Русская художественная культура Сборник материалов для учителя Аполонская И.В. Виноградова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогические взгляды Толстого прослеживаются не только в его преподавательской деятельности, но и в художественных произведениях. Толстой-учитель остается.
Advertisements

Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Педагогический Совет « Духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся в современной школе »
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Основы религиозных культур и светской этики. Нормативные документы В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Проект по воспитательной работе Подготовила Подготовила Гугнина Юлия Сианиславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 64, г. Новосибирск «Я - гражданин»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Транксрипт:

Русская художественная культура Сборник материалов для учителя Аполонская И.В. Виноградова Н.В.

ФГОС второго поколения и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: ФГОС второго поколения и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: - изменение подходов к воспитанию и образованию; - ориентация на общечеловеческие и культурные ценности РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ

«Русская художественная культура» (РХК) в 7 – 8 кл. (региональный компонент)

Издательский проект Материалы к урокам - издание на бумажном носителе объёмом печатных знаков РХК Иллюстративное приложение на электронном носителе

Пособие для учителя Программа Тематическое планирование Рекомендуемая литература Справочный материал Литературные произведения Жития святых Анализ произведений

Иллюстративное приложение Программа курса Тематическое планирование Экспертное заключение Список источниковфонограммыиллюстрации Разработки уроков

Структура программы Интегративный курс Православные традиции литература музыка история архитектура ДПИ живопись

Программа состоит из нескольких блоков: 7 класс - Искусство дохристианской Руси. - Крещение Руси и его значение в духовном развитии русского народа. - Искусство Древней Руси. 8 класс - Русское искусство 18 века - Русское классическое искусство (19 в.) - Современное русское искусство Учителю предлагается примерное тематическое планирование для 7 и 8 класса, но каждый может внести в него коррективы в соответствии с имеющимся опытом, собственными возможностями, но какую бы тему ни изучали, главной должна оставаться концепция – Учителю предлагается примерное тематическое планирование для 7 и 8 класса, но каждый может внести в него коррективы в соответствии с имеющимся опытом, собственными возможностями, но какую бы тему ни изучали, главной должна оставаться концепция – искусство как духовное явление. искусство как духовное явление.

Педагогическая концепция Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Культура потенциально является «полем» глубинного (пережитого) общения педагога с ребенком, поскольку образы культуры отличаются нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, а мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

Неотчуждённое и ответственное отношение ко всему, что окружает в жизни, лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком, и может быть развито у детей на уроках русской культуры. Неотчуждённое и ответственное отношение ко всему, что окружает в жизни, лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком, и может быть развито у детей на уроках русской культуры.

Возрастные особенности учащихся 7 – 8 класса: сложный период в формировании личности – кризис тринадцати лет, когда отношение к учёбе значительно изменяется, снижается интерес к ряду предметов, появляется больше трудностей, и, как результат, – падение успеваемости; сложный период в формировании личности – кризис тринадцати лет, когда отношение к учёбе значительно изменяется, снижается интерес к ряду предметов, появляется больше трудностей, и, как результат, – падение успеваемости; это фаза, в течение которой подросток изживает своё детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределённости и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов; это фаза, в течение которой подросток изживает своё детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределённости и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов; становится иным круг чтения, меняется отношение к другому полу, к различным видам деятельности; становится иным круг чтения, меняется отношение к другому полу, к различным видам деятельности; основным новообразованием этого периода, по мнению Л.С.Выготского, является овладение подростком процессом образования понятий, переход к высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях. Оно приводит к пониманию действительности, с помощью слов ребёнок начинает понимать себя. Происходит переход от сознания к самосознанию, которое проявляется в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями. основным новообразованием этого периода, по мнению Л.С.Выготского, является овладение подростком процессом образования понятий, переход к высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях. Оно приводит к пониманию действительности, с помощью слов ребёнок начинает понимать себя. Происходит переход от сознания к самосознанию, которое проявляется в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями.

Поэтому именно в этот период нужно чаще говорить с учащимися о них самих, о том, что их волнует, а искусство – это благодарный материал для размышления, особенно русское, предметом внимания которого всегда был человек, его богатый внутренний мир, мятущаяся душа; нужно чаще говорить с учащимися о них самих, о том, что их волнует, а искусство – это благодарный материал для размышления, особенно русское, предметом внимания которого всегда был человек, его богатый внутренний мир, мятущаяся душа; занятие искусством, созерцание, слушание произведений, размышление над ним является не просто художественным воспитанием, а воспитанием целого человека: его отношения ко всему в мире, его идеалов, поведения, потому что истинное искусство пробуждает в душе ребёнка стремление к духовному совершенству. занятие искусством, созерцание, слушание произведений, размышление над ним является не просто художественным воспитанием, а воспитанием целого человека: его отношения ко всему в мире, его идеалов, поведения, потому что истинное искусство пробуждает в душе ребёнка стремление к духовному совершенству.

Основная идея Восхождение к Истине Сопереживание и проживание Творческое задание Знакомство с русским искусством

Все участники учебного процесса должны быть вовлечены в такую общую деятельность, где бы использовались активные методы обучения и воспитания, опирающиеся на лучшие традиции педагогики. Все участники учебного процесса должны быть вовлечены в такую общую деятельность, где бы использовались активные методы обучения и воспитания, опирающиеся на лучшие традиции педагогики.

С. И. Гессен С. И. Гессен Л. С. Выготский Л. С. Выготский М.И.Рубинштейн М.И.Рубинштейн В. Н. Сорока- Росинский и др. В. Н. Сорока- Росинский и др. В. В. Розанов В. В. Розанов Н. А. Бердяев, В.В.Зеньковский Л. Зандер Н. А. Бердяев, В.В.Зеньковский Л. Зандер С. Четвериков С. Четвериков

Идея развития чувства сопереживания у детей разработана В.А.Сухомлинским (нравственная чуткость, умение разделить горе окружающих людей, преодолеть собственные негативные нравственные качества и др.). Идея развития чувства сопереживания у детей разработана В.А.Сухомлинским (нравственная чуткость, умение разделить горе окружающих людей, преодолеть собственные негативные нравственные качества и др.). Как это сделать? Как это сделать?

основные проблемы в преподавании РХК: основные проблемы в преподавании РХК: Приоритет интеллектуального и эстетического воспитания над духовно- нравственным. Приоритет интеллектуального и эстетического воспитания над духовно- нравственным. Большой объём информации, которую учителю хочется «втиснуть» в головы своих учеников. Большой объём информации, которую учителю хочется «втиснуть» в головы своих учеников. Формальная организация обучения, преобладание иллюстративно- объяснительных методов. Формальная организация обучения, преобладание иллюстративно- объяснительных методов.

Основные подходы в преподавании РХК Обучение на уроке РХК должно быть комплексным в единстве духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового воспитания и развития в сочетании с духовно- нравственным трудом над собой. Насыщение урока духовно-нравственным содержанием не столько как предметом познания, сколько как предметом проживания и переживания, когда подростки включают свой личный опыт как учебный, так и жизненный. Важен принцип опоры на лучшие, добрые страницы отечественной истории и культуры, на созидательные силы русского народа, т.к. именно идеал лежит в основе формирования мировоззрения учащихся Все уроки должны быть личностно-ориентированными: учитель идёт от пробуждения чувства ребёнка через образ и затем к осознанию им средств выражения, соответствия формы и содержания. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения, потому что настоящий урок искусства – это всегда диалог: диалог учителя и ученика, диалог зрителя, слушателя и автора. Учебные задачи должны ставиться как практические творческие

Нравственный урок это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия Использовать культурологический подход, Единство индивидуального и коллективного начал на уроке тоже представляет его духовно-нравственную основу. хорошо организовать совместный с учащимися познавательный процесс Важнее не столько умение хорошо рассказывать, сколько умение хорошо организовать совместный с учащимися познавательный процесс оценка Духовно-нравственной должна быть и оценка уровня обученности на уроке источниковое, или опережающее обучение Широко использовать источниковое, или опережающее обучение в движение к Истине Процесс изучения русской культуры, на мой взгляд, должен превратиться в движение к Истине

Опыт распространяется через 1 Учебный модуль в рамках курсов повышения учителей, преподающих РХК в 2006 и 2008 г. 3 Мастер-классы и открытые уроки в рамках областных семинаров в 2006 – 2010 г 2 Областные Рождественские педагогические чтения 2008 – 2010 г.

Мониторинг преподавания предметов регионального компонента 2007 г. – 7 класс Что тебе больше всего понравилось? «…рассказы о храмах, иконе…» - 71% Чему ты научился на уроках? «…понимать нашу культуру, уважать традиции…» - 67 % 2008 г. 8 класс РХК даёт мне знания о прошлом – 85% РХК помогает мне в настоящем – 33% РХК будет полезен мне в будущем – 55%

Были такие ответы учащихся в 7 классе: «Русская культура учит меня отвечать за свои поступки» В 8 классе – 25% опрошенных отметили, что «этот предмет влияет на мои поступки»

Воспитательные возможности предмета «Русская художественная культура» здесь безграничны и объясняются православными корнями русского искусства, а именно тем, что оно сохранило опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования на мир в эстетических формах, тем, что оно, основываясь на православной нравственности, сохраняло преемственность духовных традиций.

Мы ничего вам не даем. Мы ничего вам не даем. Мы не даем вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны найти Его в своей душе. Мы не даем вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны найти Его в своей душе. Мы не даем вам родины, потому что вы должны найти ее трудом собственного сердца и мысли. Мы не даем вам родины, потому что вы должны найти ее трудом собственного сердца и мысли. Мы не даем вам любви без прощения, а прощение это труд, который каждый должен предпринять сам. Мы не даем вам любви без прощения, а прощение это труд, который каждый должен предпринять сам. Мы даем вам только одно тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести родину и любовь. Мы даем вам только одно тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести родину и любовь. Я. Корчак Я. Корчак