С.Т.Папаев Государственные нормативные требования охраны труда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выдача молока и лечебно- профилактического питания (Ст. 222 ТК).
Advertisements

Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА «Соблюдение трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных учреждений, занятым.
Уполномоченный по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения.
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
Экономика безопасности труда Доцент, к.т.н Киселева Л.М.
Программа обучения п/п ТемаКол-во часов А. Общий курс 1.Законодательные и правовые нормативные акты по охране труда 2 2.Органы государственного управления,
Обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий охраны труда.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
29-30 июня 2010 года г. М осква О реализации государственной политики в области охраны труда на территории МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Мурманская область Л. Коваль.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Мубаракшина Римма Амировна, секретарь, заведующая юридическим отделом, главный правовой инспектор труда главный правовой инспектор труда.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Вопрос 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Директор Департамента условий и охраны труда Корж.
Тема: Охрана труда. План. 1. Понятие и требования к охране труда. 2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации МЭРИЯ ГОРОДСКОГО.
Статистика типовых и массовых нарушений обязательных требований, анализ возможных причин возникновения типовых и массовых нарушений обязательных требований,
Транксрипт:

С.Т.Папаев Государственные нормативные требования охраны труда

Государственная экспертиза Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда

Государственные нормативные требования охраны труда Государственные нормативные требования охраны труда (Статья 211 ТК РФ) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации в главе «Основы конституционного строя» провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей В статье 37 главы «Права и свободы человека и гражданина» провозглашается, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 41 сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Статьей 53 закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Конституция Российской Федерации

Одним из важнейших федеральных законов в области охраны труда является Трудовой кодекс РФ - это федеральный закон, действующий на всей территории нашей страны, регулирующий трудовые отношения работников и работодателей. Трудовой кодекс РФ

ТК РФ устанавливает трудовые права и обязанности работников, регламентирует взаимоотношения сторон при заключении трудового договора между работниками и работодателями, определяет содержание коллективного договора и порядок его разработки; регулирует продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы оплаты труда, возмещения ущерба; определяет обязанности работников по соблюдению трудовой дисциплины. ТК РФ регулирует вопросы применения труда женщин, молодежи и инвалидов. Трудовой кодекс РФ

ТК РФ устанавливает, что во всех организациях создаются здоровые и безопасные условия труда. Ответственность за состояние условий и охраны труда возлагается на работодателя. Трудовой кодекс РФ

В ТК РФ имеется специальный раздел «Охрана труда». Кроме того, в ряде статей других разделов ТК РФ содержатся нормы, либо напрямую, либо опосредовано, регулирующие отношения в сфере охраны труда. В целом Кодекс касается обширного комплекса таких важных вопросов, как: Трудовой кодекс РФ

основные направления государственной политики в области охраны труда; установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда; право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; Трудовой кодекс РФ

обязанности работника в области охраны труда; медицинские осмотры работников; критерии соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда: в частности, запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда; Трудовой кодекс РФ

статус служб охраны труда в организации; статус комитетов (комиссий) по охране труда; установление гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В частности, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности; Трудовой кодекс РФ

обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача работникам молока и лечебно- профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно- профилактическое обслуживание работников, в частности, перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний транспортными средствами работодателя или за его счет; Трудовой кодекс РФ

обучение и профессиональная подготовка всех работников организации, в том числе ее руководителя, по охране труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; перерывы, включаемые в рабочее время; переводы на более легкую работу; особенности труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве; Трудовой кодекс РФ

материальная ответственность работодателя перед работником, в частности, : a.обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться; b.материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника; c.материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы; d.возмещение морального вреда, причиненного работнику; Трудовой кодекс РФ

защита трудовых прав и свобод работников, основными способами которой являются: a.самозащита работниками трудовых прав; b.защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; c.государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; d.судебная защита. Трудовой кодекс РФ

Правовую базу охраны труда составляет ряд других законов: Федеральный закон от ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании»; а также иных законов, Законодательство об основах охраны труда

Пример Федеральным законом от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно- эпидемиологические требования к определенным объектам и видам работ, к условиям труда, а также нормы по: санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям; государственному противоэпидемическому надзору; государственной санитарно-противоэпидемической службе РФ; ответственности за нарушение санитарного законодательства (ст. ст , 22, 24-25, 44, главы IV, VI, VII). Законодательство об основах охраны труда

