Подготовка образовательного учреждения к инновационной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновация в педагогической деятельности Выполнила: М.О. Куприянович учитель математики ВКК МБОУ СОШ 1 г. Архангельск 2014.
Advertisements

Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Качество образования как стратегическая цель инновационных изменений в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Муниципального.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Инновации в образовании: понятие, направления, необходимость. Совет руководителей ОУ 26 октября 2011г.
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Транксрипт:

Подготовка образовательного учреждения к инновационной деятельности

План : Инновационные процессы в образовании. Направления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Инновационные процессы в образовании. Направления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Теоретические положения построения инновационного образовательного учреждения. Анализ инновационной деятельности образовательного учреждения. Теоретические положения построения инновационного образовательного учреждения. Анализ инновационной деятельности образовательного учреждения. Модели построения инновационной и опытно- экспериментальной деятельности Модели построения инновационной и опытно- экспериментальной деятельности

Инновационные процессы в образовании. Направления инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Глоссарий; Глоссарий; Направления опытно-экспериментальной деятельности в Саратовской области Направления опытно-экспериментальной деятельности в Саратовской области

Глоссарий Инновации – (innovations) нововведение, новшество. Инновации – (innovations) нововведение, новшество.

Инноватика – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. Инноватика – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи с интенсивным развитием научно-технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений.

Инноватика в образовании – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании. Подразделяется на педагогическую инноватику и инновационное обучение. Отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями. Инноватика в образовании – находящаяся в состоянии становления область научных знаний, объединяющая представления об инновациях, происходящих в образовании. Подразделяется на педагогическую инноватику и инновационное обучение. Отражает, объясняет и обосновывает изменения, вносимые в образовательную систему как на уровне образовательных теории и концепций, целей и результатов, содержания и технологии, структуры, нормативно-правовой базы, так и в процессы использования новых способов овладения знаниями.

Инновационная деятельность в образовании – форма профессиональной деятельности субъектов образования по переосмыслению целей, средств, результатов образования и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития, рассчитанную не только и не столько на "человека познающего", сколько на но "человека действующего". Инновационная деятельность в образовании – форма профессиональной деятельности субъектов образования по переосмыслению целей, средств, результатов образования и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития, рассчитанную не только и не столько на "человека познающего", сколько на но "человека действующего".

Инновационный процесс в образовании – совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений в образовании. Направлен на целенаправленное изменение элементов образовательной системы с целью её качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации образования. Инновационный процесс в образовании – совокупность последовательных действий, направленных на разработку и освоение инновационных изменений в образовании. Направлен на целенаправленное изменение элементов образовательной системы с целью её качественной трансформации. Имеет в основании осмысление и применение новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации образования.

Инновационная разработка – оформленная в соответствии с требованиями к принятому жанру (проект, программа, концепция, учебник, учебное пособие, методические рекомендации) инновация. Содержит описание основных инновационных изменений, предлагаемых к внесению в образование на разных уровнях или внесенных и экспериментально апробируемых. Инновационная разработка – оформленная в соответствии с требованиями к принятому жанру (проект, программа, концепция, учебник, учебное пособие, методические рекомендации) инновация. Содержит описание основных инновационных изменений, предлагаемых к внесению в образование на разных уровнях или внесенных и экспериментально апробируемых.

Инновационный образовательный проект – замысел инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для обучающихся, образовательного учреждения и его работников, образовательной системы институционального, муниципального, регионального, федерального уровня. Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения новых образовательных эффектов. Инновационный образовательный проект – замысел инновационных изменений с обоснованием их целесообразности для обучающихся, образовательного учреждения и его работников, образовательной системы институционального, муниципального, регионального, федерального уровня. Комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения новых образовательных эффектов.

Инновационная программа в образовании (программа деятельности или развития) - комплекс инновационных проектов, сориентированных на обоснование эффективности новых способов достижения образовательным учреждением актуальных для них целей, совокупность мероприятий, предусмотренных общим для всех проектов механизмом достижения образовательным учреждением нового качественного уровня на основе созданной или создаваемой целевым назначением ресурсной базы в установленные сроки. Инновационная программа в образовании (программа деятельности или развития) - комплекс инновационных проектов, сориентированных на обоснование эффективности новых способов достижения образовательным учреждением актуальных для них целей, совокупность мероприятий, предусмотренных общим для всех проектов механизмом достижения образовательным учреждением нового качественного уровня на основе созданной или создаваемой целевым назначением ресурсной базы в установленные сроки.

