1 Переход на государственные и муниципальные программы. Нормативная база и лучшие практики Харченко Константин Владимирович Патрушев Владимир Иванович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Транксрипт:

1 Переход на государственные и муниципальные программы. Нормативная база и лучшие практики Харченко Константин Владимирович Патрушев Владимир Иванович Простов Александр Федорович

2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ГОСПРОГРАММ Тема 1. Тема 1.

3 Нормативное и программно- целевое регулирование нормативноепрограммно-целевое от определения субъектов – к реализации полномочий от целей, задач – к мероприятиям и показателям принципы разработки программных документов, их номенклатура реализация данных принципов в конкретном случае принципы ведения аналитики, финансирования исследований результаты аналитической работы за несколько последних лет

4 Нормативное и программно- целевое регулирование - 2 нормативноепрограммно-целевое легализация и регламентация инициатив, создание условий конкретные мероприятия со сроками их осуществления, исполнителями и объемами финансирования ответственность за нарушение законодательства нет механизмов ответственности (исключение – могут не продлить финансирование) УЧЕТ ОГРАНИЧЕНИЙОПОРА НА ВОЗМОЖНОСТИ ВО ИМЯ ЦЕЛИ

5 Недостаточное понимание практической значимости методологии программно- целевого управления Проблема программно- целевого регулирования Большое количество принимаемых программных документов Что считать программной проблемой? Как оценивать социальный эффект? Как соотносить программы и текущую работу?

6 Концепция программно- целевого подхода ЧТО ХОТИМ СДЕЛАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО целевая установка оригинальное, технологичное мероприятие переход от планирования ресурсов к планированию результатов

7 Идеальная программа 1. Имеет выраженные «начало» и «конец» действия. 2. Содержит концепцию, т.е. избранный способ регулирования данной сферы. 3. Мероприятия строго подчинены задачам, задачи – целям. 4. Каждое мероприятие имеет срок/этапы выполнения, исполнителей, источники финансирования и критерии оценки. 5. Содержит механизм мониторинга и контроля выполнения мероприятий и решения задач. 6. Проецируется на действующую правовую базу с разделением функций: нормативный акт – программа. 7. Степень достижения цели измеряется показателями социального эффекта.

8 Слабые места текста программ 1. Общие слова без достаточного осмысления: устойчивое развитие, качество жизни, инновации. 2. Объект регулирования видится стереотипно, не раскладывается на категории: молодежь, дворовые территории, малое предпринимательство. 3. Неточные наименования элементов: цели вместо задач, показатели похожи на задачи и наоборот 4. Непрофессионально используемые аналитические методы: SWOT-анализ, сценарный анализ, факторный анализ. 5. Большой объем стратегического документа.

9 Проблемы программного регулирования Недостаточное правовое регулирование сферы муниципальных программ. Эффект «моды» на стратегическое планирование. Недостаточное понимание смысла стратегий и программ. Большее внимание собственно документу и процедуре планирования, чем деятельности, которая им задается. Неразделенность стратегической и текущей деятельности. ПРОБЛЕМЫ

10 Документы программно-целевого управления Программа Стратегия Документ, содержащий вопросы комплексного развития территории Документ о перспективах развития отдельной сферы жизнедеятельности (госпрограмма – об отдельном направлении) Концепция Документ либо составная часть стратегии (программы), содержащий теоретическое обоснование предлагаемых способов решения проблем Проект Комплекс документов и организационных преобразований, направленных на достижение цели

11 Проблемы неточного понимания терминов Одним термином обозначаются разные документы: Программа комплексного СЭР территории и программа «Иностранный язык» Стратегия = концепция + план действий Концепция не должна утверждаться отдельно от плана действий (программы) «реализация концепции» - нонсенс

12 Варианты рабочего определения целевой программы Увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач, о котором можно судить по значениям показателей Утвержденный в установленном порядке документ, содержащий способ решения частной региональной (муниципальной) проблемы путем взаимоувязки целей, задач, мероприятий, исполнителей и ресурсов, предполагающий механизм контроля через систему показателей эффективности

13 Федеральная целевая программа увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно- хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики Порядок разработки и и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: Утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. 594

14 Ведомственная целевая программа утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов). Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования: Утверждено постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ… (2005 год) - то же определение.

15 Типы ведомственных целевых программ комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами УТВЕРЖДАЕМАЯАНАЛИТИЧЕСКАЯ выделяемая в аналитических целях при подготовке ДРОНД группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед ГРБС, описываемой целевыми индикаторами

16 Множественное регулирование целевых программ Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ… (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. 594). Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. 239). О долгосрочных целевых программах – Бюджетный кодекс (с 2007 г.) Порядок разработки… государственных программ (Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588).

17 Умножение сущностей федеральная целевая программа государственная программа долгосрочная целевая программа утверждаемая аналитическая ведомственная целевая программа ФАИП

18 Концепция реформирования бюджетного процесса в гг. среднесрочное бюджетное планирование, рассчитанное на три года; бюджетное планирование, ориентированное на результат; программно-целевые методы бюджетного планирования; задача консолидации регулирования статуса ЦП. утверждена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

19 Бюджетный кодекс РФ, быв. ст.179 (в ред. Федерального закона от ФЗ) 1. Требование прозрачности отражения долгосрочных целевых программ в бюджетах и бюджетной отчетности. 2. Исполнительные органы утверждают ДЦП, устанавливают порядок их разработки. 3. Каждая программа включается в бюджет отдельной строкой, ГРБС предусматривает ун. статью расходов. 4. В очередном бюджетном цикле нет необходимости возвращаться к обсуждению бюджета программы. 5. ОИВ утверждают порядок оценки эффективности ЦП. 6. Возможность субсидий из федерального бюджета на аналогичные программы

20 Сравнение ФЦП и ВЦП ДЦПВЦП уровень утверждения Правительство РФ, орган управления субъекта РФ, ОМСУ субъект бюджетного планирования характермежотраслевойвнутриотраслевой срокболее трех летдо трех лет масштаб задач крупные и долгосрочные проекты инвестиционные, научно-технические, структурные предоставление услуг, малые проекты выделение средств в соответствии с отдельным планом в пределах ассигнований ГРБС

21 Бюджетный кодекс РФ, ст.179 (Федеральный закон 104-ФЗ от г.) 1. МП утверждаются местной администрацией. 2. Сроки реализации МП устанавливаются местной администрацией в определяемом ею порядке. 3. Порядок принятия решений о разработке программ утверждается НПА. 4. Объем бюджетных ассигнований утверждается законом о бюджете. 5. Срок утверждения МП устанавливается актом представительного органа. 6. Порядок проведения оценки эффективности и ее критерии устанавливаются местной администрацией. По результатам – изменение ассигнований.

22 Бюджетный кодекс РФ, ст.179 (пункт 4 ) 7. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой."

23 Максимизация идеи программного регулирования В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в годах» прямо указывается на целесообразность максимально реализовывать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Внедрение в практику государственных программ еще более укрепляет этот принцип. Показатель «Доля бюджета, формируемого в рамках программ»

24 Бюджетное послание на гг. 1. Координация планирования мер социально-экономического развития и бюджетного планирования. 2. Увеличение доли средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры. 3. Госпрограммы должны стать инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. 4. Обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений. 5. Увязать госпрограммы и «дорожные карты». 6. Интегрировать параметры госзадания с показателями программ. Задачи бюджетной политики

25 Нормативные основы разработки госпрограмм Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» Порядок определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, а также контроля за ходом их реализации. Распоряжение Правительства РФ от р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» Утвержден перечень государственных программ Российской Федерации. В составе перечня - 41 государственная программа. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».

26 Государственная программа Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г Госпрограмма – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности

27 Изменения в классификации расходов Новые (универсальные) виды расходов – введены с 2012 года Целевые статьи расходов – предполагается ввести начиная с формирования федерального бюджета на г.г. Целевые статьи расходов в программной структуре бюджетов субъектов РФ ???

