Повышение квалификации учителей на основе выявления их профессиональных затруднений при реализации ФГОС Г.А. Шешерина, ректор Тамбовского областного ИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления деятельности стажировочной площадки Тамбовской области Клемешова И.В., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОИПКРО.
Advertisements

Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
1 О кадровых ресурсах в системе общего образования области (состояние и перспективы развития) Начальник отдела кадрового обеспечения образования Ю.И. Горелова.
Институт повышения квалификации работников образования и сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений воронежской области Обухова Л. А., проректор.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в Курманаевском районе в 2013 – 2014 учебном году.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
1 Модернизация системы повышения квалификации работников образования: региональный аспект Г.А. Шешерина Ректор Тамбовского областного ИПКРО.
Проблема школы: «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации школы»
Транксрипт:

Повышение квалификации учителей на основе выявления их профессиональных затруднений при реализации ФГОС Г.А. Шешерина, ректор Тамбовского областного ИПКРО 1

2

выявление профессиональных проблем и затрудне­ний субъектов системы образования, возможностей их преодоления; диагностическая анализ полученной информации, ее систематизация; аналитическая мотивация субъектов системы образования на разви­тие профессиональных компетенций; мотивационная организация работы по научно-методическому обеспе­чению тьюторской деятельности в системе общего и профессионального об­разования; методическая проведение консультаций для субъектов системы образования; консультационная совместное решение задач, реализация проектов, об­суждение наиболее значимых профессиональных проблем, реализация индиви­дуальных потребностей через общение и пр. коммуникативная Ф УНКЦИИ КОНСАЛТИНГО - ТЬЮТОРСКОЙ СЛУЖБЫ 3

Задачи педагогической деятельности Оценка педагогами уровня готовности к осуществлению данных видов деятельности (5 баллов – максимальная готовность; 1 балл – полная неготовность) 54321Доля педагогов, отметивших неготовность или недостаточную готовность к осуществлению данного вида деятельности (1-3 балла) Проведение уроков с использованием современного оборудования, в том числе интерактивной доски (подразумевается использование возможностей, выходящих за рамки возможностей медиапроектора) Дистанционное обучение школьников Подготовка обучающихся к участию в телекоммуникационных проектах, Интернет-конкурсах и Интернет-олимпиадах Обобщение и распространение профессионального опыта (в т.ч. через участие в сетевых профессиональных конкурсах, онлайнонвых форумах, сетевых педсоветах) Ориентация в нормативно-правовых документах в области образования Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Обучение детей с проблемами в поведении Организации учебно-познавательной деятельности посредством ИКТ (проведение уроков на основе непосредственной работы с ресурсами сети Интернет, проектная деятельность с использованием ИКТ, широкое использование цифровых образовательных ресурсов различного типа и направленности) Эффективное (оправданное по целям, затратам ресурсов и результатам, соответствующее возрасту учащихся) включение проектной деятельности в образовательный процесс Реализация нового содержательного наполнения учебных предметов (включая новые предметы, введение которых предусмотрено стандартом) 4

В ХОДЕ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАСТНИКАМ ПРЕДЛАГАЛОСЬ : Оценить по 5-балльной шкале собственную реальную готовность к выполнению указанных в анкете профессиональных задач; Отметить среди предложенных задач (видов, аспектов) педагогической деятельности те, которые оцениваются ими как наиболее острые, требующие первоочередного внимания с точки зрения индивидуального профессионального развития; Предложить для рассмотрения в рамках системы повышения квалификации темы, по их мнению, наиболее значимые для современного педагога. 5

К ОЛИЧЕСТВО И КАТЕГОРИИ УЧИТЕЛЕЙ, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В АНКЕТИРОВАНИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РАМКАХ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В НОЯБРЕ 2011 Г. Категории учителей Количество участников анкетирования Учителя начальной школы 123 Учителя математики 74 Учителя химии 53 Учителя биологии 29 Учителя информатики 23 Учителя русского языка и литературы 70 Учителя иностранного языка 89 Учителя истории 47 Учителя технологии 30 Учителя физической культуры и ОБЖ24 6

