СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. 2 Общие сведения по дисциплине Социальная экология Социальная экология 040101.65 «Социальная работа»; УМК может быть использован.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Advertisements

Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Основные элементы научного знания в средней школе История Обществознание География.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
"Глобальные эколого- экономические проблемы" Д.т.н., академик Найденко В.В. Д.т.н., академик Найденко В.В. д.т.н., профессор Губанов Л.Н. д.т.н., профессор.
Экология Преподаватель: Уфимцева Мария Витальевна.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Представление дисциплины.
ЭТНОГРАФИЯ И ДЕМОГРАФИЯ Представление дисциплины.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии и социальных технологий Кафедра социологии.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 класс (авт.уч. Боголюбов Л.Н.)
Учебно-методический комплект для профильных классов ЭКОЛОГИЯ классы Б.М. Миркин, Л.Г.Наумова, С.В. Суматохин Экология: классы: Учебник. Б.М.
(социологический аспект). Авторы: сотрудники Северо-Осетинского РИПКРО Бигулов В.Х. – к.филос.н., зав. кафедрой общественных наук, ; Бигулов В.Х. – к.филос.н.,
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Кафедра теории и истории государства и права ( каб. 2 – 8)
РМО психологов Сергиево-Посадского района г. « Психологическое сопровождение личностного развития учащихся» Психолог МБОУ СОШ 14 Миронова М.Ю.
Наука и философия Естественно-научные и социально-гуманитарные знания Задание на сампо: П.1. работа с источником с. 16 (4 пункт письменно)
Транксрипт:

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

2 Общие сведения по дисциплине Социальная экология Социальная экология «Социальная работа»; УМК может быть использован также для социологических, экологических, биологических, географических, психологических и педагогических специальностей «Социальная работа»; УМК может быть использован также для социологических, экологических, биологических, географических, психологических и педагогических специальностей. В основу построения курса положена концепция экологического комплекса и ее обновленный вариант – новая экологическая парадигма. В основу построения курса положена концепция экологического комплекса и ее обновленный вариант – новая экологическая парадигма. Социальная экология относится к числу базовых дисциплин общепрофессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы. Социальная экология относится к числу базовых дисциплин общепрофессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы.

3 Краткое описание дисциплины Во вводном разделе раскрываются экологические особенности человека и человеческого общества, дается характеристика объекта, предмета, функций и основных этапов формирования социальной экологии, обозначаются главные темы курса. Во вводном разделе раскрываются экологические особенности человека и человеческого общества, дается характеристика объекта, предмета, функций и основных этапов формирования социальной экологии, обозначаются главные темы курса. Второй раздел «Социально-экологические факторы развития народонаселения» посвящен анализу мирового населения как полиморфной популяции. В нем анализируются демографические проблемы современности, дается характеристика миграционных процессов, вводятся и раскрываются понятия оптимума народонаселения, популяционного здоровья населения. Второй раздел «Социально-экологические факторы развития народонаселения» посвящен анализу мирового населения как полиморфной популяции. В нем анализируются демографические проблемы современности, дается характеристика миграционных процессов, вводятся и раскрываются понятия оптимума народонаселения, популяционного здоровья населения. В третьем разделе «Жизненная среда человеческого общества» раскрывается специфичность среды жизни человека и общества, проводится анализ ресурсных функций среды, дается перспективный обзор среды жизни социума, включающий знакомство с представлениями о биосфере и ноосфере, раскрывается специфика поведения человека в жизненном пространстве. В третьем разделе «Жизненная среда человеческого общества» раскрывается специфичность среды жизни человека и общества, проводится анализ ресурсных функций среды, дается перспективный обзор среды жизни социума, включающий знакомство с представлениями о биосфере и ноосфере, раскрывается специфика поведения человека в жизненном пространстве. В четвертом разделе «Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия» раскрываются социально-экономические аспекты взаимоотношения общества и среды, обусловленные организацией; анализируются истоки и характер экологических кризисов, развития системы экологической безопасности и охраны окружающей среды, экологического образования и экологической информационно-просветительской деятельности, экологизации общественного сознания и культуры, международного экологического сотрудничества, экологической политики и возможности устойчивого развития; рассматриваются модели экологического конструирования будущего. В четвертом разделе «Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия» раскрываются социально-экономические аспекты взаимоотношения общества и среды, обусловленные организацией; анализируются истоки и характер экологических кризисов, развития системы экологической безопасности и охраны окружающей среды, экологического образования и экологической информационно-просветительской деятельности, экологизации общественного сознания и культуры, международного экологического сотрудничества, экологической политики и возможности устойчивого развития; рассматриваются модели экологического конструирования будущего.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цель преподавания курса социальной экологии состоит в том, чтобы сформировать у будущих специалистов социальных работников и социологов понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и необходимо определяют развитие качеств человека как биосоциального существа. Задачи: проследить генезис системы человек-общество-природа и показать особенности её функционирования на различных исторических этапах развития; проследить генезис системы человек-общество-природа и показать особенности её функционирования на различных исторических этапах развития; выявить взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; выявить взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; проследить связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека; проследить связь качества социальной и природной среды обитания со здоровьем человека; раскрыть политические и экономические механизмы социального управления качеством социальной и природной среды обитания человека; раскрыть политические и экономические механизмы социального управления качеством социальной и природной среды обитания человека; показать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и необходимость формирования экологической культуры; показать духовно-нравственные аспекты экологической проблемы и необходимость формирования экологической культуры; обосновать принципы экологической безопасности развития цивилизации; обосновать принципы экологической безопасности развития цивилизации; выявить проблемы экологии человека в социальной работе. выявить проблемы экологии человека в социальной работе.

