«Человек и профессия» Раздел I Предмет и задачи курса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел V Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе.
Advertisements

Мир профессий. недостаток знаний о мире профессий; недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий; недостаток знаний о рынке труда;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это.
«Человек и профессия». Психология личности Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.
«Человек и профессия» Презентацию подготовила: Ученица 11 класса МБОУ «Бродецкая СОШ» Шахпандарова Асия.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Проблема самоопределения в подростковом возрасте как условие успешности в профессиональной деятельности.
«Счастлив тот, кто утром с радостью идет на работу…» Автор: Рязанова Т.А. педагог-психолог МОУ сош 11 г. Сатка.
Бальчинова Венера Владимировна, учитель МОУ СОШ 2 1 Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение выпускников. Родительское собрание 11 класс.
Специфика работы классного руководителя по профориентации учащихся 9го класса. Подготовил учитель МОУ СОШ п.Агролес Иноземцева Инна Григорьевна.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Классный час Мы выбираем, нас выбирают.. Что ты думаешь об этих изречениях? «Все работы хороши, Выбирай на вкус». В.В. Маяковский «Если человек не знает,
«Я выбираю профессию» Составитель: Мошкина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ «Путиловская средняя.
Мир профессий Презентация к уроку © Егорова Наталия Ивановна, социальный педагог КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ленинского.
«ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ» Работу выполнил : Педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Ессентуки Бушуева Л.А.
Классный час: выбор будущего призвания!. Что ты думаешь об этих изречениях? «Все работы хороши, Выбирай на вкус». В.В. Маяковский «Если человек не знает,
Жизненное и профессиональное самоопределение. Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт утверждения собственной позиции личности.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Классификация профессий. Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Транксрипт:

«Человек и профессия»

Раздел I Предмет и задачи курса

Личный профессиональный план Личный профессиональный план – это обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Предмет и задачи курса 1

Структура ЛПП По мнению Е.А.Климова, профессиональный план должен содержать: Предмет и задачи курса главную цель; ближайшие задачи; более отдаленные цели; пути и средства достижения ближайших целей; внешние сопротивления на пути достижения цели; внутренние условия достижения цели; запасные варианты. 2

недостаток знаний о мире профессий; недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий; недостаток знаний о рынке труда; неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности; неумение соотносить свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия. Предмет и задачи курса Основные проблемы выбора профессии 3

2) познакомить тебя с многообразием мира профессии; 1) раскрыть психологические особенности личности; 3) помочь выбрать тебе сферу будущей профессиональной деятельности. Предмет и задачи курса Цели курса 4

Основные разделы программы курса Предмет и задачи курса I.Предмет и задачи курса. II.Познавательные процессы и способности личности. III.Психология личности. IV.Мир профессий. V.Профессиональное самоопределение. VI.Подготовка к будущей карьере. 5

Раздел II Познавательные процессы и способности личности

Память Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это и в нужный момент воспроизводить. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 1

Процессы памяти Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 2 Процессы памяти Запоминание СохранениеВоспроизведение запечатлениенепроизвольное запоминание заучиваниесобственно сохранение забывание узнаваниесобственно воспроизведение припоминание

Виды памяти Память Познавательные процессы и способности личности По объекту запоминания По степени волевой регуляции По длительности сохранения в памяти По органам чувств Образная Словесно-логическая ДвигательнаяЭмоциональная ПроизвольнаяНепроизвольная КратковременнаяДолговременная ОперативнаяЗрительная СлуховаяМоторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Тема 2.1. Память. Внимание. 3

Группировка Пусть нам дан определенный набор чисел: Прием группировки заключается в том, чтобы разбить множество всех данных чисел на несколько групп: Однозначные Двузначные Трехзначные

Выделение опорных пунктов Принципом данного приема является выделение из какого-либо содержания главной мысли, запомнив которую можно было бы восстановить исходное содержание, например: Отрывок из сказки про колобка: Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. - Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Эту часть сказки можно запомнить, сохранив в своей памяти фразу «изготовление колобка». Это и есть опорный пункт этого отрывка.

План Принципом данного приема запоминания является выделение из всего объекта некоторых опорных пунктов, с помощью которых можно полностью восстановить всю первоначальную картину. Например, чтобы запомнить сказку про колобка, достаточно запомнить несколько опорных пунктов: 1. изготовление колобка; 2. побег от дедушки и от бабушки; 3. встреча с зайцем; 4. встреча с волком; 5. встреча с лисой.

