«Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе» Из опыта работы Родинковой Т.И.,старшего воспитателя МБОУ Дубровской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Advertisements

Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Диалог на уроке в начальной школе. О.А.Коромыслова Преподаватель МОУ «НОШ 90»
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Психолого-педагогического сопровождения в развитии профессиональной компетентности воспитателя Доклад подготовила: педагог-психолог ГОУ детский сад 2221.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Формирование социально-активной личности дошкольника в театрализованной игре Старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Система работы с молодыми специалистами в ДОУ. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Отчет о работе методического объединения «Первые шаги» за 2013 г. – 2014 г. Руководитель – воспитатель МДОУ детский сад 15 «Золотая рыбка» комбинированного.
Отношение между дошкольным учреждением и родителями С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
Формирование диалогической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр Выполнил: учитель-логопед Шишкина С.В. МДОБУ91.
Совещание - консультация. 2 Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 14 «Солнышко» город Старый Оскол, Белгородской области.
Транксрипт:

«Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе» Из опыта работы Родинковой Т.И.,старшего воспитателя МБОУ Дубровской 1 СОШ им. Генерал- майора Никитина И.С г.

Актуальность Успешное воспитание и образование дошкольников напрямую связаны с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, нацеленность на результат и др.Однако работа в ДОУ осуществляется не одним педагогом, а в тесном контакте с коллегами. Поэтому одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, коллегами, родителями. Педагогу необходимо знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения Педагогический коллектив, в котором я работаю, состоит из 14 педагогов. Средний возраст составляет 46 лет. В последнее время наметилась тенденция омоложения кадров. В коллектив пришли молодые воспитатели, не имеющие опыта педагогического общения, что привело к некоторым изменениям микроклимата, и отрицательно отразилось на образовательном процессе.

Проблема В результате наблюдений за педагогической деятельностью, анкетирования, тестирования воспитателей была выявлена проблема: нарушен процесс установления и развития контактов между людьми, у молодых педагогов недостаточный уровень базовых умений педагогического общения, культуры общения

Цель Создание условий для успешного воспитания и образования дошкольников: повышение эффективности педагогического общения в учреждении, благоприятного психологического микроклимата. Задачи 1. Изучить теоретическую основу профессионального общения. 2. Развивать коммуникативные способности, культуру общения педагогов через различные формы методической работы. 3. Помочь воспитателям выработать собственный стиль общения.

Формы работы Для решения поставленных задач я провела следующие мероприятия: Семинар « Основы педагогического общения». Консультация «Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения. Работа над собой». Педсовет « Общение с детьми и их родителями». Конкурс « Мастер - педагог». Индивидуальные беседы и консультации. Психологические зарядки.

Формы работы Семинары, семинары – практикумы считаю самой эффективной формой методической работы. Семинар по общению включал четыре занятия, сопровождался показом презентаций. На занятиях воспитатели не только получали информацию о видах общения, его особенностях, стилях, средствах, механизмах воздействия, речевых барьерах, приемах ведения диалога, бесед и т.д., выступали с сообщениями, но и выполняли практические задания в виде тренинговых упражнений, тестов, работали в парах сменного состава, группах, проводили самодиагностику, рефлексию

Формы работы Между занятиями семинара, по просьбе педагогов, с целью развития умения воспринимать и понимать себя и других людей в процессе общения, организовала консультацию для молодых специалистов «Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения. Работа над собой» в форме проб-упражнений. Но этот материал оказался интересен и опытным воспитателям. В ходе консультации педагоги искали приемлемые способы поведения в контактах с людьми в различных ситуациях, следуя принципам речевого поведения в профессиональном общении ( такта, великодушия, полноты информации, симпатии, согласия); составили для себя памятку « Приемы, повышающие эффективность общения».

Формы работы Интересно прошел педсовет « Общение с родителями и детьми» с элементами деловой игры, в ходе которого воспитатели принимали на себя роли родителей, детей, демонстрировали достоинства и недостатки различных стилей общения; составляли план мероприятий, которые помогли бы сплотить воспитателей, родителей и детей; находили ответы на претензии родителей, вопросы детей. Воспитатели пополняли свой теоретический багаж, овладевали практическими навыками общения, проявляя смекалку, творчество.

