1 Конфликтология. 2 Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются : Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальные конфликты и способы их разрешения Лекция 4.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Конструктивное преодоление конфликтов. Конфликт – это такое отношение между Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия,
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Конфликты в обществе. Конфликт (от лат «столкновение) Это спор или столкновение людей или социальных групп за право обладания тем, что одинаково цениться.
Механизмы возникновения и разрешения конфликтов. Конфликт - это момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Презентацию подготовил студент группы ПиЭ-10 Хомутинин Василий Конфликт.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Что такое социальный конфликт? Виды социальных конфликтов Причины социальных конфликтов Стадии социальных конфликтов Составляющие конфликта Участники.
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Подготовила ст. преп. кафедры философии и политологии Зинчина А.Б.
Конфликтология Выполнила: Выполнила: Евсюкова Ольга Евсюкова Ольга.
(от лат. conflictus столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликт в межличностных отношениях. конфликты изучают социологияполитология социальная психология юриспруденцияфилософиялогика.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ТЕМА 4: Конфликты в организации. Вопросы Природа конфликта Природа конфликта Причины конфликтов Причины конфликтов Классификация конфликтов. Типы поведения.
Транксрипт:

1 Конфликтология

2 Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются : Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются : на 90% - личным жизненным опытом опытом на 10% - научными знаниями о конфликтологии конфликтологии

3 Этапы развития Этапы развития конфликтологии : конфликтологии : Донаучный (философский ) Донаучный (философский ) Монодисциплинарный Монодисциплинарный Междисциплинарный Междисциплинарный

4 Донаучный этап ( от эпохи Античности Донаучный этап ( от эпохи Античности до конца ХIХ в.) до конца ХIХ в.) Гераклит ( 530 – 470 гг. до н. э.) Гераклит ( 530 – 470 гг. до н. э.) Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) Геродот ( 490 – 425 гг. до н.э.) Геродот ( 490 – 425 гг. до н.э.) Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э.) Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э.) Фома Аквинский (1225 – 1274) Фома Аквинский (1225 – 1274) Конфуций (550 – 479 гг.до н.э.) Конфуций (550 – 479 гг.до н.э.) Христианская философия Христианская философия

5 Монодисциплинарный этап Монодисциплинарный этап (психология и социология) (психология и социология) - З.Фрейд (конфликты в сфере бессознательного) - З.Фрейд (конфликты в сфере бессознательного) - У.Магдугалл (теория инстинктов социального - У.Магдугалл (теория инстинктов социального поведения) поведения) - К.Лоренц (этологический подход) - К.Лоренц (этологический подход) - К.Левин (концепция динамической системы) - К.Левин (концепция динамической системы) - А.Басс (поведенческое направление) - А.Басс (поведенческое направление) - Я.Морено (социально – психологическая теория) - Я.Морено (социально – психологическая теория) – 1970-е гг. –изучение переговорного – 1970-е гг. –изучение переговорного процесса процесса

6 Социальная психология философия психология Психология личности социология социобиология Социология конфликта Психология конфликта педагогика Педагогическая конфликтология экономика управление культурология Военные науки Исторические науки Конфликтология менеджмента Юридическая конфликтология правоведение КОНФЛИКТОЛОГИЯ математика

7 Конфликтология изучает : Конфликтология изучает : - закономерности и механизмы - закономерности и механизмы возникновения и развития конфликта возникновения и развития конфликта - методы регулирования - методы регулирования - способы разрешения - способы разрешения - возможности профилактики - возможности профилактики в сфере человеческих отношений в сфере человеческих отношений

8 Конфликт ( лат.) – столкновение, серьезное разногласие, спор Конфликт ( лат.) – столкновение, серьезное разногласие, спор Подходы в определении конфликта : 1. Обобщенный ( конфликтологический ) 1. Обобщенный ( конфликтологический ) 2. Психологический (столкновение мнений, 2. Психологический (столкновение мнений, позиций, взглядов) позиций, взглядов) - поведенческий аспект - поведенческий аспект - восприятие противоречий - восприятие противоречий - вид взаимодействий - вид взаимодействий

9 « Конфликт – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон» « Конфликт – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон» (Г. Зиммель ) (Г. Зиммель ) « Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» « Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ) (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ) Конфликт – разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее. Конфликт – разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее.