Классификация Давайте попробуем классифицировать несколько видов транспорта: автобус, троллейбус, автомобиль, авиалайнер, теплоход, истребитель, паром, дирижабль, мотоцикл. Транспорт Водный НаземныйВоздушный Общественный Личный автобус троллейбус автомобиль мотоцикл Пассажирский теплоход Грузовой паром Пассажирский авиалайнер дирижабль Военный истребитель

Приемы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы и методы запоминания: группировка – разбивка материала на группы по каким- либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);группировка выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);выделение опорных пунктов план - совокупность опорных пунктов;план классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.классификация Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 4

Внимание «Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь» (С.Ожегов). Познавательные процессы и способности личности «Внимание – это концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов» (Г.В.Разумова). Тема 2.1. Память. Внимание. 5

Отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну: «Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие». Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 6

Виды внимания Внимание Познавательные процессы и способности личности Произвольное Непроизвольное Тема 2.1. Память. Внимание. 7

Произвольное и непроизвольное внимание Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то. Познавательные процессы и способности личности Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей. Тема 2.1. Память. Внимание. 8

Качества внимания 1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении от всего основного. 2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем-нибудь. 3. Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно. 4. Распределение - концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время. 5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.1. Память. Внимание. 9

Формы чувственного познания Познавательные процессы и способности личности Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. ощущение - отражение отдельных свойств предметов восприятие - отражение предмета в целом, целостный образ предмета представление - сохранившийся образ предметов 1

Воображение Воображение, фантазия – это возникновение в голове человека образов, никогда ранее в целом не воспринимавшихся. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.2. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. 2

Мышление Мышление – это процесс деятельности мозга, главным образом сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. 1

Основные формы рационального мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … понятиеумозаключение суждение 2

Основные операции мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 3 Операции мышления Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Конкретизация Обобщение Анализ – это мысленное разъединение целого на части. Синтез – это мыслительное соединение отдельных частей, свойств, признаков или действий в целое. Сравнение – это мыслительная операция, позволяющая установить сходство или различие предметов и явлений. Абстрагирование – это выделение существенных свойств предметов, объектов, явлений и привлечение от несущественных. Конкретизация – это мыслительный процесс, противоположный абстрагированию. Обобщение – это мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Основные качества мышления Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 4 Качества ума Быстрота Самостоятельность Критичность Гибкость Широта

Интеллектуальная сфера Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 5 Интеллектуальная сфера – это область психики, характеризующаяся видами мышления (познавательное, творческое, саногенное, патогенное), стилем мышления (аналитический склад ума, образно емышление, наглядно- образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация и др.), познаваьельными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать её, сделать выводы, применить знания), умениями учиться, внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

Интеллект Интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … 6

Типы интеллекта Познавательные процессы и способности личности Тема 2.3. Мышление. Особенности … лингвистическиймузыкальный логико- математический пространственный 7

Способности Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.4. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности. 1

Общие способности Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания Познавательные процессы и способности личности Тема 2.4. Способности. Виды … 2

Специальные способности Специальные способности – это способности в какой-либо области знаний и деятельности. Познавательные процессы и способности личности Тема 2.4. Способности. Виды … Специальные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности. 3

Разновидности специальных способностей Познавательные процессы и способности личности Тема 2.4. Способности. Виды... литературные технические организаторские математические педагогические художественные 4

Раздел III Психология личности

Тема 3.1. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Тип нервной системы Тип нервной системы – это совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. 1

Психология личности Тема 3.1. Типы нервной … Темперамент и свойства нервной системы 2 Темперамент по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по Павлову Выдающиеся личности Флегматик Работоспособный Малоэмоциональный Серьезный Надежный Спокойный Сильный Уравновешенный Малоподвижный Кутузов Крылов Ньютон Сангвиник Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный Сильный Уравновешенный Подвижный Наполеон Холерик Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный Сильный Неуравновешенный Подвижный Петр Первый Пушкин Суворов Меланхолик Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный Слабый Неуравновешенный Сдержанный Лермонтов Блок Гоголь

Психология личности Тема 3.1. Типы нервной …Темперамент Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека. 3

Психология личности Тема 3.1. Типы нервной …Характер Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения. 4

Психология личности Тема 3.1. Типы нервной … Виды черт характера по отношению к людям (общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие) по отношению к деятельности (добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность) по отношению к общественной и личной собственности (аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость) по отношению к себе (скромность, самокритичность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм) 5

