Компетенции педагога: целостный взгляд на формирование Международный ФОРУМ «Евразийский образовательный диалог» 22 – 23 апреля 2014 г. Ярославль Юдин В.В. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, доктор пед.наук, доцент кафедры ПТх. г. Ярославль
Постановка задачи в связи с Strategy 2020 И.Д.Фрумин Результаты образования в большей степени должны характеризовать личность выпускника и ЕГЭ не может быть единственным показателем. О.Е.Лебедев «Результат образования – образованность личности» Критерии образованности - ?
Исходное 1. «Образованность - способность личности определённым образом решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем» (Н.В. Рыбалкина) Человек является «целью, содержанием и основным критерием эффективности образования» (В.И.Слободчиков) 2. РЕЗУЛЬТАТ – опыт, освоенные способы деятельности (В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) 3. Компетентность – опыт, включающий знаниевую, операционную, мыслительную и эмоционально- ценностную составляющие (В.В. Юдин)
Р = освоенные способы Деятельности = ОПЫТ = Компетенции, как оспособленность 1. Знания о мире и способах деятельност и Способ деятельности 4. Отношения к миру, способу деятельности, себе (Мт) 2. Опыт материализов анной деятельности (умения) 3.Интеллек- туальный элемент опыта (мышление) Опыт отличается уровнем освоенной деятельности
Стандарт педагога Разделы СодержаниеПримеч. Общепедагогические Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений + иметь высшее образование Предметные компетенции Знание предмета и программы обучения, «уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Воспитательная работа Владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики Развитие детей Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Дополнительные компетенции ИКТ-компетентности, Специфические требования для педагогов (начальной школы, дошкольного образования, проч.)
Исходное 4. Опыт человека (как результат образования), также как и средства его формирования и объединяющий их педагогический процесс в целом проявляются УРОВНЕВО!
Уровни образовательного результата Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализо ванной) Опыт деятельност и (интеллекту альной) Опыт отношения к действитель- ности (мотивы) I. Ознакоми- тельный Знания-знакомства Несформированна я деятельность, неуверенные действия Ассоциации(ассо циативное мышление) Бытовые потребности II. Формальный Знания- копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоя- тельное мышление Личная убеждённость в целесообразности деятельности IV. Творческий Знания - транс- формации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность саморазвития V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Рефлексия Нацеленность на само- реализацию
Соотношение основных составляющих педагогического процесса ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРЕЗУЛЬТАТ педагогаученика Методы обучения Активность познавательной деятельности учащегося Уровень опыта человека и ключевой элемент содержания образования Сообщающие НейтральнаяОзнакомительный – «знания-знакомства» Объяснительно- иллюстративные Воспроизводящая Формальный – формальные знания Репродуктивные ИнтерпретирующаяСущностный – умения Продуктивные ТворческаяТворческий – творческое мышление Современные образовательные технологии Субъектная (личностная)Личностный (субъектный) – отношение
Обязательные этапы познавательной деятельности учащихся разных уровней Уровни активност и ПД ученика Мотива- ция Целепо- лагание Понима- ние инфор- мации Перера- ботка представ- ления Модели- рование Формиро- вание новой абстрак- ции Конкретиза- ция Планиро- вание материа- лизован- ных действий Контроль элементо в деятель- ности Конт- роль резуль- тата Оценива- ние Мт ЦИДМФКПлКДКРОц Нейтральн ый избежать наказания, неудобств о восприя- тие движений Воспроизв одящий выполнить задание принятие предло- женной цели общее понима- ние идентифика- ция по рекомен- дуемой схеме действийпроверка резуль- тата Интерпрет ирующий овладеть деятель- ностью, решить проблему критично е принятие цели поиск сущност- ных сторон явления понима- ние общего отноше- ния отраже- ние сущност- ного отноше- ния подтвержде- ние адекватности ситуации и теории коррек- ция общего плана планаанализ мето- дики степени освоения вопроса Творчески й проверить себя и развить свои способ- ности собствен- ная формули- ровка задачи вскрытие противо- речий основного отноше- ния мыслен- ный экспери- мент (развитие противо- речия) фиксиро- вание резуль- тата мыслен- ного экспери- мента формули- рование новой идеи, положе- ния, синтез разработка конкретной методики применения созданной теории создание плана деятель- ности мысли- тельных действий анализ справед- ливости теории своих возмож- ностей Субъектны й реализо- вать свои смыслы собствен- ная постанов- ка цели самостоя- тельный поиск формирование собственного видения, модели нового знания, подкрепленного конкретными примерами создание плана деятель- ности контроль цикла деятель- ности с позиций достиже- ния цели анализ соответ- ствия целям деятель- ности смысла деятель- ности
Интегральный результат типа ПП – Образованность личности Личность Критерии (освоенного способа деятельности) Напряженность интеллектуальных сил (Т.И.Шамова) Позиция (мотив деятельности) ФИ – формальный исполнитель Запоминание Послушность ГИ – грамотный исполнитель Обдумывание Понимание целесообразности Т - творецС/ст поиск Желание проявить себя С - субъектС/ст постановка цели Самореализация
Типы педагогических процессов Выпускник Тип ПП Пед.средства Владеющий методиками специалист Репродуктивный Лекционно- семинарская система. Классно-урочная система Готовый к исследованию профессионал Продуктивный Проблемное обучение, НИР Личность, принимающая решения Субъектно- ориентированный Реализация собственных проектов
Мт – реализовать свои смыслы Ц – собственная постановка цели Цикл познавательной деятельности студента в СОПП Получение Информации и Обдумывание – самостоятельный поиск Планирование – создание плана Де Реализация Контроль - коррекция плана и анализ соответствия целям Де Оценивание – смысла Де
Спасибо за внимание! Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Юдин Владимир Владимирович д.п.н. Доцент кафедры педагогических технологий.
Узловые стороны ПП Результат (ключевой элемент СО) АПДе ученика Напряженность / отношение Стимулирую щие воздействия Знания Приказ Умения Задача Тв. Мышление Творческая задача Субъектность Жизненная задача Память / послушное Обдумывание / интерес С-ст поиск/познавательная потребность само Де / жизнь
Компетенции менеджера в образовании Способен: Использовать современные Тх менеджмента Проводить экспертизу образовательной среды Определять круг потенциальных партнеров и организовать межпрофессиональное взаимодействие Создавать условия мотивации всех субъектов ПП к продуктивной деятельности Разрабатывать программы развития Планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами
Формы осваиваемого содержания и соответствующее отражение их в сознании учащегося С о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я Культура Социальный опыт Учебное содержание Компетентности Опыт личности Образованность личности Р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я Образовательная (познавательная) деятельность
Для новой экономики – новые кадры (управления территориями)– новая система подготовки ! Д.А.Медведев Форум 14 сентября 2009 г. - Ярославль Национальное самоопределение России Валдайский форум – 19 сентября 2013 г. Тема юбилейной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» – «Многообразие России для современного мира».