5 класс Корень слова Prezentacii.com. Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе Тема : «Корень слова. Однокорен ные слова»
Advertisements

. Классная работа.. Морфемика. Морфемы. Если знаешь части слова, то напишешь их толково!
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку.
Интегрированный урок Чтение – граждановедение. Чтение – граждановедение. 3 класс 3 класс Тема: « Борис Заходер « Перемена» Тема: « Борис Заходер « Перемена»
Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» *
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Словообразование. Состав слова. Буквы о-а в корнях –раст-,-ращ-,-рос.
Словари Н.А. Судья, заведующая библиотекой Лицея 4 г. Пскова 2009 год.
Что является главным в слове ? Что является главным в слове ? Выполнила ученица 5 класса Кахнович Дарья МОУ Тебисская СОШ.
Урок-презентация в 5 «б» классе по русскому языку. Учитель: Балмаева Г.И.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день - всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Корень слова
МОРФЕМИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОРФЕМЫ СЛОВООБРАЗУЮЩИЕФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ПОСТФИКС СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ.
Морфемика Морфемика (от греч. morph – форма) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные.
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Транксрипт:

5 класс Корень слова Prezentacii.com

Жил–был Корень –уч-, но так как одному тоскливо жить на свете, то призвал он приставки и суффиксы, объединился с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель и многие другие. Когда Корень спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой роднёй, он отвечал вопросом: «Вас интересует наше словообразование?» Корень был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоят и в какой последовательности образуются слова. Но начинается-то всё с корна!

Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская Какой корень? Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик, выделите корень.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ! В МОРЕ СУШИ ПОЛОСА НАЗЫВАЕТСЯ КОСА А У ДЕВУШКИ КОСА ЦВЕТА СПЕЛОГО ОВСА. НА ТРАВЕ ЛЕЖИТ РОСА – КОСИТ ТРАВУШКУ КОСА. А У МЕНЯ ОДИН ВОПРОС: СКОЛЬКО ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОС? Б. ГОЛЬДБЕРГ.

действие «носить» часть лица перенос занос поднос обноски носильщик носовой носик переносица нос носище

Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными. Слова с омонимичными корнами однокоренными не являются!

водный заводной заводь подводить безводный проводка проводник водяной подводник вывод водить вода

Горка горец загорелый горение горный выгоревший гористый горючий предгорье пригорок Гореть Гора

Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо!» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши. Что же произошло в корне этих слов?

просить прошу с//ш распушила пух ш//х прошу спрашивать о//а рот рта о// нулевой звук

Пеку Лекарь Бег Замок Ноги Дороги Снег Творог Пирог Пеку Лекарь Бег Замок Ноги Дороги Снег Творог Пирог печь лечить бежать замочек ножки дорожки снежок творожок пирожок печь лечить бежать замочек ножки дорожки снежок творожок пирожок

Лев орел сокол пень, олень сурок коза собака пес конь Лев – льва орел - орла пень – пна сурок - сурка пес - пса Лев – льва орел - орла пень – пна сурок - сурка пес - пса

Отец отца отчизна отчество отечество отеческий

Кормить - кормлю Любить - люблю Слепой - ослепление -л- не является новым суффиксом, а входит в состав корна.

1. ПОЗДРАВление 2. ПОЗДРАВЛение 3. по ЗДРАВление 4. по ЗДРАВЛение 5. ПОЗДРАВЛЕНие 6. ПОЗДРАВЛЕНИе Ответ: 4. по ЗДРАВЛение, но по ЗДРАВил

Жечь зажечь зажигать жгучий жжение поджог жечь зажигать е//и; г//ч жгучий е//нулевой звук; г//ч (как жечь – жгу) жжение г//ж (как жгу – жжение) поджог е//и//о (как в словах запереть – запирать – запор)

Изучая древние книги, языковеды узнали, что слова не всегда были такими, каковы они сегодна. Чтобы определить, какую форму имело слово, что оно значило, какие слова были родственными ему, от какого корна произошло слово или из какого языка заимствовано, необходимо сделать языковые раскопки. Так, например, слово булыжник имеет древний корень бул - (була – «шишка, ком»). Сведения по истории слов содержатся в этимологических словарях. Там можно прочитать, что в слове сутки древний корень - тк -, что сутки – это стык дна и ночи; а в слове перчатка древний корень перст – (палец).

Не знаете? Тогда послушайте! В очень далёкие времена в стране слов жило-было существительное лига. Была у этого существительного одна особенность: очень любило оно менать свой облик, а изменившись, да взяв с собой в спутники приставку или суффикс, разгуливать по стране слов. Привыкло существительное к своим помощникам: не может с ними расстаться до сих пор. Говорят, что видели его и без спутников, но сейчас оно одно не попадается. Да и вы его часто встречаете, но не всегда подозреваете, что это именно оно. Так знайте, если встретите существительные льгота, польза, прилагательное лёгкий, наречие нельзя – это слова с тем же корнем лига.

ОБОШЛА СОГНУЛ ОБУЛА ПРЕДПОЧЛА Справка: предпочесть - признать лучшим по сравнению с кем-либо, чем-либо другим; отдать преимущество, выбрать.

Слов без корней не бывает. Единственным исключением в русском языке является глагол вынуть, в котором выделяется приставка вы-, суффикс -ну- и окончание - ть. В результате исторических изменений сегодна слово вынуть осталось без корна. Но вынимать и вынуть однокоренные слова. В слове вынимать корень -ним-, а в слове вынуть, образованном от вынать, был корень -на: историческое чередование я/им (сравните понать понимать).

Корнем называется …. Корень - …… часть слова. Корень выражает …. Корень в слове выделяется с помощью подбора …. Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются …. Омонимичные корни не являются.... В корнах слов может происходить ….

Параграф 74; выучить правило; упр. 383; объяснить выбор гласной в корне слова; Найти в «Школьном словообразовательном словаре» корни, имеющие в родственных словах чередования; подготовить устное сообщение о корнах двух - трёх слов по материалу, взятому из «Этимологического словарика школьника»; Подготовить рассказ о существительном «вага» (по материалу из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы») – индивидуальное задание.

В. М. Бурмако. «Русский язык в рисунках» - М.: Просвещение, 1991; Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. «Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991; В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. «Занимательно о русском языке» – Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990; - картинка «Барс»; - картинка «Барсук»; – картинка «В море суши полоса»; – картинка «Девушка с косами»; – картинка «Косарь» edu.internet-school.ru