Реформирование регионального и муниципального контроля: итоги и перспективы Чаплинский А.В. Институт государственного и муниципального управления Национального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Оптимизация контрольно- надзорной деятельности.
Advertisements

Совершенствование контрольно- надзорной деятельности в Республике Коми: итоги и перспективы Управление государственной гражданской службы Республики Коми.
Нормативно - правовая основа осуществления государственного надзора Федеральный закон от ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных.
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.С.Карпов Разграничение полномочий.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ 2011 год 2Слайд.
«Совершенствование инструктивно- методического обеспечения контрольно- надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений дошкольного и дополнительного.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Программа повышения квалификации «Антикоррупционные механизмы в сфере государственного.
Доклад на коллегию министерства финансов Ставропольского края об изменениях действующего федерального законодательства Министерство финансов Ставропольского.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
18 сентября 2012 года. Количество проведенных в 2012 году плановых проверок, в т.ч. в отношении школ культуры и искусств В 2012 году плановые проверки.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Доклад «Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства» 26 июня 2006 года г. Москва.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Людмила Ивановна Фроленкова, главный специалист по вопросам лицензирования и аккредитации О результатах проверок в феврале 2014 года.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Транксрипт:

Реформирование регионального и муниципального контроля: итоги и перспективы Чаплинский А.В. Институт государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2012 фото 1. Виды контроля 1.1. Нормативный перечень видов контроля 1.2. Фактически осуществляемые виды контроля 2. Контрольные органы 2.1. Осуществление контроля учреждениями 2.2. Взаимодействие органов при осуществлении контроля 3. Нормативно-правовое регулирование осуществления контроля 4. Практика осуществления контроля 4.1. Объем осуществляемого контроля 4.2. Кадры 4.3. Результаты осуществления контроля 5. Выводы

Высшая школа экономики, Москва, Нормативный перечень видов контроля фото Региональный контроль: 34 вида контроля (49 - включая отдельные подвиды), закрепленных в федеральном законодательстве (собственные полномочия субъектов РФ) не менее 7 видов контроля, введенных отдельными субъектами в инициативном порядке (собственные полномочия субъектов РФ) 12 видов контроля, переданных для осуществления субъектам РФ Муниципальный контроль: 14 видов контроля, закрепленных в федеральном законодательстве (собственные полномочия муниципалитетов) не менее 4 видов контроля, введенных отдельными муниципалитетами в инициативном порядке (собственные полномочия муниципалитетов)

Высшая школа экономики, Москва, Фактически осуществляемые виды контроля фото Из 56 собственных видов регионального контроля (включая отдельные подвиды), упомянутых в докладах, только 12 видов контроля были упомянуты более чем в 50% докладов. Вывод: субъекты РФ сконцентрированы на осуществлении видов контроля в сфере экологии, строительной и жилищной сфере, сфере лицензируемых видов деятельности, а также регулирования цен. Виды контроляУпоминаемость Контроль в сфере образования61,19 Контроль в сфере установления цен (тарифов)46,27 Контроль в сфере строительства и благоустройства41,04 Контроль в сфере лицензирования36,72 Контроль в сфере окружающей среды36,57 Контроль в сфере культуры и архивов21,27 Контроль в сфере обеспечения занятости и социальной поддержки инвалидов17,31 Контроль в сфере медицины17,16 Контроль в сфере естественных монополий16,42 Контроль в сфере санитарии и ветеринарии13,22 Контроль в области использования машин и оборудования10,20 Контроль в сфере торговли2,99 Иные виды контроля6,72

Высшая школа экономики, Москва, Фактически осуществляемые виды контроля фото Доклады ОМСУ 11% муниципалитетов - 3 и более видов контроля; 7% муниципальных образований - 2 вида контроля; 68% муниципалитетов упомянули - 1 вид контроля; 14% муниципальных образования указали на то, что их ОМСУ не осуществляют мероприятий по контролю. Наименование вида муниципального контроляЧастота упоминаемости (%) 1Муниципальный земельный контроль76,1 2Муниципальный лесной контроль5,2 3Контроль соблюдения законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и ее качества 5,2 4Контроль исполнения нормативных правовых актов в сфере рекламы3,9 5Муниципальный контроль в сфере благоустройства3,9 6Контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства 3,2 7Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения 2,6

Высшая школа экономики, Москва, Осуществление контроля учреждениями фото Решение проблемы - Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" 1) Контрольные полномочия могут осуществляться в соответствии с федеральными законами федеральными и региональными государственными учреждениями в части: - федерального государственного лесного надзора, - федерального государственного пожарного надзора, - государственного надзора в области использования и охраны ООПТ; - государственного портового контроля. 2) Соответствующие изменения внесены в Закон РФ от 14 мая 1993 г «О ветеринарии», в Федеральные законы от 17 декабря 1997 г. 149-ФЗ «О семеноводстве», от 24 апреля 1995 г. 52-ФЗ «О животном мире», а также в КоАП РФ.