Инновационная образовательная программа – документ, в соответствии с которым реализуется новое содержание образования. Инновационная образовательная программа – документ, в соответствии с которым реализуется новое содержание образования.

Инновационный потенциал – совокупность разноуровневых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал – совокупность разноуровневых ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Педагогические инновации и инициативы К педагогическим инновациям относятся как передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей», так и внедрение научных достижений и различных организационных преобразований сверху, от руководства. К педагогическим инновациям относятся как передовой опыт и экспериментирование, идущие «снизу, от учителей», так и внедрение научных достижений и различных организационных преобразований сверху, от руководства. Понятие педагогической инициативы несколько уже: это творческая, инициативная (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. Понятие педагогической инициативы несколько уже: это творческая, инициативная (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования. И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента

Типы педагогических инициатив (инноваций). Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН. Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН. Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе. Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе. Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогичеоких структур микрорайона, региона. Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогичеоких структур микрорайона, региона.

Под инновациями в обучении предполагается понимать: новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные – межпредметные – программы), методы оценивания образовательного результата. 1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы): - создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня; - создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня; - создание профильных классов; - создание профильных классов; - методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения; - методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения; -игровые методики (викторины, диспуты). -игровые методики (викторины, диспуты). Организация занятий (с разрушением классно-урочным системы): Организация занятий (с разрушением классно-урочным системы): - метод проектов, - метод проектов, - школа-парк, - школа-парк, - создание схем сетевого взаимодействия (проходит как с разрушение, так и без разрушения классно-урочной системы); - создание схем сетевого взаимодействия (проходит как с разрушение, так и без разрушения классно-урочной системы); - индивидуальные образовательные траектории; - индивидуальные образовательные траектории; - тьюторство. - тьюторство.

2. Представление и передача содержания образования: - опорные сигналы; - опорные сигналы; - организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей; - организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей; - построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам; - построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам; - создание компьютеризированных курсов; - создание компьютеризированных курсов; - технологии, созданные на основе принципа полного усвоения; - технологии, созданные на основе принципа полного усвоения; - метод погружения; - метод погружения; - выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования; - выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования; - программное обучение; - программное обучение; - организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний. - организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний. 3. Методы оценивания образовательного результата: - расширение балльной шкалы (для фиксации творческого продвижения); - расширение балльной шкалы (для фиксации творческого продвижения); - рейтинговая оценка; - рейтинговая оценка; - создание портфолио. - создание портфолио.

Инновациями в воспитании предполагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие солизациии детей и подростков и позволяющие нивелировать явления в детско- юношеской среде: - создание различных вариантов школы полного дня; - создание различных вариантов школы полного дня; - создание психолго-педагогических центров и подразделений школ; - создание психолго-педагогических центров и подразделений школ; - создание гувернерской службы внутри школы; - создание гувернерской службы внутри школы; - создание детско-родительских объединений вокруг школы; - создание детско-родительских объединений вокруг школы; - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы; - создание систем дополнительной мотивации к общественно полезной деятельности. - создание систем дополнительной мотивации к общественно полезной деятельности.

Инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности: - маркетинговые исследования в практике школ; - маркетинговые исследования в практике школ; - создание систем автоматизации школьного управления; - создание систем автоматизации школьного управления; - создание проблемных групп и кафедр внутри школы; - создание проблемных групп и кафедр внутри школы; - создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями; - создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями; - создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе); - создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе); - введение ваучеров в системе повышения квалификации. - введение ваучеров в системе повышения квалификации.

Инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования следует рассматривать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: - дистанционное обучение; - дистанционное обучение; - создание сетевых структур; - создание сетевых структур; - тьюторство; - тьюторство; - создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы). - создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы).

Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности являются: разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методические комплексы; разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методические комплексы; разработка и апробация новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием; разработка и апробация новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием; создание и развитие новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений, среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.); объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализации модели образовательного сообщества; создание и развитие новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений, среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.); объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т. п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализации модели образовательного сообщества;

разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся; разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся; разработка и апробация новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования; разработка и апробация новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования; разработка и апробация новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг; разработка и апробация новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг; совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Основные виды инновационной деятельности: авторская инновационная деятельность, заключающаяся в проведении педагогом (группой педагогов) исследовательской работы по созданию и апробации новых образовательных программ или педагогических технологий; авторская инновационная деятельность, заключающаяся в проведении педагогом (группой педагогов) исследовательской работы по созданию и апробации новых образовательных программ или педагогических технологий; экспериментальная площадка в системе образования как организационная форма проведения комплексной, опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения (или его части, подразделения), социально-образовательного комплекса, территории, направленной на создание и освоение новых педагогических (управленческих, социально-педагогических) систем (учреждений, объединений, комплексов, структур). экспериментальная площадка в системе образования как организационная форма проведения комплексной, опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения (или его части, подразделения), социально-образовательного комплекса, территории, направленной на создание и освоение новых педагогических (управленческих, социально-педагогических) систем (учреждений, объединений, комплексов, структур).

Источником информации о педагогических инновациях являются: конкурсы профессионального мастерства; конкурсы профессионального мастерства; аттестационный процесс; аттестационный процесс; опытно-экспериментальные площадки; опытно-экспериментальные площадки; педагогические мастерские; педагогические мастерские; открытые уроки; открытые уроки; представление передового педагогического опыта на научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации и т.д. представление передового педагогического опыта на научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации и т.д. статьи, тезисы, доклады, книги, диссертации и т.д. статьи, тезисы, доклады, книги, диссертации и т.д.

Параметры систематизации педагогических инноваций : по тематике инноваций; по тематике инноваций; по форме представления (оформления) инноваций; по форме представления (оформления) инноваций; по характеру инноваций (или уровню новизны); по характеру инноваций (или уровню новизны); по масштабу (уровню) применения инноваций; по масштабу (уровню) применения инноваций; по значимости инноваций для системы образования; по значимости инноваций для системы образования; по уровню развития инноваций; по уровню развития инноваций; по типу инноваций; по типу инноваций; по подтипу инноваций. по подтипу инноваций.

Механизм классификации инноваций строится на основе четырех индикаторов: 1. индикатора функциональных возможностей; 2. индикатора сферы (области) реализации; 3. масштабности и социально-педагогической значимости; 4. интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности.

В зависимости от функциональных возможностей все педагогические нововведения можно разделить на: нововведения-условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные и организационно-педагогические условия и т. д.); нововведения-условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные и организационно-педагогические условия и т. д.); нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты, авторские программы, пособия, элективные курсы и т. д.); нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты, авторские программы, пособия, элективные курсы и т. д.); организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре управления образовательными системами и в управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре управления образовательными системами и в управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности. Этот критерий позволяет выделить восемь рангов или порядков инноваций: инновации нулевого порядка - это практически генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента); инновации нулевого порядка - это практически генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента); инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве; инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве; инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.); инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.); инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования; инновации третьего порядка - адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования; инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей); инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей); инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем "нового поколения'' (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем "нового поколения'' (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы); в результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы нового вида с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа; в результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы нового вида с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа; инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется "новый род" образовательных (педагогических) систем. инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется "новый род" образовательных (педагогических) систем.

