ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Подходы к развитию индивидуального жилищного строительства для домохозяйств с невысоким уровнем доходов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Астана, 2016 Международный опыт строительства социального жилья и возможность адаптации в Казахстане.
Advertisements

Опыт ипотечного кредитования при строительстве коттеджных поселков в Ленинградской области НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОРПОРАЦИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НАЦИНАЛЬНЫЙ.
Программа «Стимул» как инструмент государственной поддержки жилищного строительства.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Гордина О.Н., Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Развитие ипотечного жилищного кредитования в регионах Северо – Западного.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
Как увеличить шансы на ипотеку: кредиты, займы, субсидии.
LOGO проект «Улица Молодая». Улица Молодая Безвозмездная помощь государства при улучшении жилищных условий молодых семей При участии в долевом строительстве.
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
1 НИС обеспечивает возможность формирования дешевых долгосрочных ресурсов для жилищного кредитования посредством создания закрытого рынка финансирования.
Участие кредитных организаций в финансировании строительства и приобретения жилья: проблемы и перспективы Р.Х.Марданов, Председатель Национального банка.
Ипотека сегодня - миф или реальность? Как и где получить ипотечный кредит. Павел Штепан, председатель правления Ипотечной компании «УНИКОМ», вице-президент.
Механизмы решения жилищных проблем в процессе реализации наукоградских программ.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО И НЕКОММЕРЧЕСКОГО НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ А.С.Пузанов Фонд «Институт экономики города» Санкт-Петербург, 30 сентября 2011 г.
Программа АИЖК «Новостройка» - новый инструмент развития бизнеса на первичном рынке ШТЕПАН Павел Дмитриевич, председатель Правления Универсальной ипотечной.
Опыт разработки комбинированных депозитно-кредитных продуктов в региональном банке.
ЛОЯЛЬНАЯ ИПОТЕКА ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ЗАЕМЩИКОВ НА ЛЮБЫЕ ОБЪЕКТЫ Омск, 2012 год.
Город Новочебоксарск Отчет о работе управления жилищных отношений за 2007 год.
Транксрипт:

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Подходы к развитию индивидуального жилищного строительства для домохозяйств с невысоким уровнем доходов История строительства жилья собственными силами

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ОПЫТ СССР По количеству домов, построенных собственными силами, наибольшие результаты были достигнуты в Советском Союзе. В августе 1922 года был издан декрет «О праве на строительство», которым разрешалось бесплатное предоставление участков земли под строительство своими силами. Предоставлялись государственный кредиты под 2% годовых. Отметим, что при этом требовалось наличие своих собственных средств в размере 30%. Этот взнос можно было заменить на обещание строить своими силами. В течение строительного бума с 1923 по 1926 год более 2/3 домов было построено в частном секторе В 1927 году было введено десятилетнее налоговое освобождение с целью стимулирования данного сектора экономики и решения социальных задач.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ В 1926 году затраты на строительство частного дома своими силами составляли около половины от затрат на строительства городских квартир в общественном секторе; прежде всего, из-за дешёвых стройматериалов: 99% домов, построенных своими силами были небольшие, одноэтажные деревянные дома – картина, знакомая нам до боли. Кроме того значительную роль играл собственный труд, в общем случае затраты на оплату труда около 1/5 от общих затрат. С 1924 года началась поддержка кооперативов, многие из которых также использовали труд своих членов. С 1930 года политика поддержка строительства в частном секторе в СССР прекратилась. ОПЫТ СССР (продолжение)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ГЕРМАНИЯ В Германии была определенная поддержка строительства собственными силами. Общим контекстом был принятый Закон о гомстедах. Первоначально этот термин использовался в США (Homestead), в последующем под гомстедом стали понимать участок земли и дом на нём. Принятым в Германии законом каждой семье в Германии обещалась возможность приобретения дома и сада, и система индивидуальных домов для семей провозглашалась как идеальная. Производилось кредитование строительства, технический надзор за стройкой, предоставление и доставка строительных материалов со скидками для тех граждан, которые согласились вкладывать свой труд в строительство собственного жилья