Формы работы Ко мне стали часто обращаться воспитатели за советом, как им построить разговор с родителями, донести нужную информацию до ребенка, вступить в диалог с коллегой по рабочему вопросу. С одной стороны, меня это настораживало: я понимала, что работу по формированию умения общаться надо продолжать. С другой стороны, практика предлагала все новые и новые темы для индивидуальных бесед-консультаций. Данная форма работы требует от участников большого такта: умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, понимать его внутреннее состояние. В индивидуальных беседах побуждала воспитателей использовать приемы поддержки собеседника: – выяснение, уточнение: «я не поняла», «повторите еще раз…», «что вы имеете в виду?», «не могли бы Вы объяснить?» – повторение слов собеседника своими словами: «вы считаете, что…», «другими словами…»; – побуждение:«ну и….», «что дальше…»; – оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»; – резюмирование: «Итак, Вы считаете…», «Ваши слова означают…»,«Другими словами…», и др.

Индивидуальная беседа в непринужденной обстановке

Формы работы Продолжая работу по развитию педагогического общения, я наладила тесный контакт с психологом. С его помощью организовала психологическую зарядку с воспитателями. Она проходит в середине рабочего дня и способствует повышению энергетического потенциала педагогов, созданию благоприятного микроклимата; сплачивает коллектив и настраивает участников на позитивное общение. В заключительной части зарядки воспитателям предлагала упражнения игрового характера : « Покажи жестами сигналы», «Решаем конфликтную ситуацию», « Дай короткий комментарий к цитате» и др.

Психологическая зарядка

Формы работы Проведение районного конкурса « Зимние забавы», в ходе которого педколлектив показал себя более сплоченным, чем в начале года, подвело к мысли о необходимости проведения конкурса среди воспитателей нашего учреждения « Мастер - педагог». Это мероприятие не только повысило уровень профессиональной компетенции, но и позволило проявить педагогам творческие способности, свои лучшие качества. Чтобы не нарушить психологический климат, каждый воспитатель был отмечен в какой-либо номинации. Воспитатели демонстрировали свои коммуникативные способности, умения входить в образ, выражать свои мысли и чувства в пантомиме, рисунке, рассказе, владеть интонацией, анализировать ситуации. Активизировали способность к постановке проблем, воображение, внимание. Давали мастер-класс по проведению беседы с родителями, детьми.

Формы работы Формирование педагогического общения, закрепление полученных знаний, умений происходит во время других мероприятий. В рамках методической работы регулярно организую открытые показы, на которых представляется лучший педагогический опыт. Открытый показ дает мне возможность не только установить непосредственный контакт с педагогом, но и воспитывать во время анализа просмотренного мероприятия речевую культуру воспитателей ( умение говорить негромко, но внятно, пользоваться логическими паузами и ударениями и др.), упражнять в использовании невербальных средств общения (жестов, мимики, выразительности пластики тела)

Формы работы В методическом уголке поместила советы воспитателю по оптимизации общения с коллегами, родителями и детьми. Принимайте партнера по общению таким, каков он есть, помните, что каждый человек самобытен Воспринимайте личность партнёра без оценочно, проявляйте доверие к его намерениям. не сравнивайте людей друг с другом, сравнивать можно результаты действий Воспринимайте партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Выражайте веру в способности коллег, стимулируйте их творческую активность, уважайте личность человека; создавайте ситуацию успеха для каждого Не унижайте достоинства собеседника,помните, что любой может ошибаться; Помните, что содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения). Следуйте принципу персонификации общения – ведите разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентуйте свои истинные чувства и желания.

Результативность опыта Участие в разнообразных формах методической работы показало, что педагоги стали более общительны : научились слушать, понимать состояние другого, испытывать интерес от процесса общения. Воспитатели высоко ценят интеллигентность, деликатность, вежливость, проявляют педагогический такт; комфортно себя чувствуют при участии в беседах, дискуссиях. Они научились более тонко понимать язык невербальных компонентов общения, избегать ситуаций, которые могут привести к коммуникативным барьерам. Следует отметить и тот факт, что многие педагоги стали контролировать свое речевое поведение. Это проявляется не только в общении с коллегами, но и с родителями, детьми. 90% воспитателей избрали демократический стиль общения Меня радует и то, что педагоги чувствуют себя раскрепощенными, уверенными; у них высвобождается внутренний потенциал, происходит обогащение приятными впечатлениями и положительными эмоциями, а это,в свою очередь, создает благоприятный микроклимат в коллективе. С помощью общения коллектив педагогов стал более сплоченным и работоспособным

Результативность опыта В ходе анкетирования, тестирования воспитателей выявлены следующие результаты:

Заключение Способность к общению у человека врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. Каждый педагог должен формировать свой стиль общения. Чем раньше педагог осознает эту необходимость, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала Опыт моей работы может быть использован в других педагогических коллективах

