Московский университет МВД России Московский областной филиал Юридическая психология Методические рекомендации по организации портфолио курса для слушателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
Advertisements

Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
Методические рекомендации по организации портфолио по курсу «Юридическая психология» Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным.
Подробный план создания исследовательской работы.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Оформление и защита научно- исследовательской работы.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Первокурсник 2012.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Учебный проект - метод учебной деятельности, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. ( по пособию Н.А. Краля Метод.
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации« 273 ФЗ
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
1 этап проходит без выхода. Вы смотрите сайты и другие открытые источники образовательных учреждений и пишете короткую записку: * либо с обоснованием.
Транксрипт:

Московский университет МВД России Московский областной филиал Юридическая психология Методические рекомендации по организации портфолио курса для слушателей заочной формы обучения МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ Автор-составитель: Мальцева Т.В. ©Мальцева Т.В., 2012 © Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2012 УДК (0.75.8) ББК 88.4 я 73-1 М21 Руза 2012 Минимальные системные требования: lntePentium 400 МГц; оперативная память (RAM): 128; необходимо свободного места на винчестере: 50 Мб; операционные системы: Windows ME \ XP\Vista 7; дополнительные программные средства: Microsoft office Power Point.

Контрольная работа по курсу «Юридическая психология» на заочной форме обучения выполняется в виде Портфолио курса. Для её выполнения необходимо первоначально ознакомится с Методическими рекомендациями, далее выполнить практические задания по четырем темам курса. В папке «Приложения» Вы найдете справочные материалы к заданиям контрольной работы. Удачи!

Введение На современном этапе одной из центральных задач профессионального образования в вузах МВД России выступает задача формирования высокопрофессионального специалиста правоохранительной системы[1]. В данном контексте приоритетной становиться проблема обновления модели и содержания образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества и государства. Профессиональное образование характеризуется как процесс приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, развития профессионально значимых качеств личности и формирования профессионального сознания будущего специалиста. Нельзя поспорить с тем фактом, что изучение любой науки в вузе подчинено цели научиться подходить к практическим профессиональным задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что каждый обучающийся должен научиться мыслить психологически, уметь ориентироваться в психологии человека, применять свои психологические знания в профессиональной деятельности. Изучение психологии как дисциплины в вузах должно способствовать полноценной подготовке будущих специалистов, поэтому ее преподавание в большей степени должно быть практикоориентировано. Основой повышения качества системы подготовки высокопрофессиональных специалистов может выступать применение педагогических средств, интегрирующих новые и традиционные технологии. Сегодня в практике высшей школы становится популярной идея «портфолио» или портфеля, папки курса (В.К. Загвоздкин, Т.Г. Новикова, Б.И. Хасан, П.А. Сергаманов и др.). «Портфолио» считается важнейшим элементом практико ориентированного подхода к образованию. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за период изучения им отдельного курса. Портфолио является важной формой обучения и контроля знаний, умений, навыков обучаемых. Портфолио имеет целью формирование у курсантов навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного практического исследования проблем в изучаемой отрасли знаний, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами. 1 Т.Г. Новикова. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2005, 5.

Педагогическая философия «портфолио» предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку. Данная форма представляет собой не собирание учебных работ учащимися, а способ их рефлексивной трансформации процесса обучения, связанный с пониманием и осознанием учебных целей, возможности использования получаемых знаний в практической деятельности. «Портфолио» также является способом «аутентичного» (то есть истинного, наиболее приближенного к реальному) индивидуализированного оценивания. В процессе организации деятельности обучающихся по формированию «портфолио курса», реализуются следующие цели: – повышение само рефлексивности и само ответственности обучающихся по отношению к образованию; – повышение самостоятельности в организации процесса обучения (т.е. движение в сторону самообучения); – демонстрация возможностей практически применять приобретенные знания и умения; – привлечение к процессу оценивания качества результатов обучения. «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, организации работы обучающихся, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию, активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; формировать творческие навыки обучающихся; формировать умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом; формировать умение планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация «портфолио» по курсу выполняется по индивидуальному плану за счет времени самостоятельной работы обучающихся. Завершенное «портфолио» должно быть представлено обучающимися на рецензирование не позднее чем за месяц до сдачи экзамена. Обучающиеся, не представившие «портфолио» в установленный срок или не защитившие его, не допускаются к сдаче семестрового экзамена по дисциплине.

