные средства общения» Ученический проект «Жесты и мимика как невербальные средства общения»

Реализация проекта показала, что гипотеза верна, условия успешной коммуникации зависят от знания закономерностей коммуникативной культуры, способствующей повышению культуры речевого общения

Инновационность проекта Использование достижений педагогической науки, психолого-педагогических исследований, изучение условий успешной коммуникации способствует повышению коммуникативной культуры обучающихся, профессиональному самоопределению. Совершенствуется процесс преподавания русского языка на основе повышения коммуникативной культуры обучающихся.

Анализ полученных материалов Открытый урок нравственности «Быть человеком» по литературе в (2009 г.) на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы Первомайского района; доклад «Развитие речевой культуры в системе формирования метапредметных умений» Участие в областной научно – практической конференции «Современные педагогические технологии и достижение метапредметных результатов в сфере школьного гуманитарного образования»; участие в научно-практической конференции «Грани творчества» по теме «Правила речевого этикета» ученика 9 класса (в сб. материалов областной конференции «Грани творчества» (2010 год) напечатаны тезисы работы ) публикация работ учащихся на сайте NUMI.RU.

Выводы Направленность проекта на конечный результат делает процесс изучения условий успешной коммуникации целенаправленным. Направленность проекта на конечный результат делает процесс изучения условий успешной коммуникации целенаправленным. В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить исследования, развивает навыки общения В проекте осуществляется разнообразная самостоятельная деятельность школьников, которая формирует навыки самообразования, умения проводить исследования, развивает навыки общения Метод проектов привлекателен, т.к. личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Метод проектов привлекателен, т.к. личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предполагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, помогает вырабатывать на основе этих умений и навыков собственный коммуникативный стиль Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, помогает вырабатывать на основе этих умений и навыков собственный коммуникативный стиль

1. Головизин А.М.Русский язык. 9 класс. Условия успешной коммуникации: элективный курс. – Волгоград: Учитель, Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование С Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика //Наука и школа – С , 9. – С Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, – С Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., Информационные ресурсы