Библиография Формирование коллектива ДОУ. Аралова М.А. М.2006 Организация методической работы в дошкольном учреждении. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. М.2005 Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Добрович А.Б. М.2000 Педагогическое общение.М.1979 Леонтьев А.А. Искусство общения. Андрус Н.Л. Челябинск,1994 Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. Чернышев А.С. М.2000

Приложение 1 Семинар-практикум «Основы педагогического общения», состоящий из 4-х занятий Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности педагогов. Задачи: актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения. Помочь воспитателям осознать собственный стиль педагогического общения. Развивать коммуникативные умения и способности. Планируемый результат: совершенствование навыков конструктивного педагогического общения. Занятие 1 « Что такое общение. Стили общения» Цель: Повышение уровня теоретических знаний об общении. Задачи : 1. Активизировать внимание участников к проблеме общения. 2. Познакомить со стилями общения. 3. Уточнять знания о механизмах коммуникативного воздействия. План занятия *Понятие общения, структура, средства общения. Разминка « Определи значение жеста» *Содержание общения и механизмы коммуникативного воздействия. Игра « Ассоциации» *Стили общения. Практическое задание «Моделирование стиля общения» *Индивидуальный стиль общения. Тест « Уровень контроля в общении» *Подведение итогов. рефлексия

Приложение 1 Занятие 2 Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции. Задачи: 1. Актуализировать знания участников по проблеме эффективности общения. 2. Активизировать внимание участников к невербальным средствам общения. 3. Усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам. Планируемый результат: Осознание участниками роли невербальных средств в достижении эффективности общения. План занятия Общение как форма взаимодействия людей. Условия эффективного общения. Работа в микрогруппах. Коммуникативная сторона общения. Разминка « Разговор в парах» Невербальные средства общения и их роль в коммуникации. Выполнение тренировочных упражнений Подведение итога. Рефлексия

Приложение 1 Занятие 3 Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе Цель: Осознание участниками своего уровня сформированности профессионально- коммуникативных умений, предпочтений в общении. Задачи: 1 Проинформировать педагогов об особенностях профессионального и межличностного общения. 2. Активизировать внимание участников к вербальным и невербальным средствам информирования. 3. Актуализировать знания о базовых умениях профессионального общения 4. Ознакомить участников со способами разрешения конфликтных ситуаций 5. Усовершенствовать навыки самодиагностики, навыки использования вербальных и невербальных средств. Планируемый результат: Определение участниками умений, необходимых для эффективного профессионального общения. План занятия. Особенности профессионального общения. 2. Профессионально-коммуникативные умения. Тест на общительность 3. Информирование. Интонационная разминка. Игровое упражнение « Покажи жестами» 4. Особенности межличностного общения. Упражнение « Поговорим» 5. Конфликтные ситуации. Тест « Насколько вы конфликтны» 6. Итог встречи. рефлексия

Приложение 1 Занятие 4. Общение с родителями Цель. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в организации общения с родителями Задачи 1 Углубить знания воспитателей о социально-психологических особенностях общения с родителями 2. Знакомить с методами и принципами изучения семьи воспитанника 3. Формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями. План проведения. Особенности общения с родителями. Игровое упражнение « Решаем конфликты- обыгрывание ситуаций» Методы и приемы изучения семьи. Упражнение « Составь анкету- знакомство» Совместная работа детского сада и семьи сегодня. Итог встречи. Подведение итогов семинара. Рефлексия

Приложение 2 Конкурс « Педагог-мастер» Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей Задачи: развивать умение проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении; совершенствовать профессионально-педагогические, творческие способности. План проведения Разминка. Упражнение « Вырази свои мысли и чувства». Упражнение « Почемучка» Педагогический такт воспитателя. Упражнение « Проанализируйте ситуацию» Педагогическая техника. Упражнение на управление эмоциональным состоянием « Войди в образ…» Упражнение на развитие невербальных средств общения «Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка» Упражнение на развитие речи и коммуникативное поведение воспитателя « Поприветствуйте ребят словом «здравствуйте» с десятью оттенками: страха, упрека, удовольствия, иронии, неудовольствия, радости, безразличия, удивления, дисциплинированности, достоинства» Счастье – когда тебя понимают. Упражнение проведения беседы с родителями, ребенком Подведение итогов конкурса

Приложение 3 Памятка для воспитателей «Приёмы повышения эффективности общения». 1. Приём "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. 2. Приём "зеркало отношений " состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я – ваш друг". А друг – это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера по общению, что образует положительные эмоции 3. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику. 4. Приём "личная жизнь " выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 5. Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека – потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента