Исследовательская работа Каллиграфическое письмо и орфографическая зоркость-как эффективные средства формирования грамотного письма на современном этапе развивающего обучения Кравцова Светлана Яковлевна- учитель начальных классов учитель начальных классов. Алтынсаринская средняя школа Камыстинский район
Цели : Создание на основе полученных ранее известных исследований механизма развития орфографических навыков с опорой на каллиграфическое письмо, с учётом индивидуальных особенностей учащихся при условии их образования в общеобразовательной школе и поиск новых эффективных форм работы. Задачи: Изучение уже имеющейся психолого-педагогической литературы, выявление наиболее эффективных организационно- педагогических технологий для обучения учащихся начальной школы: формирование требований к профессиональным качествам для работы с детьми по данным вопросам: разработка системы формирования навыков каллиграфического письма и орфографической зоркости при условии развития у детей способностей к контролю и самоконтролю: построение диагностической системы выявления каллиграфического письма и орфографической зоркости. Объект исследования: Учебно–воспитательный процесс по развитию навыков каллиграфического письма и орфографической зоркости с упором на потенциальные возможности ученика.
Обеспечение более эффективного развития и саморазвития у школьников грамотного письма при условии каллиграфического почерка возможно, если использовать учебные программы и планы в соответствии с индивидуальными особенностями и потенциальными возможностями детей; при осуществлении системного подхода и интенсификации учебно-воспитательного процесса, при введении рациональной организации труда, совершенствовании навыков образовательной и самообразовательной работы при условии сотрудничества деятельности педагогов и школьников, позволяющей удовлетворить их интересы и склонности реализовывать личностные качества в достижении поставленной цели. Беседы, наблюдения, изучение литературы, убеждения, анализ деятельности, как учеников, так и учителя. Для эксперимента был взят 3 класс Алтынсаринской средней школы сложный, как в образовательном, так и в воспитательном аспекте. С учениками и их родителями были проведены беседы с постановкой цели перед ними. Для контроля использовали 2 и 4 классы этой же школы. Этап констатирующий показал, что дети обладающие каллиграфическим почерком (приближенным к нему) обладают более высоким качеством знаний, нежели дети с некаллиграфическим почерком. Особенно это было заметно у учащихся 3, 4 классов. Поэтому мы решили исследовать эту проблему.
Класс Кол-во детей Не допустили ошибок 1-2 ошибки 3-5 ошибок 6 и более ошибок % Успеваем ости % Качества , Класс Кол-во детей Без ошибок 1-2 ошибки 3-5 ошибок 6 и более ошибок % успеваем ости % качества , ,722, ,6
Обучение в игре Работа над словарными словами Работа над ошибками Формирование каллиграфических навыков Работа над правилами Работа над словами с трудными написаньями Грамотное письмо
При этапе формирующего эксперимента навыков орфографической зоркости и каллиграфического письма были использованы различные методы, технологии, средства обучения,уделялось внимание формированию каллиграфических навыков, на исправление ошибок и недочетов почерков учащихся: особое внимание обращалось на работу над ошибками как коллективную, так и индивидуальную в ходе которой была создана разно- уровневая система проверки письменных работ с учетом грамотности и параллельно с учетом каллиграфических навыков.Оценки ставились по девяти- бальной системе: за каждую работу выставлялись две оценки: за грамотность и на полях оценка по чистописанию; по окончанию тетради сама она ( тетрадь), оценивалось двумя оценками, и эти оценки заносились в классный журнал. Такая система создает видимую картину успеха (неуспеха) и способствуют стимуляции роста навыков. Кроме этого проводилась работа по предупреждению ошибок (изучение правил, умение использовать их, различные виды диктантов, письмо по памяти, методика «Письмо для робота», которая показывало в какой степени формирования находились навыки орфографической зоркости. Особое внимание уделялось работе с непроверяемыми написаньями (здесь очень действенной оказалось методика Тоцкого П.С.) И конечно же в работе использовались элементы занимательности, игры, так как с учетом возраста использование методики «Учись, играя.» наиболее результативно.
Фамилия, имя. Гл. после шипя щих Безуд. Гласн Парн ые согла сные Непр оизн. согл. Слова рн. слова ь,ъ разд. Безуд оконч сущ. Ь знак пос ле шип ящ Безуд Окон чан. прил агат. Алатурова Надя ++ Алдаберген ов Багдат ++++ Баймурзин Канат ++ Горовая Оксана ++ Досмухамб етова Айнур +
В конечном итоге в апреле месяце контрольные срезы оказались такими. Во втором классе качества знание упало, а в 4 классе при каллиграфическом письме возросло, а при некаллиграфическом – резко упало. В 3 же классе, где проводился эксперимент, успеваемость и качества знаний возросло: но тот факт, что при каллиграфическом письме грамотность учащихся выше, остается неоспоримым; что подтверждает нашу гипотезу. Общая успеваемость от 88,8 % до 94,4% ( рост на 5,6%), а общее качества знаний от 38,8 5% до 61,1% (рост на 22,3%). Придавая большое значение проблеме развивающего обучения следует помнить, что положительные результаты возможно только в результате соответствующей целенаправленности всего учебного процесса. И это длительный процесс. «Секрет» положительных результатов зависит часто от будничной, кропотливой работы, порой малозаметной, а учитель должен замечать то малое и показывать детям, чтобы они видели свои малые победы над самими собой и над этим трудным русским языком. И самое главное, к ребенку надо подходить с оптимистической гипотезой, поддерживать в ребенке все положительное, дать ребенку ощутить радость роста своих сил и знаний, возможности и достижения.
Тоцкий П.С. «Орфография без правил» - «Просвещение» 1999 г. В.А. Ильященко «Формирование орфографической зоркости у первоклассника» - ж. «Начальная школа» 6, 2000 г. Т.Д. Бочкарёва «Предупреждение ошибок» - ж. «Начальная школа» 3, 2001 г. Е. В. Бельдина «Работа над словами с непроверяемыми написаниями» ж. «Начальная школа» 1, 2002 О.В. Епифанова «Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся» ж. «Начальная школа 7, 2001» Г.А. Бакулина «Минутка чистописания может быть развивающей и интересной» ж. «Начальная школа» 11, 2000 В. Илюхина «Письмо с секретом» г. «Начальная школа» , 2001