Организация трудовой деятельности в подготовительной к школе группе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Advertisements

Презентация по теме: Трудовое воспитание дошкольников.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
Формы и методы организации нравственно- трудового воспитания детей среднего возраста.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Старшая речевая группа «Улыбка» ВОСПИТАТЕЛИ: Образцова Т.В. Соловьева Н.А.
Подготовила воспитатель Шибут Елена Владимировна Г. Зеленогорск 2010 год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего.
Тема: Проектная деятельность в группе раннего возраста МДОУ д/с 145 о.в. г. Магнитогорск Подготовила: воспитатель Комягина Марина Александровна.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Подготовила Кочанова И.В. воспитатель МБДОУ д/с 47 ЗАТОг.Североморск.
Приобщение старших дошкольников к хозяйственно- бытовому труду.
Проект " Зеленый мир деревьев " Старшая группа ДОУ 50 общеразвивающего вида Воспитатель : Капнова Л.В.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
Консультация для воспитателей по теме : «Труд в природе»
Труд как деятельность, форма и средство развития детей дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МБ ДОУ «ЦРР - д/с 7 «Аннушка» Чупрова Татьяна Станиславовна.
« Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 83 г. Томска СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
Консультация по теме: Презентация "Трудовое воспитание в ДОУ детей среднего вораста!
«Развитие личности ребенка в трудовой деятельности» «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности»
Щербакова Ольга Анатольевна воспитатель разновозрастной группы.
Транксрипт:

Организация трудовой деятельности в подготовительной к школе группе

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Кто на свете самый главный, Самый добрый, самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый, самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто На все века и годы Настоящий Царь природы? Царь полей, Заводов, Руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это-труд ! А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы людей друг о друге.

Актуальность темы В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня. Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.). Своевременное привлечение ребенка старшего дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходиться сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Ряд показателей трудолюбия: - осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; - готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально - положительного отношения к труду; - адекватная оценка результатов деятельности; - аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. М.: Просвещение, с., Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.),* рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.). Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. А. В. Запорожец писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно- воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности". На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".

Цель работы Формирование положительного отношения к труду. Задачи 1. Развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов трудовой деятельности, адекватным их возрастным и гендерным возможностям). 2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. 3. Формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Теоретические аспекты трудового воспитания. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, труд в природе,хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.) Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Задачи: 1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). 2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. 3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок. Алгоритм: 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Аккуратно складывать в шкаф одежду. 3. Ставить на место обувь, мыть, протирать ее. 4. Своевременно сушить мокрые вещи. 5. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. 6. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его ко­стюме, обуви, помогать устранять их. 7. Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. 8. Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9. Мыть ноги перед сном. Предметно-развивающая среда: 1. Шкафы для одежды, стойки для полотенец. 2. Тазики для мытья ног. 3. Стаканы для полоскания рта. 4. Зубная щетка и паста (индивиду­ально для каждого). 5. Щетки для чистки одежды, обуви. 6. Индивидуальные носовые платки полотенца, расчески. 7. Губки для мытья обуви.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Задачи: 1. Воспитывать любовь к растениям и животным. 2. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. 3. Приучать самостоятельно заботиться о растениях в уголке природы. 4. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. 5. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам. 6. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады., 7. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут: осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за: животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями

Алгоритм: 1. Ухаживать за комнатными растениями с учетом их потребностей. 2. Собирать природный материал на участке. 3. Собирать семена дикорастущих растений для под­ кормки птиц зимой. 4. Собирать листья и растения для гербария. 5. Пересаживать цветущие растения с участка в уголок при­роды (ноготки, астры). 6. Самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив растений, рыхление почвы, мытье кормушек, подготовка корма). 7. Собирать урожай на детском огороде. Помогать устраивать в группе выставки овощей, выращенных на детском огороде. Перекапывать грядки. Выкапывать луковицы, клубни цветов. 8. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников. 9. Выращивать цветы к праздникам (с помощью воспитателя). 10. Высаживать рассаду, корнеплоды, ухаживать за ними. Окучивать растения, пропалывать. 11. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями. Опыты, эксперименты, наблюдения. Предметно-развивающая среда: 1. Природный уголок: растения, паспорта на них. 2. Календарь погоды. Фенологический календарь. 3. Детский огород. Этикетки 4. Хозяйственный детский инвентарь. 5. Мини-огород на окне (зимой). 6. Кормушки для птиц на участке. 7. Коллекции :семян; соцветий; камней, песка, глины, почвы; листьев, коры деревьев, лишайников и мхов.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Задачи: 1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. 2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить самостоятельно убирать постель после сна. 4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­ вой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Алгоритм 1. Поддерживать порядок в группе и на участке (по­стоянно и своевременно). 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Подметать дорожки и очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно убирать постель после сна. 6. Полностью сервировать стол. 7. Раздавать второе и третье блюда. 8. Убирать посуду после еды 9. Подметать пол в группе. 10. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 11. Убирать материалы после занятия. 12. Мыть кисточки, розетки, палитру 13. Протирать столы. Предметно-развивающая среда: 1. Постоянное место для игрушек, игрового и строительного материала. 2. Тазики, тряпки (губки). 3. Детские метлы, совки. 4. Деревянные лопатки для снега. 5. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 6. Раздаточный стол (для вторых и третьих блюд и пустой посуды). 7. Фартуки дежурных Определенное место для хранения материалов.

Ручной и художественный труд. развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Задачи: 1. Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. 2. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях. 3. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку. 4. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятель­ности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр. 5. Учить экономно и рационально расходовать материал 6. Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы. К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.

Алгоритм 1. Складывать бумагу пополам, совмещая противоположные стороны. 2. Делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали,вертикали, диагонали. 3. Делить лист бумаги на 16 равных частей при изготовлении корзинки, гаража, коробки. 4. Преобразовывать квадрат в куб. 5. Складывать полоску бумаги гармошкой и вырезать из несколько одинаковых фигур. 6. Складывать круг по диаметру, склеивать конус 7. Закручивать круг и полукруг в конус. 8. Вырезать круг по контуру (парашют, вьетнамская шапочка, матрешка). 9. Переплетать бумажные полоски. 10. Скреплять детали клеем, медной проволокой. 11. Складывать квадратные формы по диагонали (елочные гирлянды). 12. Закручивать прямоугольник в цилиндр. 13. Изготовлять различные фигурки из бумажных цилиндров, объединять их в маленькие композиции (лиса и заяц, мальчик и собака и др.). 14. Конструировать из готовых форм (спичечных коробков) автобус, мебель (стол, стул, диван). 15. Использовать основные базовые формы техники «оригами»: «простой треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей». 16. Делать простые, но выразительные фигурки из природного материала (рыбка, поросенок, петушок). 17. Изготавливать различные поделки из природного материала по замыслу, подбирая материал с учетом его форм, цвета, фактуры в соответствии с замыслом. 18. Изготавливать сюжетные поделки: гномик в лесу, ежиха с ежатами, колобок на пеньке. 19. Делать из поролона несложные игрушки (снеговик, цыпленок, зайчик, неваляшка). 20. Рассматривая природный материал, строить образы по­делки способом «опредмечивания» и приемом «надстраивания». 21. Изготавливать игрушки-самоделки из различных материалов (катушка, проволока в цветной оболочке, паралон, пенопласт 22. Укреплять фигурки на подставке. 23. Выполнять швы «вперед иголку» и «через край». 24. Пришивать пуговицы.

Предметно-развивающая среда: 1. Бумага плотная, тонкая, картон. 2. Подставки для кистей, клееночки, салфетки. 3. Ножницы. 4. Кисти с жестким ворсом. 5. Клей. 6. Проволока в цветной оболочке. 7. Шило, иголки (хранятся у воспитателя). 8. Лекала, линейки, выкройки. 9. Природный материал. 10. Бросовый материал 11. Пластилин. 12. Нитки разных цветов. 13. Пуговицы. 14. Ткани, резинки, тесьма 15. Коробка для хранения предметов для шитья. 16. Рисунки для вышивания. 17. Пяльцы. 18. Альбом с образцами тканей. 19.Схемы, рисунки, модели и образцы поделок.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть: - материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение); - может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы); - может и выступать в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания, и др.). Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения). Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми помогают рассказы об ученых, изобретателях. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Основные формы организации детского труда. Поручения. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем то из своих сверстников. Поручить значит обязать ребёнка выполнить какую либо работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Поручения – это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены работы В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой 1974 Трудовые поручения по форме организации могут быть: индивидуальными, подгрупповыми, общими По продолжительности: кратковременными, длительными, постоянными, одноразовыми По содержанию: соответствовать видам труда. В подготовительной группе поручения более сложны по: содержанию, выполнению, по степени ответственности за результат. Очень важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребёнка чувство ответственности. Воспитатель даёт общее поручение для 5-6 чел. (Перенести игрушки с участка в помещение или наоборот.) Дети должны уметь согласовывать свои действия, знать последовательность выполнения работы, самостоятельно оценивать качество выполнения. Очень важно для будущих школьников научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполняемых поручений. Воспитатель может тактично помочь советом, подсказкой, при этом обязательно показать, что ребёнок и сам в состоянии подумать, как будет выполнить поручение – с чего начать и т. д. Обращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведения дела до конца. Особенно высоко оценивается проявление творчества, выдумки, желание доставить радость другим.