28 Отражение госпрограмм в бюджетной классификации

29 Необходима ли категория непрограммных мероприятий? 1.Субсидии, в том числе на подготовку к осенне-зимнему периоду, ликвидацию аварий. 2. Расходы на выполнение функций государственными органами. 3. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в госпрограммы. 4. Резервный фонд.

30 Структура госпрограммы Госпрограмма Федеральные целевые программы Подпрограммы Ведомственные программы Отдельные мероприятия Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти (далее - подпрограммы). (п.3) Но: п.28: подпрограммы И ведомственные ЦП

31 Структура госпрограммы ЯНАО ПРОГРАММА Расходы на содержание административной структуры. Расходы на содержание казенных учреждений. Расходы на приобретение основных фондов. Расходы на содержание бюджетных учреждений. Подпрограмма 1 Подпрограмма 2 Подпрограмма n ДЦП 1-n Отдельное мероприятие 1-n

32 Структура мунпрограммы Ноябрьск ПРОГРАММА Капитальное строительство. Поддержка производства. Содержание учреждений. Поддержка НКО, взносы в ОАО и МУП. МДЦП 1-n Целевая программа ведомства 1-n Отдельное мероприятие, реализуемое в установленной сфере деяельности

33 Структура мунпрограммы Северодвинск ПРОГРАММА Мероприятие Административное мероприятие Подпрограмма 1-n Обеспечивающая подпрограмма 1-n Обеспечение деятельности отв. исполнителя Административное мероприятие Задачи 1-n

34 Долгосрочный характер государственных программ Ответственность одного органа власти за достижение и реализацию госпрограммы в целом Возможность участия субъектов РФ, госкомпаний, общественных, научных и иных организаций Проведение экспертизы проектов государственным программ Минэкономразвития России и Минфином России Утверждение государственной программы актом Правительства РФ Мониторинг и контроль реализации госпрограммы со стороны Минэкономразвития России с ежегодным докладом Правительству РФ Возможность проводить общественное обсуждение проекта госпрограммы Нормы, установленные Порядком разработки госпрограмм 34

35 Особенности регулирования госпрограмм Упорядочение номенклатуры программ (требование утверждения Перечня, п.17), уменьшение их количества за счет интеграции. 2. Возможность отразить использование средств федерального бюджета для решения региональных задач (п.13). 3. Возможность интегрировать результаты выполнения государственных заданий учреждениями (п.9 а). 4. Учтена необходимость совершенствования государственного управления, помимо социально-ориентированных задач.

36 Пример упорядочения программ и сокращения их числа программ Новое качество жизни 7 программ Инновационное развитие и модернизация экономики 1 программа Сбалансированное региональное развитие 45 краевых целевых программ предлагается включить в состав 19 государственных программ Приморского края, структурированных по 3 направлениям

37 Группировка 41 госпрограммы РФ по пяти направлениям Новое качество жизни Инновационное развитие и модернизация экономики Обеспечение национальной безопасности Сбалансированное региональное развитие Эффективное государство

38 Пример Республики Марий Эл 38 Новое качество жизни (10 госпрограмм) Инновационное развитие и модернизация экономики (7 госпрограмм) Эффективное государство (3 госпрограммы) 20 госпрограмм по направлениям:

39 Особенности регулирования госпрограмм В некоторой степени разрешено противоречие между федеральными, долгосрочными и ведомственными программами. долгосрочныеведомственные не упоминаютсяполучили новую трактовку, в основе которой – не тактическая задача, а особо оформленная группировка мероприятий подпрограммы ГП. Порядок разработки ВЦП устанавливает Правительство. федеральные входят в ГП

40 Особенности регулирования госпрограмм Программно-целевое регулирование в большей мере увязано с нормативным (п.8 ж). 7. Необходимость описания управления рисками (п.8 м). 8. Добавлена возможность участия в госпрограмме государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов (п.9 г).

41 Особенности регулирования госпрограмм Большое внимание уделено показателям. Признание равнозначности термину «индикатор». Требование их количественного выражения. Допускается свобода выбора расчетных методик при условии их четкой идентификации (п.11(1), введен г.).

42 Недостатки дизайна госпрограмм 1. В целом предлагаемый механизм разработки и реализации ГП громоздкий, это отрывает силы специалистов от содержательной работы. 2. Непонятно назначение блока «задачи госпрограммы». Это расшифровка цели, сквозные ориентиры для всех подпрограмм или они должны быть созвучны соответствующим подпрограммам, ФЦП, ВЦП. 3. Сомнителен новый термин «основные мероприятия» (п.8 е). 4. Непонятна связь госпрограмм с потребностями муниципалитетов.

43 Недостатки дизайна госпрограмм В громоздкой структуре госпрограммы теряется суть – фигурирующий в центральном понятии инструмент. 6. Не изменились требования к аналитическому блоку. Содержащаяся в нем статистика не имеет прямой связи с показателями эффективности программы. 7. Из госпрограмм выветривается концептуальный раздел. 8. Нет раздела «переходные положения». 9.По-прежнему факт неудовлетворительного выполнения программы влечет за собой уменьшение ее финансирования.

44 Совет по федеральным и региональным программам СФ ФС РФ 1. Подготовка предложений о разработке ЦП. 2. Взаимодействие с органами власти, научными, общественными и иными организациями по вопросам разработки ЦП. 3.Мониторинг. 4. Предложения по финансированию. 5. Поддержка инициатив. 6. Разработка механизма координации субъектов. 7. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства. 8. Подготовка предложений по экспериментальным программам.

45 Конкретизация ФЗ в региональном законодательстве 1. В определении ГП, МП – увязка со Стратегией развития региона / МО. 2. Дифференциация субъектов: заказчик, представитель заказчика, координатор, руководитель, разработчик, исполнитель, участник. 3. Конкретизированы параметры заключения организационно- контрольного органа: соответствие приоритетом, согласованность элементов, новизна мероприятий, долговременность результатов. 4. Заключение правового органа: необходимость изменений и дополнений правовой базы + проверка на коррупциогенность. 5. Участие МО: соглашение по софинансированию. 6. Возможность участия общ. орг. в инициировании программы. 7. Возможность финансирования на возвратной основе (пр-во).

46 Ключевые положения локальных правовых актов 1. Указание на взаимосвязь между программами и стратегией СЭР территории. 2. Выделение субъектов разработки программы. 3. Реализация этапа «отбор программной проблемы». 4. Наличие подпрограмм. 5. Роль органа экономического развития. 6. Порядок реализации программ. 7. Порядок финансирования программ. 8. Публикация программ – сайт, буклет, брошюра.

47 Российская практика: Брянск и др. 1. Положение о мун. программах имеет громоздкое название и отдельными блоками включает регулирование долгосрочных и ведомственных программ. И это при том, что Центр уходит от понятия долгосрочных программ, а в ведомственные вкладывает несколько иной смысл. 2. В определении подпрограмм обнаруживаются расплывчатые термины «конкретные задачи» и «исходя из сложности задач». 3. Тезис о внесении изменений в ГП (МП) путем внесения изменений в подпрограмму излишен. 4.Ю. и ф. лица как инициаторы программы ??? (Намский наслег)

48 Недостатки определения понятия муниципальных программ 1. В самом термине атрибут «целевые» иногда присутствует, иногда не встречается. 2. Трактуется как инструмент муниципальной политики (Брянск) при том, что сам тезис о муниципальной политике на местах спорен. 3. Воспроизводится определение целевых программ 1995 г. выпуска со всеми его недостатками (Масканурское с/п, Марий Эл). 4. Неполное определение, не охватывающее все качественные признаки программы: совокупность мер, направленных на достижение цели, решение… проблем (Намский наслег, Саха). 5. В некоторых случаях, чаще до 2010 г. – нагромождение терминов «долгосрочная муниципальная целевая программа», «муниципальная целевая программа», «муниципальная ведомственная программа» и т.д.

49 К определению понятия муниципальных программ Позитивный пример: что не является муниципальной программой: - краткосрочные, до одного года, мероприятия; - мероприятия, определяющие совместные действия одного структурного подразделения муниципального образования и одного хозяйствующего субъекта (Намский наслег, Саха)

50 Самостоятельность МСУ??? В первоочередном порядке осуществляется разработка целевых программ, принятие которых обусловлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, Чукотского автономного округа, а также реализацией федеральных и окружных целевых программ, действие которых распространяется на муниципальное образование Билибинский муниципальный район. Рекомендации в НПА РФ и округа – один из мотивов разработки программы.

