Практика и тактика защиты при налоговых проверках. Судебная практика Андрей Фомичев адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум» моб.:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Advertisements

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ГОРОДА МОСКВЫ КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Март 2014.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Выполнила : Комек Алуа Приняла : к. ю. н. Кусаинова А. О.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Контрольная деятельность Росфиннадзора в отношении закупок для государственных (муниципальных) нужд КУЗЬМИН Денис Александрович Начальник Управления финансового.
Главный бухгалтер функции, обязанности и должностные инструкции.
Права и обязанности налогоплательщиков Работу выполнил студент 111 группы Михайлов Михаил.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
1 Совершенствование нормативного правового регулирования бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы.
Новые правила налоговых проверок Поправки в первую часть НК РФ по Федеральному закону от ФЗ Москва – 2010 Александр Погребс.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, 27 НОЯБРЯ 2013 ГОДА.
Порядок предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям Безбожнова Ирина Юрьевна, главный специалист отдела развития образования.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Осуществление государственного.
Транксрипт:

Практика и тактика защиты при налоговых проверках. Судебная практика Андрей Фомичев адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум» моб.: Киев 10 октября 2014 года

Тенденции

«О внесении изменений в Бюджетный кодекс (в отношении реформы межбюджетных отношений)» (Законопроект 5078) «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (в отношении налоговой реформы)» (Законопроект 5079) «О реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (Законопроект 5080) Структурная реформа Хоменко // «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществления финансового контроля» Налоговая реформа Белоуса-Яценюка

МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа - декабря 2014 только с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке предприятия по его проверки Статья 31 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31 июля 2014 року 1622-VII

Структурные реформы/Май 2014 (Концепция 1) Центральный орган исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства будет создан на базе Государственной финансовой инспекции Украины, подразделений налоговой милиции, других подразделений соответствующих правоохранительных органов, которые противодействуют экономическим правонарушением Проект Закона Украины «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществления финансового контроля»

Задачи СФР предотвращение экономических правонарушений; осуществление финансового контроля!!! организация и ведение борьбы с экономическими правонарушениями для обеспечения экономической безопасности страны; защиту финансового потенциала, законных финансово-экономических интересов государства, территориальных общин, субъектов хозяйствования всех форм собственности и прав граждан;

Структурные реформы/Август 2014 (Концепция 2) Центральный орган исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства подотчетен Верховной Раде Украины Ч. 2 ст. 5 проект Закона Украины «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществления финансового контроля»

Деятельность Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства координируется и направляется Кабинетом Министров Украины Ч. 3 ст. 5 проект Закона Украины «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями и осуществления финансового контроля»

Задачи СФР предотвращение экономических правонарушений; осуществление финансового контроля!!! организация и ведение борьбы с экономическими правонарушениями для обеспечения экономической безопасности страны; защиту финансового потенциала, законных финансово-экономических интересов государства, территориальных общин, субъектов хозяйствования всех форм собственности и прав граждан;

Налоговый компромисс: возврат к массово- разъяснительной работе с правовой поддержкой? Что такое налоговый компромисс и на кого он будет распространяться? Проект Закона Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса

Налоговый компромисс - режим освобождения от финансовой, административной и уголовной ответственности налогоплательщиков или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу ПП и/или НДС, завышение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на ПП за налоговые периоды до 1 апреля 2014 года.

Суть налогового компромисса Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на ПП и/или НДС уплачивается в размере 15 (10; 5) %. При этом 85 (90; 95) % такой суммы считаются погашенными, штрафные санкции не применяются и пеня не начисляется

5. Запросы налоговиков: отвечать или не отвечать? Предоставлять документы или нет? Требования управления финансовых расследований (налоговой милиции) о предоставлении документов.

Основания для письменного запроса (п НК Украины): 1)выявлены факты, которые говорят о нарушении налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и т.д.; !!! ОБОЗНАЧЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ !!! 2)для определения обычных цен при проверках; 3)выявлено недостоверность данных в декларациях; !!! ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТОВЕРНОСТЕЙ !!! 4) по отношению к плательщику подано жалобу о непредоставлении накладной покупатели или нарушения правил заполнения накладной; 5) в случае проведения встречной проверки; 6) другие случаи, предусмотренные НК Украины.

ВИДЫ ПРОВЕРОК (ст. 75 НКУ) Камеральная (проверка на основании данных деклараций). Регулируется НКУ и другими законами Документальная (достоверность, своевременность, полнота уплаты всех налогов и сборов, валютное законодательство и др.). Основания – НКУ. Виды: - плановые и внеплановые; - выездные и невыездные. Фактическая (проверка расчетных и кассовых операций, наличие лицензии, патентов, свидетельств, оформление трудовых отношений)

ЭЛЕКТРОННАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА (Во исполнение Закона Украины 5503-IV на основе Приказа Министерства доходов и сборов Украины от ) Электронной проверкой считается документальная невыездная внеплановая проверка, проводимая на основании заявления налогоплательщика с незначительным уровнем риска (пп п ст. 75 НК Украины). Электронные проверки проводятся для налогоплательщиков: применяющих упрощенную систему налогообложения, - с г.; субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса - с г.; прочих налогоплательщиков - с г. Предметом электронной проверки является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты предусмотренных НК налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль над которым возложен на соответствующие органы.

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КОНТРОЛИРУЕМОЙ ОПЕРАЦИИ (Во исполнение Закона Украины 408-VII о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования (проект 2515) Трансфертное ценообразование - система определения обычной цены продажи (реализации) товаров и/или результатов работ (услуг) в контролируемых операциях Контролируемые операции: - операции со связанными лицами - нерезидентами; - операции со связанными лицами – резидентами (с отрицательным значением НПП; со спецрежимом налогообложения; уплачивают НПП и/или НДС по другой ставке; не были плательщиками НПП и/или НДС; - операции с нерезидентами, где НПП на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который платит НПП по ставке 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Проверка проводится территориальными налоговыми органами, срок 6+6 месяцев, возможен запрос контрагентам по контролируемой операции, обжалование НУРов проводиться в общем порядке, предусмотренном ст. 56 НКУ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: ОБОРОТ С КОНТРАГЕНТОМ ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ 50 МЛН. ГРН.В ГОД

Статья 62 ЗУ «О банках и банковской деятельности» (Порядок раскрытия банковской тайны): Информация раскрывается Центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику: а) по его письменному требованию относительно наличия банковских счетов; б) при представлении банками в установленном порядке налогового расчета сумм дохода в виде процентов, начисленного (уплаченного) в пользу физического лица; в) по решению суда в отношении сведений, указанных в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в связи с проведением проверки их достоверности "; Закон Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере государственной антикоррупционной политики в связи с выполнением Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины 13 мая VII

Процедура допуска и порядок предоставления документов Документы, который должен предъявить проверяющий (пп ) Направление на проверку: - дата выдачи; - наименование органа; - реквизиты приказа; - Наименование субъекта проверки; - цель, вид; - основания; - дата начала и продолжительность; - должность и фамилия проверяющего (их). Направление действительно, если есть подпись начальника (зама) налоговой и есть печать Копия приказа о проведении проверки Предоставление служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки

Письмо ГФС Украины от 12 сентября 2014 года 4352/7/ об обобщении судебной практики ВАСУ и ВСУ по вопросам обжалования приказов на проведение проверок и актов проверок. 4352/7/

Относительно обжалования приказов о назначении проверок в судебном порядке Остается неизменной правовая позиция ВАСУ, высказанная в письмах от г. 1145/11/13-10 и от г. 1844/11/ /11/ /11/13-10 Отдельные дефекты оформления приказа о назначении налоговой проверки (отсутствие или неполнота ссылок на конкретные пункты действующего законодательства) не должны рассматриваться как основание для признания спорного приказа противоправным, если из его содержания представляется возможным идентифицировать предусмотренное законодательством фактическое основание для назначения соответствующей проверки (определение ВАСУ от г. К/800/19335/13 (2 а-10721/12/0170/7). К/800/19335/13 (2 а-10721/12/0170/7

Относительно обжалования в судебном порядке акта проверки, его выводов, а также действий по их составлению ВСУ отмечает, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий в понимании ст. 17 КАС, не влечет возникновения любых прав и обязанностей для лиц, работа (деятельность) которых проверялась, поэтому его выводы не могут быть предметом спора. (постановление ВСУ от г а 13) а 13

Относительно влияния процедурных нарушений, допущенных работниками контролирующих органов при проведении проверки, на правомерность вынесенных по их результатам налоговых уведомлений-решений Налогоплательщик, который считает нарушенным порядок и основания назначения налоговой проверки, должен защищать свои права путем недопуска должностных лиц контролирующего органа к такой проверке. Постановлении ВСУ от г.

В решениях ВАСУ от г. К/800/1805/13, от г. К / 800/32041/13 указано, что отправление соответствующего письма является достаточным основанием для начала проверки. К/800/1805/13 Факт получения налогоплательщиком уведомления не является необходимым для возникновения у контролирующего органа права на проведение невыездной проверки. Учитывая отсутствие процедуры допуска к невыездным проверкам, налогоплательщик не в состоянии выразить свое несогласие с правомерностью назначения налоговой проверки до момента ее проведения путем недопуска к такой проверке (решение ВАСУ от г. К/9991/17470/11, от г. К/9991/17782/11). К/9991/17470/11

При наличии соответствующих оснований суд может признать противоправным приказ о проведении соответствующей невыездной документальной проверки, признать противоправными действия по проведения невыездной документальной проверки, учитывая отсутствие у контролирующего органа компетенции на ее проведение через несоблюдение оснований и / или условий для этого (решение ВАСУ от г. К/800/38854/13). К/800/38854/13

4. Что делать с результатами проверки? Акт с доначислениями. Транзитный Акт. Справка по форме, акт по содержанию.

ГУ МДСУ областей, г. Киева, АРК Миндоходов Украины АКТ СПРАВКА НУР ПРИНЯТИЕ ВОЗРАЖЕНИЕ НЕ принято ПРИНЯТО ПРИНЯТИЕ ОБЖАЛОВАНИЕ I СУД АДМИНИСТРАТИВНЫЙ порядок II АПЕЛЛЯЦИЯ ВСУ III КАССАЦИЯ СУДЕБНЫЙ порядок ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

АКТ СПРАВКА ПРИНЯТИЕ ВОЗРАЖЕНИЕ НЕ принято ПРИНЯТО ОБЖАЛОВАНИЕ I СУД II АПЕЛЛЯЦИЯ ВСУ III КАССАЦИЯ СУДЕБНЫЙ порядок ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ (транзитный акт) ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ (транзитный акт) Ухвала Запорізького адміністративного суду з питань забезпечення адміністративного позову від 11 грудня 2013 року 808/8962/13- а ухвала Харківського апеляційного адміністративного суду від р. ( рішення в ЄДРСР ); ухвала Київського апеляційного адміністративного суду від р. ( рішення в ЄДРСР )

Действия при составлении протокола об административном правонарушении: 1)подписание протокола «Із зауваженнями», «Не погоджуюсь» тощо; 2)присутствовать на заседании; 3)обжаловать налоговые уведомления-решения; 4)закрытие дела в связи с отсутствием состава правонарушения.

6. Пояснения/допросы: говорить или не говорить? Принцип ст. 63 Конституции Украины? Опросник для плательщика налогов управления финансовых расследований (налоговой милиции)

PR-акции при проверках

Условия, при которых PR-акции необходимы // при которых категорически запрещены 1)Четкая правовая позиция в сторону налогоплательщика/госоргана; 2)Явные нарушения процессуального и материального права со стороны налогоплательщика/госоргана;

Алгоритм PR-акции 1)Подтвержденная судебной практикой правовая позиция; 2)Пресс-конференция со СМИ (интернет- конференция без СМИ)// Брифинг; 3)Статья в СМИ; 4)Круглый стол // Дебаты // Переговоры; 5)Митинг; 6)Участие СМИ в судебном процессе; 7)Флешмоб В процессе прохождения каждого элемента Алгоритма массивные письменные запросы (открытые письма, обращения, жалобы и т.д.) в различные инстанции

7. Судебная практика Лист ДПСУ від р. 3848/7/ /575 Щодо формування належної та допустимої доказової бази під час відпрацювання ризикових суб'єктів господарювання

Принцип реальности хозяйственной операции; методы и способы фиксации Письмо Высшего административного суда Украины от /11/ Движение активов в процессе осуществления хозоперации. 2. Установление специальной налоговой правосубъектности. 3. Установление связи между хозоперацией и хоздеятельностью плательщика

Принцип деловой цели: а где доход? (Ухвала ВАСУ от К/9991/38237/12 Ухвала ВАСУ от К/800/30201/13)

Принцип преимущества содержания над формой: как можно подтвердить реальность операции с дефектами в документах? Письмо ВАСУ от /12/13-12; Определение ВАСУ от К/23526/10

Принцип должной осмотрительности в налоговых правоотношениях и добросовестности налогоплательщика: необходимо ли доказывать, что ты "не верблюд"? 1)Заверенные уставные документы; 2)Заверенная разрешительная документация; 3)Копия баланса за последний отчетный период; 4)Установления реального местонахождения; 5)Наличие трудовых ресурсов и материально-технической базы.

ПОМНИМ О ПОСТАНОВЛЕНИИ ВСУ ОТ 5 МАРТА 2012 ГОДА «…по обращению неустановленных лиц от имени лиц, которые отрицают свое участие в создании и деятельности этих обществ, в том числе и в подписании любых первичных документов, следовательно, выписаны их имени налоговые накладные нельзя считать надлежаще оформленными и подписанными полномочными лицами отчетными документами, удостоверяющих факт приобретения товаров…»

Согласно статье 17 Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского Суда по правам человека» суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права

Решение Европейского суда по правам человека по делам Булвес АД против Болгарии (2009 год, заявление 3991/03) и Бизнес Суппорт Центр против Болгарии (2010 год, заявление 6689/03), в которых определено, что налогоплательщика не может быть лишен права на бюджетное возмещение НДС при отсутствии доказательств того, что он был привлечен к противоправной деятельности, связанной с незаконным получением бюджетного возмещения, при этом плательщик НДС не должен нести ответственность за злоупотребления, совершенные его поставщиками, если плательщик НДС не знал о таких злоупотреблениях и не мог о них знать.

По делу «Интерсплав» против Украины» (заявление 803/02), ЕСПЧ, в п. 38 решения отметил: «По мнению Суда, когда государственные органы обладают какой-либо информацией о злоупотреблениях в системе возмещения НДС, которые осуществляются конкретной компанией, они могут принять соответствующие меры с целью предотвращения или устранения таких злоупотреблений. Суд, однако, не может принять замечания Правительства, касательно общей практики по возмещению НДС при отсутствии каких-либо признаков, которые указывали б на то, что заявитель был непосредственно вовлечен в такие злоупотребления»

Адвокатское объединение «Юскутум»: -аудит договорной базы и организационно-правовой структуры бизнеса на предмет налоговых рисков; -защита интересов субъекта хозяйствования при проведении налоговых проверок; -обжалование налоговых уведомлений решений и действий органов Миндоходов Украины в административном и судебном порядке; -налоговое консультирование и планирование. тел.:

Благодарю за внимание! Андрей Фомичев адвокат, руководитель практики налогового права АО «Юскутум» тел.: