Минфин России Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации Начальник Отдела бюджетного законодательства Марат Маратович Шамьюнов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О разработке и внедрении новаций бюджетного законодательства в 2014 году Заместитель Министра Алексей Михайлович Лавров.
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Минфин России О разработке и внедрении новаций бюджетного законодательства в 2014 году Заместитель Министра Алексей Михайлович Лавров.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Саратов 2013 БЮДЖЕТНОЕ СОБРАНИЕ Порядок осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных бюджетных учреждений.
Лекция на тему: «Развитие законодательной основы бюджетного учета в Российской Федерации»
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Новации бюджетного законодательства годов март 2013 Министерство финансов Республики Алтай.
М ] ф М ] ф 1 Заместитель Директора Департамента бюджетной политики и методологии Т.В. Саакян Условия предоставления бюджетных кредитов.
Министерство финансов Удмуртской Республики Заместитель министра финансов Удмуртской Республики – начальник Юридического управления Масленникова Г.Е. Федеральный.
Транксрипт:

Минфин России Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации Начальник Отдела бюджетного законодательства Марат Маратович Шамьюнов

Эволюция бюджетного законодательства РФ 350 2

Сезонность принятия изменений 3

4 120-ФЗ в части межбюджетных отношений 120-ФЗ в части межбюджетных отношений 104-ФЗ госпрограммы 104-ФЗ госпрограммы 83-ФЗ изменение правового положения учреждений 83-ФЗ изменение правового положения учреждений 63-ФЗ регулирование бюджетного процесса 63-ФЗ регулирование бюджетного процесса Федеральные законы - за 14 лет принято 98 законов (7 законов/год) Внесенные в ГД законопроекты Проект ФЗ (снижение количества оснований изменения СБР) Проект ФЗ (снижение количества оснований изменения СБР) Проект ФЗ (долгосрочное бюджетное планирование) Проект ФЗ (долгосрочное бюджетное планирование) Проект ФЗ (совершенствование долговой политики субъектов РФ и МО) Проект ФЗ (совершенствование долговой политики субъектов РФ и МО) 182-ФЗ образование Федерального казначейства 182-ФЗ образование Федерального казначейства Новая редакция Бюджетного кодекса с 2016 года Новая редакция Бюджетного кодекса с 2016 года Нормативное правовое обеспечение бюджетных реформ 252-ФЗ госфинконтроль 252-ФЗ госфинконтроль 268-ФЗ бюджетное правило 268-ФЗ бюджетное правило Стабильность бюджетного законодательства ! 183-ФЗ (о парламентском контроле проектов рег. и мун. программ) 249-ФЗ (МФЦ) 249-ФЗ (МФЦ) В июле 2014

Законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) …" (стадия: 2-е чтение) 5 1)Создание правовых основ для разработки и утверждения бюджетного прогноза на долгосрочный период на всех уровнях бюджетной системы 2)Включение в Послание Федеральному Собранию РФ раздела о бюджетной политике вместо Бюджетного послания Президента РФ 3)Перенос с 1 марта на 1 апреля срока приведения государственных и муниципальных программ в соответствии с бюджетом 4)Уточнение понятия "дополнительные нефтегазовые доходы" и требований к их определению

Российская Федерация и субъекты РФ Разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет на основе долгосрочного ПСЭР Муниципалитет Если представительный орган решит, разрабатывается каждые 3 года на 6 и более лет на основе долгосрочного ПСЭР 6 Бюджетный прогноз на долгосрочный период – это документ, содержащий: прогноз основных характеристик бюджета показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия иные показатели, характеризующие бюджет Бюджетный прогноз может быть изменен в связи с изменением ПСЭР и изменением принятого закона (решения) о бюджете, НО БЕЗ ПРОДЛЕНИЯ ПЕРИОДА Правовые основы долгосрочного бюджетного планирования Законопроект