Организация «портфолио» по курсу Технически «портфолио» представляет собой папку (скоросшиватель), в которую крепятся листы формата А4 с выполненными заданиями по курсу. Единицей сбора в «портфолио» для заочного обучения являются самостоятельно выполненные задания по темам курса. «Портфолио» по курсу должно содержать следующие разделы: 1. Титульный лист (см. приложение 1). 2. Самостоятельные практические работы по четырем теоретическим темам курса. Материал должен быть подготовлен в соответствии с методическими указаниями по каждой теме. 3.Библиография. Оформление практикума Оформление практикума в виде «портфолио» в целом должно быть эстетически привлекательным и доступным для обзора со стороны. Первый лист является титульным и оформляется в соответствии с приложением 1. Каждый раздел начинается с листа на котором содержится название темы. Каждая текстовая «единица сбора» в «портфолио» и листы с пояснением выполненной работы выполняется на одной стороне листов формата А4 (210 х 297 мм) машинописным или компьютерным текстом. Компьютерный текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размера с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков). Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм, нижнее – 20 мм. Страницы должны иметь сквозную нумерацию. Сокращать слова в тексте запрещается.

Список рекомендуемой литературы для использования при организации портфолио: 1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., Аминов И.И. Занимательная психология для юристов. – М.:ЮНИТИ, Ананьев Б.К. Человек как предмет познания. – М., Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», Антонян Ю.М. Еникеев М.И., Эминова В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., Юристъ, Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. – М., Арсеньева М.И. и др. Изучение личности несовершеннолетних преступников и деятельности по её предупреждению. – М., Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., Изд.: МГУ, Биркенбилл В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Центр юридической литературы «Щит», Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие. – М., Годфруа Ж. Что такое психология? – М., Доронин Д.Ф., Егоров Ю.В., Суродин В.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД. Курс лекций. – М.: ЦИ И НМО КП МВД РФ, Дунаев А.Ф., Батышева А.С. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Часть 3. – М.: 1992 г. 18. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юристъ, Караяни А.Г., Цветков В.Л. Психология общения и переговорного процесса в экстремальных условиях. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Квинн В.Н. Прикладная психология. – СПб., Ковалев А.Г., Деев В.Г., Ушатиков А.И. Криминальная психология. – Рязань, Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд. НПО «Модек», Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов ан/ Д.: Изд. Ростовского пед. ун-та, Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – М.: Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб., Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М., Лебедев В.И. Постижение личности. – М., МГИ им Е.Р. Дашковой, Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебник / Под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, Леонгард К. Акцентуирование личности. – Киев, Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. – Л., Немов Р.С. Практическая психология: учебное пособие. – М., Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2005.

36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Инфра–М., Пиз А. Язык телодвижений. – Новгород, Пирожков В.Ф. Криминальная психология. В 2-х т. – М., Пирожков В.Ф. Преступный мир молодёжи. – Тверь, Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осуждённых. (историко-психологический очерк): Учебное пособие./ Под ред. Пищелко А.В. Изд.: Домодедово, Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. – М.: «Институт психологии РАН», Психологический словарь / ред. В.Б. Зинченко, Б.Г. Мещариков, – М., Психология. Словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., Рогов Е.И. Психология познания. – М.: ВЛАДОС, Розин В.М. Психология для юристов. – М., Романов В.В. Юридическая психология. - М.: ЮРИСТЪ, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина (в соавт.), – М.: Инфра- М., Столяренко А.М. Психологические приёмы в работе юриста. Практ. Пособие. – М.: Юрайт. – Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Цветков В.Л. Юридическая психология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Цветков В.Л. Юридическая психология. Схемы и комментарии. – М.: ЩИТ-М, Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шанава Е.М. Психология оперативно-розыскной деятельности. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, Чуфаровский Ю.В.. Юридическая психология. Учебник для вузов. Изд. Новый юрист, Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М., Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. – 2 части. – М., Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. – М., Юридическая психология: Хрестоматия/ Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. – М.: Юристъ, Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Современное слово, Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., – М., Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. – М., 1994.