О БОБЩЕННЫЕ ДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕГО ОЦЕНКУ УЧИТЕЛЯМИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задачи педагогической деятельности Оценка педагогами уровня готовности к осуществлению данных видов деятельности (5 баллов – максимальная готовность; 1 балл – полная неготовность) Доля педагогов, отметивших неготовность или недостаточную готовность к осуществлению данного вида деятельности (1-3 балла) Проведение уроков с использованием современного оборудования, в том числе интерактивной доски (подразумевается использование возможностей, выходящих за рамки возможностей медиапроектора) 9%29%22%14%26%62% Дистанционное обучение школьников 13%32%35%7%13%55%... Осуществление духовно-нравственного воспитания и развития личности в условиях современной социокультурной среды 50%43%5%2%0%7% 7

Д ОЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, УКАЗАВШИХ НА НЕДОСТАТОЧНУЮ ГОТОВНОСТЬ К СООТВЕТСТВУЮЩИМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, % 8

И СТОЧНИКИ КОНТЕКСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ Результаты ЕГЭ, ГИА Результаты региональных мониторингов образовательных достижений учащихся Аттестация на квалификационную категорию и на соответствие занимаемой должности Материалы государственного контроля (надзора) в области образования Образцы методической продукции Учебные и внеурочные занятия Результаты участия обучающихся в конкурсных мероприятиях 9

Использование технологий, методик и приемов обучения, обеспечивающих формирование метапредметных результатов образования Разработка контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих оценку образовательных достижений в соответствии с современными требованиями Разработка рабочих программ по предмету, отвечающих требованиям ФГОС нового поколения Обеспечение деятельностного характера обучения на основе сочетания групповой и индивидуальной форм работы Использование современных воспитательных технологий, направленных на формирование толерантности и готовности к межкультурному взаимодействию Осуществление духовно-нравственного воспитания и развития личности в условиях современной социокультурной среды Анализ собственной деятельности, направленный на определение конкретных проблем и способов их решения «С КРЫТЫЕ » ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ 10

11 М ОНИТОРИНГ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ Руководители всех уровней Учителя- предметники, специалисты Профессиональные компетенции В области определения долгосрочных целей развития образовательных систем; управления развитием образовательных систем Целевые группы В области: проектирование содержания образования; способности и готовности использовать современные образовательные, ИКТ- технологии в условиях введения нового ФГОС; умение организовывать учебное сотрудничество и др. В области: проектирование содержания образования; способности и готовности использовать современные образовательные, ИКТ- технологии в условиях введения нового ФГОС; умение организовывать учебное сотрудничество и др. Инновационный менеджмент Новые экономические отношения в системе образования Управление персоналом Деловое администрирование Темы курсов (модулей) Формирование ключевых компетенций выпускника школы на основе деятельностного подхода; Требования государственного образовательного стандарта по соответствующему учебному предмету; Современные образовательные технологии (включая информационно- коммуникационные и др.); Использование интегрированного подхода в преподавании школьных предметов; Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей. Формирование ключевых компетенций выпускника школы на основе деятельностного подхода; Требования государственного образовательного стандарта по соответствующему учебному предмету; Современные образовательные технологии (включая информационно- коммуникационные и др.); Использование интегрированного подхода в преподавании школьных предметов; Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей.

12 Федеральная политика Региональная политика и стратегия ее реализации Образовательные потребности работников образования Новые востребованные профессиональные компетентности педагогов Новые востребованные профессиональные компетентности педагогов Способность и готовность использовать современные образовательные, информационные, коммуникационные технологии в условиях введения новых государственных образовательных стандартов; Способность создавать педагогически эффективные условия для учащихся, обеспечивая высокие учебные и внеучебные достижения, самореализацию, социализацию; умение организовывать конструктивное учебное сотрудничество между учащимся, их эффективное взаимодействие с информационными источниками Способность и готовность использовать современные образовательные, информационные, коммуникационные технологии в условиях введения новых государственных образовательных стандартов; Способность создавать педагогически эффективные условия для учащихся, обеспечивая высокие учебные и внеучебные достижения, самореализацию, социализацию; умение организовывать конструктивное учебное сотрудничество между учащимся, их эффективное взаимодействие с информационными источниками Н ОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Способы деятельности, лежащие в основе специальных компетенций, обращаются в содержание программ подготовки каждой целевой группы Способы деятельности, лежащие в основе специальных компетенций, обращаются в содержание программ подготовки каждой целевой группы Механизмы обновления содержания Разработка и реализация новых образовательных программ, ориентированных на различные целевые группы. Модульный принцип построения программ