7 Уточнение состава документов, на которых основывается составление проекта бюджета До После Составление проекта бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента Российской Федерации прогнозе социально- экономического развития соответствующей территории основных направлениях бюджетной и налоговой политики государственных (муниципальных) программах Составление проектов бюджетов основывается на: положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию, определяющих бюджетную политику в России основных направлениях бюджетной политики, основных направлениях налоговой политики, основных направлениях долговой политики прогнозе социально-экономического развития бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений долгосрочного бюджетного прогноза) государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ) Уточнение сроков приведения государственных и муниципальных программ в соответствии с бюджетом ДоС Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 2-х месяцев со дня вступления его в силу. не позднее 3-х месяцев со дня вступления его в силу. Законопроект

Законопроект "О внесении изменений в БК РФ" (стадия: 2-е чтение) 8 1. Оптимизация количества оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись (с ): 1)в Бюджетном кодексе будет закрытый перечень "федеральных" оснований 2)в законах (решениях) о бюджетах будут сохранены основания только по резервированию средств 3)по ряду оснований четко определены объемы перераспределения, установлены требования к закреплению порядка их применения 4)субъекты РФ и муниципалитеты смогут самостоятельно определить дополнительные основания 2. Оптимизация текстовой части федерального закона о федеральном бюджете (перенос в БК ежегодно включаемых в текст бюджета норм) 3. Исключение кодов КОСГУ из классификаций доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета 4. Введение перечня и реестров источников доходов бюджетов (свод доходов, оснований их возникновения, порядка их расчета) 5. Упрощение порядка предоставления государственных гарантий - передача агенту

Отражение основных мероприятий в бюджетной документации Глава Раздел Под- раздел Целевая статья Вид расходов КОСГУ ОМ (аналитика) ГППП Направление расходов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Федеральный бюджет гг., гг. Глава Раздел Под- раздел Целевая статья Вид расходов КОСГУ (учет и отчетность) ГПППОМ Направление расходов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Федеральный бюджет гг., вариант 9

Основания для разработки новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (распоряжение Правительства РФ от р) Государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (постановление Правительства РФ от ) Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года (приказ Минфина России от ) 10

Правовые недостатки БК РФ некоторые вопросы системно не описаны в Кодексе (например, вопросы внебюджетных фондов, в т.ч. требования к документам представляемым одновременно с бюджетом, вопросы исполнения бюджетов) отдельные нормы дублируются (например, наравне со статьями, закрепляющими определенные принципы бюджетной системы, есть статья, устанавливающая их перечень, полномочия органов Федерального казначейства распределять доходы содержится в статьях 40, 166.1, 218 Кодекса) содержатся нормы, которые не применялись ни разу (например, полномочие во введению бюджетной санкции о праве Министра финансов назначить уполномоченного по федеральному бюджету, норма про обязательное внесение изменений в бюджет в связи с резким падением доходов бюджетов, норма о заключении соглашений о передаче полномочий по кассовому обслуживанию) содержатся декларативные нормы, не имеющие правового смысла (например, преамбула Кодекса, норма об ответственности Минфина и Казначейства) 11

Принципы разработки новой редакции БК РФ 12 СТАБИЛЬНОСТЬСИСТЕМНОСТЬ Перенести в БК нормы бюджетного законодательства (например, временные нормы Закона 63-ФЗ о совершенствовании бюджетного процесса, Закон 136-ФЗ об эмиссии гос. ценных бумаг, ежегодные нормы ФЗоФБ, нормы бюджетного права из законов 184-ФЗ и 131-ФЗ) Сократить излишнюю детализацию КОДИФИЦИРОВАННОСТЬ:

13 Основные направления изменений Новая структура организации норм Кодекса Расширение предмета Кодекса Развитие принципа прозрачности Прогнозирование поступлений доходов в бюджеты Совершенствование методологии расходов бюджетов Совершенствование межбюджетных отношений Новая модель распределения нормативов от уплаты штрафов в бюджеты Устранение излишней детализации бюджетных полномочий Уточнение системы документов бюджетного планирования Реформирование обслуживания исполнения бюджета Введение главы о системе бюджетных платежей

Основные изменения структуры БК РФ 14 Общая модель меняется: 5 частей, 9 разделов, 30 глав, 307 статей на 10 разделов, 40 глав, 300 статей Включены главы про принципы (15 статей) и главы про систему (6 статей) Новая глава про информационное обеспечение (5 статей) Раздел с общими положениями (5 глав) Вместо выделения глав в зависимости от уровня, будет 2 главы общие положения (12 статей) и глава про нормативы распределения и отчисления доходов (9 статей) Раздел про доходы (2 главы) Включена глава про межбюджетные трансферты (23 статьи) и собраны нормы про все бюджетные фонды в отдельную главу (7 статей) Раздел про расходы (4 главы) Включена глава (сейчас отдельный закон) про эмиссию госбумаг (12 статей) Госзаимствования выделены в отдельную главу (21 статья) Раздел про сбалансированность (5 глав)