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Изучение данного курса опирается на знания, полученные студентами при освоении всего блока гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в частности, философии, политологии, социологии, психологии, истории, биологии, медицины, демографии и этнографии, правоведения, экономики, этики и т.д. Курс «Социальная экология» является базовым для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока, блока специальных дисциплин и блока дисциплин специализации. Изучение данного курса опирается на знания, полученные студентами при освоении всего блока гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в частности, философии, политологии, социологии, психологии, истории, биологии, медицины, демографии и этнографии, правоведения, экономики, этики и т.д. Курс «Социальная экология» является базовым для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока, блока специальных дисциплин и блока дисциплин специализации. Курс «Социальная экология» является базовым для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока, блока специальных дисциплин и блока дисциплин специализации. Курс «Социальная экология» является базовым для последующего изучения ряда дисциплин общепрофессионального блока, блока специальных дисциплин и блока дисциплин специализации.

6 Начальные знания Знания: основных философских и политологических концепций и категорий; основ экономики и права, ключевых психолого- педагогических категорий (личность, деятельность, общение, познание, структура личности, направленность, мотивы, склонности, способности, интересы, взаимоотношения и т.д.), основ биологии и медицины, культурологии и этики, возрастную периодизацию развития личности, понятия группы, коллектива, групповых и межличностных отношений, социологических категорий (социальная группа, социальный институт, социальная среда, социальная сфера, социальная система и т.д.), основ информатики и математического моделирования. Знания: основных философских и политологических концепций и категорий; основ экономики и права, ключевых психолого- педагогических категорий (личность, деятельность, общение, познание, структура личности, направленность, мотивы, склонности, способности, интересы, взаимоотношения и т.д.), основ биологии и медицины, культурологии и этики, возрастную периодизацию развития личности, понятия группы, коллектива, групповых и межличностных отношений, социологических категорий (социальная группа, социальный институт, социальная среда, социальная сфера, социальная система и т.д.), основ информатики и математического моделирования. Умения и навыки: общеучебные (поиск, отбор, систематизация и анализ информации; сравнение, обобщение, синтез, классификация), организаторские (планирование и организация деятельности, анализ и самоанализ ее результатов); исследовательские (умение организовать и провести исследование: пилотажное, описательное, аналитическое, панельное, когортное, трендовое, лонгитюдное, оперативное, сплошное, монографическое, выборочное и т.д.), коммуникативные (вести диалог, слушать и понимать партнера, работать в группе и т.д.) Умения и навыки: общеучебные (поиск, отбор, систематизация и анализ информации; сравнение, обобщение, синтез, классификация), организаторские (планирование и организация деятельности, анализ и самоанализ ее результатов); исследовательские (умение организовать и провести исследование: пилотажное, описательное, аналитическое, панельное, когортное, трендовое, лонгитюдное, оперативное, сплошное, монографическое, выборочное и т.д.), коммуникативные (вести диалог, слушать и понимать партнера, работать в группе и т.д.)