Законом определен порядок разработки санитарных правил (на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор) и их регистрации и официальному опубликованию. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Законодательство об основах охраны труда

Важное место занимают постановления Правительства РФ, например: от 20 ноября 2008 г. 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». от 31 августа 2002 г. 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»; Постановления Правительства РФ

от 25 апреля 2003 г. 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»; от 13 марта 2008 г. 168 «О Порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»; Постановления Правительства РФ

Государственные нормативные требования охраны труда ПЕРЕЧЕНЬ видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в РФ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"

Государственные нормативные требования охраны труда Наименование нормативного правового актаФОИВ Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд Минздравсоцразвития Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О) типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) Федеральные органы исполнительной власти Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор Госатомнадзор Ростехнадзор Национальные (государственные) стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р и ГОСТ ССБТ) Госстандарт Госстрой Ростехрегулировние Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) Минздрав России Минздравсоцразвития

В рассматриваемой сфере действуют акты Минтруда России, например: постановление от 24 апреля 2002 г. 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях»; постановление от 17 декабря 2002 г. 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных требований охраны труда»; постановление от 13 января 2003 г. 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; Акты Минтруда России

Приказ от 30 января 2008 г. 43н «Об утверждении Правил финансирования в 2008 году и в плановый период годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно- курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Акты Минздравсоцразвития России

Приказ от 16 февраля 2009 г. 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»; Акты Минздравсоцразвития России

Приказ от 16 февраля 2009 г. 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно- профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» Акты Минздравсоцразвития России

Приказ от 1 июня 2009 г. 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»; Приказ от 18 июня 2009 г. 327н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»; Акты Минздравсоцразвития России

Приказ от 22 октября 2008 г. 582н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» Акты Минздравсоцразвития России

Приказ от 3 октября 2008 г. 543н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» и др. Акты Минздравсоцразвития России

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г., 18 июля 2009 г., 30 декабря 2009 г. Вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Действие закона не распространяется на социально- экономические, организационные, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных Законом в отношении, в том числе оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа и др.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (для ТР, утвержденных эти органом) до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» В случае отсутствия указанных документов в области стандартизации Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией или в федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию с использованием документов в области стандартизации, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно- цифровой форме не позднее чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.

Положения, отраженные в федеральном законе «О техническом регулировании» Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей закона.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» Национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил. Документы в области стандартизации, включенные в перечень, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям : защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности

Постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2004 г., регистрационный N 5546) установлено, что «со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

В совместном информационном письме Минпромэнерго России и Минрегионразвития России по вопросу применения СНиПов, направленное 29 ноября 2006 профессиональным объединениям проектировщиков, архитекторов и строителей Российской Федерации, также разъясняется, что строительные нормы и правила (СНиП), принятые Госстроем России в годах до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» и не прошедшие регистрации в Минюсте России, подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» Обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.

Положения, отраженные в законе «О техническом регулировании» До дня вступления в силу указанных в предыдущем слайде требований национальным органом по стандартизации утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень используемых в государствах - участниках таможенного союза или в Европейском союзе для обеспечения соблюдения указанных требований документов в области стандартизации, а также документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения указанных требований и осуществления оценки соответствия. При опубликовании и размещении данного перечня документов указывается информация о наличии переводов стандартов или сводов правил.

Принятые технические регламенты – по состоянию на апрель 2010 г. Федеральными законами: от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ - технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования» (вступает в силу через один год); от 30 декабря 2009 г. 384-ФЗ - технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» (вступает в силу через 6 месяцев;) от 22 декабря 2008 г. 268-ФЗ - «Технический регламент на табачную продукцию»; от 12 июня ФЗ – «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;

Принятые технические регламенты – по состоянию на апрель 2010 г. Федеральными законами: от 22 июля 2008 г. 123-ФЗ – «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (вступает в силу через 9 месяцев); от 24 июня 2008 г. 90-ФЗ – «Технический регламент на масложировую продукцию»; от 27 октября 2008 г. 178-ФЗ - "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»;

Принятые технические регламенты – по состоянию на апрель 2010 г. Постановлениями Правительства РФ от 12 октября 2005 г специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»; от 27 февраля 2008 г. 118 (с изменениями от 30 декабря 2008 г технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»; от 7 апреля 2009 г «Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (вступает в силу по истечении 2-х лет со дня его официального опубликования).