Предмет, задачи и структура курса «Юридическая психология» I.Повторите теоретические вопросы по данной теме. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, С Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, Ч. 1. С Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, С Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. – М.: Щит-М, С Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, С Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, С

II.Выполните задания. 1. Заполните таблицу, выделив общее и различное между понятиям «мозг», «психика», «сознание» и «поведение». Таблица Составьте схему взаимосвязи психологии с юридической психологией и другими науками. 3. Составьте развернутую схему структуры психики человека, включив в нее по возможности все понятия, рассмотренные на лекции. 4. Постарайтесь представить систему современной юридической психологии в виде «развивающегося древа знания» [1], приготовьтесь обосновать свою схему. Каждая «ветвь» юридической психологии имеет свои «побеги», подумайте к какой «ветви» относятся следующие направления юридической психологии, обозначьте их на схеме: психология судебной деятельности, психология прокурорской деятельности, психология адвокатской деятельности, психология присяжных, судебно-психологическая экспертиза, психология арбитражного суда, психология правотворческой деятельности, психология правовой социализации, превентивная психология, психология личности преступника, психология криминальной среды и преступных сообществ, психология потерпевшего, психология свидетеля, психология права, психология правосознания, психология различных видов преступления, психология осужденного, психология агентурной работы, психология опроса граждан психология адаптации осужденных, психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Используйте форму Приведите примеры возможности использования методов психологии в профессиональной деятельности. Заполните форму Метод независимых характеристик К.К.Платонова. Проведите опрос 5-12 человек, которые знают вас достаточно хорошо, но не все они являются вашими близкими людьми. Задайте им вопрос: «Достаточно ли я добросовестный человек?». Ответы регистрируйте в таблице 2. Найдите процентное отношение положительных ответов (количество опрошенных деленное на количество положительных ответов). Проведите самоанализ. 1. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии:лекция. – РИПиЭ МВД России, Рязань – 1997.С. 21. Положительно ответили на вопрос Степень проявления черты % развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности 56-84% заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко 45-55% эта и противоположная ей черта выражены не резко, и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются не часто 16-44% заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности 1-16% противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности

Таблица 1 Понятие Общее Различное МОЗГ ПСИХИКА ПОВЕДЕНИЕ СОЗНАНИЕ Форма 1

Форма 2 1 часть Метод Пример Интервью Наблюдение Беседа Биографический Метод независимых характеристик Анализ материалов Анализ продуктов и результатов деятельности

Форма 2 2 часть Метод Пример Экспериментальный Психодиагностический Метод экспертных оценок

Опрошенные ДаНет Затрудняюсь ответить Ф.И.О. Начальник Неформальный лидер коллектива Преподаватель юридических дисциплин Преподаватель неюридических дисциплин Инспектор учебного отдела Сослуживец Человек, с кем проживаешь в одной комнате общежития Служащая(ий) общежития Родитель Одноклассник Лучший друг Всего Таблица 2

I.Повторите теоретические вопросы по данной теме. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, С , Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, С , Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, С , Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, С , II.Выполните задания. 1. Приведите примеры преступлений совершенных по следующим мотивам: самоутверждения (статусный), защитные, замещающие, игровые. Заполните Таблицу Заполните Таблицу 2, указывая общее и различное в понимании дефиниции «личность преступника» в следующих науках и учебных дисциплинах: социология права, юридическая психология, криминология, уголовное право, уголовный процесс, криминалистика и ОРД. 3. В Таблицу 3 запишите перечни психологических свойств личности преступника, которые необходимо изучить и учитывать для различных профессиональных задач. В качестве допущения самостоятельно продумайте необходимые исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления 4.Определите, какой подход положен в основу формирования структуры организованных преступных группировок (ОПГ): функционально-ролевой; территориально-харизматический; межличностный; административно- служебный. Заполните Таблицу Заполните Таблицу Распределите приведенные ниже внешне наблюдаемые признаки поведения человека по мотивам поведения о которых они могут свидетельствовать: изменение цвета кожи; бегающий взгляд; взгляд сверху; прикованный взгляд; взгляд мимо партнера; поднятые брови; сдвинутые к переносице брови; открытая улыбка; стискивание зубов; искусственная улыбка; сжатие губ; заискивающая улыбка; ровная речь; дрожащий голос; повышенный голос; тихий голос; отворачивание лица; кивки головой; руки, сжатые в кулак или скрещенные на груди; демонстрация открытых ладоней; порывистые неконтролируемые движения; посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру; разговор о своих, сугубо личных делах; безапелляционные замечания; частое употребление местоимения «я». Заполните Таблицу 6. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