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения курса социальной экологии студент должен: знать экологические особенности человека как биологического и социального существа; историю эволюции системы человек-общество-природа; знать экологические особенности человека как биологического и социального существа; историю эволюции системы человек-общество-природа; понимать взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; понимать взаимосвязь биологических и социальных качеств человека с исторически конкретной социальной и природной средой обитания; иметь представление об экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; о популяциях в экологии, систематике; иметь представление об экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида; о популяциях в экологии, систематике; иметь представление о современных теориях эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем; иметь представление о современных теориях эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем; понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации; знать основные черты кризисных экологических ситуаций; основные экологические законы и принципы рационального природопользования; знать основные черты кризисных экологических ситуаций; основные экологические законы и принципы рационального природопользования; знать политические, правовые и экономические механизмы управления качеством социальной и природной среды обитания человека; духовно-нравственные аспекты экологической проблемы, основы экологической этики и принципы формирования экологической культуры; экологические аспекты современных концепций развития цивилизации; знать политические, правовые и экономические механизмы управления качеством социальной и природной среды обитания человека; духовно-нравственные аспекты экологической проблемы, основы экологической этики и принципы формирования экологической культуры; экологические аспекты современных концепций развития цивилизации; понимать основы экологической составляющей национальной и международной безопасности; значение конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятных для человека качеств социальной среды обитания. понимать основы экологической составляющей национальной и международной безопасности; значение конкретных направлений социальной работы в формировании благоприятных для человека качеств социальной среды обитания.

8 Содержание лекционного курса Раздел.1. Введение в социальную экологию. Раздел.1. Введение в социальную экологию. Раздел 2. Социально-экологические факторы развития народонаселения. Раздел 2. Социально-экологические факторы развития народонаселения. Раздел 3. Жизненная среда человеческого общества. Раздел 3. Жизненная среда человеческого общества. Раздел 4. Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия. Раздел 4. Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия.

9 Раздел.1. Введение в социальную экологию. Во вводном разделе раскрываются экологические особенности человека и человеческого общества, дается характеристика объекта, предмета, функций и основных этапов формирования социальной экологии, обозначаются главные темы курса. Во вводном разделе раскрываются экологические особенности человека и человеческого общества, дается характеристика объекта, предмета, функций и основных этапов формирования социальной экологии, обозначаются главные темы курса.

10 Раздел 2. Социально- экологические факторы развития народонаселения. Второй раздел «Социально-экологические факторы развития народонаселения» посвящен анализу мирового населения как полиморфной популяции. В нем анализируются демографические проблемы современности, дается характеристика миграционных процессов, вводятся и раскрываются понятия оптимума народонаселения, популяционного здоровья населения. Второй раздел «Социально-экологические факторы развития народонаселения» посвящен анализу мирового населения как полиморфной популяции. В нем анализируются демографические проблемы современности, дается характеристика миграционных процессов, вводятся и раскрываются понятия оптимума народонаселения, популяционного здоровья населения.

11 Раздел 3. Жизненная среда человеческого общества. В третьем разделе «Жизненная среда человеческого общества» раскрывается специфичность среды жизни человека и общества, проводится анализ ресурсных функций среды, дается перспективный обзор среды жизни социума, включающий знакомство с представлениями о биосфере и ноосфере, раскрывается специфика поведения человека в жизненном пространстве. В третьем разделе «Жизненная среда человеческого общества» раскрывается специфичность среды жизни человека и общества, проводится анализ ресурсных функций среды, дается перспективный обзор среды жизни социума, включающий знакомство с представлениями о биосфере и ноосфере, раскрывается специфика поведения человека в жизненном пространстве.

12 Раздел 4. Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия. В четвертом разделе «Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия» раскрываются социально-экономические аспекты взаимоотношения общества и среды, обусловленные организацией; анализируются истоки и характер экологических кризисов, развития системы экологической безопасности и охраны окружающей среды, экологического образования и экологической информационно- просветительской деятельности, экологизации общественного сознания и культуры, международного экологического сотрудничества, экологической политики и возможности устойчивого развития; рассматриваются модели экологического конструирования будущего. В четвертом разделе «Организация и экология. Экологическая картина мира начала третьего тысячелетия» раскрываются социально-экономические аспекты взаимоотношения общества и среды, обусловленные организацией; анализируются истоки и характер экологических кризисов, развития системы экологической безопасности и охраны окружающей среды, экологического образования и экологической информационно- просветительской деятельности, экологизации общественного сознания и культуры, международного экологического сотрудничества, экологической политики и возможности устойчивого развития; рассматриваются модели экологического конструирования будущего.