Принятые технические регламенты – по состоянию на апрель 2010 г. Постановлениями Правительства РФ от 15 сентября 2009 г технический регламент «О безопасности машин и оборудования» (вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования); от 10 сентября 2009 г технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств"(вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования). от 2 октября 2009 г. N технический регламент "О безопасности лифтов" "(вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования). от 24 декабря 2009 г. N технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты" "(вступает в силу по истечении одного года с даты официального опубликования).

Принятые технические регламенты – по состоянию на апрель 2010 г. Постановлениями Правительства РФ от 24 февраля 2010 г технический регламент "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах« (12 месяцев); от 11 февраля 2010 г. N 65 - технический регламент "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (с 1 января 2010 г.); от 26 января 2010 г. N 29 - технический регламент "Об утверждении технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии" (6 месяцев); от 24 декабря 2009 г технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" (12 месяцев).

Государственные нормативные требования охраны труда Наименование нормативного правового актаФОИВ Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) Минтруд Минздравсоцразвития Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О) типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) ФОИВ Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Технические регламенты Госгортехнадзор Госатомнадзор Ростехнадзор Национальные (государственные) стандарты ССБТ Технические регламенты на оборудование, СИЗ и др. Госстандарт Госстрой Ростехрегулировние Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Технические регламенты Госстрой Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) Минздрав России Минздравсоцразвития

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Законодательство об основах охраны труда

Создание Содружества Независимых государств, стремление стран-участниц СНГ, в том числе России, к сближению не только в экономике, политике, но и в правовом регулировании общественных отношений на их территориях, вызвало потребность в разработке и принятии модельных и рекомендательных законодательных и иных нормативных правовых актов, которые могли бы быть использованы странами- участницами в своей правотворческой деятельности, служили основой для этого и путем к определенному единообразию правового регулирования. Межправительственные акты

Среди принятых Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ - модельный закон «Об охране труда» (постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 8 июня 1997 г. 9-8). Он направлен государствам-участникам Межпарламентской Ассамблеи с рекомендацией для использования его в национальном законодательстве. Межправительственные акты

Между Россией и странами СНГ заключены межправительственные соглашения: о сотрудничестве в области охраны труда (вступило в силу 17 июля 1995 г.) о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происходящих с работниками при нахождении их вне государства проживания от 9 декабря 1994 года (к настоящему времени ратифицированное большинством государств СНГ) Межправительственные акты

Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания предусматривает следующие положения. Расследование каждого несчастного случая, в том числе порядок оповещения о травме, образование комиссии по расследованию, организация ее работы, возникшие в связи с этим обязанности предприятий, учреждений здравоохранения, служб государственного надзора и других заинтересованных организаций и должностных лиц, решение иных вопросов, связанных с организацией расследования, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами Стороны по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев

Расследование тяжелых, групповых, а также со смертельным исходом несчастных случаев проводится с обязательным участием представителя работодателя. В исключительных случаях работодатель может поручить участие в расследовании доверенному лицу от Стороны, на территории которой пребывает пострадавший. Для случаев, расследуемых в соответствии с настоящим Соглашением, Стороны устанавливают согласованную форму Акта о несчастном случае на производстве (форма Н- 1М), являющегося его неотъемлемой частью. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев

Оформление указанного Акта является обязанностью предприятия, на котором произошел несчастный случай. Акт оформляется на государственном языке Стороны, на территории которой произошел несчастный случай, и русском языке. Все материалы расследования (включая Акт формы Н-1М, который выдается на руки пострадавшему по его просьбе или лицу, представляющему его интересы) по его завершению в обязательном порядке направляются работодателю, а материалы расследования групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом - также государственному органу надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Стороны по месту постоянной работы пострадавшего Соглашение о порядке расследования несчастных случаев

Предприятие, на котором произошел несчастный случай, обязано организовать оказание пострадавшему первой медицинской помощи, амбулаторное или, при необходимости, стационарное лечение (госпитализацию). В случае смерти работника данное предприятие информирует об этом дипломатическое или консульское представительство Стороны постоянного проживания работника с предоставлением материалов по факту смерти и совместно с местными органами исполнительной власти оказывает содействие представителям работодателя и родственникам пострадавшего в перевозке тела и личного имущества умершего, а также в других необходимых случаях. Связанные с этим затраты несет предприятие Стороны, на территории которой произошел несчастный случай. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев

Возмещение ущерба здоровью пострадавшего в этих случаях производится в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, от 9 сентября 1994 года. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права: противоречит ТК РФ или иным федеральным законам; либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами; применяется ТК РФ или иной федеральный закон. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76). Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

По предметам совместного ведения (трудовое законодательство, в том числе законодательство об охране труда, в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов) субъектами РФ принимаются законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с изданными федеральными законами, которые не могут противоречить этим федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Следовательно, по вопросам охраны труда субъекты РФ могут принимать свои законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с ТК РФ и не противоречащие ему. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе утверждаемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, содержащих ГНТОТ (см. постановление Правительства РФ от ), разрабатывают свои нормативные акты по охране труда. При этом они должны исходить из того, что содержащиеся в них требования не могут быть ниже ГНТОТ, установленных на федеральном уровне. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Полномочия органов местного самоуправления

Согласно этому закону органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения - к ним в настоящее время не отнесены вопросы управления охраной труда (ст. 14 ФЗ 131). Полномочия органов местного самоуправления

Для наделения органов местного самоуправления полномочиями в области охраны труда необходимо, чтобы в законах, принимаемых в субъектах РФ были указаны полномочия этих органов в области охраны труда. Это и есть установленный порядок, по которому органы государственной власти передают полномочия местным органам самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления

Местное самоуправление является проводником государственной политики на уровне муниципалитетов. В своей деятельности местное самоуправление должно ориентироваться на основные направления государственной политики, перечисленные в ТК РФ. Важная роль органов местного самоуправления в осуществлении этой политики следует из ст. 210 ТК, в которой указано, что «реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда». Полномочия органов местного самоуправления

Ст. 216 ТК РФ определяет, что «отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». На практике в целях реализации этого положения в законах об охране труда, принимаемых в субъектах РФ, органы самоуправления муниципальных образований наделяются полномочиями в сфере охраны труда. Полномочия органов местного самоуправления

Например, В соответствии с Законом 20/148 от г. «Об охране труда в Московской области» органы местного самоуправления Московской области вправе: 1) создавать и организовывать работу координационных советов муниципальных образований по охране труда; 2) участвовать в разработке и реализации областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда; 3) разрабатывать и утверждать программы улучшения условий и охраны труда, контролировать их выполнение; 4) определять расходы на охрану труда за счет средств бюджетов муниципальных образований; Полномочия органов местного самоуправления

5) разрабатывать и осуществлять меры, способствующие экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; 6) координировать работу служб охраны труда организаций; 7) участвовать в проведении мониторинга соблюдения требований охраны труда в организациях, причин несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний; 8) участвовать в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; Полномочия органов местного самоуправления

9) участвовать в организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций; 10) доводить информацию об утверждении нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, действующих на территории Московской области, до организаций; 11) содействовать обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний; 12) участвовать в проведении мониторинга обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, аттестаций рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях; Полномочия органов местного самоуправления

13) рассматривать обращения, в том числе обращения работодателей и работников организаций по вопросам условий труда; 14) представлять информацию по вопросам обеспечения условий и охраны труда на территории муниципального образования в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий полномочия по вопросам охраны труда; 15) организовывать проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по охране труда; 16) обеспечивать при выдаче разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности соблюдение требований, определенных нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда; Полномочия органов местного самоуправления

17) организовывать взаимодействие с органами государственного надзора и контроля за охраной труда, общест­венными и другими организациями по вопросам охраны труда; 18) информировать население через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда; 19) осуществлять в установленном порядке проверки по соблюдению требований охраны труда; 20) запрашивать документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на них задач; Полномочия органов местного самоуправления

21) запрашивать объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда; 22) выдавать руководителям организаций предложения по устранению выявленных нарушений требований охраны труда, действующих на территории Московской области, по форме, установленной центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим государственное регулирование по вопросам охраны труда. Закон определено, что на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе создавать службу управления охраной труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. Полномочия органов местного самоуправления

Законом Кировской области 221-ЗО от 3 марта 2008 г. «Об охране труда в Кировской области» определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: 1.обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда; 2. принимают и издают муниципальные правовые акты по вопросам охраны труда, в том числе муниципальные целевые программы улучшения условий и охраны труда, обеспечивают их выполнение; 3.участвуют в пределах своих полномочий в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом; 4.принимают решения о введении у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) работников. Полномочия органов местного самоуправления