7. Распределите приведенные ниже внешне наблюдаемые признаки поведения человека по линиям поведения собеседника, о которых они могут свидетельствовать: взгляд исподлобья, знаки указательного пальца, размахивание руками, сжатие кистей в кулак, наклон корпуса вперед к собеседнику, усиление громкости голоса по скреплению рук на груди или перед лицом, поднятию плеч, сутулости, поиску опоры по взгляду сверху вниз, положение рук ладонью вниз, вертикальная жестикуляция, прямая посадка или отклонение корпуса назад, отчетливый (резкий) голос сглаживание поперечных складок на лбу, наклону головы вбок, кивкам головой Заполните Таблицу Определите какие из приведенных ниже татуировок могут свидетельствовать о наличие у их владельца криминального опыта. Дайте краткую характеристику этого опыта. Заполните Таблицу 8. А Б В Г Д E Ж З И К Л М 9. Соотнесите кличку (прозвище) и татуировку, дайте характеристику их обладателя. Клички: «Анархист», «Гастролер», «Садист», «Бритва», «Злой», «Пахан», «Наркоша», «Хулиган», «Петруша». Заполните Таблицу Проведи анализ данных на одного из преступников и заполни таблицу 10. Для этого воспользуйся файлами «Каталог преступников», «Асоциальные жесты», «Татуировки представителей преступного мира» и «Словарь жаргонов».«Каталог преступников»«Асоциальные жесты», «Татуировки представителей преступного мира» «Словарь жаргонов» 11. Используя основные параметры экспресс-портрета правонарушителя разработанных Папкиным А.И. и материалов одного из уголовных дел (смотри папку «Уголовные дела») составьте психологический портрет преступника.«Уголовные дела»)

Основные параметры экспресс-портрета правонарушителя Параметры экспресс-портрета правонарушителя Основные характеристики Источники информации о личности правонарушителя. 123 Социально- демографиче ские данные. Ф.И.О. Гражданство. Возраст. Национальность. Адрес. Образование. Место работы. Семейное положение. Ближайшее окружение. Друзья, знакомые, родственники. Документы, удостоверяющие личность. Речевые сообщения о себе. Официальная информации. Высказывание близких и знакомых. Особенности внешности, физического развития и динамики поведения. Словесный портрет. Внешний облик и одежда. Пол. Телосложение. Физическая подготовленность. Владение примами рукопашного боя. Признаки наличия холодного и огнестрельного оружия. Особые приметы внешности. Состояние здоровья. Визуальное наблюдение. Анализ речевых высказываний, передвижений, поз, мимики, жестов, поведенческих актов. Официальная информация. Индивидуально-психологические особенности Цели и мотивы поведения. Признаки сокрытия оружия. Отношение к требованиям сотрудникам ОВД. Психические состояния. Ситуативные опасные состояния /алкогольное или наркотическое опьянение, болезненное состояние/. Темперамент, черты характера. Умения и навыки. Особенности познавательных процессов. Особенности слуха, зрения. Наблюдательность. Координированность движений. Быстрота и ловкость. Интеллект и культура поведения. Доминирующие жизненные интересы. Визуальное наблюдение. Анализ речевых высказываний, передвижений, поз, мимики, жестов, поведенческих актов. Официальная информация. Оперативная информация ОВД. Биографические данные. Криминальнопсихологические особенности Причастность к уголовной среде /статус в ней /. Преступная квалификация и специализация. Число судимостей. Степень владения холодным и огнестрельным оружием. Воровские связи. Особые криминально- психологические приметы. Визуальное наблюдение. Кличка. Татуировка. Уголовный жаргон. Особенности речевых и невербальных реакций в процессе общения. Уголовная жестика. Позы, одежда. Самооценка. Высказывания окружающих. Имеющаяся информация о преступной деятельности и судимостях.

Психологический портрет преступника 1.Социально-демографические данные 2. Особенности внешности, физического развития и динамики поведения 3.Индивидуально-психологические особенности 4.Криминально-психологические особенности 12. Посмотрите один из фильмов: «Место встречи изменить нельзя», «Бригада», «Самогонщики» и на основе Таблицы 11 составьте психологический портрет одной из преступных групп. Мотив Пример Самоутверждения (статусный) Защитный Замещающий Игровой Таблица 1

Таблица 2 Наука Содержание понятия Общее Различное СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНОЛОГИЯ УГОЛОВНОЕ ПРАВО УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС КРИМИНАЛИСТИКА ОРД Таблица 3 Исходные данные (самостоят ельное дополнение) Профессиональные задачи Индивидуальный подход при проведении обыска в ходе расследования преступления Индивидуальны й подход при проведении допроса в ходе расследования преступления оценка личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания Преступник совершивший серию угонов автомобилей Преступник совершивший квартирную кражу Преступник нанесший телесные повреждения в составе группы

Таблица 4 Пример Подход к формированию структуры ОПГ В состав ОПГ города N. входят: «вор в законе», «банкир», люди, обеспечивающие связь с различными государственно-общественными структурами, «боевики», «смотрящие» за объектами, «шестерки». ОПГ в свой состав включала главврача районной поликлиники города М., заведующих аптек города М., участковых врачей. ОПГ города R. возглавлялось гражданином К., в группу также входили его младший брат, сын, зять, два одноклассника, друг детства. ОПГ области L. возглавлялось «вором в законе» по кличке Факир, районы области возглавляли его «положенцы», северный район – «вор» по кличке Бобёр, западный – Красавчик, восточный – Седой, южный – Веня. Таблица 5 Виды преступных групп численность цель образования структура уровень сплоченности другие особенности предкриминальные группы случайные преступные группы простые преступные группы организованные преступные группы преступные организации

Таблица 6 Мотивы поведения Внешне наблюдаемые признаки поведения стремление избежать наказания (боязнь возмездия и его последствий) самозащита (защита от критики, отстаивание своих прав) агрессия (тенденция унизить) поиск положительных контактов поиск покровителя (потребность в помощи, заботе, защите) эгоизм (стремление поставить свои интересы выше интересов других) Таблица 7 Линия поведения Внешне наблюдаемые признаки поведения Враждебность Оборонительность Доминантность Доверительность Таблица 8 Татуировка Характеристика опыта Имеется криминальный опыт у владельцев татуировок ___________

Таблица 9 Татуировка Кличка Характеристика

Таблица 10 Ф.И.О. Телосложение Предполагаемые психологические особенности на основе конституциональных типологий Толкование психологически информативных признаков: Предполагаемые ценностные ориентации, мотивы, составляющие направленности личности: Возможный лексикон (жаргон): Возможные жесты Предположение об интеллектуальной сфере – на основе каких факторов: Если нет татуировок, то какие может нанести в тюрьме: Если есть кличка, то дайте ее психологический комментарий Таблица 11 Параметр Описание Количество (нужное подчеркнуть) Большая-средняя-малая Качественный состав Структура группы Лидер Сублидер _______________ ______________________________ Аутсайдер Подход к формированию структуры (нужное подчеркнуть) функционально-ролевой; территориально-харизматический; межличностный; административно-служебный Вид группы (нужное подчеркнуть) Предкриминальная, случайная, простая преступная группа, организованная преступная группа, преступная организация Направленность поведения и деятельность Доминирующие интересы членов группы, цели и мотивы поведения и действий Психологический портрет группы