Паспорт- классификатор «Инновации в современной образовательной практике» Инновации Основные характеристики параметров 1. Вид инновации образовательная программа, учебно- методический комплекс, элективный курс, дидактические материалы, учебно-методическое пособие, учебное пособие, методические рекомендации, монография и др.) 2. Тема инновации 3. Цель инновации 4. Ступень обучения, на которую распространяется инновация дошкольное, начальное, основное, среднее, начальное профессиональное, профессиональное, высшее

5. Краткое содержание (сущность) инновации 6. Характер (новизна) инновации совершенствует (модифицирует) традиционную практику образования; радикально меняет традиционную практику образования 7. Масштаб (уровень) применения на уровне отдельного учителя; отдельной школы; района (города); региона, на федеральном уровне. 8. Значимость инновации региональное значение; локальное (местное) значение; индивидуально-личностное значение 9. Этап (стадия) развития инновации этап создания; этап реализации; этап распространения 10. Прогнозируемый или достигнутый результат

11. Тип инновации По отношению к структурным элементам образовательной системы нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и образования, системе диагностики, контроле, оценке результатов и т.д По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др По области педагогического применения в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием

11.4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в системе «педагог-родитель» и т.д. 12. Дополнительная информация об инновации 13. Сведения об авторе инновации Ф. И. О. Должность Квалификационная категория, ученая степень и др. 14. Соавторы (научные консультанты, руководители и др.) Ф. И. О. Должность Квалификационная категория, ученая степень и др. 15. Сведения об образовательном учреждении Район, город, село Наименование учреждения

Направления опытно-экспериментальной деятельности в Саратовской области на учебный год предшкольное образования детей старшего дошкольного возраста; предшкольное образования детей старшего дошкольного возраста; совершенствование структуры и содержания общего образования; совершенствование структуры и содержания общего образования; профильное обучение школьников; профильное обучение школьников; внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий; внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационных технологий, проектной и исследовательской деятельности учащихся; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных информационных технологий, проектной и исследовательской деятельности учащихся; внедрение технологий развивающего обучения и воспитания детей; внедрение технологий развивающего обучения и воспитания детей; совершенствование воспитательной работы образовательных учреждений. совершенствование воспитательной работы образовательных учреждений.

Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения

Задача: Помощь в построении управленческой деятельности по оптимальному и эффективному управлению инновационными процессами в своем образовательном учреждении. Задача: Помощь в построении управленческой деятельности по оптимальному и эффективному управлению инновационными процессами в своем образовательном учреждении. Содержание: Содержание: 1. Технологические основы перевода образовательного учреждения в режим развития. 2. «Проблемное поле» как основа развития образовательного учреждения.

Этапы процесса перевода образовательного учреждения в режим развития : I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения. I этап. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения. II этап. Формирование команды. II этап. Формирование команды. III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности. III этап. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

Этапы процесса перевода образовательного учреждения в режим развития : IV этап. Проблемный анализ школы. IV этап. Проблемный анализ школы. V этап. Выбор объекта нововведений. V этап. Выбор объекта нововведений. VI этап. Составление плана или программы ее реализации. VI этап. Составление плана или программы ее реализации. VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий. VII этап. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

Значение алгоритма перевода образовательного учреждения в режим развития: 1. механизм формирования и дальнейшего развития инновационного потенциала педагогического коллектива; 2. наличие в школе развивающегося педагогического коллектива рассматривается как необходимая гарантия, условие и средство для более эффективного и надежного обеспечения режима развития конкретного образовательного учреждения.

Алгоритм создания "ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ" Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем. Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем. Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой.

Модели построения инновационной и опытно- экспериментальной деятельности

Экспериментальная площадка является крупномасштабным комплексным экспериментом, в котором педагогическая часть поддерживается решением (изменением) ряда финансовых, кадрово- организационных, юридических и материально- технических вопросов. Экспериментальная площадка является крупномасштабным комплексным экспериментом, в котором педагогическая часть поддерживается решением (изменением) ряда финансовых, кадрово- организационных, юридических и материально- технических вопросов.

Профили, названия и уровни экспериментальных площадок : 1.учебно-воспитательные комплексы, интегрирующие образование различного уровня (от детского сада до ВУЗа); 2.социально-педагогические комплексы с акцентом на какие-либо социально-культурные сферы (включающие культурные, спортивные, производственные, научные учреждения); 3. педагогические комплексы с акцентом на какие-либо направления воспитания и обучения (демократизация, гуманизация, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, разностороннее развитие личности); 4. авторские школы, отличающиеся альтернативной организацией, оригинальностью в управлении, структуре, содержании учебно-воспитательного процесса;

5. учебные заведения нового (продвинутого) типа (лицеи, гимназии, колледжи, кооперативные, частные школы); 6. школьные (межшкольные) объединения на основе хозяйственной деятельности (школа хозрасчетная единица, хозяйство, коммуна); 7.учебно-научно-производственные центры и объединения, выполняющие определенные социальные заказы; 8. гибкие модульные структуры, направленные на выращивание различных программ развития, типовых элементов системы образования и др.

Базовая школа Базовая школа – образовательное учреждение, реализующее программы общего образования, оснащенное современным телекоммуникационным, компьютерным, учебно-наглядным оборудованием, в которое может быть организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов, которое может иметь в этих населенных пунктах филиалы (отделения). Базовая школа может быть центром дистанционного обучения. Базовая школа – образовательное учреждение, реализующее программы общего образования, оснащенное современным телекоммуникационным, компьютерным, учебно-наглядным оборудованием, в которое может быть организована транспортная доставка детей из близлежащих населенных пунктов, которое может иметь в этих населенных пунктах филиалы (отделения). Базовая школа может быть центром дистанционного обучения.

Базовая (опорная) школа с сетью филиалов Школа (опорная) выполняет функцию ресурсного центра обучение на старшей ступени создание единого образовательного пространства ШКОЛЫ-ФИЛИАЛЫ

Деятельность базовых школ направлена на решение следующих задач: обеспечение общедоступного качественного дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, удовлетворяющего запросам обучающихся и родителей; обеспечение общедоступного качественного дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, удовлетворяющего запросам обучающихся и родителей; создание условий реализации концепции профильного обучения и дополнительного образования; создание условий реализации концепции профильного обучения и дополнительного образования; обеспечение целевого распределения ресурсов, укрепление материально-технической базы учреждений образования за счет объединения ресурсов образовательных учреждений. обеспечение целевого распределения ресурсов, укрепление материально-технической базы учреждений образования за счет объединения ресурсов образовательных учреждений.

Основные направления деятельности базовой школы. организует для дошкольников - предшкольное образование; организует для дошкольников - предшкольное образование; в начальной и основной школе – развивающее обучение, в начальной и основной школе – развивающее обучение, включая в 9-х классах – предпрофильную подготовку; включая в 9-х классах – предпрофильную подготовку; на старшей ступени общего образования формирует профильные классы (группы), на старшей ступени общего образования формирует профильные классы (группы), создает условия для реализации различных форм получения образования. создает условия для реализации различных форм получения образования.

Условия эффективности деятельности базовой школы: наличие квалифицированных преподавателей по базовым и профильным предметам; наличие квалифицированных преподавателей по базовым и профильным предметам; наличие программно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе по профильным предметам, элективным курсам, групповым и индивидуальным занятиям; наличие программно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе по профильным предметам, элективным курсам, групповым и индивидуальным занятиям; наличие учащихся старшей школы, мотивированных в обучении в рамках конкретного профиля; наличие учащихся старшей школы, мотивированных в обучении в рамках конкретного профиля; наличие современного материально-технического обеспечения образовательного процесса; наличие современного материально-технического обеспечения образовательного процесса; создание в данном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды для обучающихся. создание в данном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды для обучающихся.

Модель «Передвижная лаборатория» РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР С ЗАКРЕПЛЕННОЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ Обслуживаемые школы: Являются юридическими лицами, Отношения строятся на договорной основе, Проблема- нет отлаженного механизма договорных отношений

Модель «Социо-культурный комплекс» Предполагает интеграцию деятельности образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, культуры и другими учреждениями Предполагает интеграцию деятельности образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, культуры и другими учреждениями Единое юридическое лицо На ассоциативной основе – учреждения образования, культуры, спорта, на договорной основе, по единому плану Апробируются в следующих вариантах Комплекс на административной основе - путем передачи ОУ ставок работников культуры и образования

Модель «Ассоциация образовательных учреждений» Нет головной организации Создает возможности для наличия общей образовательной программы для обучающихся, педагогов, объединения ресурсов Разделение функций между учреждениями Ассоциация самостоятельных юридических лиц, ориентированных на горизонтальное партнерство Нет иерархического административного подчинения