Автор: Рудман Лариса Олеговна старший воспитатель ГБДОУ детский сад 77 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Декабрь 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Advertisements

Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ МОУ «Багарякская СОШ» Учитель физики Выгузова Л.В. октябрь 2012г.
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Доклад на тему: «Технология методов проектов» Исаенко А.В. МОУ Новохуторная СОШ 2010 год.
«Современные педагогические технологии в обучении и воспитании». Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 103 средняя.
История метода проектов Что мы понимаем под методом проектов Основные требования к использованию метода проектов Типология проектов.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
Учитель информатики Борщенко Ирина Алексеевна. Проект как проблема – «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто.
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Метод проектов Отдел ресурсного обеспечения АРЦДО АО ИППК РО, 2011.
Что такое проект подготовила Литвинова О.М., учитель русского языка и литературы.
«Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» ПИППКРО Центр образовательных информационных технологий Составила Кацуба Ю.П.
Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребёнка. Прорешная Людмила Михайловна МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ им.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Метод проектов. История Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли.
Транксрипт:

Автор: Рудман Лариса Олеговна старший воспитатель ГБДОУ детский сад 77 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Декабрь 2013 г.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Вторая половина XIX века, США Основа - теоретические концепции прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс) Ведущая идея - проведение учебной деятельности по принципу «Все из жизни, все для жизни». Метод проектов – «метод проблем». Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Начало XX века Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников. XXI век Технология проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Суть метода проектов -стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. «ВСЕ, ЧТО Я ПОЗНАЮ, Я ЗНАЮ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НАДО И ГДЕ И КАК Я МОГУ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНИТЬ» – ОСНОВНОЙ ТЕЗИС СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Педагогическая технология, направленная на решение одной или нескольких проблем, в результате реализации которой дети приобретают новые знания и осваивают способы деятельности, которые завершаются презентацией полученного результата. ЦЕЛИ Развитие активной, творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения, решать проблемы ФУНКЦИИ Познавательная Ценностно-ориентационная Коммуникативная Практическая Критериально-оценочная Функция гуманизации ОСОБЕННОСТИ Связь обучения с жизнью Самостоятельная познавательная деятельность детей Индивидуализация процесса обучения Наличие алгоритма решения проблемы Динамичность Высокая эмоциональная активность ребенка

ОБЪЕКТИВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ Проблемные задачи и задания высокой степени сложности ВРЕМЕННЫЙ ФАКТОР Длительный процесс, чаще серия занятий ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Реальные МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Исследовательский (доминирует), частично-поисковый, метод проблемного изложения. ОЦЕНИВАНИЕ Оценивается процесс деятельности ребенка и результат, т.е. качество проекта ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 1)Поиск, анализ проблемы 2)Выбор стратегии реализации проекта 3)Реализация проекта 4)Презентация, подведение итогов МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Радость творчества, самовыражения, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний и умений

ПРИНЦИПЫ -практической осуществимости -самостоятельности -опоры на интерес ребенка -творчества -коллективной деятельности -ценности результата РОЛЬ ПЕДАГОГА Организатор, координатор. Консультант только при возникновении непреодолимых трудностей РЕЗУЛЬТАТ Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ 1. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности: - исследовательские - поисковые - творческие - ролевые - прикладные (практико-ориентированные) - ознакомительно-ориентировочные 2. С точки зрения предметно-содержательной области: - монопроекты (в рамках одной области знаний) - межпредметные проекты 3. По характеру координации проекта: - непосредственный (жесткий, гибкий) - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

4. По характеру контактов: - внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны) 5. По количеству участников проекта: - личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) - парные (между парами участников) - групповые (между группами участников) 6. По продолжительности выполнения: - краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) - средней продолжительности (от недели до месяца) - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста) умение находить несколько вариантов решения проблем умение устанавливать причинно-следственные связи умение выдвигать гипотезы 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования умение взаимодействовать с любым партнером навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач навыки делового партнерского общения умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

4. Менеджментские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие) умение планировать деятельность, время, ресурсы умение принимать решения и прогнозировать их последствия навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) 5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. умение вести дискуссию умение отстаивать свою точку зрения умение находить компромисс навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи умение уверенно держать себя во время выступления артистические умения умение использовать различные средства наглядности при выступлении умение отвечать на незапланированные вопросы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: справочное пособие. М.: -Высш.ше., с. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., с. 3 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост. Л.С. Киселева и др. М.: АРКТИ, с. 4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М: Эгвас, с. 5. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш.шк., с. 6.http//:

Спасибо за внимание!