ГЕЙТКИПИНГ - технология междисциплинарного ведения случая И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО 26.06.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МРГ рассматривает наиболее серьезные случаи детского неблагополучия и принимает решения с учетом краткосрочных и долгосрочных интересов ребенка. МРГ была.
Advertisements

Организация работы Службы сопровождения МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом»
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
Финансирование как фактор, способствующий переменам Джудит Камерон.
Совершенствование системы помощи детям в трудной жизненной ситуации и детям с инвалидностью: предложения Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства.
Кризисное сопровождение замещающей семьи на основе принципа командного взаимодействия Л.А. Дементьева, руководитель социально-психолого- педагогического.
Программно-целевой подход в решении задач по улучшению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 26 июля 2013, г. Якутск Л.Н.Овчарова,
Междисциплинарное ведение случая как технология социальной работы 2016.
восстановление в родительских правах и возврат ребенка в кровную семью; поддержание связей родителей и родственников с ребенком; устройство ребенка на.
Для выпускников с 18 до 23 лет детских домов и школ-интернатов г. Ярославля Департамент образования Ярославской области Государственное образовательное.
КГКОУ Детский дом 4 Социальный педагог Ю.А. Хмиль Социальный педагог Т.А. Головкова.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Педагогический консилиум как механизм обеспечения качественной профилактической работы с учащимися группы риска.
Транксрипт:

ГЕЙТКИПИНГ - технология междисциплинарного ведения случая И.Г. Назарова, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО ИРО

Проблемы профилактики Недостаточно эффективная работа с семьями группы риска Недостаточное количество институтов ресоциализации подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание

Дефициты в организации комплексной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями Осуществление комплексной реабилитационной работы специалистов на поздних стадиях девиантных проявлений Формальное взаимодействие субъектов профилактики в рамках комплексных планов реабилитации несовершеннолетних Формальность в проектировании и осуществлении реабилитационных программ(отсутствие комплекса деятельностей несовершеннолетнего и комплекса деятельностей субъектов профилактики) Недостаточное включение самого несовершеннолетнего в деятельность по его ресоциализации

«Система фильтрации" или "система просеивания" Гейткипинг - это система принятия решений в интересах ребенка, направляющая социальные услуги на поддержку семьи и предотвращающая попадание ребенка под опеку государства

Технология «ведения случая» Метод предоставления услуг, при котором изучаются потребности клиента и, при необходимости, его семьи, а также выполняется организационная, координирующая, мониторинговая, оценивающая и защитная функции в процессе предоставления пакета услуг для решения специфических комплексных проблем клиента

Ведение и управление случаем «Управление случаем» - это метод предоставления услуг, при котором «менеджер случая» изучает потребности, организует, координирует, ведет мониторинг, оценку, а также выступает в защиту предоставляемого пакета услуг «Управление случаем» возможно на макро и микро уровнях: вмешательство возможно как на уровне клиента, так и на уровне системы

Клиент «случая» Семья Семья Ребенок Ребенок Группа детей и т.д. Группа детей и т.д. Определяется индивидуально для каждой службы (организации, учреждения), в зависимости от направления работы конкретной службы

Мультидисциплинарная команда

Трансдисциплинарная команда

Междисциплинарная команда

Основной принцип В центре внимания всегда должны оставаться потребности и наилучшие интересы ребенка, поэтому клиентом этих организаций является ребенок. Основным приоритетом остается сохранение семейного воспитания для ребенка, и поэтому для обеспечения наилучших интересов ребенка требуется оказание помощи семье, направленной на улучшение ситуации ребенка в семье. В связи с этим на практике часто оказывается трудно разделить клиента «ребенок» от клиента «семья»

Кто может входить в состав междисциплинарной команды? Государственные и муниципальные органы и учреждения Государственные и муниципальные органы и учреждения Общественные объединения Общественные объединения Другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям Другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям Пример междисциплинарной команды: Специалист ОДН специалист по социальной работе представитель ПДН педагог психолог медицинский работник (врач или медицинская сестра), воспитатель дефектолог юрист и т. д. Команда определяется в зависимости от направлений работы организации, а также от конкретного случая

Основная цель ГЕЙТКИПИНГА Оптимизация жизнедеятельности клиента путем предоставления ему помощи наиболее эффективным и адекватным способом Применение технологии ведения случая направлено на преодоление разобщенности в системе профилактики и повышение качества и результативности профилактической деятельности

Правила ведения случая Активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие собственного потенциала клиента Эффективный обмен информацией по ведению случая Последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи Индивидуальная ответственность специалиста за случай Полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат Постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи !

Этапы «управления случаем» Обследование(диагностика) Планирование Внедрение Координация Контроль Оценка

Деятельность на уровне клиента Функции «ведущего» случая индивидуальная диагностика сильных сторон клиента и его потребностей определение социальных, финансовых и других ресурсов, доступных клиенту (обращается особое внимание, как эти ресурсы связаны с проблемой) по результатам диагностики совместно с клиентом разрабатывается индивидуальный план оказания услуг, в котором определяются приоритеты, желаемые результаты, а также стратегия и ресурсы, необходимые для этих результатов реализация плана оказания услуг координация и мониторинг предоставляемых услуг защита необходимых ресурсов и услуг от имени клиента повторное оценивание ситуации клиента, эффективности работы, завершение работы со случаем

Этап диагностики сбор и систематизацию всесторонней информации непосредственно от ребенка, а также о нем самом и его социальной ситуации; обмен информацией среди привлеченных к работе специалистов; анализ информации с целью определить спектр потребностей ребенка и семьи в конкретном случае; выводы, определяющие проблемы, с которыми будут работать социальные службы, а также рекомендации для вовлеченных служб Оценка не статична и не окончательна. Она должна регулярно повторяться и корректироваться, если это необходимо

Оценка потребностей семьи и ребёнка Сбор информации Оценка потребностей ребенка и семьи Составление плана работы

Основная цель этапа Проведения оценки потребностей ребенка и семьи – обеспечение принятия обоснованного объективного решения относительно будущего ребенка с учетом его наилучших интересов

Длительность процесса оценки От нескольких дней – до нескольких недель

ВНИМАНИЕ!!! Вероятность угрозы, вызванной ненадлежащим уходом или ухудшением здоровья или развития Угроза всегда включает два элемента: Опасность + Вероятность Если в процессе оценки возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка, необходимо принять срочные меры для обеспечения безопасности и защиты несовершеннолетнего

Многогранность оценки Участвуют несколько человек Учитывается несколько точек зрения

Вопросы для анализа Что члены семьи делают хорошо? Чем они гордятся? Что порождает в них чувство собственного достоинства и уважения? С какими стрессами и проблемами члены семьи успешно справились в прошлом? Как им это удалось? Какие ресурсы и адаптивные стратегии они использовали? Каким образом сильные стороны семьи могут быть развиты и наиболее эффективно использованы для решения текущих проблем? Какие дополнительные обучающие, поддерживающие и другие интервенции могут содействовать укреплению и дальнейшему развитию имеющихся у членов семьи сильных сторон и ресурсов? ?

Вопросы для анализа Какие побудительные мотивы движут членами семьи? Чего родители хотят для себя и для своих детей? Как они могут направить свою энергию на достижение выбранных целей? В чем цели и желания членов семьи совпадают с ожиданиями организации профилактической работы с детьми, и что может помешать семье в достижении этих целей? Какие барьеры могут быть устранены с помощью профилактической работы, чтобы дать членам семьи возможность продлить движение к намеченным целям? ?

Что необходимо осуществить? определить области развития, которые необходимо исследовать и сделать записи спланировать, каким образом будет измеряться прогресс развития проверить, чтобы должным образом учитывался возраст и уровень развития ребенка анализировать информацию как основу для планирования дальнейших действий

Оценочные рамки

Опыт С-Петербурга СПБ ЕФО при необходимости принятия значимого решения, влияющего на последующую жизнь ребенка, в том числе при решении вопроса о лишении/ограничении родителей в их правах, возвращении ребенка в кровную семью; при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, требующей длительного вмешательства / длительной поддержки семье (от трех месяцев)

Диагностика, оценка, проектирование междисциплинарных действий Жилье/занятость/доход Здоровье и безопасность Навыки самообслуживания и социальные навыки Образование Идентичность Эмоциональное развитие Отношения в семье и обществе Поведение

Определение уровней функционирования семьи Кризисный уровень – семья и ребенок в социально-опасном положении: требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия ребенка Неблагополучный уровень – существуют значительные трудности, с которыми семья не может справиться, и которые влияют на ребенка, если не оказать поддержку/вмешательство, есть риск, что ребенок окажется в социально-опасном положении Удовлетворительный уровень – существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой. Существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка. Отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально-опасном положении Благополучные уровень – семья полностью справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития/воспитания ребенка

Матрица оценки

Этап планирования определение результата, который должен быть достигнут расстановку приоритетов по результатам и сроки достижения каждого из них определение области применения услуг и длительности, частоты оказания по каждому из результатов достижение договоренностей со специалистами, которые будут принимать участие в каждом действии плана утверждение наиболее компетентного специалиста в качестве менеджера случая утверждение даты следующего пересмотра случая

SMART-технология Specific – конкретная и понятная Measurable – есть измеритель, т. е. оценивающий процент ее выполнения Achievable – достижимая – реалистичная Relevant – в зоне ответственности и влияния сотрудника/организации на 100% Time bounded – ограничена во времени

Внедрение плана Это начало совместной реализации индивидуального плана ребенка В таком плане должны быть предусмотрены привлечение специалистов из других ведомств и ресурсы, необходимые для работы с ребенком и семьей

Кризисная интервенция Кризисное событие.Признаки: внезапность наступления события сверхнормативное содержание события возникновение конфликта, требующего оперативного разрешения и отсутствие у человека опыта решения конфликта такого уровня динамические, прогрессирующие изменения в ситуации, в условиях жизнедеятельности, в социальных ролях усложнение процессов жизнедеятельности переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам адаптационных ресурсов человека

Различия понятий: кризис, проблема, экстренная ситуация Проблема может вызвать стресс и быть сложна в решении, но семья или индивид способны найти ее решение Если проблема может быть разрешена семьей (индивидом), то это не кризис Экстренная ситуация – это внезапное событие, когда жизнь человека находится в опасности и требует мгновенного реагирования со стороны службы скорой помощи, органов внутренних дел, МЧС Если ситуация может подождать часа без применения мер по размещению членов семьи в специальные учреждения, то это кризисная, а не экстренная ситуация

Задачи кризисной интервенции Задачей специалистов кризисного вмешательства НЕ входит излечение каждой дисфункции хронического кризиса в семье. Гораздо важнее сфокусироваться на 1-4 специфических стрессорах, которые спровоцировали ближайший кризис. Если семья научится фокусироваться и находить решение на ограниченном количестве вызывающих кризис проблем, то члены семьи научатся, как решать проблемы и будут чувствовать больший контроль над собственной судьбой

Фазы кризиса Провоцирующее событие – необычное, неожиданное, стрессовое или травматическое событие, провоцирующее повышение уровня тревоги Восприятие события – человек или семья воспринимает событие как значимое и угрожающее для достижения целей, сохранения безопасности или отношений Неорганизованный ответ – незнакомые чувства уязвимости и беспомощности нарастают в связи с тем, что привычные способы реагирования, поведения и решения проблем не приводят к разрешению проблемы. Члены семьи ищут немедленное и оригинальное решение для снятия психологического стресса Поиск новых и необычных ресурсов – привлечение других (родственников, соседей, друзей), самое эффективное время для вмешательства Серия событий «по цепочке» Связывание предыдущих кризисов с настоящим кризисом Мобилизация новых ресурсов, адаптация – поворотный момент

Этапы работы с семьёй в кризисе Предкризисная фаза Фаза кризиса (вмешательс тво в течение 3-5 дней максимум) Интенсивная фаза (вмешательст во в течение 4-6 недель максимум) Среднесрочная фаза (вмешательств о 3-6 месяцев) Долгосрочная фаза (вмешательство более 6 месяцев)

Действия междисциплинарной команды 1. Обязательная оценка потребностей ребенка и ресурсов семьи 2. Совместное ведение случая со специалистами района на основе плана, принятого всеми участниками команды: A. В период кризиса (3-5 дней) B. В период интенсивной поддержки (не более 6 недель) 3. Регулярные семинары команды по оценке ситуации в семье и эффективности вмешательства 4. Межведомственные рабочие группы по принятию решения в интересах ребенка 5. Оценка вмешательства после интенсивной поддержки для перехода семьи на стандартное сопровождение

Этап координации Взаимодействие со всеми участниками процесса Информирование о прогрессе, возникших затруднениях и изменениях в плане Обеспечение точности записей, документирование всех планов и мероприятий в личном деле клиента

Этап контроля и мониторинга Наблюдение за качеством и количеством оказанных услуг Измерение эффективности и продуктивности Управление ресурсами Удовлетворенность клиента

Компоненты оценки эффективности Качественные параметры - мнения специалистов - мнения независимых экспертов - мнения клиентов Количественные параметры - охват услугами - статистические данные - результативности

Этап оценивания и пересмотр Повторная оценка, используя тот же формат, что и в начале или в сокращенном варианте проводится через определенный период времени Процедура завершения работы и закрытия случая

Межведомственное взаимодействие Единые идеологические подходы у всех членов команды Единые идеологические подходы у всех членов команды Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы

Комплексные междисциплинарные программы Программы имеют в своей основе неиерархическую философию, философию сотрудничества между специалистами. Отношения между профессионалами, представляющими различные специальности, строятся на основе равноправия Работа команды строится на обмене знаниями между профессионалами на разных этапах проведения программы помощи ребенку и семье

Внимание!!! Родители должны рассматриваться как члены рабочей группы и должны вносить свой вклад в работу с ребенком, чтобы она была успешна. Оценка ребенка, как и программа вмешательства должны проводиться с учетом мнения семьи и в сотрудничестве с ней

Модель проведения совещания Подготовка совещания Начало совещания Сбор информации и идей Организация информации Подведение итогов Контроль и оценка

Спасибо за внимание!!!