51 Совершенствование Положения 1. Не упускать момент назначения рабочей группы по разработке программы. 2. При характеристике целей программы добавить тезис об их соответствии подпрограммам, ВЦП и основным мероприятиям. 3. Перечень необходимых программ следует связать в первую очередь не с усмотрением должностного лица, а со Стратегией. 4. Выявление факта неудовлетворительного выполнения программы не должно приводить к уменьшению ее финансирования. Необходимо конкретизировать ответственность исполнителей, а то и предусмотреть их принудительную замену. 5. Руководство района не должно быть контролером исполнения программ поселений, если речь не идет о районном бюджете.

52 Совершенствование блока «Мероприятия» 1. Направления программных мероприятий могут быть следующими: -организационные, правовые, инвестиционные, имущественного характера (предоставление помещений, оборудования, технических средств на безвозмездной основе); - в виде оказания прямой финансовой поддержки. 2. Требования к мероприятиям: в пределах полномочий; на территории МО; финансироваться за счет местного, районного бюджета, средств хоз. субъектов и т.д. отражать конкретную деятельность и направленность на решение задач программы; содержать показатели, характеризующие результаты деятельности. (Намский наслег)

53 Совершенствование блока «Механизм реализации» Формы взаимодействия могут включать: - создание межведомственных комиссий, рабочих групп; - заключение договоров между заказчиками, исполнителями, - мероприятия по привлечению средств из внебюджетных источников; - мероприятия по организации управления программой, контролю за ходом ее реализации, использованию бюджетных средств ШИРОКО; - порядок взаимодействия и подотчетности исполнителей и заказчиков программы

54 Нормативные основы разработки стратегий 1. Ежегодные послания Президента РФ. 2. Национальные проекты. 3. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утв г.). 4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв г.). 5. Федеральный закон «О стратегическом планировании» - не принят. Вывод: необходимая законодательная база фактически отсутствует

55 Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. 596 До 1 октября 2012 г. – внести в Госдуму проект ФЗ о государственном стратегическом планировании 597До 1 октября 2012 г. – проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы 598 до 1 января 2013 г. – проект Стратегии развития медицинской науки, Стратегию лекарственного обеспечения населения (с участием общественных организаций) 602 до 1 декабря 2012 г. - разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики РФ 602Новая система стратегического планирования в области… нац. безопасности

56 Указы… (продолжение) 605Стратегическая цель – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана. ~ стратегическое взаимодействие с КНР, Индией, Вьетнамом ~ стратегический уровень сотрудничества с США

57 Нечеткие понятия: вместо «стратегия» - «программа». Не ясен статус стратегического документа – сила закона? Прямо не готовится о мероприятиях («пути и средства»). Не прописаны способы оценки эффекта. Закон о гос. прогнозировании и программах СЭР 1995 г. Закон «О госу- дарственном прогно- зировании…» от г. 115-ФЗ

58 Согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ, долгосрочный прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период, а в соответствии со ст. 173 Бюджетного кодекса РФ - на период не менее трех лет. Статья 192 Бюджетного кодекса РФ в отличие от Закона N 115-ФЗ не требует представления в ГД ФС РФ с проектом бюджета федеральных целевых программ. В Прогнозе СЭР РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, говорится, что данный документ подготовлен на основе Основных направлений деятельности Правительства РФ и Концепции на период до 2020 г., тогда как, следуя нормам Закона N 115-ФЗ, именно Прогноз должен быть ориентиром для указанных программных документов. Порядок разработки госпрограмм никак не связан с Законом 115-ФЗ. Закон о гос. прогнозировании и программах СЭР 1995 г.

59 Из перечня ВМЗ исчезло «комплексное СЭР…». «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного СЭР…» - полномочие. Ограничивается ли стратегия сферой ВМЗ? Анализ Федерального закона 131-ФЗ

60 Регулирование регионального стратегического планирования «Требования…» Минрегиона, 2007 Непонятно, «требования» или «рекомендации». Положения неполны и не систематизированы. Отсутствуют критерии – условия регистрации стратегии. Отсутствуют четкие методические рекомендации. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: Утверждены Приказом министра регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. 14.

61 Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» (536 от 12 мая 2009 г.) Стратегическое планирование – определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Определены уровни СП: федеральный, региональный (федеральный округ, субъект Российской Федерации), межрегиональный (межрегиональные территориально- производственные комплексы), межотраслевой и отраслевой. 30. Доклад субъекта РФ представляется в Правительство РФ и содержит информацию о достижении поставленных целей, включая эффективность расходования ресурсов на устойчивое развитие региона с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

62 Особенности Указа 536 Для служебного пользования. Совмещение двух предметов регулирования: стратегическое планирование и обеспечение национальной безопасности. Нетипичная, слишком обобщенная трактовка термина «устойчивое развитие». На федеральном уровне прерогатива СП отдана Президенту РФ и Совету безопасности. Регламентирована разработка стратегий развития федеральных округов. Попытка создать вертикаль стратегического планирования. Но в то же время ничего не говорится о соотношении региональных и муниципальных стратегий.

63 Роль региональных законов о стратегическом планировании Инициирование разработки полного пакета стратегических документов. Регламентация порядка финансирования разработки стратегий и программ. Координация межведомственного взаимодействия по вопросам стратегического планирования. Создание государственных структур и ГЧП, содействующих стратегическому планированию. Сейчас более целесообразно принимать законы о стратегическом управлении!

64 Ключевые моменты при разработке программы 1. Отбор программной проблемы 2. Межпрограммная координация 3. Персонализация ответственности 4. Обеспечение последовательного подхода к программно-целевому управлению 5. Учет возможного изменения внешних условий

65 по форме по содержанию Выбор объекта программного регулирования проблема потребность перспектива слишком общий слишком частный занятый

66 Мотивы разработки новой программы (из постановления 594) 1. Значимость проблемы. 2. Невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки с использованием рыночного механизма. 3. Принципиальная новизна мероприятий. 4. Необходимость координации межотраслевых связей.

67 Мотивы разработки новой программы ПРОГРАММА федеральная (региональная) программа новый организационный механизм острая проблема отсутствующее звено в системе программ

68 Следствия необоснованного выбора проблемы «Социальная поддержка отдельных категорий населения» Генерализация объекта регулирования Дробление объекта регулирования «Пожарная безопасность», «Безопасность на водных объектах»

69 Межпрограммная координация ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩИЕ ДРОБНЫЕ СТРАТЕГИЯ Программа 1 СТРАТЕГИЯ Цель 1 Программа 2 Цель 2 Программа N Цель n Идеальный вариант Реальность

70 Классификация программ позволяет... увидеть забытые элементы правильно позиционировать программу

71 Типы программ по характеру изменений Программы регулирования социальных отношений Программы реформирования социальных институтов Программы решения актуальных социальных проблем

72 Типы программ по масштабу Стратегические Оперативные Назначениедостижение целей с.-э. р. поддержание деятельности Цель реализации удовлетворение потребности решение проблемы Порядок исполнения дополнительные обязанности текущие обязанности Постоянство наличия последовательная изменчивость постоянство

73 Типы программ по сферам Программы развития городской среды Программы жилищной сферы Программы социальной поддержки Программы социального развития Комментарий: город – единство материальных объектов и социальных отношений. Городская среда отделена от среды, непосредственно окружающей человека. Задача выравнивания благосостояния отделана от задачи развития человеческого потенциала.

74 Варианты соотнесения федеральных и муниципальных стратегий 1)Государство реализует в МО свои приоритеты, не вмешиваясь в муниципальную стратегию; 2)Государство стимулирует пересмотр действующих стратегий и их согласование с Центром; 3)Государство игнорирует местные стратегии и вынуждает каждый раз вносить поправки.

75 Возможные модели законодательного регулирования стратегий Регламентация сверху Инициатива снизу Однотипные стратегии без явных промахов, но составленные под копирку Разнообразие подходов, различия в качестве документов, но возможны инновационные решения

76 Способы согласования муниципальных программ с вышестоящими программами не копировать и не подменять цели развития данной сферы в масштабах России и региона, а развивать их Так, если в региональной стратегии есть направление «развитие инженерной и транспортной инфраструктуры», в проекции на город это может означать модернизацию аэропорта, расширение ж/д сети, реконструкцию теплопровода первичного контура. Приоритетные направления государственной молодежной политики в Губкинском муниципальном районе (Белгородская область) дословно совпадают с общероссийскими. - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; - развитие созидательной активности молодежи; - интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

77 Программы и стратегия: различия в характере ПРОГРАММАСТРАТЕГИЯ «зона покрытия» точечностькомплексность логика от частных проблем от общих целей Работа над стратегий развития территории должна предусматривать переоценку всех действующих программ!

78 Способы согласования программ со стратегией Цель ЗадачиПрограммы Показатели

79 Черты стратегического мышления (по Н.С. Данакину) идейность проблемность установка на риск инновационность многовариантность рефлексивность технологичность

80 АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Тема 2. Тема 2.

81 Методика выявления проблем развития территории ПРОБЛЕМА негативный фактор (или сознательная деятельность) действует интенсивнее, чем средства самозащиты, возникает угроза необратимых изменений; избыточность либо недостаток процесса (типично – нехватка средств); ситуация неопределенности; изменение уклада жизни, введение новых правил.

82 Проблемы сферы образования глазами родителей лень, невнимательность, нездоровье самого ученика 19,1% ЕГЭ (в % к ответам родителей 11-кл.)32,0% организация учебного процесса и материальная база (в том числе недовольство шестидневной неделей - 11,4%) 25,7% недостаток свободного времени в силу загруженности учебными заданиями 12,4% качество школьной программы, содержания учебников 9,8%

83 Модель проблемной ситуации с учетом соотношения сил ТРЕБУЮЩАЯ СТОРОНА ОТВЕЧАЮЩАЯ СТОРОНА требующая сторона отвечающая сторона негативное общественное мнение отбор удобных требований

84 Логико-аналитические операции над проблемами 1. Установление связей между проблемами и факторами – возможными причинами. 2. Гипотетическое определение возможных негативных следствий. 3. Определение степени комплексности проблемы. 4. Обобщение проблем, совмещение/объединение близких по смыслу формулировок. 5. Типологизация проблем. 6. Отбор приоритетных проблем.

85 Типология муниципальных проблем 1. По кругозору: личные / общественные. 2. По способу выражения: факт / оценка (пример – трещины в стене). 3. По степени адресности: общие / специфичные для данной территории, ведомства (высокие тарифы на ЖКХ). 4. По ценностям: духовного / эстетического / прагматического плана. 5. По степени субъективизма: признаваемые всеми / отдельными личностями. 6. По времени возникновения: старые / новые. 7. По способу решения: подразумевающие цель / мероприятия. 8. По требуемым ресурсам: материальные / организационные.

86 Пример: проблемы сферы культуры

87 SWOT-анализ Модель К. Эндрюса Что мы можем сделать? Что нам хотелось бы сделать? Что мы могли бы сделать? Что ожидают от нас другие?

88 I. Выявление и ранжирование стратегических проблем среды Внутренние сильные стороны Внутренние слабости Внешние возможности Внешние угрозы Ошибка: возможности – «развитие рекреационных ресурсов», угрозы – «истощение водных ресурсов»

89 II. Устранение несоответствий 1. Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними возможностями 2. Внутренние слабости в отношении к внешним возможностям 3. Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними угрозами 4. Внутренние слабости в отношении к внешним угрозам

90 Поиск оптимального сочетания Сильные стороны Возможности … Далее – пример!!!

91 Преимущества SWOT- анализа не требует особых навыков и финансовых затрат, не занимает много времени; контрастирование факторов позволяет более четко обозначить проблему; возможна реализация метода во имя сплочения экспертной команды.

92 Недостатки SWOT-анализа 1)параметры не соотнесены с количественными оценками: сложно оценить критические значения параметров, неясен источник данных; 2)не учитывается динамика, интенсивность процессов; 3)не говорит о степени выраженности фактора (Каков критерий отнесения позиции к сильным или слабым сторонам? Возможно ли отбросить фактор, если он не «сильный» и не «слабый»?); 4)часто используется не полностью, до середины.

93 Сценарный анализ Сценарный анализ – это аналитическая процедура, позволяющая видеть будущее как поле развертывания одного из нескольких возможных сценариев и на основе оценки вероятности их реализации определять стратегии использования ресурсов.

94 Основные понятия СЦЕНАРИЙ СТРАТЕГИЯ естественно складывающийся вариант развития событий в будущем целенаправленные действия по реализации наиболее благоприятного сценария

95 Преимущества сценарного анализа 1. Учитывает неопределенность; 2. Позволяет анализировать нестандартные ситуации; 3. Выявляет проблемы на стадии зарождения; 4. Указывает способ воздействия на неблагоприятные исходы.

96 Этапы сценарного анализа 1. Определение списка переменных 2. Описание параметров для каждого сценария 3. Определение возможных стратегий 4. Построение сценарно- стратегической матрицы 5. Выбор оптимальной стратегии

97 Типы сценариев Сценарий 1 - нейтральный; Сценарий 2 - оптимистический; Сценарий 3 - пессимистический

98 Ключевые переменные 1) тип общества; 2) взаимоотношения с внешней средой; 3) налоговая политика; 4) состояние социально-трудовой сферы; 5) доминирующий тип ренты; 6) взаимосвязь экономики и экологии; 7) качество социума; 8) развитость информационных технологий; 9) характер политики федерального центра; 10) демографическая ситуация; 11) состояние гражданских институтов; 12) характер потребностей, формирующих культурную среду

99 Параметры оптимистического сценария 1. Наличие баланса интересов бизнес-сообщества и населения. 2. Устойчивость экономики города к неблагоприятному влиянию внешних экономических процессов. 3. Развитость сферы услуг, свойственная постиндустриальному обществу. 4. Стабильность налоговой политики и межбюджетных отношений. 5. Заинтересованность работников в результатах своего труда, основанная на обеспечении их участия в распределении прибыли. 6. Сформированность интеллектуальной, инновационной ренты.

Достижение экологической устойчивости. 8. Развитость гражданского общества. 9. Распространенность информационных технологий. 10. Демографический подъем (превышение рождаемости над смертностью). 11. Обеспечение баланса различных типов культур. 12. Высокий уровень безопасности условий жизнедеятельности населения. Параметры оптимистического сценария - 2

101 Типы стратегий СТРАТЕГИЯ 1 - потребительская; СТРАТЕГИЯ 2 - мобилизационная; СТРАТЕГИЯ 3 - сбалансированная

102 Сценарно-стратегическая матрица Страт 1 (р=0,4) Страт 2 (р=0,6) Страт 3 (р=0,8) Итог Сц 1152,55,4 Сц 24123,8 Сц 33245,6

103 Сценарный анализ позволяет учитывать альтернативы развития объекта АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВ НЕУЧЕТ АЛЬТЕРНАТИВ обозначена ситуация выбора; отказ от достижения одних целей обеспечивает полномасштабную реализацию других возможны лишь незначительные, количественные социальные изменения

104 Учет альтернатив при разработке программы Развитие транспорта Новые троллейбусные маршруты Маршрутные такси Скоростной трамвай Здравоохр анение Кардиологи- ческий центр Реконструк- ция корпуса больницы Замена оборудова- ния Спортивно -развле- кательная отрасль Строительство аквапарка Строитель- ство стадиона Реконструк- ция лыжной базы

105 Проблема оценки эффективности федеральных программ 1. Не все программы содержат разделы, посвященные эффективности. 2. Далеко не все программы содержат описание методики оценки эффективности. 3. В ряде программ эффективность понимается лишь как степень соответствия заданным значениям показателей, что далеко от смысла понятия «социально-экономическая эффективность». 4. В системах показателей не всегда выделяются общая и специфическая составляющие. 5. Практически не применяется оценка запаздывающих результатов.