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Понятие гомстеда Гомстед-акт (от англ. homestead усадьба, участок), в США закон о земельных наделах, принятый в мае 1862 в ходе Гражданской войны в США под давлением народных масс и радикально-демократического крыла Республиканской партии. По этому акту каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга против Севера, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 га) после уплаты регистрационного сбора 10 долл.усадьба участок земли Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретён в собственность и досрочно, при уплате 1,25 долл. за акр. По Г.-а. в США было роздано около 2 млн. гомстедов общей площадью ок. 285 млн. акров (115 млн. га).право собственности

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ «Волшебный дом» или «Стокгольмский план». Город Стокгольм подготавливал основные коммуникации, предоставлял дешевые участки земли, ипотечный кредит с высоким LTV, строительные материалы, надзор и техническую помощь. При строительстве использовались готовые стеновые панели и другие строительные элементы. Жилищное подразделение городского совета отбирала для программы только семьи во главе с работающим мужчиной. Для выбора предлагался небольшой набор недорогих проектов, бралось согласие на контроль за ходом строительства и обязательство закончить строительство в соответствии с графиком. Как правило, семья строила дом за один строительный сезон. Стокгольмский план был весьма успешным и был принят за образец того, каким образом организовывать строительство собственными силами с муниципальной поддержкой.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Развитие строительства собственными силами в Швеции Стокгольмский опыт помощи самозастройщикам самый систематический и длительный. Как уже говорилось, ещё в 1904 году Правительство Швеции создало фонд для предоставления займов застройщикам. Примерно в это же время город Стокгольм стал проводить активную политику предоставления дешёвых земельных участков в пригородах. Многими из первых покупателей были рабочие, которые построили свои собственные дома. Однако достаточно быстро эти участки стали привлекательными для строительства дорогих домов и к 1914 году самострой фактически прекратился.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Развитие строительства собственными силами в Швеции (продолжение) После первой мировой войны небольшие группы людей организовались под лозунгом «Дом своим трудом» как неформальные строительные кооперативы. На этой почве были созданы строительные и управляющие кооперативные организации. Накопительно-строительные общества HSB мобилизовывали не только финансовые, но и трудовые ресурсы своих членов. Городской совет оказывал определённую поддержку «самострою».

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Развитие строительства собственными силами в Швеции (продолжение) Одновременно с этим городской совет предпринял попытку заказа частным застройщикам строительства скромных домов – и отказался на тот период от этой практики. Следующим экспериментом была попытка оказать поддержку «самострою» совсем примитивных домов, без элементарных удобств – эта попытка также была отвергнута по соображениям санитарии. И, наконец, был выбран путь, который стал стандартным образцом. Эта система и получила название «Волшебный дом» или «Стокгольмский план».

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ История развития строительства жилья собственными силами в Финляндии Первые государственные кредиты на строительство жилья были беспроцентными, а размеры кредитов были различными. В самом разгаре действия таких программ они работали следующим образом: 30% всех строительных издержек покрывались кредитами, которые выделялись муниципальным образованиям и некоммерческим организациям, строившим жилье, и только 20% кредитных средств направлялись непосредственно тем, кто строил собственное жилье. В силу того, что существовали трудности с привлечением оставшихся необходимых для строительства средств, правительство также предоставляло амортизационные кредиты с низким процентом, когда соотношение размера кредита и стоимости жилья не превышало 20%.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Муниципальные застройщики и строительство собственными силами Первоначально государственные жилищные кредиты в Финляндии адресовались муниципальным застройщикам и прочим некоммерческим строительным организациям, но, начиная с 1922 года, они стали доступны и тем, кто строил собственные дома. В период гг. те, кто строил собственный дом, получали 16% от всех государственных кредитов на строительство жилья, а между тем их доля в общем объеме жилья, построенного с привлечением государственного финансирования, была несколько выше – 21%. Такое несоответствие объясняется тем, что муниципальные застройщики и некоммерческие строительные организации в среднем получали более крупные по размеру кредиты, чем те, кто строил собственные дома.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Муниципальные застройщики и строительство собственными силами (продолжение) В начале 20-х годов от государственной финансовой помощи жилищному строительству те, кто строил жилье собственными силами, выигрывали не очень много. Те семьи, которые могли позволить себе строительство дома собственными силами, считались более преуспевающими, чем обычные семьи представителей рабочего класса, а, следовательно, они меньше нуждались в финансовой поддержке. Другой возможной причиной было то, что те, кто занимался жилищной реформой, не верили, что индивидуальное лицо может проявить достаточную эффективность при строительстве собственного дома с точки зрения достижения адекватного качества жилья. Считалось что муниципальные застройщики или некоммерческие организации, руководимые экспертами в жилищных вопросах, лучше могли решить проблему нехватки жилья