10 Виды конфликтов: - Межгосударственные - Межнациональные - Межнациональные - Классовые - Классовые - Межгрупповые - Межгрупповые - Межорганизационные - Межличностные ( 83% работ ) - Межличностные ( 83% работ ) - Внутриличностные - Внутриличностные конструктивные деструктивные конструктивные деструктивные

11 Деструктивные функции Деструктивные функции конфликтов: конфликтов: - выраженное негативное самочувствие участников конфликта; - выраженное негативное самочувствие участников конфликта; - разрушение существующей совместной деятельности; низкая эффективность дальнейшего взаимодействия; - разрушение существующей совместной деятельности; низкая эффективность дальнейшего взаимодействия; - ухудшение или развал отношений (формирование образа врага); - ухудшение или развал отношений (формирование образа врага); - закрепление в социальном опыте личности насильственных способов решения проблем; - закрепление в социальном опыте личности насильственных способов решения проблем; - неверие в торжество справедливости, снижение самооценки, эффективности индивидуальной деятельности. - неверие в торжество справедливости, снижение самооценки, эффективности индивидуальной деятельности.

12 Конструктивные функции конфликтов: Конструктивные функции конфликтов: - познавательная (симптом неблагополучия отношений и проявления возникших противо- отношений и проявления возникших противоречий; тест на ценностные ориентации человека, личностные особенности); речий; тест на ценностные ориентации человека, личностные особенности); - инструментальная (инструмент разрешения противоречий, самопознания); противоречий, самопознания); - функция развития (может стать источником - функция развития (может стать источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия; формирование активной жизненной позиции); - перестроечная (при условии конструктивного разрешения способствует развитию взаимопонимания между участниками). понимания между участниками).

13 Стороны (участники) конфликта: Стороны (участники) конфликта: - конфликтующите стороны - противоборствующите стороны - противоборствующите стороны - конфликт анты - конфликт анты - оппоненты - оппоненты - соперники - соперники - конкуренты - конкуренты - противники - противники - враждующите стороны - враждующите стороны - субъекты конфликта - субъекты конфликта - участники конфликта - участники конфликта

14 Стороны (участники) конфликта: Малые группы семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д Малые группы семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д Большие группы государства, этнические Большие группы государства, этнические и религиозные образов- и религиозные образов- ния, нации, партии ния, нации, партии социальный конфликт социальный конфликт Прямые участники Прямые участники непосредственно участвующите в конфликте – открытые позиции непосредственно участвующите в конфликте – открытые позиции Косвенные участники Косвенные участники люди, силы, преследую- люди, силы, преследующите в чужом конфликте щите в чужом конфликте свои интересы (формируют свои интересы (формируют условия протекания конф- условия протекания конфликта) ликта)

15 Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. общите частные общите частные

16 Общите причины: социально – политические и экономические социально – политические и экономические (социально – политическая и экономическая ситуация в стране) (социально – политическая и экономическая ситуация в стране) социально – демографические (различия в социально – демографические (различия в установках и мотивах людей) установках и мотивах людей) социально – психологические (социально – психологические явления в группах : взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения) социально – психологические (социально – психологические явления в группах : взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения) индивидуально–психологические индивидуально–психологические (психологические особенности личности: (психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы) способности, темперамент, характер, мотивы)

17 Частные причины: - Неудовлетворенность условиями деятельности деятельности - Нарушение служебной этики - Нарушение трудового законодательства - Ограниченность ресурсов - Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей достижения целей - Неудовлетворительные коммуникации

18 Сигналы конфликта: Сигналы конфликта: чувство дискомфорта чувство дискомфорта напряжение напряжение недоразумение недоразумение кризис кризис инцидент инцидент

19 Элементы конфликта Элементы конфликта 1. Стороны (участники) 2. Условия конфликта 3. Предмет конфликта 4. Действия участников конфликта 5. Исход (результат) конфликта

20 Структура конфликта : Структура конфликта : - ресурсы - ресурсы - установки - установки - интересы - интересы - ценности - ценности Взаимодействия Взаимодействия Конфликтная ситуация Конфликтная ситуация Умение разрешать конфликт Умение разрешать конфликт

21 Предмет (объект) конфликта – Предмет (объект) конфликта – объективно существующая (реальная) или мыслимая (воображаемая, идеальная) проблема, служащая причиной раздора между сторонами объективно существующая (реальная) или мыслимая (воображаемая, идеальная) проблема, служащая причиной раздора между сторонами или: или: конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта реальный идеальный реальный идеальный

22 Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающите почву для реального противоборства между ними Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающите почву для реального противоборства между ними Инцидент – Инцидент – конкретный эпизод, завязка, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта конкретный эпизод, завязка, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта (скрытый или открытый инцидент ) (скрытый или открытый инцидент )

23 Динамика конфликта Этапы Этапы конфликта конфликта Фазы Фазы конфликта конфликта

24 Этапы конфликта: Этапы конфликта: 1. Возникновение конфликтной ситуации (латентный период) - предпосылки конфликта - предпосылки конфликта 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта (изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.) 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия (переход к активным действиям – демарш, заявление, предупреждение и т.п.), направленным на нанесение вреда «потенциальному противнику» + ответные действия против инициатора конфликта 4. Развитие открытого конфликта (заявление о позициях, выдвижение требований) 5. Разрешение конфликта ( педагогическими или административными методами)

25 Фазы конфликта Фазы конфликта пик пик пик пик конфликта конфликта конфликта конфликта фаза фаза фаза фаза подъема фаза подъема подъема фаза подъема спада спада фаза фаза начальная спада начальная спада фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл

26 Соотношение фаз и этапов конфликта Фаза Фазаконфликта Этапконфликта Возможности разрешения конфликта (%) Начальная фаза Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации… 92% Фаза Фаза подъема подъема Начало открытого взаимодействия Начало открытого взаимодействия 46% 46% Пик Пик конфликта конфликта Развитие открытого конфликта менее 5% Фаза спада Фаза спада _ около 20%

27 Длительность Длительность конфликтов конфликтов 1). конфликты по вертикали (более 78%) длятся не более 3-х месяцев; (более 78%) длятся не более 3-х месяцев; половина из них (55,8%) – длительностью до 1 месяца половина из них (55,8%) – длительностью до 1 месяца

28 2). конфликты между руководителями первичного и среднего звеньев: - в течение 3-х месяцев - в течение 3-х месяцев завершается 71% всех завершается 71% всех конфликтов; конфликтов; - в течение 1 месяца – 49% - в течение 1 месяца – 49%

29 3). 65% конфликтов между государственными служащими разрешается в течение полугода. наибольшее число конфликтов: наибольшее число конфликтов: - в февраля = 17,8% - в февраля = 17,8% - в марте и сентябре = 12,3% - в марте и сентябре = 12,3%

30 Механизмы возникновения Механизмы возникновения конфликтов (А,Б,В): конфликтов (А,Б,В): А). Зависимость конфликтов от конфликтогенов конфликтогенов Б). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и конфликтной ситуации и инцидента инцидента В). Зависимость конфликта от нескольких конфликтных ситуаций нескольких конфликтных ситуаций

31 А). Зависимость конфликтов (КФ) от конфликтогенов (КФГ) - закон эскалации конфликтогенов конфликтогенов КФГ 1 КФГ 2 КФГ 3 … КФ, где КФГ 1 КФГ 2 КФГ 3 … КФ, где КФГ 2 >,чем КФГ 1 ; КФГ 3 >, чем КФГ 2 … и т.д. КФГ 2 >,чем КФГ 1 ; КФГ 3 >, чем КФГ 2 … и т.д. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

32 Характер конфликтогена Характер конфликтогена Форма проявления Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных или мнимых успехах Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, напоминание о неприятном; нравоучения и поучения Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека Нарушение этики Причиненные неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению; перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека Регрессивное поведение Наивные вопросы;ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

33 Правила бесконфликтного Правила бесконфликтноговзаимодействия (согласно первой формуле) (согласно первой формуле) Правило 1. не употребляйте конфликтогены Правило 2. не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген на конфликтоген п роявляйте эмпатию к собеседнику; делайте п роявляйте эмпатию к собеседнику; делайте как можно больше благожелательных посылов как можно больше благожелательных посылов

34 Б). Зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) инцидента (И) КС + И = КФ КС + И = КФ Правила разрешения конфликтов : (согласно второй формуле) (согласно второй формуле) устранить конфликтную ситуацию устранить конфликтную ситуацию исчерпать инцидент исчерпать инцидент

35 В). Зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных нескольких конфликтных ситуаций (КС) ситуаций (КС) КС 1 + КС 2 + … + КС п = КФ, при этом п > 2 Правило разрешения конфликтов: Правило разрешения конфликтов: ( согласно третьей формуле) ( согласно третьей формуле) Устранить все конфликтные Устранить все конфликтные ситуации ситуации