13 Н ОВЫЕ ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Дистанционное обучение Деятельностно- рефлексивное обучение Обсуждение проблемных ситуаций Проектная методика Отработка в действии конкретных навыков Проработка той или иной технологии заданной деятельности Участие в сетевых сообществах (региональный раздел портала «Сеть творческих учителей) Организация сетевых семинаров, конкурсов, форумов Интерактивные методы обучения Интерактивные методы обучения Работа в он-лайн режиме Кейс-технологии Сетевые технологии Обучение в команде Выбранная ориентация на конечный результат позволяет стимулировать у слушателей интерес к изучаемой проблеме, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность, что способствует в свою очередь формированию востребованных компетенций.

Механизмы выявления и обеспечения перспективных потребностей системы образования Мониторинг выявления потребностей работников образования в профессиональной переподготовке Комплексный подход к определению образовательных потребностей педагогических и руководящих работников в услугах системы повышения квалификации Мониторинг выявления потребностей работников образования в повышении квалификации Оценка образовательных достижений обучающихся (ЕГЭ, мониторинги ит.п.) Аккредитация образовательных учреждений Региональная система аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Концептуальные и программные документы Механизмы реализации: возникающие в связи с притоком в отрасль молодых специалистов, работников из других отраслей; должностными перемещениями внутри отрасли обусловленные объективной потребностью в развитии имеющейся квалификации педагогов обусловленные изменением в содержании деятельности работников образования в связи с появлением новых задач и необходимостью эффективного внедрения инноваций Образова- тельные запросы и потребности: 14

Создание консалтинго- тьюторской службы Новые организа- ционные модели: Банк модульных образовательных программ Сетевое взаимодействие выявление затруднений педагогических работников по итогам аттестации на присвоение квалификационной категории анкетирование, молодых специалистов по вопросам их удовлетворенности полученным образованием анкетирование работодателей, направленное на выявление их требований к уровню профессионализма педагогических работников анкетирование педагогических и руководящих работников, направленное на выявление профессиональных проблем и затруднений Заказ на повышение квалификации как государственно-общественный договор между государственными структурами, потребителями услуг (ОУ, педагогические работники) и ТОИПКРО Методы сбора информации: Комплексный подход к определению образовательных потребностей педагогических и руководящих работников в услугах системы повышения квалификации Механизмы выявления и обеспечения перспективных потребностей системы образования 15

Новые профессиональные компетентности педагогов Осуществление процесса обучения в системе ПК и ПП по модульным образовательным программам Федеральная политика Региональная политика Образовательные потребности работников образования Модель современной системы повышения квалификации Обсуждение проблемных ситуаций Обучение в команде Проектная методика Отработка в действии конкретных навыков Проработка той или иной технологии заданной деятельности Участие в сетевых сообществах Организация сетевых семинаров, конкурсов, форумов Способность и готовность использовать современные образовательные, информационные, коммуникационные технологии в условиях введения ГОС, средства обучения, Способность создавать педагогически эффективные условия для учащихся, обеспечивающие высокие учебные и внеучебные достижения, самореализацию, социализацию Умение выстраивать эффективное взаимодействие с различными группами (категориями) социальных партнеров Способность и готовность использовать современные образовательные, информационные, коммуникационные технологии в условиях введения ГОС, средства обучения, Способность создавать педагогически эффективные условия для учащихся, обеспечивающие высокие учебные и внеучебные достижения, самореализацию, социализацию Умение выстраивать эффективное взаимодействие с различными группами (категориями) социальных партнеров Работа в он-лайн режиме Кейс-технологии Изменения в структуре ИПК Аналитико- консалтинговая служба Сетевое взаимодействие Опытно- экспериментальные площадки, школы- лаборатории, стажерские площадки Кредитно-модульная система Система зачетных единиц Формирование индивидуальных образовательных траекторий Тьюторское сопровождение Деятельностно- рефлексивное обучение Интерактивные методы обучения Сетевые технологии Дистанционное обучение Новое содержание повышения квалификации Новые формы и технологии повышения квалификации Новые организационные модели Стажировки Разработка модульных программ и их экспертиза Государственная общественная экспертиза, сертификация программ Выявление образовательных запросов потребителей, формирование образовательного заказа 16