Комплексная программа отдыха и оздоровления детей «Лето в стиле Классика» ОАО « ЕВРАЗ НТМК » Детский оздоровительный комплекс « Баранчинские огоньки » город Нижний Тагил 2014 год
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина, «В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно- исторического наследия и роли российской культуры во всем мире…», 2014 год объявлен Годом культуры и науки в России.
Культура - сложный многообразный феномен. Она тесно переплетена с другими социальными явлениями. Состав культуры и ее роль в общественной жизни меняются в зависимости от времени и места. Основные элементы культуры: -литература, - музыка, - живопись, -мода, -архитектура, -танцы, - кино, - дизайн.
Духовная составляющая культуры – это - знания, сформулированные в определенных понятиях; - ценностно-познавательная система; - образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.
Комплексная программа летнего отдыха «Лето в стиле Классика» сориентирована на загородный оздоровительный лагерь для детей от 7 до 15 лет. Сроки реализации программы с год по год: I смена – II смена – III смена – IV смена – 26.08
Цель программы: создание условий для физического оздоровления ребенка, раскрытия и реализации его индивидуальных, духовных, творческих возможностей, обогащение и развитие нравственного и культурного опыта и представлений, социально-коммуникативной компетентности.
Задачи: 1. Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего духовных и культурных, интеллектуальных и двигательных. 2. Вовлечь каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой деятельности. 3. Познакомить и приобщить детей к системе нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, страны и малой Родины.
Задачи: 4. Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных в школе позитивных потребностей, прежде всего духовных и культурных, интеллектуальных и двигательных. 5. Вовлечь каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой деятельности. 6. Познакомить и приобщить детей к системе нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, страны и малой Родины.
Приоритеты отдаются, патриотическому, спортивно- оздоровительному, нравственно- эстетическому направлению, а так же творческому, досуговому. Суть программы состоит в изучении и знакомстве с достижениями русской культуры и науки, традициями и обычаями России и малой родины, которые дети вместе с вожатыми познают в течение четырех лагерных смен.
Программа работы лагеря направлена на содействие приобщению детей и подростков к достижениям в искусстве и науке укрепление культурных связей, на духовное и творческое развитие подрастающего поколения в качестве здоровой альтернативы опасным социальным явлением в современной молодежной среде.
Программа реализуется подпрограммами: I cмена, подпрограмма «Мир русской усадьбы». II cмена, подпрограмма «Город мастеровых». III cмена, подпрограмма «Центр научных каникул». IV cмена, подпрограмма «Город будущего».
Смены разноплановы и разнообразны, участники смен разных возрастных категорий и интересов, но жить они будут одной идеей: «Время действовать!»
I cмена, подпрограмма «Мир русской усадьбы» Семь дворянских семей (семь отрядов лагеря), приехав в Баранчу получили Жалованные грамоты на землю лично из рук Екатерины II, приступив к обустройству своих усадеб, возделыванию садов и парков. Обустроившись в своих поместьях, юные дворяне обратились к искусству и культурным развлечениям: пению русских романсов и народных песен, игре в городки, организации балов и литературных вечеров за самоваром и питьем чая из блюдечек, слушали сказки и ездили на развеселую русскую ярмарку и т.д.
II cмена, подпрограмма «Город мастеровых» Лагерь на одну смену превращается в город мастеровых. На протяжении все смены жители идут к одной большой цели - принятие единого трудового соглашения (носящей характер коллективного трудового договора. Отдыхающим будут наглядно показаны права и обязанности сторон, разъяснены основные формы трудовых договоров и будет подробнейшим образом разъяснена деятельность профсоюза (способы создания, цели и задачи, возможности профсоюза).
III cмена, подпрограмма «Центр научных каникул» Прибыв на смену, ребята оказываются в научном лабиринте, который таит в себе множество нерешенных уравнений с огромным количеством неизвестных, нахождение которых помогает ребятам понять все загадки развития российской науки. На протяжении всего пути по таинственному лабиринту ребят сопровождают труды великого Леонардо Да Винчи, которые сохранились с древнейших времен. Именно в этих работах ребята могут найти то, чем пользуется современная наука, то, что во времена жизни Да Винчи казалось фантастикой.