13 Контрольные мероприятия Текущий контроль Текущий контроль Тесты Тесты Итоговый контроль Итоговый контроль Экзамен Экзамен

14Глоссарий Биосфера – 1) глобальная экосистема, представляющая собой единство всех экосистем планеты Земля. Биосфера – 1) глобальная экосистема, представляющая собой единство всех экосистем планеты Земля. Деятельность социально-экологическая – форма проявления активности различных общностей людей (классов, народов, профессиональных групп, религиозных общин и др.), направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой и преодолевающая социальный эгоизм, т.е. сиюминутные, частные интересы определенных общностей. Деятельность социально-экологическая – форма проявления активности различных общностей людей (классов, народов, профессиональных групп, религиозных общин и др.), направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой и преодолевающая социальный эгоизм, т.е. сиюминутные, частные интересы определенных общностей. Ноосфера – «мыслящая оболочка», сфера разума, качественно новая фаза высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней цивилизованного человечества. Период, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле. Ноосфера – «мыслящая оболочка», сфера разума, качественно новая фаза высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней цивилизованного человечества. Период, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле. Социальная экология – это наука, изучающая взаимосвязь, взаимозависимость, взаимоотношения и взаиморазвитие общества и окружающей среды (природной, квазиприродной, артеприродной, социальной) и людей между собой в процессе природопользования, природоохраны, природовосстановления и природоулучшения. Социальная экология – это наука, изучающая взаимосвязь, взаимозависимость, взаимоотношения и взаиморазвитие общества и окружающей среды (природной, квазиприродной, артеприродной, социальной) и людей между собой в процессе природопользования, природоохраны, природовосстановления и природоулучшения.

15 Список литературы Основная Бахарев, В.В. История формирования и основные направления развития социальной экологии: учебное пособие / В.В. Бахарев. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, – 160 с. Бахарев, В.В. История формирования и основные направления развития социальной экологии: учебное пособие / В.В. Бахарев. – Ульяновск: Изд-во УлГУ, – 160 с. Горелов, А.А. Социальная экология: пособие для студентов вузов / А.А. Горелов. – М.: Московский Лицей, – 408 с. Горелов, А.А. Социальная экология: пособие для студентов вузов / А.А. Горелов. – М.: Московский Лицей, – 408 с. Лосев, А.В. Социальная экология: учебное пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин; под ред. В.И. Жукова. – М.: ВЛАДОС, – 312 с. Лосев, А.В. Социальная экология: учебное пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин; под ред. В.И. Жукова. – М.: ВЛАДОС, – 312 с. Мамедов, Н.М. Основы социальной экологии: учебное пособие / Н.М. Мамедов. – М.: СТУПЕНИ, – 256 с. Мамедов, Н.М. Основы социальной экологии: учебное пособие / Н.М. Мамедов. – М.: СТУПЕНИ, – 256 с.Дополнительная Акимова, Т.А. Экология: учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, – 455 с. Акимова, Т.А. Экология: учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – М.: ЮНИТИ, – 455 с. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / под ред. Н.М. Мамедова. – СТУПЕНИ, – 240 с. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / под ред. Н.М. Мамедова. – СТУПЕНИ, – 240 с. Ливчак, И.Ф. Охрана окружающей среды / И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов, Е.В. Стрелков. – М.: Колос, – 265 с. Ливчак, И.Ф. Охрана окружающей среды / И.Ф. Ливчак, Ю.В. Воронов, Е.В. Стрелков. – М.: Колос, – 265 с. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, – 367 с. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, – 367 с.

16 Самостоятельная работа Темы рефератов Экологическое сознание и экологическое мышление. Экологическое сознание и экологическое мышление. Международное экологическое движение. Международное экологическое движение. Экологическое движение в России. Экологическое движение в России. Социальное управление природопользованием, природосохранением и природовосстановлением. Социальное управление природопользованием, природосохранением и природовосстановлением. Участие России в Международном сотрудничестве в области природопользования, природосохранения, природовосстановления и природоулучшения. Участие России в Международном сотрудничестве в области природопользования, природосохранения, природовосстановления и природоулучшения. Экологическое право и устойчивое развитие общества. Экологическое право и устойчивое развитие общества. Экологическое образование как основа формирования экологической культуры человека и общества. Экологическое образование как основа формирования экологической культуры человека и общества. Экологическая этика как ядро экологической культуры и модель социальной самоорганизации общества. Экологическая этика как ядро экологической культуры и модель социальной самоорганизации общества. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях. Последствия взаимодействия человека с окружающей средой – одно из направлений социальной работы. Последствия взаимодействия человека с окружающей средой – одно из направлений социальной работы. Социальная работа и качество социальной среды обитания человека. Социальная работа и качество социальной среды обитания человека. Взаимосвязь социальной и экологической политики государства. Взаимосвязь социальной и экологической политики государства. Роль социальной работы в формировании благоприятных для человека характеристик социальной среды обитания. Роль социальной работы в формировании благоприятных для человека характеристик социальной среды обитания.