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Развитие системы кредитования и создание фонда В 1927 был создан «полугосударственный» ипотечный банк, который должен был заниматься вопросами финансирования коммерческого строительства жилья должен был заниматься. Сама идея создания полугосударственного ипотечного банка была позаимствована в Швеции, равно как и способ, каким предполагалось финансировать строительство собственными силами, напоминал шведскую систему. Средства на жилищное строительство в форме субсидий предоставлялись тем, кто строил отдельно стоящие дома, специально созданным общественных фондом – Фондом «Собственный дом».

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Кредиты, предоставляемые фондом «Собственный дом» Те денежные средства, которые предоставлял Фонд были вторичными кредитами с соотношением размера кредита и стоимости жилья, не превышающим 40%. Условия этих кредитов были очень благоприятными для тех, кто строил жилье собственными силами. Срок погашения кредитов равнялся 27 годам, а в течение первых трех лет заемщику не нужно было платить никаких взносов в счет погашения кредита. Годовая фиксированная процентная ставка равнялась 4.5%, что выгодно отличало её от процента по банковским кредитам: последний в конце 20х годов был на уровне 10%.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Практика сдачи части жилья в аренду Кредиты выдавались исключительно собственникам, которые строили жилье своими силами и использовали его только для собственного проживания, а не спекулянтам недвижимостью. Однако законодательство допускало, чтобы к домам пристраивались еще соответственно одна-две жилые пристройки. В начале ХХ столетия в Финляндии считалось, что семья собственника отдельно стоящего дома, занимала и содержала такой дом, вряд ли возможно с финансовой точки зрения, если бы не возможность сдавать площади в аренду жильцам или держать часть дома как пансион. Поэтому часто те, кто строил дом своими силами, добавляли одну-две комнаты к своему дому для возможной сдачи их в аренду жильцам.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Негативная оценка практики сдачи части жилья в аренду Именно эта практика сдавать часть площади в аренду явилась причиной неоднозначного к вопросу о предоставлении государственной финансовой помощи представителям рабочего класса, которые строили такое жилье. Реформаторы хотели, чтобы финансовая помощь шла на улучшение жилищных условий, особенно на решение проблемы перенаселенности домов. И они полагали, что субсидирование строительства жилья собственными силами не обязательно будет служить этим целям. Они были обеспокоены тем, что те, кто располагает весьма скромными средствами для строительства собственными силами, будут испытывать соблазн сдавать как можно больше комнат, а значит, не произойдет никакого реального улучшения жилищных условий по стране.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Контроль качества жилья Национальный Совет по социальной политике Финляндии, который предоставлял жилищные кредиты, также стремился контролировать качество жилья. Изучались планы строительства, и если они были некачественны, то заявка на кредит отклонялась. Национальный Совет по социальной политике сам готовил и публиковал образцы планов строительства отдельно стоящих домов, которые предлагались вниманию тех, кто строил жилье своими силами. Считалось, что те рабочие окраины, которые перед первой мировой войной возникли вокруг всех крупнейших городов, изобиловали недостатками, как с точки зрения планировки, так и с эстетической точки зрения. Реформаторы не хотели, чтобы появилась новая версия этих старых окраин.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ФИНЛЯНДИЯ в 40-е годы Проводившаяся в 40-е годы в Финляндии политика поддержки строительства отдельно стоящих домов объяснялась стремлением обеспечить «социальный мир» в стране. В эти годы в рамках строительства, профинансированного государством, образцы планов стали использоваться при строительстве домов гораздо шире, чем до войны. Стояла задача как можно более дешево и в то же время эффективно научиться строить отдельные дома, чтобы они были доступны малообеспеченным людям. Считалось, что использование при строительстве образцов планов не только повысит эффективность строительства, но и повысит качество застройки и улучшит ее с эстетической точки зрения, поскольку такие планы готовились профессиональными архитекторами.