106 СТРУКТУРА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Тема 3. Тема 3.

107 Структурные элементы программы паспорт цель задачи мероприятия – исполнители – финансирование – критерии и показатели эффективности мероприятий актуальность концепция аналитика управление реализацией программы показатели эффекта

108 Раздел «Общая характеристика» Составляющие внешней среды Составляющие внутренней среды 1)международная составляющая; 2)политическая составляющая; 3)правовая составляющая; 4)экономическая составляющая; 5)социально-демографическая составляющая; 6)технологическая составляющая; 7)природно-экологическая составляющая 1)потребительская составляющая; 2)управленческие процессы и технологии; 3)финансовая составляющая; 4)обучение и развитие персонала.

109 Каким должен быть раздел «аналитика» 1. Первый опыт изложения итогов получен, на него нужно опираться и идти дальше. 2. Все данные должны быть подчинены цели изложения. Из анализа должно следовать, почему поставлены именно такие цели и задачи. 3. Временные тренды должны быть как можно более глубокими, чтобы лучше понимать состояние процесса. 4. Решенные проблемы вынести в особый раздел. Все показатели должны быть актуальными, проблемными. 5. Разделить «итоги» на столько частей, сколько в программе задач либо показателей социального эффекта.

110 Смыслы концепции 1.Стройно, логично, красиво изложить материал – модель совершенствовать проще, чем реальность, взятую «в опыте». 2. Показать объекты повышенного внимания, их свойства и отношения. А главное – причинно- следственные связи между задачами и способами их решения. 3. Донести до целевых групп назначение стратегии, заставить общественность задуматься о развитии территории в целом и возможном личном вкладе каждого.

111 Концепция развития спорта сооружения, СМИ ГРАЖДАНЕ СРЕДА спортсмены - профессионалы тренеры, врачи, судьи спортсмены -любители болельщики ИНСТИ- ТУТЫ федерации, клубы, ДЮСШ менеджеры спорта позиционирование брендинг, «спортивный лифт» предприятия со спортивными командами школы ГОРОД

112 Концептуальные основы молодежной политики Молодежь - социальная группа в возрасте от 14 до 30 лет начало формирования самосознания, получение паспорта вступление во взрослую жизнь: работа, семья стабилизация жизненной ситуации формиро- вание граждан- ской позиции жизненный путь молодого человека

113 Концепция культурного развития эстетика ГРАЖДАНЕ СРЕДА позиционирование брендинг творческие деятели - профессионалы и любители духовность культурность самореализация город/ поселок

114 Концепция развития ТОС

115 Концепция развития сельского туризма инвестиции создание ТОС политичес- кая поддержка реклама Экономическое, социальное и духовное развитие села ремесла истории, предания здания, сооружения агротехнологии природа туруслуги туроператор тупродукт маршруты

116 Цель и ожидаемый результат ЦЕЛЬ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ обобщенное представление об идеальном состоянии сферы жизнедеятельности, которого планируется достичь в результате реализации программы количественный ориентир, содержащий исходное и планируемое значение показателя; указание на тенденцию

117 Методологические требования к целям (западная теория) SMART 1. Конкретность (Specificity); 2. Измеримость (Measurability); 3. Достижимость (Achievability); 4. Релевантность (Relevance). 5. Привязка ко времени (Time-certainty)

118 Из Порядка разработки программ г.о. Верхняя Пышма (с комментариями) - специфичность (цели должны соответствовать компетенции заказчиков целевой программы); ЦЕЛЬ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ КОМПЕТЕНЦИИ. ЗДОРОВЬЕ – В ЧЬЕЙ КОМЕТЕНЦИИ НАХОДИТСЯ? - достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); МОЖЕТ БЫТЬ СЛИШКОМ ОБЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЛИБО ПЛОХОЕ КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ДОСТИЖИМОСТЬ – НЕКОНКРЕТНЫЙ ТЕРМИН. измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); ИЗМЕРИМОСТЬ – СВОЙСТВО НЕ САМОЙ ЦЕЛИ, А ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЕЙ КОРРЕСПОНДИРУЮТ - привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). СРОКИ ОБЫЧНО ПРИВЯЗЫВАЮТСЯ К МЕРОПРИЯТИЯМ. НО ВООБЩЕ СРОКИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ – ЭТО ПЕРСПЕКТИВНО.

119 Польза отдельных элементов SMART Достижимость Создание условий для роста предложения на рынке жилья, соответствующего потребностям различных категорий граждан

120 Типичные ошибки при формулировании целей 1. Замещение цели показателем. 2. Слишком общие формулировки, пересекающиеся с остальными. 3. Ограниченность механизма по отношению к задаче. 4. Понятие «качество» должно быть расшифровано, что именно предполагается совершенствовать. 5. Понятие «доступность» надо применять с осторожностью (сравн. «пешая доступность»), особенно для большого города. 6. Имея в виду развитие сферы, не нужно говорить о реализации прав граждан, если нет острой проблемы с их ущемлением. Или, напротив, везде поставить права во главу угла. 7. Потребность в сбалансированном развитии не всегда очевидна. Ее нужно доказать.

121 Структура формулировки цели 1. Ориентация и форма управленческого воздействия; 2. Предмет воздействия, приоритет; 3. Способ воздействия.

122 Ориентация цели ПРОБЛЕМАсохранение, предотвращение, восстановление, преодоление отставания ПОТРЕБНОСТЬразвитие, обеспечение ПЕРСПЕКТИВАформирование, создание условий

123 Подходы к формулировке цели СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВЕДОМСТВЕННЫЙ «укрепление здоровья граждан», «повышение интеллектуального потенциала города» «развитие здравоохранения», «развитие образования» целостность - инновационность

124 Составляющие грамотно поставленной цели 1. Не упущен момент стратегического выбора. 2. Соподчиненность задач, мероприятий и т.д. 3. Упомянут особый организационный инструмент решения проблемы.

125 Формулируем цель молодежной политики качество жизни потенциал; творческий потенциал гражданская активность включенность активность социализация самореализация ОТ СТЕРЕОТИПАОТ ОБРАЗА формирование молодого человека – физически здорового, экономически самостоятельного, социально-активного, с прочными духовными устоями, любящего малую родину

126 Цель программы сельского туризма ЦЕЛЬ-ОБРАЗ активные, творческие личности среди жителей села мастера своего дела: ремесленники, пчеловоды экскурсоводы, менеджеры в сфере туризма КОГО формируем ЧТО формируем интерес к истории, природе, культуре родного края, традиции сельская среда – экологически чистая, безопасная, культурная производство продукции, представляющей интерес для туристов туристический продукт, бренд (инф. сообщение, маршруты)

127 Правила формулирования задач программы 1. Задачи должны соответствовать своей подцели (социальной цели) и главной цели стратегии. 2. Задачи должны иметь под собой одно логическое основание. 3. По своей формулировке задача не должна быть похожа на цель, мероприятие или ожидаемый результат. 4. Перечень задач должен быть достаточным для достижения цели. 5. Задачи должны быть социально- ориентированными, а не ведомственными. 6. Задачи должны соответствовать возможностям муниципальной администрации.

128 Задачи не должны отражать текущую деятельность, функционирование вне развития создание условий для своевременной реализации социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ЛУЧШЕ ПРО СОЦИАЛИЗАЦИЮ, ИНТЕГРАЦИЮ В РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО, РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА

129 Несоответствие задачи возможностям администрации: пример укрепление материально-технической базы предприятий агропромышленного комплекса Муниципалитет может только создавать условия для развития материальной базы, содействовать косвенным путем

130 Пример формулировки задач 1. Адресная информационно-консультационная поддержка. 2. Финансовая поддержка. 3. Имущественная поддержка. 4. Повышение квалификации предпринимателей. 5. Обеспечение инфраструктуры поддержки бизнеса. Программа развития малого и среднего предпринимательства в г. Норильске Логическое основание – виды поддержки

131 Матрица задач программы развития общего образования Все Одарен- ные Твор- ческие Спор- тивные Социально- активные Квалификация педагогов Учебные программы Организация управления, обучения Внешкольная деятельность, воспитание Материально- техническая база Здоровье

132 Матрица задач программы развития спорта Учебные заведения Физкультурно- спортивные организации Мат.-тех. база Кадры Физич. здоровье Территории МО МО в целом Производственная сфера Информ.

133 Задачи культурного программы развития 1. Формирование гражданственности, патриотизма и социальной сплоченности горожан на основе общих культурных ценностей. 2. Развитие духовного потенциала горожан на основе позитивных культурных ценностей. 3. Создание условий для личностной самореализации горожан в культурной сфере. 4. Продвижение позитивного имиджа города, «культурный брендинг». 5. Совершенствование управления сферой культуры. Вариант для регионального центра

134 Задачи программы культурного развития для муниципального района 1. Координация деятельности учреждений культуры поселенческого уровня. 2. Совершенствование системы дополнительного образования в сфере культуры. 3. Формирование культуры семейного чтения и расширение спектра библиотечных услуг. 4. Содействие развитию традиционного народного самодеятельного художественного творчества. 5. Обеспечение доступности для населения культурных ценностей. 6. Повышение уровня культурности населения. 7. Формирование культурной, эстетической среды поселения.

135 Меры государственного регулирования Увязка нормативов финансовой деятельности с качеством оказываемых услуг Льготы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности Положение о конкурсе Финансовые инструменты Меры по координации взаимодействия ведомств – ответственных исполнителей программы. Регламентация системы государственно-частного партнерства. Регламент функционирования портала. Организационные инструменты

136 Мероприятия В отличие от целей и задач своеобразие мероприятий состоит в том, что они, во-первых, предметны, поскольку имеют четкие пространственно-временные рамки, расходуют конкретные ресурсы и т.д., а во-вторых, дискретны, так как моменты их реализации перемежаются с моментами бездействия.

137 Признаки грамотно сформулированных мероприятий «Имя» «Время» «Пространство» «бренд», узнаваемость точки начала и конца город, микрорайон, агломерация и т.д.

138 Типология мероприятий 1)Материального обеспечения, 2)Организационные, 3)Информационные, 4)Исследовательские. Принципы отбора мероприятий инновационность, технологичность, реалистичность, разумное сочетание организационных затрат с материальными, выраженность эффекта

139 Псевдорешения на этапе мероприятий 1. Создание административной структуры. 2. Принятие нормативно-правовых актов. 3.Формулировки, дублирующие полномочия.

140 Инновационные организационные механизмы «Социально-экономический бренд города» – это комплекс управленческих инноваций, которые могут представлять интерес в других регионах.

141 Перспективы программно- целевого подхода Делегирование полномочий Инструмент важнее программы

142 Государственный контроль ГЧП: пример Австралии 1. Ограничение на срок пребывания в должности общественных активистов. 2. Установленный порядок отстранения лидеров от должностей в организациях ГЧП. 3. Директивные распоряжения по отдельным вопросам деятельности ГЧП. 4. Утверждение перечня допустимых способов распоряжаться прибылью от деятельности. 5. Установление порядка сдачи отчетности и проведения проверок. 6. Внесение поправок в законодательство страны, если возникнут непредвиденные случаи.

143 Инструмент Вид блага или услуги, которая обеспечивается данным инструментом. Способ обеспечения благом или услугой. Организационная система обеспечения. Набор формальных и неформальных правил. Инструмент – это специфический метод, структурирующий коллективное действие с целью решения социальной проблемы Характеристики инструмента

144 Критерии целесообразности использования инструментов СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ УПРАВЛЯЕМОСТЬ ЛЕГИТИМНОСТЬ

145 Значение концепции «нового управления» ТРАДИЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ формальное выполнение программы содержательный результат иерархические отношения социальные сети конфронтация с НГОсотрудничество с НГО командованиепереговоры и убеждение умение управлять готовыми системами умение сплачивать общественность вокруг инн.

146 Жизненные стратегии граждан Разработка информационных материалов Исследование потребности граждан Создание Центра жизненных стратегий Включение пункта в стратегический документ Оказание услуги ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТ ГРАЖДАНАМ ВЛАСТЯМ 1. Экономия ресурсов. 2. Уверенность в силах. 3. Социальный оптимизм. 4. Социальная включенность. 5. Смысл жизни. 1. Рост удовлетворенности. 2. Территориальная идентичность, чувство родины. 3. Расходование средств в пределах города. 4. Бренд «жизненная стратегия».

147 Уникальная система общественного самоуправления Поликлиника Больница д.сад Завод ГСК Общ. орг. ТСЖ магазин ТОС Школа магазин милиция Церковь ТОС Территориясамоуправления

148 Иные примеры организационных инноваций 1. Аутстаффнг – «заемный труд». 2. Пространственная локализация стратегии развития города. 3. Создание системы муниципальной социологии. 4. Создание и размещение в Интернете каталога муниципальных услуг (Оренбург). 5. Сервис «Одним кликом» (обращения граждан + карта), Екатеринбург.

149 Примеры решения частных методологических задач 1. Разработка параметрических моделей развития города (для оценки степени достижения показателей стратегии и целевых программ). 2. Апробация программно-целевого способа противодействия сквернословию. 3. Концептуальное обоснование молодежной политики, основанное на принципе обособления групп учащейся и работающей молодежи. 4. Создание экспериментальной методики оценки вклада административных структур в достижение стратегических показателей. 5. Расчет Индекса развития человеческого потенциала для города, в том числе 1) определение доли валового городского продукта (ВГП) в валовом региональном продукте (ВРП) и 2) расчет ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

150 Социальное проектирование (отдельные слайды) СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ любой алгоритм действий по реализации социально-значимых целей алгоритм действий по преобразованию среды, реализуемый в порядке общественной инициативы

151 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСПРОГРАММ Тема 4. Тема 4.

152 Области применения оценки эффективности Муниципальная статистика Стратегическое планирование Внутренняя работа администрации «визитная карточка» муниципалитета, аналитика для принятия решений количественные оценки выполнения мероприятий, решения задач и достижения цели стратегии и программ характеристика административного потенциала (кадрового, организационного, ресурсного) Реализация Указов 1199 и 1384 сбор данных в вышестоящие инстанции

153 Основные понятия оценки эффективности ПОКАЗАТЕЛЬ, ИНДИКАТОР ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ переменная, которая позволяет оценить эффект от естественного социального процесса и/или целенаправленной деятельности власти критерий эффективности, содержащий два числовых значения: исходное и прогнозное ИНДЕКС расчетный показатель, учитывающий несколько факторов, приведенных в соответствие с их значимостью РЕЙТИНГ показатель позиции заданного объекта относительно аналогичных объектов

154 Задачи, решаемые в ходе оценки целевых программ 1. Корректировка содержания программы, обеспечение ее реалистичности. 2. Корректировка организации выполнения программы. 3. Учет недостатков программы для их устранения при разработке других аналогичных документов. 4. Привлечение внимания к программе научной и деловой общественности. 5. Обеспечение текущего финансирования в полном объеме и привлечение дополнительного финансирования. 6. Анализ разногласий среди исполнителей.

155 Блоки оценки качества программ 1. Процедура 2. Содержание 3. Оформление 4. Результаты Субъекты оценки – внешний и внутренний эксперты

156 Типы оценки целевых программ по стадии реализации предварительная, промежуточная, обобщающая по назначению оценка потребности, процесса реализации, результативности, эффективности, «затраты-выгоды», продуктивности и влияния

157 Типы оценки программ 1.Оценка, ориентированная на выполнение задач программы. 2.Оценка, ориентированная на управление программой. 3.Оценка, ориентированная на потребителя. 4. Экспертная оценка. 5.Оценка, ориентированная на разрешение противоречий.

158 Критерии предварительной оценки 1. Наличие окружной программы, актов главы района в пользу разработки программы. 2. Соответствие целей и задач ДРОНДам, указам об оценке эффективности ОМСУ. 3. Отсутствие дублирования объекта в других программах. 4. Наличие в программе показателей социального эффекта. 5. Доля средств, полученных в порядке межбюджетных трансфертов из округа. 6. Наличие капитальных расходов и расходов на НИОКР. Пуровский район ЯНАО

159 Модель предварительной оценки ПРОГРАММА соответствие нормативным документам соответствие стратегическим документам реализуемость (в том числе за счет привлеченных средств) соблюдение межпрограммной координации четкая ориентация на социальный эффект концептуальность целей-задач и технологичность мероприятий

160 Эффективность реализации программ Пуровский район ЯНАО где: К - коэффициент эффективности реализации целевой программы; Рц - результативность достижения целевых значений показателей целевой программы; З - степень достижения запланированного уровня затрат на реализацию целевой программы.

161 Оценка процедуры Методичность количество методологических источников количество изученных аналогичных программ Вовлеченность местного сообщества Нацеленность на реализацию информированность изучение общественного мнения участие молодежи в обсуждении конкретизация ответственности организация системы мониторинга

162 Методика оценки эффективности реализации программ 1. Уровень исполнения бюджетного финансирования. 2. Степень достижения индикатора. 3. Результативность расходования бюджетных средств. 4. Эффективность реализации целевой программы за отчетный период. 5. Эффективность целевой программы за весь период реализации.

163 результат с наименьшими затратами Проблема: нет точки отсчета, понятия о наименьшей цене, которой можно достичь результата Нет указания на цену – нет измеримого результата Предмет оценивания РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ физический объект – новая школа, больница выполнение мероприятия – Год молодежи достижение показателя оказание услуги населению

164 сравнение в пространстве (условие – блага на душу потребителя) Мера эффективности минимальный стандарт (сравн. предельно-критические показатели развития) сравнение во времени степень приближения к намеченному значению (сравнение с потребностями граждан)

165 Типология показателей по характеру явления Показатели объема выполненной работы Показатели социального эффекта Показатели удовлетворенности наглядные единицы измерения, однозначность, независимость от наблюдателя учет косвенного влияния, отсроченность результата от усилий, вычисление расчетным путем на основе статистики и социологии отражают реакцию объекта на действия субъекта

166 Пример оценки мероприятия по трем показателям Организация Клуба молодых избирателей Доля молодых людей, участвующих в выборах Количество активных членов Клуба Удовлетворенность работой клуба (знания, общение, поручения)

167 Модель оценки деятельности

168 Пошаговый аудит показателей целевой программы 1. Актуален ли показатель в плане способности измерять социальное благо? 2. Насколько целостно показатель охватывает проблему? 3. Насколько совершенна методика расчета показателя? 4. Насколько уместна стоящая за показателем гипотеза? 5. Измеряет ли показатель социальный эффект или проделанную работу? анкета; индик

169 Пошаговый аудит показателей целевой программы Измеряет ли показатель социальную либо ведомственную эффективность? 7. В какой мере ожидаемые значения показателя поддаются прогнозу? 8. Каким образом показатель соотносится с решаемой проблемой? 9. Позволяет ли показатель судить о качественной стороне проблемы? 10. Учитывает ли свободное волеизъявление? 11. Адекватно ли прогнозное значение?

170 Критерии качества показателей Актуальность Обоснованность гипотезы Совершенство методики расчета Полнота охвата проблемы Учет волеизъявления

171 Неактуальность показателя - примеры 1. Укомплектованность амбулаторно-поликлинического звена участковыми врачами. 2. Просроченная задолженность по заработной плате по крупным и средним предприятиям (на конец года), тыс. рублей. 3. Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов - всего, кв. метров на 1 тыс. человек. 4. Обеспеченность населения библиотеками (Южно- Сахалинск 75,3%). Достижение показателя не влияет на качество жизни. Проблема, которую характеризует показатель, отсутствует. Объект успешно регулируется рынком. Изменилась социальная потребность в измеряемом объекте.

172 Проблема гипотезы - примеры 1. Объем скорой медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на 1 жителя, вызовов. 2. Доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.

173 Проблема полноты охвата - примеры 1. Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям, рублей

174 Учет волеизъявления - примеры 1. Охват школьников горячим питанием. 2. Охват детей и подростков летним организованным отдыхом и оздоровлением. 3. Охват населения мероприятиями по профилактике правонарушений и асоциальных явлений

175 Проблема отражения ведомственных интересов вместо социальных - примеры 1. Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органам местного самоуправления. Смысл деятельности ОМСУ – не в торговле услугами. Культурные мероприятия организует исполнительная власть, а не ОМСУ, т.е. избирком, Счетная палата и т.п.

176 Эффективность программы преодоления сквернословия 1. Количество фактов сквернословия в местных СМИ; 2. Частотность ненормативной лексики в местах скопления молодежи (слов на 10 минут диктофонной записи); 3. Количество надписей ненормативного содержания на поверхностях; 4. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности; 5. Доля граждан, толерантно относящихся к сквернословию (% от числа опрошенных).

177 Типы показателей 1. Количество объектов культурного наследия / учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии. 2. Доля площади лесовосстановления в текущем году от общей площади земель лесного фонда, нуждающихся в лесовосстановлении. Показатели решения проблем

178 Недостатки государственной статистики 1. Информация по ряду показателей, в частности, учтенных в переписи 2002 г. и ежегоднике двухгодичной давности, уже не является своевременной. 2. Далеко не все параметры, учитываемые в масштабе региона, представлены в разрезе муниципальных образований. 3.Информация, особенно специально рассчитываемые показатели, характеризуется высокой стоимостью. 4. Отдельные агрегированные показатели невозможно разложить на составляющие, которые в конкретном случае могут быть более ценными для потребителя информации.

179 Amount of personnel per 500 sq. m.

180 Personnel in establishments representing the Creative Class Amount of personnel % Personnel

181 Пример адаптации статистики к программе (молодежная политика) общая характеристика молодежи гражданская активность социальная активность молодежное предпринимательство трудовая сфера демография досуг здоровье молодежи духовные ценности девиантное поведение кадры молодежной политики самоубийства

182 Молодежная статистика - 1 Доля молодежи (14-30 лет) среди населения; Электоральная активность молодежи; Доля молодых людей – членов избирательных комиссий; Число проживающих на территории Почетных доноров России до 30 лет; Доля молодых предпринимателей среди владельцев ИП (в соотношении с полом и видом деятельности) ; Доля молодежи среди работающих не по найму; Доля молодежи среди безработных; Доля молодых людей, состоящих в браке; состоящих в гражданском браке от числа состоящих в браке;

183 Молодежная статистика - 2 Доля разведенных молодых людей; Доля абортов, сделанных женщинами лет; Число молодых людей, получающих пособие на детей-инвалидов; Дефекты слуха, зрения, речи и осанки у молодых людей; Заболеваемость туберкулезом, ЗППП (только региональный масштаб показателя) ; Число молодых людей, совершивших преступления; состоящих на учете; Показатели наркомании; Показатели кадрового обеспечения молодежной политики.

184 Доля социально-активной молодёжи от 14 до 22 лет (экологические молодёжные отряды, городской союз студентов, студенческие отряды содействия милиции, волонтёрское движение и т.д.) Доля работающей молодёжи от 23 до 30 лет, участвующих в работе Советов молодых специалистов, комиссий по делам молодёжи при профкомах, актив предприятий и организаций города Молодежная статистика – основные показатели

185 Социологические исследования отношения к стратегии и программам 1)информированность о стратегическом документе, этапах его продвижения; 2)оценка текущей ситуации по направлениям Стратегии (программы); 3)ожидания респондентов от разрабатываемой стратегии/программы; 4)готовность участвовать в обсуждении и мероприятиях стратегии/программы.

186 Социологические исследования эффекта от реализации программ ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ полнота удовлетворения потребностей граждан в услугах данного вида вне действия программы оценка институциональных условий удовлетворения потребностей оценка отдельных мероприятий целевой программы (Совет территории, счетчики тепловой энергии, социальное такси, молодежный парламент)

187 Вариант представления данных по городу

188 Учет территории проживания

189 Категория «удовлетворенность» - это субъективное ощущение человеком полноты реализации своих потребностей в данных условиях, формирующее определенный тип поведения и отношения к окружающему миру.

190 Показатели удовлетворенности сферами жизни (Белгород, 2009 г.) Сфера ИНДЕКС 1 Благоустройство 37,652,27,22,6+0,69 2 Культура и досуг 13,857,513,45,0+0,42 3 Правопорядок 7,861,321,07,1+0,31 4 Экология 8,458,221,16,3+0,30 5 Соцзащита 10,352,519,610,3+0,25 6 Транспорт 14,646,529,05,5+0,22 7 Состояние дворов 9,448,128,013,3+0,11 8 Поддержка бизнеса 3,829,112,69,6+0,07 9 Медицина 5,037,139,616,3-0, ЖКХ5,035,938,618,2-0,15

191 Асимметрия удовлетворенности удовлетворенностьнеудовлетворенность удовлетворенность объектом в целом удовлетворенность подобъектами

192 Факторы, корректирующие оценки удовлетворенности 1. Субъективная важность объекта; 2. Степень знакомства с объектом (информированность – адаптация - участие); 3. Динамика состояния объекта; 4. Мнение окружающих; 5.«Качество человека».

193 Типы личности по критерию «интересы-оценки» заинтересованностьравнодушие удовлетво- ренность «фанат»«соглашатель» неудовлетво- ренность «борец»«скептик»

194 Встраивание социологии в процесс принятия решений рациональный аргумент политический аргумент Адаптация социологов Адаптация управленческой системы логика агрегирование / детализация выстраивание параметров

195 Параметры удовлетворенности услугами Качество инфраструктуры Качество взаимодействия Качество внутренних процедур Качество конечного результата условия пребывания в учреждении, график работы, время ожидания приема, справочная информация на стендах информационные технологии, электронная очередь, моральный комфорт удовлетворенность процессуальными требованиями, порядком получения услуги, отсутствие коррупции соответствие результата ожиданиям По материалам Ж.Ю. Данковой

196 Приказ Минэконома от 1 марта 2013 г. 110 Качество инфраструктуры Качество взаимодействия Качество внутренних процедур Качество конечного результата время предоставления государственной услуги; время ожидания в очереди при получении государственной услуги; вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги; комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга; доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.

197 Глубина влияния социологии на решения Пассивное встраивание количественное выражение очевидных явлений; подтверждение правильности политики; заполнение аналитического блока целевых программ; позиционирование территории на фоне других регионов; неосознанное влияние данных на решения

198 Глубина влияния социологии на решения Активное встраивание связь диапазонов шкал с альтернативами решений; выявление отклонений от нормы.

199 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Тема 5. Тема 5.

200 Научно-методологическое сопровождение программ Коллегия местного самоуправления Контрольный орган Рабочая группа Институт муниципальных проблем рабочие группы при департаментах

201 Структура МУ «Институт муниципальных проблем» сектор муниципальной статистики и обработки данных сектор социологических исследований сектор социальной проблематики и безопасности жизни сектор городского хозяйства

202 Требования к знаниям эксперта – рецензента программы собственно предметная область; общие и специальные аналитические процедуры; принципы программно-целевого подхода; порядок служебного документооборота в администрации.

203 Мотивы обращения к экспертам СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ повышение качества стратегического документа, выполнение сложных аналитических процедур передача дела разработки стратегии стороннему субъекту с целью экономии рабочего времени муниципальных служащих ПОЛИТИЧЕСКИЕ опора на авторитет, легитимация процесса стратегического планирования

204 Способы взаимодействия муниципалитета с консультантами 1. Делегирование внешнему исполнителю максимального объема функций, связанных со стратегическим планированием; 2. Включение одного или нескольких консультантов в организационно- аналитическую группу по разработке программы, наряду с муниципальными служащими.

205 Особенности привлечения консультантов и экспертов Консультант Эксперт непосредственное руководство рабочей группой, участие в заседаниях, предоставление необходимых материалов оценка результатов работы (разделов стратегии, целевых программ), выставление балльных оценок в составе экспертной группы

206 Услуги консультанта по разработке стратегии 1. Подготовка предложений по формату программы (отчет, страницы); 2. Проведение семинарских занятий и тренингов по стратегическому планированию (академические часы); 3. Индивидуальное консультирование членов рабочей группы (академические часы); 4. Подготовка предложений по процедурам (SWOT- и сценарный анализ, «мозговой штурм», деловая игра), участие в этих процедурах (страницы отчета, часы); 5. Участие в совместном обсуждении проекта программы (часы); 6. Оценка подходов к решению задач стратегического планирования, предлагаемых членами рабочей группы; 7. Рецензирование фрагментов программы (часы); 8. Обеспечение методическими материалами (страницы).

207 Критерии профессиональной экспертизы 1.Беспристрастность; 2. Полнота анализа; 3. Логическая убедительность рассуждений; 4. Определенность ответов. детализация ТЗ опора на добросовестность

208 Соотношение целевого и ведомственного управления ЦП текущие задачи ЦП Модель 1 текущие задачи ЦП Модель 2

209 Взаимосвязь программной и текущей деятельности Цели, задачи Функции, полномочия во имя цели можно сделать намного больше, чем в соответствии с полномочиями

210 Бесконечный процесс, нет момента «передышки», смены вида деятельности; Конечный продукт размыт, главное – устойчивое функционирование; Жесткая организационная структура, регламентированный порядок перемещений по должности; Финансирование процесса работы, большие накладные расходы. Недостатки ведомственного подхода

211 Виды планирования СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ТАКТИЧЕСКОЕ поиск новых возможностей оптимизация управления при заданном потенциале ОПЕРАТИВНОЕ реализация имеющихся возможностей, обеспечение слаженной работы элементов Стратегия – вершина айсберга планирования

212 Неравномерная загруженность персонала: сверхурочная работа и/или вынужденные простои; Невыполнение поручений по причине размытых сроков сдачи заданий; Неудовлетворенность членов организации и ее целевых групп качеством работы и коммуникациями; Расхождения между решениями и фактическими результатами деятельности; Размытые зоны ответственности; Сосредоточенность на технических, а не на стратегических результатах. Проблемы, решаемые посредством тактического планирования

213 Необходимость цели и задач, переориентация цели в плоскость этапов организационного развития («цель на 2010 год»); Увязка мероприятий с исполнителями, сроками, ресурсами и показателями эффекта; Встраивание протоколов поручений в контекст планирования. Структура текущих планов

214 необходимость равномерного распределения однопорядковых мер по всему периоду планирования (например, в январе рассматривать вопросы здравоохранения, в феврале – образования и т.д.); срок, необходимый для подготовки крупного мероприятия; привязка к крупным событиям – международная конференция, заседание Коллегии местного самоуправления, приезд федерального политика; привязка к рутинным событиям годового цикла –осуждение проекта бюджета, праздники, сезон отпусков Место мероприятий в текущем плане

215 «Внутренние» мероприятия 1)изучение сотрудниками нормативных актов и научно-практических публикаций по профилю деятельности; 2)внедрение и реализация технологий повышения квалификации и переподготовки сотрудников; 3)организация проектных групп внутри подразделения; 4)изменение порядка работы; 5)материальное (техническое, информационное) обеспечение подразделения.

216 Текущую деятельность нужно не отражать в планах, а раскрывать Текущую деятельность нужно не отражать в планах, а раскрывать Новые действия лучше описывать подробно, а привычные – сжимать в наименование технологии.

217 Правило 60 х 40

218 Принцип Эйзенхауэра в действии важность срочность В/С НВ/НС В/НС НВ/С выполнять для отсутствия претензий к работе делегировать, учиться отказывать делегировать выполнять для саморазвития, карьеры

219 Принцип Парето В процессе работы за первые 20% расходуемого времени руководителем достигается 80% итогового результата. Остальные 80% затраченного времени приносят ему лишь 20% общего итога работы.

220 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Константин Владимирович Харченко, к.с.н., доцент, член-корреспондент Академии социальных технологий и местного самоуправления, член сети Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов, Мой сайт: