«Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию сделала ученица 5 «Б» класса Еремеева Юля.
Advertisements

Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунку Именно с заданий этого типа лучше всего начинать работу с словообразовательными моделями в начальных.
Способы словообразования имен существительных Урок наблюдений, размышлений и творческих находок.
Г. Таганрог, МОУ СОШ 27 учитель начальных классов Дуброва Н. В. Тема: Морфемный анализ.
Урок русского языка во 2 классе Учитель: Румянцева Л.В.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия 3» г.Белгорода Русинова Е.А.
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию. Учитель русского языка и литературы Пасичник Валентина Михайловна.
СЛОВАРИ Словарная статья включает толкование слова, примеры его употребления в речи, ударение и в трудных случаях произношение.
Разделы науки о языке Повторение и систематизация изученного 5 класс Презентация Погребняк Н.М.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Урок русского языка ОС «Школа 2100» 3 класс Словообразование имен прилагательных Разработчик – Литовченко Е.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ 35»
Презентация выполнена к уроку русского языка Чемезовой Л.В.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Части речи Общее название группы слов Имя существительное Имя прилагательное Глагол На какие вопросы отвечает Кто? Что?Какой? Какая? Какое? Какие? Что.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Транксрипт:

«Многие знают: листать словари – огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов, на которой покоится жизнь с её прошлым, с её нынешним пульсом, со взглядом в завтра, с названием шумных мест и закоулков Земли, с проблемами, именами, с тайнами и загадками.» В.М. Песков

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перед. – М.: Просвещение, 1991.

Тихонов Александр Николаевич ( ) Алекса́ндр Никола́евич Ти́хонов советский и российский учёный-лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии. Учёный сделал значительный вклад в разработку принципов составления гнездовых словообразовательных словарей, теоретических проблем словообразовательного гнезда.

Назначение словаря: облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу; помочь овладеть богатствами русского языка; повысить грамотность и культуры речи.

Как найти в словаре нужное слово?

Словообразовательно-гнездовой способ расположения толкуемых слов: дом-ик дом-ок дом-ишк-о дом-ин-а дом-ищ-е дом-овин-а дом-ов Ι ник домов-ниц-а домовнич-а-ть ( черед. к-ч) по- домовничать дом-ов-ой дом-ов-ый Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, дом

Построение словарной статьи в словообразовательном словаре: 1. Гнезда слов. череп-ок череп череп-н-ой череп-ов-ой

2. Исходные слова Исходное слово – имя существительное. голос-ок голос-ишк-о голос-ищ-е голос голос-ин-а голос-ист-ый без-голос-ый от-голос-ок под-голос-ок голос-ова-ть голос-и-ть Исходное слово – местоимение кто-либо кто-нибудь кто-то кто кое-кто не-кто ни-кто

Исходное слово – имя прилагательное. бел-еньк-ий бел-ёс-ый бел-оват-ый бел-ов-ой бел-о бел(ый) бел-изн-а бел-ок до-бел-а на-бел-о бел-е-ть бел-и-ть бел-о-голов-ый бел-о-снеж-н-ый (от снег; черед. г-ж)

Исходное слово – междометия и звукоподражание ах-ну-ть ах, междом. ах-а-ть за-ахать по-ахать раз-ахать-ся

Дополнительные сведения о словах: во всех словах ставится ударение; во всех производных словах выделены чередующие звуки; отдельные разряды слов снабжены пометами, указывающими к какой части речи они относятся; для обозначения мягкости применяется знак мягкости; все исходные неизменяемые существительные имеют при себе помету нескл. и указание на род; скрываемый в написании звук йот передается при помощи знака j, а не буквой й.