LOGO Проект «Познакомься- другом стань» МДОУ Центр развития ребенка- детский сад 31 г.Яровое 2010 г.
Company Logo Авторы проекта Мусатова Екатерина Ивановна учитель-логопед Попова Валентина Михайловна учитель-логопед Участники проекта Шустова Н.А., Храпко Н.А., музыкальные руководители Бондаренко Л.И. воспитатель Целевая группа: воспитанники МДОУ 31 и КГУ ТЦПСиД
Company Logo Цель: создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к толерантному поведению, толерантным поступкам Задачи: 1. Познакомить детей с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. 2. Формировать у детей коммуникативные компетентности. 3. Сформировать команду единомышленников для организации толерантной среды 4. Повысить информационную, коммуникативную компетенцию педагогов в вопросах интеграции детей с ОВЗ. 5. Обеспечить взаимодействие с семьями детей.
Company Logo Актуальность проекта В последнее десятилетие в системе дошкольного образования все больше внимания уделяется проблемам интеграции детей с особенностями развития и включение их в образовательный процесс и в отношения с другими детьми и взрослыми. Это обусловлено демократизацией всех сторон жизни общества, поиском оптимальных условий социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Все больше людей, и не только специалистов, понимают, что ребенок с нарушениями развития так же, как все люди имеет право играть на детской площадке, посещать детский сад, школу тогда, когда он сам и его родители этого захотят. Однако становится очевидным, что реализация этого обычного человеческого права- права быть среди людей- в случае детей с ОВЗ требует решения ряда проблем социально- педагогического характера: воспитания общественной толерантности к людям, непохожим на большинство, преодоление непонимания, снижения тревожности при встрече с «чужой бедой». В реальной жизни со стороны нормально развивающихся детей возможны проявления негативного отношения к ребенку, имеющими ограниченные функциональные возможности. Взрослым: педагогам, родителям, эмоции, связанные с сочувствием и страхом за здоровье своих близких, мешают порой дать ребенку простые ответы на вопросы, необходимые малышу для понимания мира. Детский сад как социальный институт, имеет все необходимые условия для воспитания у дошкольников толерантного поведения и толерантных поступков.
Company Logo Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов Успешность индивидуализация рефлексивная позиция создание толерантной среды субъективность адекватность
Company Logo Средства воспитания толерантного поведения Создание атмосферы добра и взаимного понимания Организация и проведение массовых мероприятий, праздников, фестивалей Организация совместной деятельности детей здоровых и ОВЗ Гармонизация отношений (ребенок- ребенок, ребенок-взрослый, семья- ребенок- социум)
Company Logo Планируемые результаты Компетентности Проявление доброжелательного и отзывчивого отношения к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья Умение отстаивать свои права и считаться с правами других людей, проявлять терпимость по отношению к другим Умение давать оценку своим поступкам и поступкам других людей Знание нравственных норм поведения и осознание необходимости их соблюдения в повседневной жизни Понимание значимости и ценности жизни каждого человека Владение вербальными и невербальными средствами общения в различных ситуациях
Company Logo Воспитание толерантности Регулятивная Интеллектуальная Эмоциональная Мотивационная Волевая Cферы личности Воздействие
Company Logo Мотивационная сфера Словесный Выражение одобрения, поощрение, поздравления стимуляция Образный публичное признание, фотография, подарок
Company Logo Интеллектуальная сфера убеждение Пример педагога, взрослого Чтение (сказки, рассказы, басни) Анализ (решение и обсуждение ситуаций)
Волевая сфера воспитывающие ситуации упражнения требования косвенные прямые навыки привычки смоделированные спонтанные
Эмоциональная сфера Словесный Пословицы, поговорки, стихи внушение Образный слушание музыкальных произведений; просмотр мультфильмов
Регуляторная сфера Коррекция поведения Публичное одобрение/порицание поступков Участие в специально смоделированных мероприятиях, играх Упражнения, повторения социально-одобряемых действий Принятая система запретов и требований Активная работа родителей по закреплению приобретенных знаний и умений
Company Logo Формы занятий Уроки доброты Задачи: подготовить детей к безусловному принятию человека с ОВЗ; воспитывать у детей чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Совместные праздники Совместные праздники и свободные игры свободные игры Задачи: способствовать формированию толерантного поведения. Подготовка подарков и поздравлений Задачи: формировать способность сопереживать, умение внимательно относиться к окружающим людям.
Там, где дружат- живут не тужат. *** Начался разлад- и друзьям не рад. *** Всякий человек в деле познается. *** Доброму- все друзья. «Подарок» Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей. Лягушка заводная, Веселая, смешная… «Главные признаки» Человек бывает разный: Средний, маленький, большой. И не так- то просто сразу Разобраться: кто какой! Это- брови, это- уши, Это- рот и две ноздри… Очень важно- что снаружи, Но важнее- что внутри! Company Logo Методическая копилка пословицы, поговорки пословицы, поговорки «Иголочка и ниточка» Цель: Мотивационная подготовка детей к совместной деятельности Один ребенок берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные дети «ниточки» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать ( не порваться). «О чем рассказывают фотографии» Цель: Распознавание детьми своих чувств и чувств других людей. Педагог раздает детям фотографии с изображением людей, передающих разные настроения. Каждый ребенок самостоятельно пытается определить, какое настроение передает фотография. Затем другие дети выдвигают свои версии. Взрослый просит аргументировать идею каждого, что привело к такому выводу. «Паровозик» «Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена наших товарищей. Один из нас возьмет на себя роль "паровозика", он будет двигаться по кругу, произнося свое имя: "Саша, Саша...". Затем он выбирает кого-то из круга, берет его сзади за пояс, и они уже будут двигаться вместе, произнося вместе имя нового "паровозика" и т.д.» «Я и мои движения» Цель: Расширение представлений ребенка о своей жизнедеятельности. Дети располагаются на ковре, звучит музыка. Ребята в свободной форме демонстрируют различные движения в такт музыки. игры Жить на свете очень туго Без подружки и без друга. Без тебя и твой щенок Нестерпимо одинок. стихи
Литература Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. М.: Меремьянина, О.Р. и др.Программа предшкольной подготовки «Мой мир». Барнаул Симонова, Ю.,Общих, П. Уроки доброты: занятия для школьников по пониманию инвалидности. М.: 2009 Буре, Р.С., Воробьева, М.В. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: 2004 Уфимцева, Л.П., Мацкевич, А.В. Воспитание толерантности у дошкольников в условиях интегрированного общения. М.: 2007 Шипицина, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями. СПб.: 2007
LOGO
Company Logo Совместная игровая деятельность
Company Logo Совместные концерты и праздники
Company Logo Уроки доброты