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ФИНЛЯНДИЯ в 40-е годы (продолжение) Нехватка строительных материалов, финансовых средств и рабочей силы привели к тому, что и во время войны, и в период послевоенного восстановления значение строительства своими силами возросло по сравнению с тем, каким оно было до того. Материалов, используемых при строительстве многоквартирных домов, было очень мало, а в то же самое время было достаточно лесоматериалов. Кроме того, для строительства своими силами не требовалось привлечение большого количества сторонних рабочих, это было далеко не крупномасштабное строительство, а следовательно, и проблема нехватки рабочих рук ощущалась в нем меньше.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ После второй мировой войны в Европе ощущалась значительная нехватка жилья, и идея самостроя обрела второе дыхание. Однако наибольшие изменения произошли не в Европе. Например, в США в 1949 году 1/3 индивидуальных домов была построена собственниками, аналогичная ситуация была в Канаде и Австралии. В США было изменено законодательство, позволившее FHA (Федеральной жилищной администрации) выдавать кредиты по программе Title III, предназначенные для жилищных улучшений и строительства «скромных домов»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ КАНАДА В рамках программы поддержки ветеранов в Канаде было предоставлено дешёвое жилищное финансирование десяткам тысяч ветеранов. Первоначально администрация по делам ветеранов заключала договоры с местными строителями на строительство домов. Однако она столкнулась (в Канаде!) с систематическим перерасходованием средств и низким качеством строительства. В ответ на это стратегия была изменена и разработана программа «Построй – Сам – Собственный – Дом» (Build – Your-Own-Home) Была организована поддержка программы, включая строительные курсы и инспекцию строительства на местах.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Критика системы строительства жилья собственными силами В целом в этот период отношение к «самострою» было скептическим. Наиболее острой критике система «самостроя» подвергалась в Великобритании. В этой стране в первой трети двадцатого века тысячи семей самовольно построили дома и коттеджи на «ничейной» земле. В период между двумя мировыми войнами эта тенденция подвергалась критике со стороны местных архитекторов и национального правительства. Критики настаивали, что участки, занятые самостроем, не отвечают санитарным и эстетическим требованиям. Эти очевидные аргументы разделялись также множеством других европейских стран, однако их правительства допускали возможность самостроя в развитии жилищного рынка.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Возрождение строительства собственными силами в Англии. Положение с жилищным строительством резко изменилось в в течение 2008 года. Планы правительства предполагали строительство 3 миллиона новых домов к 2020 году, по 240,000 каждый год. Но строительство в 2008 году почти прекратили. Кризис заставил кредиторов сокращать предоставление кредитов до такой степени, что объём нового кредитования в 2008 году будет на 63 % ниже чем в Однако, в каждом спаде есть возможности, и вынужденное строительство жилья собственными средствами является антикризисной мерой, которая, предположительно, поможет несколько сгладить спад объёмов строительства.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА [ Снижение кредитных рисков при кредитовании «самостроя» Кредиторы ищут клиентов, у которых есть значительный процент собственных средств, что обеспечит низкий риск невыполнения обязательств. Люди, занимающиеся «самостроем» соответствуют этому требованию. Средний возраст участников «самостроя» между 40 и 50 годами и большинство из них уже брали ипотечные кредиты. Лица, занимающиеся строительством собственными силами берут кредиты с LTV менее 60% и уровень просрочек по таким кредитам не превышает 0.5%