I.Повторите теоретические вопросы по данной теме. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, С Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА- ИНФРА, С Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. – М.: Щит-М, С Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, С Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, С , II.Выполните задания. 1. Проанализируйте материал осмотра места происшествия и сделайте предположение о психологических особенностях личности преступника. Заполните Таблицу 1. Вариант 1. 6 мая 2007 года в 8.00 в дежурную часть ОВД обратился гражданин И. с сообщением о том, что в его гараже 17 расположенном в ГСК-2 г.Руза отсутствует принадлежащая ему автомашина ВАЗ года выпуска. Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой установлено, что гараж 17 ГСК-2 г.Рузы находится во втором ряду четвертые ворота от въездной дороги, гараж изготовлен из силикатного кирпича, имеет бетонные полы, сверху на крыше лежат бетонные плиты перекрытия, ворота гаража металлические запираются на один навесной замок. При дальнейшем детальном осмотре на крыше гаража был обнаружен навесной замок спиленный у основания душки, предположительно ножовкой. Внутренний порядок в гараже, а именно на стеллажах нарушен. Со слов потерпевшего из гаража пропали следующие вещи: электрорубанок, «болгарка», аккумуляторная батарея, резиновые сапоги 42 размера черного цвета, комплект авторезины для «Жигулей» фирмы «Кама», также из погреба расположенного в этом же гараже пропало примерно около одного мешка картошки, 7 трехлитровых банок с солеными огурцами, 4 банки соленых помидор и 5 банок компота из черной смородины. Экспертом экспертно-криминалистического отделения ОВД отпечатков пальцев на месте происшествия обнаружено не было, но на полу на пыли был обнаружен след спортивной обуви (предположительно кроссовки) 44 размера, так же в правом углу около ворот было обнаружено и изъято два окурка папирос «Прима». ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Вариант 2. 6 мая 2007 года в 9.00 в дежурную часть ОВД обратился директор средней школы 5 г.Руза с сообщением о том, что в период с семнадцати часов по четырнадцать часов неизвестные лица разбив окно кабинета 5 первого этажа проникли в здание школы где сломав замки у пяти кабинетов ( 7,10,12,14,15) нарушили в них внутренний порядок, в кабинете рисования 10 имеющимися в кабинете рисовальными красками разрисовали стены, из кабинета 14 пропал видеомагнитофон и телевизор используемые в учебном процессе, из кабинета химии 15 пропал технический спирт, 15 новых пробирок, штатив, три спиртовки, 10 таблеток сухого горючего и 5 мерных стаканов из химического стекла. Экспертом экспертно-криминалистического отделения ОВД отпечатков пальцев на месте происшествия обнаружено не было, но на полу в кабинете рисования было обнаружено обширное пятно с краской желтого цвета в котором отпечатались множественные следы спортивной обуви (предположительно кроссовки) разных размеров (34-37), данные следы во множественном количестве присутствовали в коридоре школы. 2.Приведите, примеры, иллюстрирующие влияние акцентуации характера, профессиональной принадлежности, увлечений и пр. на способ сокрытия искомого. Заполните Таблицу Разработайте стратегию и примерный план проведения допроса, учитывая психологические аспекты, проанализировав одну из приведенных ниже ситуаций: Вариант 1. В поселке Лесное на улице Рябиновой в 22 часа 50 минут напротив магазина «Продукты» неизвестной машиной совершен наезд на гражданина Иванова И.И. Получив травму, он скончался на месте. Водитель, совершив наезд, развернулся и скрылся с места происшествия. О происшествии в отдел милиции сообщил сторож магазина «Продукты». Вариант 2. В отдел милиции обратилась гражданка Петрова П.П., которая сообщила, что в во дворе дома 15 по улице Дачной на нее было совершено разбойное нападение. Злоумышленники угрожая ножом отобрали часы, мобильный телефон, деньги в сумме 1300 рублей и золотые украшения. План Предполагаемая ситуация допроса Способ вызова на допрос (варианты и обоснования выбора) Пространственная организация (с обоснованием выбора) Вводная часть Основная часть Окончание допроса 4. Расположите в порядке наибольшей вероятности виновности подозреваемых в краже мобильного телефона из магазина «Евросеть». Заполните Таблицу Опишите особенности преступлений, совершаемых различными акцентуантами на примерах из СМИ (вырезки из газет или журналов, видео файлы прикладывать).

6. Оцените невербальные показатели общения с точки зрения искренности в следующих ситуациях (давать развернутый ответ): Рис 1. Рис 2. Рис 3. Рис 4. Рис 5.

Таблица 1 Психологические особенности Вариант Мотив преступления Пол, возраст, телосложение Свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) Интеллектуальное развитие Профессиональные навыки Криминальный опыт Таблица 2 Примеры сокрытия преступления Акцентуация характера Профессиональная принадлежность Пол ________ Возраст ________ Семейное положение ________________ Увлечение ________________

Таблица 3 п\п Подозреваемый Вероятность виновности Предполагаемые причины Мальчик, 13 лет Студентка медицинского училища, 18 лет Студент технического вуза, 21 год Школьная учительница, 25 лет Водитель частного маршрутного такси, 28 лет Разнорабочий, приезжий из стран СНГ, 30 лет Женщина- домохозяйка, 35 лет Военнослужащий, 37 лет Медсестра районной больницы, 44 года Сотрудник частного охранного предприятия, 49 лет Уборщица магазина, 53 года Пенсионер, 62 года

