Компетенции педагога: целостный взгляд на формирование Международный ФОРУМ «Евразийский образовательный диалог» 22 – 23 апреля 2014 г. Ярославль Юдин В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Организация профессиональной деятельности» Трудоёмкость - 3 кредита (108 час) Лекции – 16 час Семинары – 20 час СРС – 72 час ауд 101 ИПП Группы:
Advertisements

Основные концепции современного образования Понимание человека Закономерности. Целостность образовательного процесса Деятельностный подход Теория учебной.
Схема трансформации социального заказа к образованию в компетенции выпускника Общественные отношения Персонал Базовые процессы Выпускники Тип педагогического.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Создание информационно- развивающей среды школы как условие реализации ФГОС.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
ФГОС 1. Переход на новые образовательные стандарт 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Формирование УУД Педагогические технологии. НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Разработала Нетылева И. В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
«Методические и психологические проблемы реализации ФГОС в условиях современного образовательного процесса». Генералова Н.С. Методист ЮЗАО, к.п.н., учитель.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Модель управления системой качества образования ГБОУ гимназия 1530 « Школа Ломоносова »
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Транксрипт:

Компетенции педагога: целостный взгляд на формирование Международный ФОРУМ «Евразийский образовательный диалог» 22 – 23 апреля 2014 г. Ярославль Юдин В.В. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, доктор пед.наук, доцент кафедры ПТх. г. Ярославль

Постановка задачи в связи с Strategy 2020 И.Д.Фрумин Результаты образования в большей степени должны характеризовать личность выпускника и ЕГЭ не может быть единственным показателем. О.Е.Лебедев «Результат образования – образованность личности» Критерии образованности - ?

Исходное 1. «Образованность - способность личности определённым образом решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем» (Н.В. Рыбалкина) Человек является «целью, содержанием и основным критерием эффективности образования» (В.И.Слободчиков) 2. РЕЗУЛЬТАТ – опыт, освоенные способы деятельности (В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) 3. Компетентность – опыт, включающий знаниевую, операционную, мыслительную и эмоционально- ценностную составляющие (В.В. Юдин)

Р = освоенные способы Деятельности = ОПЫТ = Компетенции, как оспособленность 1. Знания о мире и способах деятельност и Способ деятельности 4. Отношения к миру, способу деятельности, себе (Мт) 2. Опыт материализов анной деятельности (умения) 3.Интеллек- туальный элемент опыта (мышление) Опыт отличается уровнем освоенной деятельности

Стандарт педагога Разделы СодержаниеПримеч. Общепедагогические Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений + иметь высшее образование Предметные компетенции Знание предмета и программы обучения, «уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Воспитательная работа Владеть формами и методами воспитательной работы, методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики Развитие детей Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Дополнительные компетенции ИКТ-компетентности, Специфические требования для педагогов (начальной школы, дошкольного образования, проч.)

Исходное 4. Опыт человека (как результат образования), также как и средства его формирования и объединяющий их педагогический процесс в целом проявляются УРОВНЕВО!

Уровни образовательного результата Уровень освоения содержания образования Знания о мире, способах деятельности Опыт деятельности (материализо ванной) Опыт деятельност и (интеллекту альной) Опыт отношения к действитель- ности (мотивы) I. Ознакоми- тельный Знания-знакомства Несформированна я деятельность, неуверенные действия Ассоциации(ассо циативное мышление) Бытовые потребности II. Формальный Знания- копии Действия по образцу Формальное мышление Получение одобрения, послушность III. Сущностный Сущностные знания (знания - умения) Умения Самостоя- тельное мышление Личная убеждённость в целесообразности деятельности IV. Творческий Знания - транс- формации (творческие) Деятельность по собственной программе Творческое мышление Возможность саморазвития V. Субъектный Личностные смыслы содержания Деятельность по собственной программе с авторским почерком Рефлексия Нацеленность на само- реализацию

Соотношение основных составляющих педагогического процесса ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРЕЗУЛЬТАТ педагогаученика Методы обучения Активность познавательной деятельности учащегося Уровень опыта человека и ключевой элемент содержания образования Сообщающие НейтральнаяОзнакомительный – «знания-знакомства» Объяснительно- иллюстративные Воспроизводящая Формальный – формальные знания Репродуктивные ИнтерпретирующаяСущностный – умения Продуктивные ТворческаяТворческий – творческое мышление Современные образовательные технологии Субъектная (личностная)Личностный (субъектный) – отношение

Обязательные этапы познавательной деятельности учащихся разных уровней Уровни активност и ПД ученика Мотива- ция Целепо- лагание Понима- ние инфор- мации Перера- ботка представ- ления Модели- рование Формиро- вание новой абстрак- ции Конкретиза- ция Планиро- вание материа- лизован- ных действий Контроль элементо в деятель- ности Конт- роль резуль- тата Оценива- ние Мт ЦИДМФКПлКДКРОц Нейтральн ый избежать наказания, неудобств о восприя- тие движений Воспроизв одящий выполнить задание принятие предло- женной цели общее понима- ние идентифика- ция по рекомен- дуемой схеме действийпроверка резуль- тата Интерпрет ирующий овладеть деятель- ностью, решить проблему критично е принятие цели поиск сущност- ных сторон явления понима- ние общего отноше- ния отраже- ние сущност- ного отноше- ния подтвержде- ние адекватности ситуации и теории коррек- ция общего плана планаанализ мето- дики степени освоения вопроса Творчески й проверить себя и развить свои способ- ности собствен- ная формули- ровка задачи вскрытие противо- речий основного отноше- ния мыслен- ный экспери- мент (развитие противо- речия) фиксиро- вание резуль- тата мыслен- ного экспери- мента формули- рование новой идеи, положе- ния, синтез разработка конкретной методики применения созданной теории создание плана деятель- ности мысли- тельных действий анализ справед- ливости теории своих возмож- ностей Субъектны й реализо- вать свои смыслы собствен- ная постанов- ка цели самостоя- тельный поиск формирование собственного видения, модели нового знания, подкрепленного конкретными примерами создание плана деятель- ности контроль цикла деятель- ности с позиций достиже- ния цели анализ соответ- ствия целям деятель- ности смысла деятель- ности

Интегральный результат типа ПП – Образованность личности Личность Критерии (освоенного способа деятельности) Напряженность интеллектуальных сил (Т.И.Шамова) Позиция (мотив деятельности) ФИ – формальный исполнитель Запоминание Послушность ГИ – грамотный исполнитель Обдумывание Понимание целесообразности Т - творецС/ст поиск Желание проявить себя С - субъектС/ст постановка цели Самореализация

Типы педагогических процессов Выпускник Тип ПП Пед.средства Владеющий методиками специалист Репродуктивный Лекционно- семинарская система. Классно-урочная система Готовый к исследованию профессионал Продуктивный Проблемное обучение, НИР Личность, принимающая решения Субъектно- ориентированный Реализация собственных проектов

Мт – реализовать свои смыслы Ц – собственная постановка цели Цикл познавательной деятельности студента в СОПП Получение Информации и Обдумывание – самостоятельный поиск Планирование – создание плана Де Реализация Контроль - коррекция плана и анализ соответствия целям Де Оценивание – смысла Де

Спасибо за внимание! Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Юдин Владимир Владимирович д.п.н. Доцент кафедры педагогических технологий.

Узловые стороны ПП Результат (ключевой элемент СО) АПДе ученика Напряженность / отношение Стимулирую щие воздействия Знания Приказ Умения Задача Тв. Мышление Творческая задача Субъектность Жизненная задача Память / послушное Обдумывание / интерес С-ст поиск/познавательная потребность само Де / жизнь

Компетенции менеджера в образовании Способен: Использовать современные Тх менеджмента Проводить экспертизу образовательной среды Определять круг потенциальных партнеров и организовать межпрофессиональное взаимодействие Создавать условия мотивации всех субъектов ПП к продуктивной деятельности Разрабатывать программы развития Планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами

Формы осваиваемого содержания и соответствующее отражение их в сознании учащегося С о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я Культура Социальный опыт Учебное содержание Компетентности Опыт личности Образованность личности Р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я Образовательная (познавательная) деятельность

Для новой экономики – новые кадры (управления территориями)– новая система подготовки ! Д.А.Медведев Форум 14 сентября 2009 г. - Ярославль Национальное самоопределение России Валдайский форум – 19 сентября 2013 г. Тема юбилейной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» – «Многообразие России для современного мира».