36 Образы конфликтной ситуации = Образы конфликтной ситуации = = представления участников = представления участников конфликта: конфликта: - о себе (своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.) - о себе (своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.) - о противоположной стороне - о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценностях и т. д.) (о потребностях, целях, ценностях и т. д.) - о среде и условиях, в которых протекает конфликт - о среде и условиях, в которых протекает конфликт

37 Основные виды искажений: Основные виды искажений: схематизация (упрощение) схематизация (упрощение) категоричность оценок и суждений категоричность оценок и суждений явления казуальной атрибуции явления казуальной атрибуции (приписывание причин поведения в процессе (приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов) восприятия социальных объектов) формирование образа врага: формирование образа врага: - недоверие - недоверие - возложение вины на врага - возложение вины на врага - негативное ожидание - негативное ожидание - отождествление его со злом - отождествление его со злом - отказ в сочувствии - отказ в сочувствии

38 Факторы, влияющите на искажение Факторы, влияющите на искажение образа конфликтной ситуации: образа конфликтной ситуации: 1. эмоциональное реагирование (состояния стресса, агрессивности, наркотического или алкогольного опьянения) 2. уровень интеллектуального развития (ограниченность кругозора, низкий уровень развития категоричность оценок) 2. уровень интеллектуального развития (ограниченность кругозора, низкий уровень развития категоричность оценок) 3. установки ( установки на себя, на власть, 3. установки ( установки на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т. д.) доминирование, жесткость установок и т. д.) 4. оценка – самооценка (их неадекватность) 4. оценка – самооценка (их неадекватность)

39 5. уровень информированности участников друг о друге (недостающая информация друг о друге (недостающая информация домысливается) домысливается) 6. негативное отношение к партнеру (фильтр для адекватного восприятия) 6. негативное отношение к партнеру (фильтр для адекватного восприятия) 7. особенности восприятия (неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта) 7. особенности восприятия (неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта) 8. фактор времени (его недостаток) 8. фактор времени (его недостаток)

40 Результаты опроса службы Гэллапа Результаты опроса службы Гэллапа (1997 г.) (1997 г.) Речевые Речевые привычки привычки Раздражает Не Не раздражает раздражает Не Не знаю знаю Манера перебивать других 88 % 88 % 11 % 11 % 1 % 1 % Употребление крепких выражений или ругательств 84 % 84 % 15 % 15 % 1 % 1 % Манера бормотать или говорить очень тихо 80 % 80 % 20 % 20 % 0 % 0 % Манера говорить слишком громко 73 % 73 % 26 % 26 % 1 % 1 %

41 Монотонный надоедливый голос Монотонный надоедливый голос 73 % 73 % 26 % 26 % 1 % 1 % Использование слов- паразитов Использование слов- паразитов 69 % 69 % 29 % 29 % 2 % 2 % Гнусавый, хнычущий голос Гнусавый, хнычущий голос 67 % 67 % 29 % 29 % 4 % 4 % Манера говорить Манера говорить слишком быстро слишком быстро 66 % 66 % 34 % 34 % 0 % 0 % Грамматические ошибки неправильное произношение слов 63 % 63 % 36 % 36 % 1 % 1 % Слишком высокий голос 61 % 61 % 37 % 37 % 2 % 2 % Иностранный акцент или местный выговор 24 % 24 % 75 % 75 % 1 % 1 %

42 Эмоции в конфликте Эмоции в конфликте 1. Управляйте эмоциями ( не разжигайте их и не подавляйте) 2. Предварительно подготавливайте эмоциональную сферу эмоциональную сферу 3. Изменяйте «знак » эмоций с – на + 4. Разрешайте свои внутренние противоречия противоречия

43 5. Задавайте себе вопросы: 5. Задавайте себе вопросы: I этап: II этап: I этап: II этап: 1. Что я чувствую? 1. Что я хочу изменить? 2. Что я делаю? 2. Что мне нужно для 3. Как я дышу? этого сделать? 3. Чья это проблема: моя 3. Чья это проблема: моя или партнера? или партнера? 4. Что я хочу получить 4. Что я хочу получить в результате? в результате?

44 III этап: III этап: 1. Что я теперь чувствую? 1. Что я теперь чувствую? 2. Что я теперь делаю? 2. Что я теперь делаю? 3. Что я теперь думаю? 3. Что я теперь думаю? 4. Как я теперь дышу? 4. Как я теперь дышу? 6. Оказывайте себе помощь в острой стрессовой ситуации острой стрессовой ситуации