Функциональная карта по профессии как механизм взаимодействия и интеграции требований работодателей в вариативную часть ОПОП ФГОС СПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Advertisements

Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Потенциал профессионального образования - сегодняшние акценты Почему проблема подготовки кадров не замыкается между двумя рынками – труда и образовательных.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Система эффективной подготовки специалистов через партнерство учреждений образования с работодателем.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
ОБ ИТОГАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПОО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УЧЕБНОМ ГОДУ И НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«Совершенствование системы обучения рабочих кадров в Региональных учебных центрах ТНК-ВР» Элеонора Агеева, ТНК-ВР.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Транксрипт:

Функциональная карта по профессии как механизм взаимодействия и интеграции требований работодателей в вариативную часть ОПОП ФГОС СПО

Конкурентоспособность - это востребованность специалиста на рынке труда при изменяющихся социально – экономических, организационных и технологических условиях.

В настоящее время: Усиливается неудовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников Выпускники учреждений СПО испытывают сложности с трудоустройством

Основная проблема низкой конкурентоспособности выпускников СПО - несоответствие результатов образования требованиям работодателей

ПРИЧИНЫ:

Изменения Частота изменений Ежеквар- тально Раз в полугодие Ежегодно Раз в 2-3 года Итого 1. Модернизация оборудования _ _ 6 % 10 % 16 % 2. Введение новых технологий 1 % 6 % 7 % 15 % 3. Расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции 1 % 3 % 4 % 5 % 13 % 4. Расширение объемов оказываемых услуг 2 % 5 % 11 % 5 % 23 % 5. Изменение условий труда _ _ 5 % 9 % 14 % 6. Освоение новых рынков 1 % 3 % 8 % 7 % 19 % Всего 5 % 12 % 40 % 43 % 100 % 1. Производственные технологии опережают учебную базу Частота технологических и организационных изменений на предприятиях и в организациях региона, на июнь 2013 г.

2. Расхождения в требованиях к качеству подготовки выпускников у образовательного учреждения и работодателей Минимальная образовательная база Не учитывают требований рынка Относительно быстро устаревают Требования ФГОС СПО Меняются быстро Усложняются (оптимизация производства) Новые профессии и трудовые функции Требования работодателей Что должен знать, уметь, делать Выпускник СПО?

Проблема: КАКИМ ОБРАЗОМ и НА КАКОЙ ОСНОВЕ формировать ОПОП по профессиям и специальностям с учетом требований рынка труда?

Общие компетенции (52 %) Личностные качества ( 78 % ) Профессиональные компетенции (58%) Что в первую очередь важно в работнике для работодателя?

2.1. Требования к личности выпускника (специальность «Полиграфическое производство»)

Соответствие представлений участников образовательного процесса о личности выпускника СПО требованиям работодателей, гг.

2.2. Недостаточно изучены требования работодателей к компетенциям выпускников ( как общих, так и профессиональных )

3. НЕСОВПАДЕНИЕ ОЦЕНОК квалификации выпускников самим учреждением и РАБОТОДАТЕЛЯМИ 4. УТРАТА ПРЕЖНЕГО МЕХАНИЗМА взаимодействия с работодателями 5. ОТСУТСТВИЕ профессиональных стандартов по профессиям и специальностям

Следовательно, НЕОБХОДИМ НОВЫЙ МЕХАНИЗМ взаимодействия с работодателями, позволяющий: своевременно выявлять изменения в технологии производства и организации труда изучать требования работодателей к профессиям, новые трудовые функции определять необходимые дополнительные компетенции формировать ОПОП с учетом требований рынка труда т.е. производить функциональный анализ профессиональной деятельности

ПРОЕКТ «Функциональная карта по профессии как механизм взаимодействия и интеграции требований работодателей в вариативную часть ОПОП ФГОС СПО» Цель: создание нового механизма взаимодействия с работодателями для обеспечения более совершенного построения и структурирования ОПОП на основе набора профессиональных функций, выработанных работодателями и зафиксированных в функциональной карте Задачи: 1) разработать механизм взаимодействия и интеграции требований работодателей в программы профессионального модуля ОПОП, основанного на функциональной карте по профессии; 2) описать технологию и алгоритм разработки содержания вариативной части ОПОП ФГОС СПО в соответствии с требованиями работодателей, а также руководство по разработке всех необходимых материалов для оценки, планирования и осуществления процесса обучения на основании функциональной карты по профессии

Основные потребители результатов проекта: Система профессионального образования Ярославской области (государственные и негосударственные организации профессионального образования и региональные органы управления образованием); Корпоративные системы непрерывного проф. образования, в том числе внутрифирменные структуры подготовки кадров; Работодатели (в значении социальный институт, организация, предприятие, выступающие заказчиком обучения персонала); Руководители и специалисты сети организаций профессионального образования и органов управления образованием, менеджмент и специалисты корпоративных систем обучения, представители работодателей и их объединений.

Инновационность проекта: интегрируем производство в учебный процесс создаем единое с работодателями коллективное управление учебным процессом обосновываем, апробируем и внедряем механизмы качественной профессиональной подготовки выпускников строим образовательные программы на основе реальных требований рынка труда разрабатываем с работодателями единый учебно- методический комплекс профессиональных модулей ОПОП вырабатываем с работодателями единый подход к оценке уровня квалификации специалистов отрасли и выпускников создаем процедуры контроля, оценки и лигитимизации меняющихся требований рынка труда

ТРАНСЛЯЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В ВАРИАТИВНУЮ ЧАСТЬ ОПОП ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КАРТЫ Требования профессии Функциональная карта Национальная рамка квалификаций Общие требования уровня квалификации ФГОС Профессиональные компетенции Общие компетенции Требования к результатам ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Профессиональный стандарт

Практическая значимость проекта: Применяем инструменты для изучения требований работодателей к результатам образования Оптимизируем процесс оценки и сертификации квалификаций Обновляем содержание образования в соответствии с требованиями времени и системы занятости Алгоритм построения вариативной части ОПОП на основе требований работодателя Разработка инструментов сбора требований работодателей Процедура разработки функциональной карты по профессии

Ожидаемые эффекты проекта для РСО: Повышение открытости и прозрачности деятельности образовательных учреждений для потребителей и программ профессионального образования за счет эффективного взаимодействия с работодателями ( распознаваемость образовательных программ) Усиление общественно-государственной составляющей в управлении образовательным учреждением за счет привлечения работодателей Получение практического опыта использования оценочных средств в модульных программах Повышение инвестиционной привлекательности РСО за счет взаимосогласованного распределения издержек между всеми пользователями ресурсов профессионального образования Оптимизация информационных потоков об актуальном состоянии рынка труда

Функциональная карта по профессии как механизм Взаимодействия Интеграции требований работодателей в образовательные программы ФГОС СПО

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПО ПРОФЕССИИ «ПЕЧАТНИК» (фрагмент) Виды трудовой деятельности Трудовые функции Действия в рамках каждой трудовой функции Степень важности функции Знания, необходимые для выполнения трудовой функции Умения, необходимые для выполнения трудовой функции Очень высокая Высокая СредняяНизкая 1. Подготовка к печатным работам 1. Получить задание 1. Принять от мастера или начальника цеха задания печати на смену. 2. Определить последовательность выполнения работ Специальные обозначения, принятые для описа-ния технологических процессов, условий и параметров печати. Последовательность операций технологического процесса. Ориентироваться в задании. Планировать работу. 2. Принять рабочее место 1. Ознакомиться с журналом передачи смен. 2. Проверить оборудование согласно инструкции по эксплуатации печатной машины. 3. Проверить наличие материалов для выполнения задания на смену ( бумага, краска, химия ) Устройство печатной машины. Принцип работы печатной машины. Правила эксплуатации печатной машины согласно инструкции по эксплуатации. Технологические режимы работы печатной машины. Технические требования к полиграфическим материалам. Правила подготовки материалов к работе. Типы бумаги. Ассортимент применяемых красок. Анализировать информацию. Технически обслуживать печатную машину. Определять тип бумаги, печатной краски. Готовить бумаги и краски к печати. Использовать средства ухода за печатной машиной, печатной формой, офсетной резиной.

