Территория эмоций Профилактика эмоционального выгорания работников библиотек Яковлева Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. По оценкам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире в структуре заболеваемости.
Advertisements

"Учитесь властвовать собой!" - профилактика профвыгорания педагогов
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Л. А. Спирина Н. Э. Ивасько. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить обучающихся осознанно выбирать поступки,
МБДОУ г. Иркутска детский сад г. Синдром профессионального выгорания Автор Гусева Марина Петровна.
Автор: педагог-психолог МОУ-СОШ 6 г.Маркса Дунина Ольга Вениаминовна.
Педагог-психолог: Белолипецкая В. В.. АКТУАЛЬНОСТЬ: Внедрение профессионального стандарта педагога Предъявление новых региональных требований к профессиональной.
Синдром профессионального выгорания Мороз Екатерина 2ПСР.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Тема ВКР: «Социальная профилактика выгорания сотрудников, работающих в медецинском учреждении(на примере ГБУЗ СО ГБ 3 г.Каменск-Уральсий) Актуальность.
Симптомы, стадии, профилактика Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Материал к семинару подготовлен Матухно И.М., педагогом-психологом МОУ СОШ 19 г. Комсомольска-на-Амуре.
Профилактика профессионального выгорания.. Представление о профессиональном выгорании. Профессиональное выгорание- это синдром, развивающийся на фоне.
Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая.
Стресс и профессиональное выгорание Цели Предоставить информацию о синдроме «Эмоционального выгорания» и понятии «стресс»; Информировать.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
«Профессиональное «выгорание» как психологический аспект педагогической деятельности» преподаватель БОУ СПО Республики Калмыкия «Колледж искусств имени.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Free Powerpoint TemplatesPage 1Free Powerpoint Templates Профилактика синдрома эмоционального выгорания Бог может простить нам грехи наши, но нервная система.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Транксрипт:

Территория эмоций Профилактика эмоционального выгорания работников библиотек Яковлева Н.В.

Стереотипы о работниках библиотек работа библиотекаря очень спокойная; библиотекари начитаны и знают ответы на все вопросы; работать в библиотеку идут самоотверженные специалисты, наделенные особой любовью к книгам и людям; библиотекари часто одиноки, раздражительны, строги и лишены чувства юмора.

Противоречивость стереотипов Почему, при спокойной работе, библиотекари становятся придирчивыми и раздражительными? Почему, в окружении вековой мудрости, сотрудники библиотеки не могут обучиться психологии общения? Каким образом соотносится любовь к людям с одиночеством, требовательностью и раздражительностью при общении с читателями? Почему на спокойную работу идут только самоотверженные люди?

Традиционный подход Стресс библиотечных работников оценивается минимальной оценкой десятибалльной шкалы – лишь 2,0 балла (по данным исследования Холмса и Рея 1985 г.) и 3,3 балла (по данным исследования Купера 1997 г.) при наивысшем уровне стресса у шахтеров – 8,3 балла.

Новый подход Седдика: субъективная удовлетворенность Изначально исследователями предполагалось, что включенные в выборку профессии составят спектр, в котором библиотекари окажутся на последнем месте по уровню профессионального стресса. Результаты исследования, напротив, показали, что библиотекари в большей степени не удовлетворены своей работой, чем представители остальных профессий 7,3 по 10-балльной шкале.

Причины повышенной стрессогенности профессии библиотекаря Однообразие физического окружения. Высказывались жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей. Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков. Слабый контроль над своей карьерой. Библиотекари сообщали о субъективном ощущении полного отсутствия возможностей карьерного роста и развития. Необходимость специфического контакта с большим количеством людей

Эмоциональное выгорание работников библиотек « Мягкая западня» Тихая, спокойная обстановка библиотеки, а также достойная, почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при обслуживании пользователей, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия.

Эмоциональное выгорание одно из проявлений длительного рабочего стресса, в результате которого накапливаются отрицательные эмоции без соответствующей «разрядки», что приводит к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека.

Проявления эмоционального выгорания (по К. Маслач) Эмоциональное истощение (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Деперсонализацию (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Редукция личных достижений (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим).

Самоанализ: психофизиологические симптомы чувство постоянной усталости (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая аустенизация состояния (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2– 3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Самоанализ: социально-психологические симптомы безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные события; частые нервные срывы («уход в себя», вспышки немотивированного гнева или отказы от общения); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха («это у меня не получится», «я не справлюсь»); общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Самоанализ: поведенческие симптомы ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; заметное изменение режима рабочего дня; вне зависимости от объективной необходимости постоянно берете работу домой, но дома ее не делаете; чувство бесполезности, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий (мало осознаваемых или неосознаваемых); дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; резкое увеличение количества выкуренных за день сигарет, злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств.

Результат выгорания постепенная потеря интереса к работе, эмоциональное огрубение, понижение самооценки и чувства собственной значимости, потеря инициативности, симптомы, субъективно переживаемые как опустившиеся руки нежелание работать.

Этапы выгорания 1 фаза - сопротивление. Приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется нечувствительность к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница. 2 фаза-напряжение. В этот период возникает недоброжелательное отношение к людям, с которыми приходится общаться каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, человек неосознанно отстраняется от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы. 3 фаза- истощение. Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Человек в обиде на весь мир и самого себя.

Опасность для руководителя!!! Невозможность дать компетентное объяснение наблюдающимся изменениями использование в качестве методов коррекции методов административного наказания, которые, в случае эмоционального выгорания, оказывают дополнительное де мотивирующее действие.

Направления помощи при эмоциональном выгорании Работа в команде Развитие навыков общения Развитие навыков психологической саморегуляции

Работа в команде Организационная мера, связана с проведением ярких мероприятий, способных сплотить команду Формирование позитивных традиций коллектива. Обновление коллектива: за 5 лет – 25% новых сотрудников. Индивидуальные карьеры: каждые 5 лет либо вертикальное, либо горизонтальное. Ротация кадров. Опросы удовлетворенности (анонимные, закрытые).

Развитие навыков общения Самопрезентация Эмпатия Знания о невербальных средствах общения Знание о вербальных средствах общения Рефлексия результатов общения

Развитие навыков психологической саморегуляции Познание себя Программы совершенствования с учетом личностных особенностей Вера в себя ( самоэффективность).

Тест эмоционального выгорания Инструкция Предлагаем 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя подобным образом. Если вам не свойственно описанное ощущение, в бланке ответов отметьте позицию 0 «никогда». Если оно для вас характерно, укажите, насколько часто. Для этого напротив вопроса поставьте балл, который отвечает частоте возникновения того или иного чувства- очень редко- 1, редко -2, иногда-3, часто -4, очень часто-5, всегда- 6.

Никогда-0, очень редко- 1, редко -2, иногда-3, часто - 4, очень часто-5, всегда Я чувствую себя эмоционально истощенной 2. В конце рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон 3. Я чувствую себя уставшей, когда просыпаюсь утром и должна идти на работу 4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги, но использую это в интересах дела 5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами, как с предметами (без теплоты и симпатии к ним) 6. Я чувствую себя энергичной, ощущаю эмоциональный подъем 7. Я умею находить правильные решения в конфликтных ситуациях 8. Я чувствую угнетенность и апатию 9. Я могу положительно влиять на продуктивность работы моих коллег

Никогда-0, очень редко- 1, редко -2, иногда-3, часто - 4, очень часто-5, всегда В последнее время я стала более черствой (нечувствительной) в отношениях с коллегами 11. Как правило, те, с кем мне приходится работать, неинтересные люди, которые, скорее, утомляют, нежели радуют меня 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление 13. У меня все больше жизненных разочарований 14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многим вещам, которые радовали меня раньше 15. Иногда мне действительно безразлично, что происходит с некоторыми из моих коллег 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех 17. Я могу легко создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

Никогда-0, очень редко- 1, редко -2, иногда-3, часто - 4, очень часто-5, всегда Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера 19. Я успеваю много сделать 20. Я чувствую себя на пределе возможностей 21. Я многого еще могу достичь в своей жизни 22. Иногда коллеги перекладывают на меня часть своих проблем и обязанностей

Интерпретация Определите, пожалуйста, сумму баллов по трем основным показателям: Эмоциональное истощение подсчитываются результаты по следующим вопросам: 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. Максимально возможная сумма 54. Деперсонализация подсчитываются результаты по следующим вопросам: 5, 10, 11, 15, 22. Максимально возможная сумма 30. Редукция личностных достижений подсчитываются результаты по следующим вопросам: 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21. Максимально возможная сумма баллов 48. А теперь оцените свой уровень профессионального выгорания по следующей таблице: Показатели: Истощение Деперсонализация Редукция личностных достижений Низкий уровень и выше Средний уровень Высокий уровень 27 и выше 13 и больше 31-0