I.Повторите теоретические вопросы по данной теме. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, С Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. – М.: Щит-М, С Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, С Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. – М.: Юристъ, С II.Выполните задания. 1. По уголовному делу сексуального маньяка Маргетти Иммануила в ходе судебно- психологической экспертизы основанной на изучении материалов уголовного дела и индивидуально-психологическом обследовании был составлен его психологический портрет: Маргетти Иммануил Германович, 37 лет, разведен (брак продолжался 7 лет), имеет двух детей (девочка 5 лет и мальчик 3 года). Детерминантами в поведении и образе жизни являются влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. Представления о морали, социальных и правовых нормах в его мировоззрении присутствуют, но Маргетти ими не руководствуется в жизни. При отсутствии материальных средств совершает хищения, прибегает к воровству. При совершении сексуальных насильственных действий не думает о их последствиях, однако, большое значение придает сокрытию следов преступления. В профессиональной сфере не имеет определенной профессии, на многочисленных местах работы отмечается как прогульщик и пьяница. В быту не чистоплотен, не умеет организовать социально приемлемо свой досуг. В общении замкнут, некоммуникабелен, друзей не имеет. По результатам психологического исследования Маргетти ярко выраженный интроверт, имеет шизоидную акцентуацию характера. В ходе беседы с бывшей женой были сделаны следующие выводы: жил только своими интересами, у него почти не было эмоциональных привязанностей, мало контактировал и общался с женой, общение происходила главным образом по поводу интимных контактов, поводом для развода послужила попытка мужа произвести интимный контакт с соседской маленькой девочкой. В состоянии опьянения муж становился агрессивным, избивал членов семьи, выгонял их из дома. Нередко после пьянок исчезал на некоторое время. В ходе беседы с Маргетти были сделаны выводы о том, что он испытывает сильные переживания из-за того, что в детстве испытывал острую нужду, постоянную нехватку денег, отсутствие самого необходимого. Смысл жизни видит в удовлетворении физиологических, а особенно сексуальной потребности. Половая жизнь имеет значение ведущей жизненной цели. Для Маргетти характерно возникновение трудно преодолимых побуждений к совершению сексуальных действий в отношении малолетних. Свойственно стремление к немедленному удовлетворению сексуальных потребностей без учета существующих моральных, социальных и правовых норм, возможных последствий своих действий для жертв его насилия. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Однако, большое значение придает избеганию наказания, но преступление не планирует и не подготавливает. В совершении преступления решающую роль играло наличие доступного объекта. Желание возникало только при наличии объекта и условий, необходимых для достижения цели (отсутствие свидетелей, безлюдное место и пр.). Влечение к малолетним объясняет тем, что с детства его избегали сверстницы, относились к нему с презрением. Однако, с девочками 9-10 летнего возраста он сумел найти общий язык. Первое проявление у себя сексуальности Маргетти связывает с неудачной попыткой вступления в половую связь в 14- летнем возрасте со сверстницей. Сразу появились мысли о сексуальной неполноценности. С этого времени избегал сверстниц, Стал искать интимной близости с девочками младше себя. Женился только в 28 лет на женщине 18-летнего возраста. Маргетти считает, что жену не удовлетворял, при вступлении в половую связь с женой испытывал чувство неловкости, дискомфорта, что тяжело им переживалось. Маргетти считает себя здоровым человеком, но с юности испытывающем непреодолимое влечение к малолетним девочкам. Составьте Покажите (иллюстрируя Выше приведенным текстом), что свидетельствует о том, что Маргетти Иммануил Германович: -человек, одержимый одним желанием, при крайне неразвитых представлениях о нормах морали, нравственности, ответственности за свои поступки; -его инстинкты и побуждения господствуют над разумом; -имеет шизоидную акцентуацию характера. 2. Определите при каких из названных ситуаций состояние аффекта имело место, а при каких оно отсутствовало. Заполните Таблицу 1. Дополните таблицу своими примерами. 1. Во время совершения преступления N. понимал, что вмешательство работавших неподалеку от места происшествия лиц нежелательно. Поэтому он после первого удара ножом перетащил потерпевшего за забор, где нанес ему второй смертельный удар. 2. После совершения убийства N. стал ломиться в закрытую дверь, в результате чего выбил её, хотя ключ от двери находился в замочной скважине. 3.N. после совершения убийства с пистолетом в вытянутой руке вышел на проезжую часть, натолкнулся на остановившуюся рядом машину и уперся пистолетом в её капот, что-то бессвязно бормоча. 4.N. при совершении преступления не проявлял двигательного возбуждения и автоматизма. Убийство совершил одним ударом в жизненно важный орган. После совершения смертельного удара вел себя целенаправленно, разговаривал со своей сестрой и матерью, рассказывал им о происшедшем.

Таблица 1 ситуаций, где имелось состояние аффекта ситуаций, где состояние аффекта отсутствовало

образец ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПОРТФОЛИО ПО КУРСУ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Выполнил студент _________учебной группы _________курса Руководитель: кандидат психологических наук Мальцева Т.В. Дата защиты:______________ Оценка:__________________ __________________________ (подпись научного руководителя) РУЗА – 20__

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК В тексте работы при упоминании какого – либо автора надо сначала указать его инициалы, фамилию, затем в квадратных скобках порядковый номер его работы по списку литературы. Например : «как подчёркивает В.И. Петров[18]», «по мнению В.Н. Иванова [7]», «следует согласится с Т.П. Сергеевым[22]» и так далее. При ссылке на литературный источник в тексте даётся в квадратных скобках номер источника по списку литературы. Например: «Достаточно подробно изучена правомерность задержания вооруженного [11] и невооруженного [83] правонарушителя». «В работах ряда учёных [13,18,46 и другие] рассмотрена охрана прав личности по уголовному законодательству». «Известно, что «институт необходимой обороны» [25] является наиболее спорным разделом». ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК 1. При использовании текста (цитаты) или данных из литературного источника в сноске даются все выходные данные о нём (в соответствии с правилами оформления библиографических данных источников). Например: Иванов С.С. Охрана прав личности по уголовному законодательству. М.: Московский университет С Сноску на литературный источник в разделе текста можно оформлять в квадратных скобках (пример:[5]). В этом случае в конце каждого раздела (главы) необходимо разместить примечание, в котором в соответствии с порядком и нумерацией ссылок в тексте главы перечислить использованные источники с указанием номера страницы. Например: Примечание: [5] Грачёва Е.Ю. Финансовое правоЖ Схемы, комментарии: Учебное пособие. М.: Новый юрист С Предпочтительнее оформлять сноски внизу каждой страницы (построчные сноски). Например: 1 Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. – М.: Инфра-М С В случае, когда один и тот же источник цитируется в тексте несколько раз, после полного библиографического описания источника в первой сноске, вторая и следующие сноски, идущие подряд на одной странице текста и относящиеся к одному и тому же источнику, заменяются словами «там же» (до сноски на другой источник). В сноске на данный источник, которая приводится после цитирования другого источника или на последующей странице, указывается только автор, наименование и страницы источника. Например: 1 Ясперс К. Смысл и назначении теории. М., С Там же. С Иванов А.А. Общая теория и права. М., Ясперс К. Смысл и назначении теории. С Если в работе смысл текста, научной идеи, мысли автора пересказываются своими словами, в сноске перед библиографическими данными ставится «См.:». Например: 1 См: Алексеев С.С. Теория права. М., С Если в тексте указаны автор и название книги (только автор или только название), то в сноске указываются и автор и название; если в тексте указываются и автор и название статьи, то в сноске указываются только данные журнала или газеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ИСТОЧНИКОВ «В СНОСКАХ И СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ» 1. Если источник имеет автора, то пишется его фамилия, а затем инициалы. Далее указываются: название работы, место издания (приводится в именительном падеже; принятые сокращения: Москва – М., Ленинград – Л., Санкт–Петербург – СПб., названия других городов приводятся полностью), год издания. Например: Иванов А.А. Общая теория права. М., Если авторов два или три, то через запятую указываются все фамилии в той же последовательности, как в источнике. Если авторов более трёх, то указывается фамилия первого автора с добавлением слова и «др.» Например: Иванов А.А. и др. Общая теория права. М., В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией), после наименования источника ставится одна косая линия и пишется «.Под общ. ред.» («. Под ред.»). Затем указываются инициалы и фамилия составителя указываются в именительном падеже. Например: Словарь русского языка / Под ред. А.С. Иванова. М., Словарь русского языка / Сост.А.С. Иванов. М., Если ссылка даётся на статью, работу, изданную среди других произведений этого же автора (собрания сочинений) или других авторов (сборник), то после фамилии с инициалами приводится название статьи, затем ставятся две косые линии и даются все библиографические данные источника. Например: Гегель. Философия права // Соч.: В 2 т. М., Т При описании многотомных изданий после фамилии автора пишется: «Собр. Соч. (или Соч.)», ставится двоеточие и указывается количество томов. Например: Маркс К. Собр. Соч.: В 10 т. М., Т.З. 6. При ссылке на тома, части, разделы, главы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами, пишутся в сокращении. Например: Т.3., 4.1., Разд. 1, Гл. 5, Вып.5., Кн Если ссылка даётся на источник, взятый из газеты или журнала, указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии, и приводится название журнала (газеты), год издания, у журнала – номер, у газеты – число и месяц выпуска. Например: Иванов А.С. Правовое сознание.. Юридические науки N1. Иванов А.С. Нормы права.. Российская газета, ман. 8. Если при написании работы использованы материалы судебной, следственной и другой практики, то в составляемом списке в первую очередь указываются опубликованные дела, а затем – неопубликованные. Например: -Опубликованное дело: Дело Алексеева и других. Приговор Московского городского суда от 21 апреля 1993 года (Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, С.7-8); -Неопубликованное дело: Дело Никулинского межмуниципального народного суда г.Москвы.