IV cмена, подпрограмма «Город будущего» Попадая в программу, каждый ребенок становится соавтором модели своего Города Будущего, определяет своё место в городе и тот вклад, который он может в него привнести. «Оживить» модель города дети могут посредством культурных, духовно-нравственных ценностей, достижений науки и техники, представленных в образе Ключей. Принимая участие в общелагерных мероприятиях, отрядных делах и повседневной жизни ребята имеют возможность получать Ключи, фиксировать их на игровой модели, тем самым символично обогащая этими ценностями или достижениями свой Город.
Творческое направление. 1. Центр «Академия творчества». Центр включает в себя кружковую работу: кружок биссероплетения, кружок мягкой игрушки, выжигание, изонить, декупаж, вокальная и танцевальная студия. 2. Центр «Академия праздника». По своей сути это центр организации и проведением содержательного досуга детей в течение всей смены. Культурное направление. Это направление традиционно для оздоровительного лагеря «Баранчинские огоньки». В течение всех четырех смен на основе договора о сотрудничестве с учреждениями культуры и искусства города Нижний Тагил организуются выездные мероприятия: спектакли Кукольного театра, передвижные выставки и экспозиции Музея изобразительного искусства и Краеведческого музея, небольшие цирковые представления Нижнетагильского цирка.
Детское самоуправление. Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые. Детский совет отряда выбирает командира, зам. командира. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.)
Критерии эффективности программы. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности: - Постановка реальных целей и планирование результатов программы. - Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат. - Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы. - Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Формы отслеживания результатов. 1. Массовая форма отслеживания (карта успеха лагеря). 2. Индивидуальная форма отслеживания (карта успеха отряда). 3. Анкетирование на вход и выходе 4. Мониторинг настроения
Ожидаемые результаты: 1. Возникновение у детей чувства сопричастности к большому коллективу единомышленников. 2. Повышение у детей социальной активности, приобретение уверенности в своих силах и талантах, повышение творческой активности, активизация лидерских и организаторских качеств. 3. Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков. 4. Приобретение новых знаний о родном крае, научных и культурных достижениях страны.
Материально-технические условия Детский оздоровительный лагерь «Баранчинские огоньки» находится в прекрасном, живописном месте, на берегу реки Баранча. Общая площадь территории лагеря составляет 9,5 га. На территории расположено 10 жилых корпусов, их них: - 7 корпусов детские, -1 корпус клуб для проведения кружковой работы, - 1 корпус административный, включая медицинский пункт и изолятор, -1 корпус – столовая, единовременная пропускная способность которой 300 человек.
Материально-технические условия Кроме этого на территории лагеря имеется: -баскетбольная и волейбольная площадки, -футбольное поле, -площадка для проведения линейки, -открытая танцевальная площадка, -шесть летних беседок, расположенных у каждого отряда, -игровой комплекс, -площадка для качелей, карусель, -большой спортивно-развлекательный центр, вмещающий в себя 250 человек.
Материально-технические условия Сотрудник полиции в летний период в темное время суток патрулирует территорию лагеря. Лагерь оборудован системой пожарной сигнализации, запасными выходами, огнетушителями и планами эвакуации. В весеннее время проводится обработка территории от клещей. Трансфер детей осуществляется организованной колонной в сопровождении ГИБДД. Питание детей организовано согласно Сан Пину.
Кадровые условия По традиции на отряде, в соответствии с нормативными документами, работают два вожатых и один воспитатель. В штате лагеря имеются подменный вожатый и воспитатель. Воспитательский корпус формируется из педагогических сотрудников образовательных учреждений различного типа.
Кадровые условия Вожатский коллектив формируется из студентов педагогических учебных заведений города. В течение учебного года на местах их обучения ведется подготовка вожатых к летней работе в детских оздоровительных лагерях.
Спасибо за внимание!