Высшая школа экономики, Москва, Взаимодействие органов при осуществлении контроля фото Региональный контроль: По состоянию на 15 марта 2012 г. в 8 субъектах РФ действует 16 нормативных актов (включая 13 административных регламентов взаимодействия), 7 из которых приняты во втором полугодии 2010 г., остальные – в 2011 г. Муниципальный контроль: По состоянию на 15 марта 2012 г. ОМСУ принято только 23 административных регламента взаимодействия. При этом в период с 15 марта 2011 г. не было принято ни одного регламента

Высшая школа экономики, Москва, Нормативно-правовое регулирование регионального и муниципального контроля фото Федеральные НПА Дополнительная подробная регламентация - Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Проблемы федерального подзаконного регулирования: 1)содержание акта Правительства РФ фактически устарело (пример - постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации». 2)закрепленные в законе акты Правительства РФ, регулирующие порядок регионального контроля, не приняты (пример - государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты - п. 9 ст. 60 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»)

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Нормативно-правовое регулирование регионального контроля (региональные НПА) фото Количество административных регламентов осуществления функций по отдельным видам регионального контроля, действующих на определенную дату

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Нормативно-правовое регулирование муниципального контроля (муниципальные НПА) фото Количество административных регламентов осуществления функций по отдельным видам муниципального контроля, действующих на определенную дату

Высшая школа экономики, Москва, Объем осуществляемого контроля фото Региональный контроль В 2011 г. региональными органами контроля было проведено ( в 2010 г.) проверок, в том числе ( – в 2010 г.) плановых и внеплановых ( в 2010 г.). Общее количество проверок, осуществляемых органами власти одного субъекта РФ, как правило, составляет от 2 тыс. до 8 тыс. Уровень исполнения региональными органами ежегодных планов по контролю в среднем по России в 2011 г. составил 129% (в 2010 г. - 93%). Муниципальный контроль В 2011 г. органами контроля муниципальных образований было проведено (в 2010 г проверок), включая плановых (в 2010 году – ) и внеплановых (в 2010 году – ). Общее годовое количество проверок, осуществляемых ОМСУ муниципального района или городского округа, как правило, составляет от 20 до 100 (в сельских поселениях, как правило, не более 10), а для отдельных городских округов с большим населением может достигать

Высшая школа экономики, Москва, Кадровые ресурсы осуществляемого контроля фото Региональный контроль Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), на конец 2011 г. составляло (в 2010 году ), в том числе занятых (в 2010 году ) и вакантных (в 2010 году – 5.771). Муниципальный контроль Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору) в ОМСУ, на конец 2011 г. составляло (в 2010 году – 8500), в том числе занятых должностей (в 2010 году – 3.328) и 139 (в 2010 году – 5.172) вакантных.

Высшая школа экономики, Москва, Результаты осуществления контроля фото Региональный контроль Из проверок и административных расследований, проведенных в 2011 г., нарушения были выявлены в При этом в ходе плановых проверок нарушения были зафиксированы в проверках. Соответственно, в рамках внеплановых мероприятий по контролю нарушения были выявлены в Однако общее количество проверок, административных расследований, по итогам проведения которых возбуждены дела об административных правонарушениях, составило Муниципальный контроль Как правило, нарушения выявляются в не более чем 20-30% проверок. В отдельных случаях результативность контроля может быть несколько выше и достигать 50-60%. Однако даже в этих случаях доля проверок, по которым возбуждены дела об административном производстве, не превышает 20-30%.

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Выводы (региональный контроль) фото 1. Перечень региональных контрольно-надзорных полномочий избыточен и превосходит ресурсный и управленческий потенциал субъектов РФ. Предлагается сократить перечень видов регионального контроля, прежде всего, за счет видов контроля, обеспечивающих качество, а не безопасность, и сократить перечень объектов контроля: 1)исключить из федеральных законов положения, предусматривающие осуществление отдельных видов контроля, направленных на обеспечение качества, а не безопасности: 2)предусмотреть возможность реализации на практике отдельных видов контроля по усмотрению субъектов РФ. 2. Необходимо закрепить в федеральном законодательстве часть видов контроля, введенных отдельными субъектами РФ в инициативном порядке 3. Федеральная нормативно-правовая база отдельных видов регионального контроля несовершена: 1)отдельные действующие постановления Правительства РФ кардинально устарели 2)отсутствуют предусмотренные законодательством акты Правительства РФ, регламентирующие порядок контроля Необходимо принять и изменить соответствующие НПА 4. Темпы принятия административных регламентов исполнения функций регионального контроля и административных регламентов взаимодействия региональных органов контроля недостаточны. Необходимо активизировать работу по принятию указанных НПА. 5. Имеют место случаи противоречия региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству. Необходимо закончить работу по приведению указанных НПА в соответствие с федеральным законодательством.

Высшая школа экономики, Москва, 2011 Выводы (муниципальный контроль) фото 1. Эффективность муниципального контроля находится на крайне низком уровне в силу недостатка практически всех ресурсов. Предлагается провести кардинальное сокращение перечня видов муниципального контроля. 2. Темпы принятия административных регламентов исполнения функций муниципального контроля и административных регламентов взаимодействия муниципальных органов контроля недостаточны. Необходимо активизировать работу по принятию указанных НПА. 3. Имеют место случаи противоречия муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству. Необходимо закончить работу по приведению указанных НПА в соответствие с федеральным законодательством.

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) доб