Возможности функциональной карты по профессии ФК как жизненно важный элемент систем Возможности ФК Задачи в проекте 1. ФК как инструмент изучения рынка Изучение требований работодателя к специалисту (функциональный анализ) Разработано в 2013 г. 2. ФК как средство создания единого концептуально- понятийного поля между работодателем и учебным заведением Реализация принципов единого и практико-ориентированного подходов в профессиональном обучении совместно с работодателями Достигнуть понимания общности целей обучения учебным заведением и работодателем. Определить и установить общие требования ФГОС и производства к результатам обучения. 3. ФК как базовый элемент профессионального стандарта Разработка отраслевых региональных стандартов Привести ФК в соответствие с квалификационными требованиями профессии 4. ФК как основа для определения содержания образовательных программ СПО Разработка элементов вариативной части ФГОС (профессиональные модули). Обновление содержания образования в связи с изменениями производства Разработать механизм интеграции требований работодателей во ФГОС СПО Разработать алгоритм реализации профессионального модуля 5. ФК как механизм повышения практической ориентированности образования Прописывает конкретный образовательный результат 6. ФК как один из механизмов внедрения дуальной модели профессионального образования Преодоление разрыва между теорией и практикой через установление общих требований к результату образования Учесть производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту, уже в ходе обучения

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ применения функциональных карт по профессии в учебном процессе: информационный ресурс для разработки программ ОПОП и ДПО определение тематик курсовых и дипломных работ взаимодействие с предприятиями в планировании и прогнозировании профессиональной подготовки по профессии разработка аттестационных и олимпиадных заданий для обучающихся основа для разработки КОС результатов обучения по профессии содержание профориентационной работы для будущих абитуриентов (ознакомление с содержанием профессии)

Для обеспечения связи обучения с требованиями рынка труда (работодателей) Нужно ответить на вопрос: Что будет уметь делать обучающийся после окончания обучения? описать требования сферы труда, сформулированные в функциональной карте Затем следует ответить на вопрос: Что должен освоить обучающийся, чтобы эффективно выполнять свои функции в рамках трудовой деятельности? описать требования к образовательной программе. И, наконец, следует сформулировать ответ на вопрос: Как мы узнаем, что обучающийся может эффективно выполнять свои функции в рамках трудовой деятельности? сформулировать требования к оценке. Все три группы требований тесно связаны между собой. Для перевода требований работодателей на язык образования, надо спроецировать эти требования, выраженные в функциональной карте, на программу обучения, или «зеркально» отразить их в структуре профессионального модуля.

Проекция функциональной карты на модульную программу обучения: Функциональная карта Структура модульной программы Основ- ная цель профес- сии Основ- ная функция А Основ- ная функция В Функц.модуль А 1 Функц.модуль А n Функц.модуль В 1 Функц.модуль В n Функц.модуль С 1 Функц.модуль С n Профил ь компете нции Область компетенции А Область компетенции В Область компетенции С Тех. модуль А 1 Тех. модуль А n Тех. модуль В 1 Тех. модуль В n Тех. модуль С 1 Тех. модуль С n Специфика- ция модуля: Краткое содержание модуля: Руководство по модулю Сквозной модуль Сквозной модуль обучения Базовый модуль Регламент разработки оценочных материалов Контрольно- оценочные средства

Условия реализации проекта: Ресурсный центр с созданными на его базе учебно-производственными предприятиями Отраслевое учебно-методическое объединение работодателей Инновационная площадка Сетевое взаимодействие с социумом Постоянное взаимодействие с работодателями Модернизация материально-технической базы колледжа

«Готовые продукты» проекта: Алгоритм реализации профессионального модуля вариативной части ОПОП ФГОС СПО Комплект учебно – методических материалов по модулю Руководство по модулю Регламент разработки оценочных материалов Комплект КОС Уровневая функциональная карта профессии «Печатник» Алгоритм составления функциональной карты по профессии Спецификация вариативной части ОПОП на основе ФК

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