Психология личности Тема 3.1. Типы нервной …Самооценка Самооценка – это способность оценивать себя самого. Самооценка – оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой. 6

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.Самоопределение Самоопределение – это определение себя в дальнейшей жизни. 1

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение … Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение – это определение себя относительно какой-либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере. 2

Психология личности Мотив Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Тема 3.2. Самоопределение … 3

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение …Мотивация Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. 4

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение … Виды мотивации 5 Мотивация Профессиональная Внепрофессиональная актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера) важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным)

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение … Пирамида А.Маслоу 6 Физиологические Безопасности и защищенности Социальные Уважения Самовыражения потребности первичные вторичные

Психология личности Тема 3.2. Самоопределение …Потребность Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. 7

Психология личности Тема 3.3. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.Общение Общение – это обмен между людьми информацией, знаниями или эмоциями. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. 1

Психология личности Тема 3.3. Общение. Деловое …Конфликт Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт – это столкновение людей, групп или организаций, причиной которого является противоречие в целях и ценностях или желание получить ресурс, имеющийся в ограниченном количестве. 2

Психология личности Тема 3.3. Общение. Деловое … Ситуационные задачи Задача 1 Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку… Задача 2 Урок биологии ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока раскрывается дверь, и без разрешения входят трое учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как положено. Учащиеся выходят в коридор, через минуту открывается дверь, и они вползают в класс на четвереньках… 3

Раздел IV Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда 1 Этапы профессионального самоопределения Этапы, классы Задачи I-IV классы Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии V-VII классы Формирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных интересов и предварительного выбора будущей профессии VIII-IX классы Формирование профессионального самосознания и осознанного профнамерения X-XI классы Формирование профессионального стремления и готовности к его реализации Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 2 Просто я работаю… Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 3 Профессия Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 4 Врач, хирург, пластический хирург Врач Хирург Пластический хирург профессия специальность специализация Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 5 Специальность Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 6 Специализация Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 7 Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 8 Квалификация Квалификация – это степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 9 Характеристика Характеристика – это описание характерных, отличительных свойств, достоинство кого- чего-нибудь. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 10 Характеристика труда Характер труда Процесс труда Условия труда умственный физический содержание труда предмет труда средства труда бытовой микроклимат открытый воздух необычные условия повышенная моральная ответственность Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 11 Характер труда По характеру труда профессии делятся на 2 группы: преимущественно физического труда; преимущественно умственного труда. Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 12 Процесс трудовой деятельности человека Процесс труда включает в себя 3 составляющих: содержание труда, предмет труда и средства труда. Содержание труда – это состав трудовых функций и их объём (т.е., что делает человек во время своей работы и в каком объеме); Предмет труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ); Средства труда – это средства при помощи которых человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ. Это орудия производства (машины, инструменты, оборудование, приборы, автоматические устройства), а также производственные помещения, земля, дороги, линии электропередач и т.д.). Мир профессий

Тема 4.1. Понятие профессии, … 13 Условия труда Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Мир профессий

Тема 4.2. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы. 1 Классификация Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Мир профессий

бытовой микро-климатБ Тема 4.2. Классификация профессий … 2 по условиям труда (группы профессий) Мир профессий открытый воздухО необычные условияН повышенная моральная ответственностьМ профессии ручного трудаР по средствам (орудиям) труда (отделы профессий) профессии механизированного трудаМ профессии автоматизированного трудаА профессии с функциональными орудиями трудаФ гностическиеГ по цели труда (классы профессий) преобразующиеП изыскательскиеИ человек - природаП по предмету труда (типы профессий) человек - техникаТ человек - человекЧ человек - знаковая системаЗ человек - художественный образХ Классификация профессий по Е.А. Климову

Тема 4.2. Классификация профессий … 3 Цель труда Цель труда – это прогнозирование и планирование результатов деятельности (предполагаемый результат). Мир профессий

Тема 4.2. Классификация профессий … 4 Орудия труда Орудия труда – это машины, механика, инструменты, приспособления, приборы, автоматические устройства, функциональные особенности человека (тело, голос, умственные способности и т.д.). Мир профессий

Тема 4.2. Классификация профессий … 5 Профессиограмма Профессиограмма – это подробное описание профессии, включающее предмет, задачи, средства и условия трудовой деятельности, экономические характеристики, требования к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическими особенностями человека. Мир профессий

бытовой микро-климатБ 1 по условиям труда (группы профессий) Мир профессий открытый воздухО необычные условияН повышенная моральная ответственностьМ профессии ручного трудаР по средствам (орудиям) труда (отделы профессий) профессии механизированного трудаМ профессии автоматизированного трудаА профессии с функциональными орудиями трудаФ гностическиеГ по цели труда (классы профессий) преобразующиеП изыскательскиеИ человек - природаП по предмету труда (типы профессий) человек - техникаТ человек - человекЧ человек - знаковая системаЗ человек - художественный образХ Классификация профессий по Е.А. Климову Тема 4.3. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

2 Мир профессий Ведущие предметы труда в типах профессий Тип профессий Ведущие предметы труда Человек - человексоциальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек - техникатехника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек – знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек - природарастительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек – художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)

Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек». 1 Мир профессий Подтипы профессий типа «человек-человек» 1. Торгово-сервисное обслуживание. 2. Лечение. 3. Обучение, воспитание, культурно- просветительская работа. 4. Защита прав и безопасности. 5. Организация и управление.

Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек». 2 Мир профессий ПВК профессий типа «человек-человек» коммуникабельность; выдержка; такт; хорошая память и др.

Тема 4.4. Характеристика профессий типа «человек - человек». 3 Мир профессий Профессионально важные качества Профессионально важные качества профессий (ПВК) – это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека, которые необходимы для успешного освоения данной профессии.

Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника». 1 Мир профессий Представители профессий типа «человек-техника»

Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника». 2 Мир профессий Подтипы профессий типа «человек-техника» 1. Сборка и наладка оборудования. 2. Ремонт оборудования. 3. Разработка, создание техники. 4. Управление машинами. 5. Обработка материалов.

Тема 4.5. Характеристика профессий типа «человек - техника». 3 Мир профессий ПВК профессий типа «человек-техника» хорошая координация движений, точность; определенность действий; высокая исполнительская дисциплина; аккуратность; развитое техническое мышление; высокая работоспособность и др.

Тема 4.6. Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». 1 Мир профессий Образцы видов информации

Тема 4.6. «Человек – знаковая система». 2 Мир профессий Подтипы профессий типа «человек-знаковая система» 1. Редактирование. 2. Расчеты и вычисления. 3. Переработка и анализ информации. 4. Изготовление чертежей. 5. Прием и передача сигналов.

Тема 4.6. «Человек – знаковая система». 3 Мир профессий Задание 1 Отредактируйте текст. «Светлана Григорьевна, сейчас у нас нет тех материалов, которые Вас интересуют. Однако наша компания специализирующаяся на количественных и качественных исследованиях в регионах России и других странах бывшего СССР, была бы заинтересована в развитии деловых отношений с вашей фирмой. Виталий Калинин»

Тема 4.6. «Человек – знаковая система». 4 Мир профессий Задание 2 Вычислите: при x = 12, x = 35

Тема 4.6. «Человек – знаковая система». 5 Мир профессий Задание 3 Начертите план кабинета.

Тема 4.6. «Человек – знаковая система». 6 Мир профессий ПВК профессий типа «человек-знаковая система» абстрактное мышление; устойчивое внимание; хорошая память, воображение; уравновешенность; сосредоточенность, усидчивость; грамотность.

Тема 4.7. Характеристика профессий типа «человек - природа». 1 Мир профессий Подтипы профессий типа «человек-природа» 1. Выращивание и уход за растениями. 2. Работа над ландшафтным дизайном. 3. Работа с животными. 4. Работа с микроорганизмами. 5. Поиск природных ресурсов. 6. Обработка и переработка природных ресурсов.

Тема 4.7. Характеристика профессий типа «человек - природа». 2 Мир профессий ПВК профессий типа «человек-природа» любовь к природе; наблюдательность; настойчивость; выдержка; самостоятельность в мышлении и поведении.

Тема 4.8. Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». 1 Мир профессий Подтипы профессий типа «человек- художественный образ» 1. Изобразительная деятельность. 2. Музыкальная деятельность. 3. Литературно-художественное творчество. 4. Актерско-сценическая деятельность. 5. Создание красоты.

Тема 4.8. «Человек – художественный образ». 2 Мир профессий ПВК профессий типа «человек- художественный образ» творческое воображение; образное мышление; талант; трудолюбие и др.

Раздел V Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе

Тема 5.1. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Склонности и интересы Склонности – это расположение личности к той или иной деятельности, предпочтение этой деятельности перед другими. Интересы – избирательное, эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям, сопровождающееся стремлением познать их и овладеть ими. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1

Тема 5.1. Склонности, интересы …Хочу Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе Личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности) 2

Тема 5.2. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.Могу Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе Проблема человеческих возможностей (физиологических, психических) 1

Тема 5.2. Возможности личности… Профессиональная пригодность Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2

Тема 5.2. Возможности личности… Абсолютная и относительная профпригодность Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 3 Профпригодность Абсолютная Профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора Относительная Практически любой человек может овладеть данной профессией

Тема 5.2. Возможности личности… Компенсация способностей Компенсация способностей – это возмещение недостающих или плохо развитых качеств за счет других. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 4

Тема 5.3. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). Карта города Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1 МАГ $ парк р. Волга завод магазин школа больница магазин банк кафе ресторан завод ГАИ

Тема 5.3. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). Социальный заказ Социальный заказ – это потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2

Тема 5.3. Социальные проблемы… Рынок труда Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 3 Субъектами рынка труда являются: Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это. работодатели и их представители (союзы); работники и их представители (профсоюзы); государство и отдельные органы. Работник – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).

Тема 5.3. Социальные проблемы… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 4 Надо Потребности рынка труда

Тема 5.4. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» - «надо». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1 Надо Хочу Могу

Тема 5.4. Выбор профессии… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2 Надо Хочу Могу

Тема 5.4. Выбор профессии… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 3 Надо Могу Хочу

Тема 5.4. Выбор профессии… Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 4 Ваня Иванов - замечательный мальчик, учащийся 9 класса. Его мама часто уезжает в командировки и мальчику приходится готовить еду на всю семью. Однако, это не раздражает Ваню, так как готовить ему очень нравится. Он очень общительный человек, у него много друзей, которых он любит угощать блюдами, приготовленными своими руками по собственным рецептам. К тому же, Иван замечательно играет на гитаре и хорошо поет. Из всех школьных предметов самым любимым предметом Вани является литература. Он очень любит читать, а вот математика ему не дается. По окончании школы Иван решил стать экономистом, так как убежден, что представители этой профессии много зарабатывают. Город, где живет Ваня, очень молодой, в нем много строящихся объектов, предприятий общественного питания. Иван очень ответственно подошел к выбору профессии. Он решил узнать в городском Центре занятости населения, какие профессии пользуются наибольшим спросом на городском рынке труда. Выяснилось, что это крановщики, газосварщики с зарплатой 7 тыс. рублей, библиотекарь с зарплатой 2 тыс. рублей, бухгалтер с зарплатой 5 тыс. рублей, повар с зарплатой 6 тыс. рублей, инженеры с зарплатой 5-7 тыс. рублей

Тема 5.5. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Ошибки при выборе профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 1 К ошибкам, возникающим при выборе профессии относятся: увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); предрассудки относительно некоторых важных для общества занятий, которые иногда считаются непрестижными («дворник», «уборщица» и др.).

Тема 5.5. Мотивационные факторы … Рекомендации по выбору профессии Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе 2 Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность вашего выбора (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано. Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Произнося «Я-хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах. Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите ее с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуго-выми). Постройте для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути. Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности. Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков. Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям. Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей. Для приближения мечты надо много работать, читать, думать. Начинайте реализацию намеченного плана с самого малого: ежедневного, рефлексивного анализа своей жизнедеятельности.

Раздел VI Подготовка к будущей карьере

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.Карьера Карьера – успешное продвижение по выбранному пути и, как следствие, получение более высокого статуса, больших полномочий, власти, денег. Карьера – это результат осознанного поведения, направленного на формирование опыта и успех в трудовой деятельности на протяжении рабочей жизни человека. Подготовка к будущей карьере 1

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Виды карьеры Вертикальная карьера – это продвижение с более низких на более высокие ступени «служебной лестницы». Горизонтальная карьера – это такое изменение положения работника, при котором он либо изменяет свой профессиональный статус (категория, разряд, степень), либо просто меняет свои занятия, не повышая и не понижая своего положения в организации. Подготовка к будущей карьере 2 Учитель Завуч Директор Учитель 2 категории Учитель 1 категории Учитель высшей категории

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.Должность Должность – это определенный статус человека, обусловленный обязанностями, возложенными на него для безусловного выполнения. Подготовка к будущей карьере 3

Тема 6.1. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Внешняя и внутренняя оценка карьеры Внутренняя оценка карьеры – это соотношение между целями и притязаниями человека и реальным положением, которого он достиг. Внешняя оценка карьеры – это оценка, которая исходит от других людей. Подготовка к будущей карьере 4

Желаем успешной профессиональной деятельности!