Диагностика процесса воспитания Вебинар 17 апреля 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия воспитания в контексте духовно – нравственного развития и социализации обучающихся Кирпикова И.А., заместитель директора по ВВВР МБОУ СОШ 8 имени.
Advertisements

Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания Пошаговые методические рекомендации по осуществлению процессом воспитания. ( методика П.В.Степанова)
МОНИТОРИНГ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся ГБОУ СОШ 3.
Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса.
Соответствие мониторинга воспитательного процесса в лицее требованиям ВСОКО.
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Критерии и показатели эффективности внеурочной деятельности в ОУ в рамках введения ФГОС НОО Заместитель директора по НМР МОУ-СОШ 9 города Аткарска Саратовской.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 55 г. Магнитогорска» Семинар классных руководителей «Личностный рост учащихся.
Диагностика личностного роста по материалам работ Степанова П.В., Степановой И.В.
Мониторинг реализации программы воспитания и социализации в ОУ Г.Н.Кучеренко, заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59 О.А.Беляева, руководитель психологической.
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Анализ достижений планируемых результатов учащихся во внеурочной деятельности МКОУ СОШ п.Юбилейный 2014 г.
Методика диагностики личностного роста Жигалова Зинаида Язеповна, заместитель директора.
Цель: разработка и реализация программы организации проектной деятельности участников образовательного процесса в системе образования школы с целью создания.
Диагностика личностного роста по материалам работ Степанова П.В., Григорьева Д.В., Кулешовой И.В.
Личностный рост ребенка: методика диагностирования.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
«Я И ОБЩЕСТВО» формирование личности, способной к творческой деятельности, самореализации и самоопределению в профессиональной, общественной и личной сферах.
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения.
Терентьева Алевтина Васильевна Классный руководитель 6 «б» класса Терентьева Алевтина Васильевна Классный руководитель 6 «б» класса Муниципальное общеобразовательное.
Транксрипт:

Диагностика процесса воспитания Вебинар 17 апреля 2014 года

Воспитание это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

Основные задачи диагностики 1. Определить уровни развития ребёнка; 2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону 3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон). 4. Проанализировать полученные факты. 5. Установить причины изменений. 6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Предметы диагностики. 1. Личность самого воспитанника - главный показатель эффективности процесса воспитания. 2. Детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка. 3. Профессиональная позиция педагога - еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. 4. Организационные условия обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Что изучается (предмет мониторинга)Как изучается (механизм мониторинга) 1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. Тестовая диагностика личностного роста школьников Методика индивидуального диагностического собеседования 2. Детский коллектив как условие развития личности школьника. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина. Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе. З.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя. Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания 4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания. 4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания. Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.), исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания. Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров и их профессиональной квалификации. 4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания. Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников Программное обеспечение процесса воспитания. Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении

1. Диагностика личностного роста школьников Основные ошибки: - определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребенок. - сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже» - вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший»

Что же такое этот личностный рост? Личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Такие отношения могут быть: ценностными (позитивными), не ценностными (равнодушными) и анти ценностными (негативными).

Личностное развитие школьника Объекты отношенияВ чём выражается ценностное отношение личности к данным объектам ( признаки личностного роста) В чём выражается анти ценностное отношение личности к данным объектам (признаки личностного регресса) 1.Отечество Гражданственность, патриотизм Обывательство и социальное иждивенчество Отношение к миру 2. Земля Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам Потребительское отношение к природе и её богатствам 3. Мир Миротворчество и неприятие насилия, пацифизм Милитаризм 4. Труд Трудолюбие, стремление к творчеству Лень 5.Культура ИнтеллигентностьБескультурье, хамство и вандализм 6. Знания ЛюбознательностьНевежество Отношение к людям 7. Другие люди ( такие же, как и я)Гуманность, милосердие Жестокость 8. Иные люди ( не такие, как я)Толерантность Ксенофобия, национализм, расизм Отношение к себе 9. Я – телесное, моё здоровье Забота о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма 10. Я – душевное, моё внутренний мир Самопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности

Оценка устойчивости данных отношений. 1. Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. 2. Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. 3. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, не изменчивостью.

В чем же суть диагностики личностного роста? 1. Диагностический опросник. 2. Индивидуальное диагностическое собеседование.