Основные изменения структуры БК РФ (продолжение) 15 Сформирована глава про составление сводной бюджетной росписи и кассового плана (4 статьи), т.к. это документы бюджетного планирования Выделена отдельная глава про подготовку изменений в бюджет (4 статьи) Раздел о бюджетном планировании (4 главы) Новая глава про казначейское обслуживание (11 статей) Новая глава про единый казначейский счет (5 статей) Новая глава про систему бюджетных платежей (6 статей) Раздел про исполнение бюджета (5 глав) Включена глава про классификацию (5 статей) Новые главы про финансовую отчетность (4 статьи) Раздел про классификацию, учет и отчетность (5 глав) Глава про контроль (8 статей) и ответственность (8 статей) Раздел про государственный контроль (2 главы)

Развитие принципа прозрачности (открытости) 16 Обязанность участников бюджетного процесса обеспечивать открытость и доступность информации на едином портале Обязанность финансовых органов по формированию информации о соответствующем бюджете в доступной для граждан формате ("Бюджет гражданина")

Расширение предмета БК РФ Из-за развития финансовых отношений государства с организациями различных правовых форм и форм собственности (например, осуществление операций с бюджетными средствами, отчетности за их использование), необходимо распространить действие отдельных норм Кодекса на: бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании; иные юридические лица, в отношении которых государственные (муниципальные) органы выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) - владельца более 50 процентов акций (долей). 17

Прогнозирование поступлений доходов в бюджеты 18 1)В Бюджетном кодексе нет четкого разделения, какие платежи являются доходами бюджетов, а какие нет (например, обязательные отчисления операторов связи; штрафы, установленные отдельными законами (не КоАП РФ)) 2)В Бюджетном кодексе не определено, кто должен прогнозировать доходы бюджета на основе прогноза СЭР 3) В Бюджетном кодексе нет требований к документам, предоставляемым главным администратором доходов для составления кассового плана Проблемы: Предложения: 1)Определить, какие платежи являются доходами бюджета 2)Наделить главного администратора доходов бюджета полномочием по прогнозированию доходов, принятию соответствующей методики 3)Установить, что в сведения для составления кассового плана, подготавливаются на основе методики прогнозирования доходов бюджета

Распределение доходов от штрафов: проблемы и предложения 19 Проблемы: 1) Распределение доходов от штрафов не всегда обоснованно и осуществлено на основе единой методологии 2) Большое количество законопроектов по пересмотру распределения 3) Остаточный принцип (если не закреплено за другими бюджетами) зачисления штрафов в местные бюджеты 4) Распределение штрафов не учитывает того, чей орган, какое должностное лицо налагает штраф 6) Не определены случаи отнесения к доходам бюджета штрафов от хозяйствующих субъектов В федеральный бюджет В федеральный бюджет и региональные бюджеты – кто рассматривает дело, того и доходы В тот бюджет – кто сторона сделки (чей ПБС) за уголовные преступления и налоговые правонарушения штрафы, установленные КоАП РФ и Ко АПами субъектов РФ штрафы с хозяйствующих субъектов по договорам или в силу закона Предложения:

Совершенствование методологии расходов бюджетов 20 1)Документы стратегического планирования, "дорожные карты", инструменты программно-целевого планирования – не являются основанием возникновения расходных обязательств публичного правового образования 2)Публичное нормативное обязательство возникает исключительно из законов и Указов Президента РФ 3)Понятие "публичные обязательства" предлагается исключить (не применялось на практике) 4)Помимо ПНО вводятся новые виды расходных обязательств: контрактные, межбюджетные, долговые и международные Для новых видов обязательств устанавливаются особенности планирования ассигнований на их выполнение и исполнения бюджета по ним.

21 Совершенствование межбюджетных отношений Плата за негативное воздействие на окружающей среды Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов Штрафы за отдельные административные правонарушения Введение права субъектов РФ передать местным бюджетам поступления от неналоговых доходов введение дотации на сбалансированность введение "горизонтальных" межбюджетных трансфертов распределение субсидий только законами (решениями) о бюджете "консолидированные" субсидии могут быть предоставлены без софинансирования и не возвращаются ограничение сферы иных межбюджетных трансфертов Уточнение форм межбюджетных трансфертов

22 Статья 165. Бюджетные полномочия Минфина России 47 абзацев Статья …Бюджетные полномочия Минфина Останется 1 абзац: Министерство финансов РФ разрабатывает основные направления бюджетной политики, основные направления налоговой политики, основные направления долговой политики, осуществляет методологическое обеспечение составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, организует составление и составляет проект федерального бюджета, организует исполнение федерального бюджета и составление отчета о его исполнении, осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами РФ и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными актами федерального законодательства, актами Президента РФ и Правительства РФ. Статья Бюджетные полномочия Федерального казначейства 32 абзаца Статья …Бюджетные полномочия Федерального казначейства Останется 1 абзац: Федеральное казначейство осуществляет обеспечение исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет внутренний государственный финансовый контроль и иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, иными актами федерального законодательства, актами Правительства РФ. Предложения по устранению излишней детализации бюджетных полномочий

Система документов бюджетного планирования До проекта бюджета Послание Президента РФ Основные направления бюджетной, налоговой долговой политики ПСЭР Бюджетный прогноз Гос. (мун.) программы Госзадания ОБАСЫ Реестры расходных обязательств, источников доходов Проект бюджета После проекта бюджета Сводная бюджетная роспись Кассовый план 23 Порядок составления проекта бюджета

Введение главы о системе бюджетных платежей 24 1)Ввести понятие "бюджетный платеж" 2)Закрепить виды бюджетных платежей и принципы функционирования их системы (непрерывность, безотзывность) 3)Определить участников системы бюджетных платежей и их полномочий 4)Установить общие требования к формам расчетов 5)Закрепить возможность предоставления субсидий, взносов в уставные капиталы из федерального бюджета организациям под фактическую потребность (механизм "бюджетного аккредитива") В бюджет Уплата налогов Оплата оказанных государственных или муниципальных услуг Между бюджетами Распределение доходов Расчеты, осуществляемые между участниками бюджетного процесса Межбюджетные трансферты Бюджетные кредиты Платежи из бюджета Платежи населению (зарплата, соцпособия) Платежи организациям (оплата контрактов, субсидии) Размещение средств на депозитах

Реформирование обслуживания исполнения бюджета 25 перейти от понятия "кассовое" к понятию "казначейское" обслуживание систематизировать нормы о казначейском обслуживании бюджетов (например, в вопросе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов) переход на единый банковский счет (банковские счета) в подразделениях Банка России Правовое регулирование кассового/казначейского обслуживания развитие прогнозирования движения денежных средств управление операциями со средствами и остатками средств на едином казначейском счете расширение инструментов привлечения денежных средств распределение доходов, полученных от управления Развитие норм про управление средствами на едином счете

Формирование финансовой отчетности публично- правового образования Публично-правовое образование Органы власти ПБС - Казенные учреждения Унитарные предприятия Государственные корпорации АО/ЗАО с долей > 50% Бюджетные/ Автономные учреждения Отчетность? Контроль + «квазисубсидиарная» ответственность Контроль + субсидиарная ответственность Отчетность

Сайт budcodex.ru 27

Срок Мероприятие Сентябрь Доработка и согласование законопроекта с ФОИВ Обсуждение: -на Общественном совете Минфина -обсуждение на сайте budcodex.ru -обсуждение на сайте regulation.gov.ru До 31 октября Внесение законопроекта в Правительство РФ Ноябрь - декабрь Внесение законопроекта в Государственную Думу 1 полугодие 2015Рассмотрение и принятие Государственной Думой законопроекта 1 января 2016Вступление в силу норм о формировании бюджетов на гг. 1 января 2017Вступление в силу норм об исполнении бюджетов в 2017 году Этапы подготовки, рассмотрения и введения в действие новой версии Бюджетного кодекса Российской Федерации 28