Дежурства. Дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурства как форма организации труда детей была впервые исследована З.Н. Борисовой в 1953 г. Автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурства бывают: по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами) Дежурство по столовой – дети способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи, накрыть на стол. Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества. Стремление ребёнка, доставить своим трудом радость другим детям, поощряет желание дежурящих придумать, что-то интересное и приятное для всех. Дежурство по подготовке к занятиям. Это дежурство требует сосредоточенности. Содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при продуктивных видах деятельности. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить всё ли на месте. Дежурство в уголке живой природы: должно быть организованно так, что бы в течении всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. (Л.Г. Нисканец), например, полить цветы. Мы помогает детям распределять обязанности на весь день. Дежурный должен понимать, что нужно «поговорить с растениями». Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. У детей в дальнейшем формируется потребность заботиться о природе, ответственность за её сохранность. Так же дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Продолжительность дежурства бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд. Эта форма организации исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой. Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую то часть работы самостоятельно. Пример: Воспитатель, предлагает детям навести порядок в группе и распределяет обязанности. После окончания работы воспитатель обращает внимание на то, что каждый трудиться хорошо. И вот результат – в группе чисто и красиво. Ребёнок имеет свой участок и отвечает за себя. Если даются одинаковые задания 2 м детям – каждый выполняет его отдельно. Совместный труд. Занимались им Р.С. Буре. Совместный труд - предлагает взаимодействие детей, зависимость каждого – от – темпа, качества, работы других. Цель – как и в общем труде единая, Р.С. Буре предлагает распределять детей по звеньям. Каждое звено имеет своё трудовое задание, а в нутрии звена дети работают цепочкой (один моет, другой протирает, третий ставит на место и т.д.). Качество и скорость работы одного ребёнка влияют на те же показатели другого. У детей повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. Дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействия.

Коллективный труд проводится не реже одного раза в неделю. Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу, болеют за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их. Пример: с кем поставить работать Карину – она отвлекается, какое задание лучше дать Диме – он не умеет работать быстро и т. д. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Коллективный труд воспитывает: чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой, то что А.С. Макаренко называл мажором в коллективе. Объединяет общий, совместный, коллективный труд: - общественно направленная цель детской деятельности - результат труда – всегда является польза для всех - уборка помещения; - Участка. - оформление групповой комнаты к празднику, Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.

Мы, воспитатели, должны помнить: 1. Любой труд должен быть целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием. 2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия. 3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы. 4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени. 5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей. 6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудиться вместе с детьми.

СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.Одни авторы (В.И.Логинова, М.В. Крулехт)- ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду, формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач-лечит, учитель-учит) Ознакомление с процессом труда должно служить содержанием – фоном, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться с положительным и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Педагог может использовать эти случаи для формирования ответственного отношения к труду, Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. Формы ознакомления детей с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, организация посильной помощи взрослым, организация совместного труда детей старшего дошкольного возраста с взрослыми,партнерские взаимоотношения между ними.

Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений. В работе с детьми каждодневно мы используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ Нам даром без труда ничего не дается,- недаром исстари пословица ведется. Куй железо пока горячо. Тит, поди молотить! Брюхо болит. Тит, иди кисель есть! А где моя большая ложка? Дело мастера боится. Кончил дело гуляй смело. Всякий человек на деле познаётся Любишь кататься люби и саночки возить. Кто много говорит, тот мало делает. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Землю солнце красит, а человека труд. Без труда не вынешь рыбку из пруда Человек от лени болеет, от труда здоровеет. Семь раз отмерь, один раз отрежь Первый камень криво в землю врос - вся стена пошла наперекос Смекалка и труд вместе живут Есть терпение, придет и умение Что на месте лежит, само в руки бежит Хорошая работа сердце веселит».

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием: «Мороз Иванович»(«Морозко»), «Колобок», «Курочка Ряба», «По- щучьему веленью», «Теремок», «Сказка о золотой рыбке», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Золушка» и др. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

У детей существуют трудности в восприятии трудового процесса, выделение взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс текуч. Используемый в работе метод показа и наблюдения за трудом взрослых эффективен, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. В этом на помощь приходят дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как, " Предмет - материал из которого он сделан", "Профессия - результат". Наиболее сложны словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии" и др. В игре "Кто больше назовет предметов", детей учили классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская). Дети отвечали на вопрос ведущего. Усложнялась игра за счет увеличения сфер производства. Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости ).

«Кто что делает?» Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудовые действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.) Содержание: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках. «Назови профессии» Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитать интерес к людям разных профессий. Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий. Содержание: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной профессии. «Магазин «Овощи фрукты», «Овощехранилище» знакомят детей с трудом людей по выращиванию овощей и фруктов. «Кому что нужно для работы» -с предметами труда людей и др.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

«Ужин трактористов» А.Пластов«Кружевница» В.Тропинин

Практические аспекты трудового воспитания. В процессе труда происходит: Накопление практического опыта, Формирование навыков и умений, Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий, Расширение кругозора, расширение словарного запаса, представлений о сенсорных эталонах, Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, получать оценку, ощущение радости от результата труда, проявления внимания к партнерам по труду.

При осуществлении трудового воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности в подборе форм и методов конкретных трудовых поручений для каждого ребенка позволит количественная оценка и качественный анализ всех педагогических процессов. С целью выявления уровня сформированности трудовых навыков и умений детей может быть осуществлена педагогическая диагностика по каждому виду трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой ручной труд и труд в природе. В результате таблица педагогической диагностики усвоения детьми Программы трудового воспитания может выглядеть следующим образом.

Критерии Активен неуспешен говорит о том, что у ребенка есть интерес к трудовой деятельности, но он не освоил способы выполнения определенного трудового действия. Неактивен неуспешен у ребенка не только не сформированы навыки определенного трудового действия, но и отсутствует интерес к определенному виду трудовой деятельности. Неактивен успешен ребенок не проявляет интереса и желания участвовать в доступной ему трудовой деятельности, но при побуждении его к ней со стороны взрослого справляется с трудовым поручением, так как освоил определенные трудовые действия, владеет навыками данного вида труда. Активен успешен это самый высокий результат и говорит с полном усвоении ребенком Программы трудового воспитания, так как у него сформированы интерес и навыки, необходимые для определенной трудовой деятельности.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников мы используем разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, ведем журнал – эстафету, выставки и др. Для того, чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Творческий проект «Кормушка для птиц» Образовательная область«Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Цель проекта: Изготовить экологически безопасную кормушку для птиц. Задачи: Разработать план изготовления изделия. Выбрать материал Разработать дизайн изделия. Изготовить изделие. Провести анализ изделия. План работы План работы по изготовлению кормушки Анализ идей, обоснование проекта Выбор эскиза и материалов Технология выполнения проекта Изготовление изделия Анализ полученного результата

В начале ноября пришло время позаботиться о наших меньших братьях – птицах, и сделать для них кормушку. Кормушки для птиц могут быть очень разнообразны: от обыкновенных мисочек до современных автоматических устройств. Конечно, можно взять пустой молочный пакет или пластиковую бутылку и быстро соорудить нечто похожее. Между тем, сделать кормушку для птиц своими руками совсем не трудно, и служить она будет долго. Самая простая в изготовлении деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики пусть будут достаточно высокими, чтобы порывами ветра не сдувало пшено или семечки. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает корм от дождя и снега. Вариантов изготовления кормушек очень много: самодельные, заводские, дизайнерские. Мы решили сделать кормушку из экологически безопасных материалов и максимально приблизив выполненную работу к природе. Данный вариант кормушки предназначен для подкормки мелких птиц и особенно хорошо впишется в ландшафт нашего участка. Работа над проектом, процесс изготовления кормушки и полученный результат доставили радость всему детскому коллективу.

Историческая справка Трудно сказать, когда появилась у нас самая первая столовая для зимующих птиц. А вот в нашу культуру «кормовые столики» для птиц стали входить, скорее всего, в конце XIX в самом начале ХХ века, когда в разных местах тогдашней России появились детские «майские союзы». Вот как описывает такие союзы замечательный натуралист Д. Н.Кайгородов: «Дети какого- нибудь города, села, школы собираются по инициативе священника, учителя или другого какого-нибудь лица и, после молебствия и вступительного слова, дают торжественно «во имя любви к Богу и Его творениям» следующего рода обеты: Никогда не мучить какое бы то ни было живое существо. Никогда не убивать птиц, не разорять их гнезда, не похищать их яиц и птенцов. Никогда не ловить птиц никакими ловушками. Никогда не держать птиц в клетке, за исключением родившихся в клетках (например, канарейки), или когда содержание в клетке спасает птицу от гибели (выпавшие из гнезда птенчики и т. п.). Защищать животных и птиц от других мучителей и обидчиков. Заботиться о птицах зимою: насыпать им корм, устраивать кормовые столики и проч...

Вот книжечка С. Покровского «Среди природы», изданная в 1914 году. Позже эта работа положит начало многим изданиям замечательного «Календаря природы», ставшего другом-путеводителем юных натуралистов. Здесь мы уже видим рисунок кормушки для птиц, которая «легко поворачивается на месте, ее всегда можно поставить так, чтобы ветер не задувал в нее», и находим рассказ о птичьей столовой: «Возьмите деревянный ящик или доску, положите или подвесьте его в удобном месте, насыпайте каждый день на него птичьего корма, и вы добьетесь того, что целая компания пташек привыкнет прилетать сюда кормиться. Если вы живете в деревне или даже на краю города, где есть большие сады и парки, то выставленная в удобном для наблюдения месте птичья кормушка может вам доставить очень много счастливых минут... Если вы будете кормить птиц изо дня в день, они привыкнут прилетать на кормушку и перестанут бояться вас. А наблюдение над повадками и обычаями птиц (хорошо делать это в бинокль) даст вам столько знаний, сколько вы не почерпнете ни в одной книжке». Завершался рассказ о птичьей столовой заданием: «Устройте кормушку для птиц и попробуйте сфотографировать, зарисовать или по крайней мере хорошенько разглядеть их во время кормления». Орнитологи подсчитали, что из десяти больших синиц, которые по осени отправились в свое путешествие-кочевку, доживут до весны только две, если мы не поможем этим птицам.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли. Стучим кулачком о кулачок. Воробей, снегирь - сосед, Будет вам зимой обед! Собрали пальцы в щепотки. В гости в первый день недели Две синицы прилетели, Загибаем пальцы по очереди в соответствии с текстом. А во вторник - снегири, Ярче утренней зари! Три вороны были в среду Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Десять жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. Покормите птиц зимой Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

ЛИТЕРАТУРА 1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Толщина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ М.: Скрипторий, Толщина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. М.: Скрипторий, Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика. М.: Академия, Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т С. Комаро­вой. М.: ИД «Воспитание дошкольника», Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая мо­дель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Краснодар: Мир Кубани, Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. М.: Просвещение, Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материала­ми. М.: Педагогическое общество России, Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду М.: Просвещение, Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Акаде­мия, Комарова Т. С. Дошкольное ху­дожественное творчество. М.: Мо­заика Синтез, Комарова Т. С, Савенков А. И.Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, Комарова Т. С, Филлипс О. Ю,Эстетическая развивающая среда. М.:Педагогическое общество России, Комарова Т. С, Куцакова А. В.,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика Син­тез, Куцакова А. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», Макарова Н. Р. Секреты бу­мажного листа: Рабочая тетрадь по художественному труду. М.: Мозаи­ка Синтез, Марковская М. М. Уголок при­роды в детском саду. М.: Просве­щение, Парамонова А. А. Детское творческое конструирование. М.: Карапуз, Тарловская Н. В., Топоркова А. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М.: ВЛАДОС, 1994.