Очерк психологии эффективного педагогического общения и взаимодействия Витольд Альбертович ЯСВИН доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Advertisements

ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Педагогический совет МКОУ СОШ 6 г. Киренска. В С Ш цели Деятельность по реализации Субъекты деятельности Управление воспитательным процессом Отношения.
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психолог МАОУ многопрофильный лицей Павленко Марина Викторовна.
Технология педагогического общения с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей автор старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.
Рекомендации по работе с родителями. Зам.директора по ВР Чигирева О.В. МОУ СОШ 8.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Ориентационный курс предпрофильного обучения Я и окружающий мир учитель биологии МОУ СОШ 98 Савченко Елена Анатольевна.
Для общения можно выделить три основные цели: - Поддержка ребенка (формирование в ребенке уверенности в себе, мотивирующий фактор учения и основа конструктивного.
ИНТЕГРАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДЕЛЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила классный руководитель 5 класса МБОУ средней школы 3 Суслина.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
МОУ « Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева Моргаушского района ЧР» Группа: ( ( ( ( психологический клуб « Отражение») Руководитель: педагог-психолог Ванюшкина.
Создание единого образовательного пространства, путем интеграции программы «Истоки» и парциальных, региональных программ и технологий, обеспечивающих:
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
Т е м а: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «Можно быть профессором в области своего предмета, но.
Транксрипт:

Очерк психологии эффективного педагогического общения и взаимодействия Витольд Альбертович ЯСВИН доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования

ю

Разносторонние дело

Януш Корчак Из книги «Как любить ребёнка», 1919 год Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований.

Оскар Фердинанд Пешель, профессор Лейпцигского университета, географ и антрополог.. Из статьи в журнале «Ausland» («Заграница»), 1866 год. Бисмарк Отто фон Шенхаузен, первый рейхсканцлер Германской Империи в Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем.

- В чём смысл вашей профессии? - « ДАВАТЬ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ»… А можно ли знания ДАТЬ? Школьники их должны ВЗЯТЬ? А потом на экзамене СДАТЬ? Да, и «ЗНАНИЯ» ли…

Факторы социальной депривации учащихся в условиях мегаполиса Неблагоприятная экологическая ситуация, обусловливающая ослабление физического, психического и психологического здоровья Транспортная перегруженность города, приводящая к несоразмерным временным затратам на посещение учащимися культурно-досуговых и других личностно развивающих учреждений и мероприятий Повышенная криминальная и террористическая опасность, лишающая детей и подростков возможности естественной социализации в традиционном уличном сообществе Высокая концентрация источников негативного влияния на духовно-нравственное развитие учащихся, способствующая искажениям в процессе их социализации Высокая миграционная нагрузка, вызывающая определённую межэтническую и межконфессиональную напряжённость в социальной и образовательной среде Минимизация семейного общения, обусловленная большим временем трудовой занятости родителей, приводящая к конфликтным ситуациям и недостаточному взаимопониманию между поколениями

ПРОБЛЕМА Отсутствие адекватной методологии и методического арсенала оценки образовательных организаций, а также стратегии их развития в контексте направленности на формирование личностных и метапредметных образовательных результатов Для эффективной реализации новых приоритетов образовательной политики необходимо содержательное расширение критериальной базы оценки деятельности образовательных организаций. Рейтинг образовательных организаций должен отражать, наряду с уровнем предметных образовательных результатов, также уровень организации образовательных условий и возможностей, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов обучающихся. ФГОС общего образования, Закон об образовании в РФ, Национальная стратегия действий в интересах детей на г.г., Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика, Московский стандарт качества образования и др. Рейтинги образовательных организаций по результатам ЕГЭ, ГЕА и предметных олимпиад Доминирующее представление о качества образования на основе оценки предметных образовательных результатов Новые приоритеты образовательной политики РФ, ориентирующие на личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты ПРОТИВОРЕЧИЕ Проблемное поле наших теоретических исследований, методических разработок и образовательных программ

Родитель Взрослый Ребёнок НАДО АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ХОЧУ Традиции, стереотипы, законы, обязанности, правила… Наказания, указания, замечания, забота, опека… Компромиссы, размышления… Разрешения, договорённости, вопросы и ответы … Желания, спонтанные реакции, любовь, озорство, творчество, страдания, обиды… Просьбы, провокации, извинения, манипуляции, оправдания…

Родитель Взрослый Ребёнок Родитель Взрослый Ребёнок

Родитель Взрослый Ребёнок Родитель Взрослый Ребёнок

Конфликт Родитель Взрослый Ребёнок Родитель Взрослый Ребёнок

Родитель Взрослый Ребёнок Родитель Взрослый Ребёнок Конфликт

Родитель Взрослый Ребёнок Родитель Взрослый Ребёнок

Мировоззренческий компонент включает: 1) жизненные ценности и смыслы человека, определяющие эффективность его взаимодействий; 2) отношение к себе и окружающим людям; 3) поведенческие стратегии (ролевое или партнёрское взаимодействие). Психологический компонент включает: 1) способности познавать и понимать себя и других людей; 2) способности к сочувствию и сопереживанию партнёрам, к анализу своего поведения по отношению к другим людям; 3) способность оценивать и выстраивать процесс взаимодействия, учитывая точки зрения всех его участников и т.п. Технологический компонент включает: 1) техники и приёмы слушания собеседников; 2) способы точной передачи собственных сообщений; 3) использование мимики, жестов и других средств общения без слов (невербальной коммуникации).

Мартин Лютер Кинг, выдающийся американский правозащитник, убит в 1968 году, в возрасте 39 лет. Люди ненавидят друг друга, потому что они боятся друг друга; боятся, потому что ничего друг про друга не знают; не знают, потому что не общаются, а не могут общаться, потому что разделены.

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич Романов) ( ) последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский. Кто станет говорить речи, другому - не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам..

Пример результатов диагностики взаимной толерантности учащихся и педагогов в одной из школ эмоциональный познавательный практический поступочный эмоциональный познавательный практический поступочный А К Т И В Н О С Т Ь П А С С И В Н О С Т Ь Н Е П Р И Н Я Т И Е П Р И Н Я Т И Е СИМПАТИЯТЕРПИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВОАГРЕССИВНСТЬ Облик Поведение Культура Идеи Облик ПоведениеКультура Идеи Отношение старшеклассников к педагогам Индекс толерантности – 0,94 Отношение педагогов к старшеклассникам Индекс толерантности – 0,75

Карл Роджерс (1902 – 1987), американский психолог. Я очень люблю мороженое с клубникой. Но когда я иду на рыбалку, то насаживаю на крючок вовсе не моё любимое мороженое, а неприятно пахнущих, извивающихся червей… И, что самое удивительное, рыба клюёт именно на них.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827), швейцарский педагог. Доводить свою внимательность до осторожности и тщательности. И в этом есть основа моей добродетели.

Януш Корчак ( ), польский писатель, педагог, врач. Нет повеления – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы.

Франсуа де ЛАРОШФУКО Из книги «Réflexions ou Sentences et Maximes morales», 1665 год Только тот достоин уважения за доброту, кто имеет достаточно силы быть злым. Всякая иная доброта лишь леность души.

Джон Ле́ннон, выдающийся британский рок-музыкант, певец, поэт, убит в 1980 году, в возрасте 40 лет. Представь: все люди свободно живут в едином мире. Ты можешь сказать, что я мечтатель, но я не один такой. Надеюсь, что однажды и ты присоединишься к нам, И мир заживёт, наконец, как единое целое.

Подготовьте свою психологическую визитную карточку. Используйте лист бумаги формата А 4, цветные карандаши или фломастеры. Вначале подберите к своему имени какое-либо прилагательное или причастие, которое, на ваш взгляд, наиболее точно и ёмко характеризует Вас как личность. Например, Кощей Бессмертный или Иван Грозный и т.п. Напишите на листе бумаги ваше имя и выбранное вами, характеризующее Вас, слово, используя любые дизайнерские средства, чтобы графически подчеркнуть и усилить соответствующее впечатление о Вас. Например, когда в рекламе дизайнер хочет подчеркнуть надёжность банка, он использует толстые, буквы, насыщенных цветов: « БАНК НАДЁЖНЫЙ ». Если же нужно подчеркнуть скорость экспресса, то используют лёгкие наклонные буквы голубого цвета, расположив их по диагонали листа: «ЭКСПРЕСС БЫСТРЫЙ», можно также дорисовать искры, разлетающиеся во все стороны и т.п. Покажите свою «визитную карточку» одноклассникам и расскажите им о себе как о личности на основе своей «визитной карточки».

Разделите пополам лист бумаги формата А 4, расположив его горизонтально (альбомный формат). Используя цветные карандаши или фломастеры, изобразите на первой половине листа символический рисунок на тему «Каким (какой) я себя вижу». Затем на второй половине листа изобразите символический рисунок на тему «А каким (какой), мне кажется, меня видят другие люди». Проанализируйте различия между этими двумя рисунками. Покажите свои рисунки одноклассникам и расскажите им на основе анализа своих рисунков о себе как о личности в социальной среде.

Используя предложенную схему, определите своё положение в различных социальных средах: в семье, в классе, в кругу друзей. ЯЯ Я Я

Заполните таблицу «Эффективность моего общения» Для эффективности общения мне надо избавиться от Для эффективности общения мне надо научиться Эффективности моего общения способствует