МБДОУ 77 г. Липецка Заместитель заведующей САЛЬНИКОВА О.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Кочанова И.В. воспитатель МБДОУ д/с 47 ЗАТОг.Североморск.
Advertisements

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Приобщение старших дошкольников к хозяйственно- бытовому труду.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Старшая речевая группа «Улыбка» ВОСПИТАТЕЛИ: Образцова Т.В. Соловьева Н.А.
Трудовое воспитание в средней группе. Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно- волевых качеств: самостоятельности,
Презентация по теме: Трудовое воспитание дошкольников.
Учите детей трудиться Из опыта работы разновозрастной группы Воспитатель: Денисова Т.А. апрель 2011г.
Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию хозяйственно – бытового труда Подготовили: Михайлова М.М.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 22 «Журавленок» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Реализация.
Формы и методы организации нравственно- трудового воспитания детей среднего возраста.
Содержание,задачи и освоение образовательной области «ТРУД» Вторая младшая и Средняя группы.
Тема: Проектная деятельность в группе раннего возраста МДОУ д/с 145 о.в. г. Магнитогорск Подготовила: воспитатель Комягина Марина Александровна.
Примерные виды интеграции образовательных областей.
Консультация по теме: Презентация "Трудовое воспитание в ДОУ детей среднего вораста!
Организация социально-личностного развития дошкольников в соответствии с ФГТ. Методическое объединение секции воспитателей Советского района города Ростова-на-Дону.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
С ОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Т РУД » По материалам Г.В. Глушковой к. п. н.,
Консультация для воспитателей по теме : «Труд в природе»
Тест для педагогов ДОУ Задачи образовательных областей федеральных государственных требований Старший воспитатель МБДОУ 320 Власова Н.А.
Транксрипт:

МБДОУ 77 г. Липецка Заместитель заведующей САЛЬНИКОВА О.Г.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. «Радость труда - могучая воспитательная сила» В.А.Сухомлинский.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГТ Трудовое воспитание – обязательный компонент становления ценностных ориентаций в дошкольном возрасте.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГТ Формирование личности Система формирующихся отношений Отношение к людям на планете Земля Отношение к знаниям Отношение к труду Отношение к другим людям Отношение к себе Отношение к прекрасному

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГТ экономическое воспитание детей дошкольного возраста; преемственность в работе ДОУ и школы; воспитание интереса к умственному труду.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Становление компонентов трудовой деятельности детей дошкольного возраста, коллективных форм труда. Связь с игрой и образовательной деятельностью.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществеи жизни каждого человека. Виды труда: труд по самообслуживанию; хозяйственно-бытовой труд; труд детей в природе; ручной труд.

Виды труда в ДОУ Навыки культуры быта Труд по самообслуживанию Хозяйственно – бытовой труд Содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность. Ознакомление с трудом взрослых Профессии взрослых Ручной труд Мотивация труда – сделать подарок другу, маме и др. Труд в природе Уход за растениями. Опыты с растениями. Формы реализации трудовой деятельности Поручения: Простые и сложные Эпизодические и длительные. Коллективные и индивидуальные. Коллективный труд: В старших группах не более 35 – 40 мин Дежурство: Формирование общественно – значимого мотива. Нравственный, этический аспект. Начало дежурств со средней группы, вторая половина года.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Первая группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок Вторая группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности Решение маленьких логических задач, загадок. Приучение к положительным формам общественного поведения. Приучение к размышлению, эвристические беседы Показ трудовых действий. Беседы на этические темы Трудовой пример взрослых и детей Чтение художественной литературы Целенаправленное наблюдение трудовой операции Рассматривание иллюстраций Организация интересной трудовой деятельности общественно – полезного характера. Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций Разыгрывание коммуникативных ситуаций с трудовыми действиями Просмотр телепередач, мультфильмов, видеофильмов. Создание контрольных педагогических ситуаций с выполнением трудовых действий Задачи на решение коммуникативных ситуаций Участие в трудовых действиях рядом с другими детьми, получение результата труда Придумывание сказок о труде Участие в коллективном труде до получения общего результата труда