Принципы составления диагностических опросников. - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису; тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.

Время проведения диагностики Вариант 1. Опрос целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз - в начале, второй - в конце. Вариант 2. Первый раз - среди шестиклассников, второй - среди восьмиклассников, третий - среди девятиклассников и четвертый - среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса.

Индивидуальное диагностическое собеседование Качественное собеседование - это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. Собеседование может разворачиваться двумя путями. Первое. Педагог, проводящий диагностику, предлагает школьнику печатный вариант тестовых ситуаций, а тот делает свой выбор по каждой ситуации, после чего педагог, опираясь на эти результаты, выстраивает диагностическую беседу со школьником, уточняет необходимые моменты, разворачивает проблематизацию и т.д. Второе. Педагог в рамках устной беседы со школьником приводит ему те или иные тестовые ситуации, перечисляет варианты ответов, подросток делает свой выбор, после чего педагог заносит его в диагностическую карту и решает, каким образом, в каком направлении продолжать собеседование.

Диагностика личности младшего школьника Критерий ПоказателиМетодики 1. Самоопределение- формирование основ гражданской идентичности личности - формирование картины мира культуры - развитие Я-концепции и самооценки личности. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) «Кто я?» (М.Кун) 2. Смыслообразованиеформирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе Методика «Цветик- семицветик» «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю.Ксензовой) Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)

3. Нравственно-этическая ориентация - формирование единого образа мира при разнообразии культур -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения - знание основных моральных норм - формирование моральной самооценки -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни 1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс) 2. Адаптированный вариант теста Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.(3- 4 классы) 3. Методика «Репка» 4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы» 5. Методика «Что мы ценим в людях» 6. Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение»

2. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника 1. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (составлена А.Н.Лутошкиным) Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива. 2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отноше­ний в группе. Она позволяет определить неформальную струк­туру детской общности, систему внутренних симпатий и антипа­тий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы.

Диагностика детского коллектива Критерий ПоказателиМетодики Цель Сформированность детского коллектива 1-благоприяный психологический микроклимат. 2-уровень развития коллективных взаимоотношений. 3- развитость самоуправления. 4-наличие традиций. Социометрия. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина « Какой у нас коллектив» Методика определения уровня развития самоуправления (По Рожкову) Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» Изучить состояния эмоционально – психологических отношений в детском коллективе и положения в нем каждого ребенка. Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно- полезной деятельности коллектива 1. включенность обучающихся во внеурочную деятельность Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов» - анализ участия во внеклассных и школьных мероприятиях Сформированность коммуникативной культуры учащихся 1. Коммуникабельнось 2. Взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей ( по В.В. Синявскому и В.А. Фидоришину.) выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление лидерских склонностей учащихся.

3. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника 1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созда­ нию условий для развития личности ребенка. 2. Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

Оценка деятельности учителя Критерии ПоказателиБаллы Эффективность работы кружка/ секции/ клуба 1.Посещаемость, сохранность контингента. Более 10 человек – 1 б 2. Проектная деятельность учащихся.Не менее 1 – 1 б 3. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы Участие – 1 б Призовые места – 2 б 4. Проведение различных мероприятий Не менее 1 – 1 б Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса 1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении Позитивные отзывы % - 1 б 2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога Позитивные отзывы % - 1 б 3. Наличие благодарностей, грамот 1 б Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса 1. Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям 1 б 2. Планирование воспитательной работы на год 1 б 3. Ведение журнала и другой документации Отсутствие замечаний -1 б Использование новых воспитательных технологий Применение современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход Описание не менее 3-х -1 б Обобщение и распространение опыта 1. Участие в работе конференций, семинаров и т.д. 1 б 2. Презентация опыта на различных уровнях 1 б

Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Третий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь Школьник ценит общественную жизнь Школьник самостоятельно действует в общественной жизни Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура) Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт интервьюирования, опыт волонтерской деятельности, опыт работы в команде, опыт организации) Взаимодействие с учителями Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Личность воспитанника (методика Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Личностный рост»); Личность воспитанника «Личностный рост»); Детский коллектив (методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», социометрия); Профессиональная позиция педагога (Д.В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя»)позиция

«Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе» П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова