История возникновения и развития науки об организации труда.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1) Основатели школы научного управления 2) Основные положения школы 3) Положения школы, которые актуальны и сегодня.
Advertisements

Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Теория Ф.У. Тейлора и американская классическая школа.
Принципы управления Г. Эмермон. Гаррингтон Эмерсон – сын бродячего священника, теоретик, пропагандист, публицист, инженер-самоучка.
Раздел 1. Начала менеджмента. 1. Менеджмент и менеджеры.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Выполнил: врач-резидент Манап Н.Н.
Основы организации труда Введение в курс. Занятие первое г.
Система Фредерика Уинслоу Тейлора Система Фредерика Уинслоу Тейлора Выполнили студенты группы ЭКОН-31 Шалдин Сергей, Дубровина Дарья.
Менеджмент в здравоохранении Лекция Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики КГМУ. Лектор: к.м.н.,
НОТ Цели Обеспечение проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно обоснованных мероприятий, направленных.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Вклад в развитие УП Тейлора. Краткая биография Тейлора Фредерик Уинслоу Тейлор ( ) В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж В 1878.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Школы менеджмента Презентация по предмету «Менеджмент организации» Подготовила Губанова Е.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.
Теория управления человеком в организации Основы управления персоналом Лекция 2.
Транксрипт:

История возникновения и развития науки об организации труда

Как система знаний наука об организации труда зародилась в конце XIX в. И связана с именем американского инженера, а впоследствии и ученого, Фредерика Уинстона Тейлора ( ). Недостатки в производстве: -потери рабочего времени; -низкая производительность труда. Фотография рабочего времени. Выводы: время простоев и перерывов во всех случаях оказалось примерно равным времени работы.

Для устранения положения дел был проведен хронометраж, при котором выяснили сколько время необходимо для выполнения операции (упаковка велосипедных шариков). Впоследствии были установлены нормы, подлежащие выполнению и дифференцированная оплата труда. Были организовано обучение работниц на рабочих местах и соревнование между ними. Результаты: -в цехе вместо 135 работниц осталось 35; -з/п выросла в 2 раза; -рабочий день сокращен на 2 часа.

Получив такие впечатляющие результаты Тейлор занялся дальнейшим развитием науки об организации труда, создав научную систему организации труда, в основе которой были положены следующие эл-ты: -изучение трудового процесса с помощью фотографии рабочего времени; -изучение составных частей трудового процесса с помощью хронометража; -расчленение процесса труда на отдельные эл-ты (операции); -установление норм труда; - введение сдельно-прогрессивной оплаты труда; -использование принципов соревнования; -проектирование эффективных методов работы.

Одним из первых последователей Тейлора был Фрэнк Гилберт ( ), который занимался совершенствованием производственных процессов в условиях массового поточного производства. Сферой его интересов стало изучение трудовых движений при выполнении ручной работы. Его исследования положили начало системе микроэлементарного нормирования.

Выдающийся вклад в становление и развитие науки об организации труда внес Гаррингтон Эмерсон ( ), который впервые вывел вопросы организации труда за рамки производства во все сферы: с/х, транспорт, связь, бытовое обслуживание и пр. В своей книги «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы повышающие производительность труда.

1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления. 2. Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей. 3. Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. 4. Дисциплина подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6.Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями. 7.Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.

8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери. 9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты. 10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции. 11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ. 12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

Из предложенных Эмерсоном 12 принципов широкое распространение в развитых странах получил принцип компетентного консультирования, который нашел свое воплощение в создании консультационных центрах.

Определенный вклад в науку об организации труда внес французский исследователь Анатоль Файоль ( ), который в своей книге «Общее и промышленное управление» разработал систему принципов управления предприятием, начиная с организации производства и заканчивая административной деятельностью: планирование, организация, координация, руководство и контроль.

Вопросами совершенствования организации производства и труда в условиях непрерывно-поточного производства занимался Генри Форд старший ( ). В системе Форда основное внимание уделялось разделению труда, механизации и автоматизации работ, стандартизации всех стадий производства. На первых порах внедрение системы приносило экономический эффект, но затем чрезмерная детализация труда, его узкая специализация стали приводить к снижению у работников интереса, росту текучести кадров.

Учения основоположников науки об организации труда: Тейлора, Гилбрета, Эмерсона, Файоля, Форда способствовали существенному росту производительности и качества труда, однако они не учитывали «человеческий фактор», т.е. особенно не интересовались мотивацией работников, их интересами, склонностями, социальными ориентирами. Это вызвало появление к жизни других, более «гуманистических» теорий и практик. Хоторнский эксперимент, теория «человеческих отношений» (Элтон Мэйо).

Становление и развитие науки об организации труда в России Первый этап (20-е годы XX в.) – создание новой системы управления. В 1921 г. для проведения научных исследований и оказания практической, методической, консультационной помощи работникам предприятий был создан ЦИТ – Центральный институт труда. Руководитель – Алексей Капитонович Гастев.

В январе 1921 г. была проведена Первая Всероссийская конференция по НОТ, послужившая началом массового движения за научную организацию труда. В 1923 г. организационно оформилась Лига «Время», в которую вошли рабочие и служащие, преподаватели и студенты, командиры и политработники. Главными задачами этого массового движения была популяризация идей НОТ и содействие внедрения ее в производство. К моменту проведения Второй Всероссийской конференции по НОТ (1924 г.) специализированные научно-исследовательские институты и лаборатории были созданы в различных городах страны.

В ноябре 1925 г. состоялось первое Всесоюзное совещание по рационализации производства, созванное по инициативе Ф.Э.Дзержинского. С момента проведения этого совещания вопросы НОТ в промышленности стали рассматриваться уже в общем комплексе рационализаторской работы в области организации производства. Следует отметить широко развернувшеюся издательскую деятельность по вопросам организации труда и производства.

На русский язык были переведены работы: - Тейлора «Административно-техническая организация промышленных предприятий» (1918), «Научные основы организации промышленных предприятий» (1924), «Научная организация труда» (1923) и др.; -Файоля «Общее и промышленное управление» (1923); -Эмерсона «Двенадцать принципов производительности» (вып. 1 – 2; 1921, 1931); -Г.Черча,Ф. Гилберта, У.Кларка, Г.Ганнта и др.

Следующий этап (конец 20-х – середина 50-х гг.) характеризуется сворачиванием научно- исследовательской работы в области НОТ. Период (1955 – 1986 гг.). Это период «оттепели», когда поднимается «железный занавес» и руководство страны начинает выезжать за рубеж. В 1957 г., а затем в 1958 г. были проведены две научные конференции по проблемам организации труда; в июне 1967 г. - Всесоюзное совещание по вопросам НОТ – были сформулированы «Рекомендации по организации труда в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве».

Уже с 1967 – 1968 учебного года в высших и среднеспециальных учебных заведениях была начата подготовка инженеров и техников по организации туда, в учебные планы ряда экономических специальностей введена дисциплина «Научная организация и нормирование труда». Период (1986 – конец 90-х гг.) связан с началом перестойки, когда предприятиям была дана определенная экономическая свобода и отменена обязательная отчетность по научной организации труда. Предприятия стали упразднять отделы и лаборатории по НОТ.

Современное состояние теории и практики организации и нормирования труда в России Особое внимание на современном производстве уделяется: Активизации человеческого фактора посредством: -вовлечения работников в процесс управления производством; - расширения практики участия работников в распределении прибыли; - повышение образовательного уровня работников. Гуманизация труда посредством: - обогащения содержания труда, расширений функций работника; - гибких форм занятости; - учет индивидуальных психофизиологических особенностей работников; - учет мотивационных установок работника и др.

Основная литература 1. Бычин В.Б., Шубенкова Е.В., Малинин С.В. Организация и нормирование труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, – 248 с. 2. Организация труда персонала / учебник : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Управление персоналом»] А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. – М.: ИНФРА, – 318 с. 3. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда: Учебник для вузов. – М: ИНФРА-М, – 424 с.