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА Условное обозначение Особенности структуры Наличие совместных действий, в зависимости от участников Воспитательные возможности Труд индивидуальный Ребенок действует сам, выполняя все задания в индивидуальном темпе вплоть до получения результата Не испытывает никакой зависимости от других детей Обучение навыкам, формирование прилежания, настойчивости, культуры труда Труд «рядом»--- Труд «общий» Участников объединяет общее задание и общий результат Возникает необходимость согласований при распределении задания, при обобщении результатов Формирование представлений о нормах жизни в коллективе, взаимоотношений в обществе сверстников, мотивов деятельности Труд последовательно распределенный (совместный) Наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества их деятельности Каждый участник является контролером деятельности предыдущего участника В процессе деятельности, в особенности в актах «приема-сдачи» промежуточных результатов, возникают ситуации, требующие согласований

ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД») Вид труда Возра ст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостояте льная деятельност ь детей Совместная деятельность с семьей Хозяйственно-бытовой труд млад ший, средн ий, стар ший Личный пример, объяснение, напоминани е, создание проблемной ситуации, организация дежурств Обучение, объяснение, напоми нание, творческие задания, рассматривание иллюстраций, работа с пособиями, создание игровых проблемных ситуаций, элементы тренингов Сюжетно- ролевые, режиссерск ие игры, продуктивна я деятельность Включение ребенка в хозяйственно- бытовую деятельность семьи, рассматривание иллюстраций, личный пример

ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТРУД» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса - «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых (беседы о профессиях, свободное общение «Как мы можем помочь нашей няне?») - «Познание» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей (закреплять меры веса в центре «Кулинария», уход за растениями (закреплять знания детей, о необходимых условиях для жизни и роста растений) - «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности (д/и «Полезные и вредные продукты», правила безопасности при организации хозяйственно-бытового труда) - «Социализация» - формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых (Сюжетно-ролевые игры производственной и семейной тематики («Парикмахерская», «Школа», «Больница», «Книжный гипермаркет» проект «Мамины наряды» ) - «Физическая культура» - развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой) - «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей (пословицы, поговорки, загадки о труде и предметах труда) - «Музыка», (использование музыкальных произведений («Огород», «Песенка о хлебе», «Яблонька», «Праздник урожая», «Кузнец», «Урожайная») «Художественное творчество» (ручной труд) - использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»

«ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ» Наименование предмета и цель его использования, размеры и описание Количество (шт.) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Фартуки хлопчатобумажные (ситцевые) для дежурства по столовой Фартуки хлопчатобумажные (цветные) для уборки помещения Клеенчатые фартуки для мытья игру­шек, стирки кукольного белья и работы в уголке природы Щетка- сметка (длина вместе с ручкой 25 см, сечение ручки 23 см) для сметания крошек со стола Совок (размер 16x16 см. длина ручки 10 х 12 см) Щетка половая (длина см, длина ручки см, сечение ручки 23 см) Совок для мусора (размер 16x14 см, длина ручки 1315 см) Тазы (диаметр 2530 см, высота см) Ведра, лейки (высота 1822 см, диаметр 1518 см, емкость 12 л) Подносы (40x30 см) Сервировочный столик Тряпочки (30x30 и 40x40 см) для протирания пыли 510 Щетки (1415 см) для чистки одежды Щетка для обуви Веники для сметания снега (у входа в по­мещение) и подметания веранд, построек 222 Деревянная лопата для расчистки снега (длина ее с лотком см): лоток 20x20 см (для детей младшего возраста), 25x25 см (для детей старшего возраста), сечение ручки 2 см 5555 Грабли деревянные (примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,32,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 2022 см, длина граблей см, сечение ручки 23 см) для сгребания листьев Грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней Метелки (длина палки 1 м, сечение 22,3 см) для уборки участка от сухих листьев и другого сора 5555 Носилки с бортиками (длина 3035 см, ширина 30 см, высота бортика 57 см, общая длина с ручками см) для переноски земли, песка, опавших листьев 122 Скребки металлические (размер лотка 1012 см, длина ручки 80 см)3 Тачка (высота бортов 20 см, длина вместе с ручками см, длина бортов 3040 см, диаметр колеса 12 см) для перевозки земли, песка, опавших листьев, камушков 122 Движок (высота пластины 50 см, ширина 40 см, длина 60 см) для сгребания свежевыпавшего снега 111 Санки, корзины или ящик для перевозки снега, сора, земли и пр. 222 Совки (длина лотка 10 см, ширина 78 см, длина совка 1520 см) для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы 1234 Ручные цапки-кошки для рыхления земли 222 Бумага белая, цветная, с узорами, тонкая, плотная, прозрачная, фактурная, самоклеящаяся и пр. Картон тонкий, толстый, гофрированный, цветной и пр.* **** Разные виды тканей для ремонта и обклеивания пособий, шитья кукольного постельного белья и пр.* **** Иглы (хранятся в недоступном для детей месте), нитки, пуговицы, обрезки лент, тесьмы, кружев для ремонта кукольной одежды, пришивания петель к полотенцам и пр. __55 Клей в тюбиках, бутылочках и прочих упаковках (крахмальный, мучной), казеиновый, ПВА, клеящие карандаши). Запрещается использование клея на ацетоновой основе и канцелярского* **** Шило (длина острия 11,5 см)1 Швейные машины типа «Пико», работающие на батарейках, или ручные * Количество предметов определяется содержанием организуемого труда. 12

Грабли деревянные (примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3 2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 2022 см, длина граблей см, сечение ручки 23 см) для сгребания листьев Грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней Метелки (длина палки 1 м, сечение 22,3 см) для уборки участка от сухих листьев и другого сора 5555 Носилки с бортиками (длина 3035 см, ширина 30 см, высота бортика 57 см, общая длина с ручками см) для переноски земли, песка, опавших листьев 122 Скребки металлические (размер лотка 1012 см, длина ручки 80 см)3 Тачка (высота бортов 20 см, длина вместе с ручками см, длина бортов 3040 см, диаметр колеса 12 см) для перевозки земли, песка, опавших листьев, камушков 122 Движок (высота пластины 50 см, ширина 40 см, длина 60 см) для сгребания свежевыпавшего снега 111 Санки, корзины или ящик для перевозки снега, сора, земли и пр. 222 Совки (длина лотка 10 см, ширина 78 см, длина совка 1520 см) для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы 1234 Ручные цапки-кошки для рыхления земли 222 Бумага белая, цветная, с узорами, тонкая, плотная, прозрачная, фактурная, самоклеящаяся и пр. Картон тонкий, толстый, гофрированный, цветной и пр.* **** Разные виды тканей для ремонта и обклеивания пособий, шитья кукольного постельного белья и пр.* **** Иглы (хранятся в недоступном для детей месте), нитки, пуговицы, обрезки лент, тесьмы, кружев для ремонта кукольной одежды, пришивания петель к полотенцам и пр. __55 Клей в тюбиках, бутылочках и прочих упаковках (крахмальный, мучной), казеиновый, ПВА, клеящие карандаши). Запрещается использование клея на ацетоновой основе и канцелярского* **** Шило (длина острия 11,5 см)1 Швейные машины типа «Пико», работающие на батарейках, или ручные * Количество предметов определяется содержанием организуемого труда. 12

МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХОЗЯЙСТВЕННО- БЫТОВОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ. Содержательный компонент Содержание среды дежурство по уголку природы Дежурство – уголки дежурного ( 2 мл. и ср. группы) Хозяйственно – бытовой труд: Стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, кукольной посуды. ( 2 мл., сред. гр.) Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы и т.д. Модели по уходу за растениями Модели сервировки, фартуки, колпачки, оборудование для уборки столов: щёточки. Стенды « Мы дежурим » Модели стирки Стиральные доски, тазы, прищепки с верёвкой, Фартуки для детей. Клеёнка Лесенка трудового процесса ( средняя группа). Модели по технике безопасности

МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХОЗЯЙСТВЕННО- БЫТОВОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШИЕ ГРУППЫ. Содержательный компонент Содержание среды дежурство по уголку природы Труд на прогулке Дежурство – уголки дежурного Хозяйственно – бытовой труд: Стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, учебного оборудования, стульчиков, спортивного инвентаря, помощь няне, младшим детям, дворнику. «Центр «Кулинария» Уголок «Мастерица» для девочек Уголки « Мастерские для мальчиков» « Конструкторское бюро» Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы и т.д. Огород ( осень, зима, весна – смена посадок.) Модели по уходу за растениями. Модели для исследовательской деятельности. Лопатки, грабли, носилки, метёлки, вёдра, лейки, тяпки. Модели сервировки, фартуки, колпачки, оборудование для уборки столов: щёточки Стенды « Мы дежурим » Стенд « Лучший дежурный » Лесенка трудового процесса. Дидактические игры с использованием лесенки трудового процесса Стиральные доски, тазы, прищепки с верёвкой, Фартуки для детей. Клеёнка Модели по технике безопасности Фартуки Модели приготовления Пооперационные карты Дидактитческие игры Оборудование для приготовления несложных блюд(разделочные доски, скалка, формочки для печенья, взбивалки, черпачки, ложки, лопаточки, столовые ножи и т.д.) Весы, мерки Инструкции с картинками Книги рецептов Принадлежности для вышивания, шитья Детские швейные машинки Пооперационные карты Модели безопасности Альбомы выкроек Приборы для выжигания Инструменты для работы по дереву Модели безопасности

МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШИЕ ГРУППЫ. Содержательный компонент Содержание среды «Центр «Кулинария» Уголок «Мастерица» для девочек Уголки « Мастерские для мальчиков» « Конструкторское бюро» Фартуки Модели приготовления Пооперационные карты Дидактитческие игры Оборудование для приготовления несложных блюд(разделочные доски, скалка, формочки для печенья, взбивалки, черпачки, ложки, лопаточки, столовые ножи и т.д.) Весы, мерки Инструкции с картинками Книги рецептов Принадлежности для вышивания, шитья Детские швейные машинки Пооперационные карты Модели безопасности Альбомы выкроек Приборы для выжигания Инструменты для работы по дереву Модели безопасности

ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА) Организация труда детей Виды детского труда Формы и виды организации труда Периодичность планирования 1 Хозяйственно- бытовой труд (в группе и на прогулке) Поручения Дежурства Коллективный (совместный труд детей и взрослых) 2-3 раза в неделю 2 раза в неделю 3-4 раза в неделю Знакомство с трудом взрослых - 1 раз в неделю

ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4 –5 ЛЕТ) Организация труда детей Виды детского труда Формы и виды организации труда Периодичность планирования 1 Хозяйственно- бытовой труд (в группе и на прогулке) Поручения Дежурства Коллективный (совместный труд детей и взрослых) 2-3 раза в неделю 2 раза в неделю 3-4 раза в неделю Знакомство с трудом взрослых - 1 раз в неделю

ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (5 - 7 ЛЕТ) Организация труда детей Виды детского труда Формы и виды организации труда Периодичность планирования 1 Хозяйственно- бытовой труд (в группе и на прогулке) Поручения Дежурства –подготовка к занятиям, по столовой. Коллективный (фронтальный) совместный труд детей и взрослых общий 2-3 раза в неделю Ежедневно(старшая группа) 1 раз на всю неделю (подгот.гр) 2 раза в месяц Знакомство с трудом взрослых раза в неделю.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Виды труда Примерное содержание труда 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет хоз.-быт труд Ребенок выносит на прогулку игрушки, корм для птиц; собирает бумагу с пола, листья, палочки, камешки во дворе; помогает расставлять стулья, накрывать на стол (приносит, раскладывает ложки, ставит тарелку с хлебом); убирает игрушки после игры. Без напоминания убирает на место игрушки, книжки, поддерживает порядок в игр-м уголке. Накрывает на стол вместе со взрослым, убирает посуду после еды. Приучается соблюдать порядок и чистоту в группе, бережно относится к результатам труда. Собирает мусор во дворе, вместе со взрослым расчищает дорожки от снега, счищает его со скамеек. Самостоятельно поддерживает порядок в помещении, убирает предметы на место, стирает кукольное белье, моет игрушки, помогает взрослому вытирать пыль с мебели. Накрывает на стол: раскладывает столовые приборы, расставляет тарелки, чашки с блюдцами и т.д. Поддерживает порядок в помещении и во дворе (на участке). Полностью сервирует стол, красиво расставляет посуду, убирает после еды. Вытирает пыль и стирает после этого тряпочку. Помогает мыть и вытирать посуду. Участвует в приготовлении пищи: моет овощи, помогает лепить пирожки, вареники. По своей инициативе оказывает помощь младшим, сверстникам и взрослым. К 7 годам ребенок умеет подметать пол и делает это регулярно. Вместе со взрослым пользуется пылесосом. Ходит в магазин, находящийся близко от дома, и делает небольшие покупки. У детей сформирована привычка поддерживать чистоту и порядок, желание трудиться для других.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ 77 ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Организация труда детей Формирование представлений о труде взрослых Ручной труд Хозяйственно-бытовой труд Труд в природе Самообслуживание Формы организации труда Поручения Дежурства Коллективный труд Индивидуальные Коллективные Общий Совместный Труд рядом

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД Задачи и содержание работы 1-я младшая 1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игро­вой материал по местам. 2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младш ая 1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений готовить ма­териалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игруш­ки, строительный материал, 2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. 3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при де­журстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расстав­лять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).

Средняя 1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки. 2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккурат­но расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая 1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки. 2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, убирать посуду после еды. 4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для НОД, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Подготови­ тельная 1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участ­ке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. 2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очи­щать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Учить самостоятельно убирать постель после сна. 4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столо­вой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, уби­рать посуду после еды, подметать пол. 5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для НОД, уби­рать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании НОД.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием об­ щей культуры ребенка: правильно сер­ вировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке. Овладение трудовыми хозяйст­венно- бытовыми операциями дела­ет ребенка самостоятельным, гото­вым к взрослой жизни.

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ Группы Трудовые операции и действия Условия для хозяйственно- бытового труда 1-я младшая 1. Поднять игрушку поставить ее в шкафчик или другое определенное место. 2. Поставить на стол пустую хлебницу. 3. Поставить на стол салфетницу с салфетками. 1. Игрушки имеют постоянное место в груп­повой комнате. 2. В группе небьющиеся хлебницы и салфетницы.

2-я младшая 1. Подготовить материалы к НОД: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр. 2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними. 3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со 2-й половины года). 1. Все игрушки, предметы имеют постоян­ное место. 2. Материалы для занятий имеют опреде­ленное место, размещены удобно и доступ­но для детей. 3. Фартуки дежурных. 4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения. 5. Чашки с ручкой, блюдца.

Средняя 1. Убирать игрушки и строительный материал в отведенное им в группе место. 2. Подклеивать книги, коробки. 3. Самостоятельно выполнять обязанности де­журных (полная сервировка стола). 1. Постоянное место в группе для игрушек и строительного материала. 2. Уголок дежурных (число дежурных по коли­честву сервируемых столов). 3. Материал и оборудование для подклеивания книг, коробок (кисточки для клея, ножни­цы, салфетки, клей).

Старшая 1. Протирать игрушки и учебные пособия. 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Уметь наводить порядок на участке: подме­тать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола. 6. убирать посуду после еды. 7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для НОД. 8. убирать после НОД, мыть кисточки, ро­зетки для красок, палитру. 9. Протирать столы. 1. Детские метлы, совки. 2. Деревянные лопатки для снега. 3. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 4. Тазики, тряпки (губки). 5. Уголок дежурных по столовой (по занятиям). 6. Фартуки дежурных. 7. Щетки-сметки, совок. 8. Губки (тряпки) для протирания столов. 9. Постоянное место для хранения каждой игрушки, игрового и строительного материала. 10. Бумага, ножницы, клеевые кисти, картон (для подклеивания книг, коробок).

Подготови­ тельная 1. Поддерживать порядок в группе и на участке (по­стоянно и своевременно). 2. Мыть игрушки, строительный материал. 3. Подметать дорожки и очищать их от снега. 4. Поливать песок в песочнице. 5. Самостоятельно убирать постель после сна. 6. Полностью сервировать стол. 7. Раздавать второе и третье блюда. 8. Убирать посуду после еды 9. Подметать пол в группе. 10. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. 11. Убирать материалы после занятия. 12. Мыть кисточки, розетки, палитру 13. Протирать столы. 1. Постоянное место для игрушек, игрового и строительного материала. 2. Тазики, тряпки (губки). 3. Детские метлы, совки. 4. Деревянные лопатки для снега. 5. Ведра, лейки для полива песка в песочнице. 6. Рисуночный алгоритм уборки постели 7. Раздаточный стол (для вторых и третьих блюд и пустой посуды). 8. Фартуки дежурных 9. Веник. 10. Определенное место для хранения мате­риалов для занятий.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

I. Систематичность детского труда. 2. Постепенность рабочей нагрузки. 3. Подбор оборудования для труда. 4. Создание в группе трудовой атмосферы

Центр Кулинарии --представляет детям возможность исследовать некоторые материалы, попробовать новые блюда, научиться готовить. --Дети узнают о культурных традициях семьи, других народов; -- Дети получают представление о питании, приготовлении пищи; -- Пополняют свой словарный запас; --Узнают о количествах и измерении, понятие дроби, чувство времени, форма, цвет, размер, учатся сравнивать, предлагать гипотезы. --Дети формируют координацию, контроль тонких движений, аккуратность в работе, действовать по очереди, готовить сообща. --Дети в центре развивают чувства :вкус, обоняние, зрение, осязание.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!