ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Advertisements

Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 села Бичевая « Эффективный контракт педагогических работников, направленного.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Гвоздева Ольга Николаевна, главный правовой инспектор труда обкома Профсоюза.
Изменения в дошкольном образовании в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Удмуртской Республики,
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОРОЖНАЯ КАРТА. 1.6 Основные количественные характеристики системы дополнительного образования детей N Показатели Един.
План мероприятий («дорожная карта») изменений в деятельности МАОУ СОШ 4 направленных на повышение эффективности и качества на гг. Муниципальное.
ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ В СЕТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ Д.э.н, профессор И.К.Шевченко.
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Иркутской области»
Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному.
Оформление трудовых отношений с руководителем образовательного учреждения при введении «эффективного контракта» Докладчик: Ананьина Александра Александровна.
ЯРОСЛАВЛЬ, 16 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА. трудовые обязанности работника условия оплаты труда показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих.
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ «ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ»
С этого года, образование, как и другие сферы бюджета, переводятся на систему «Эффективных контрактов». Определение «Эффективного контракта» приводится.
Министерство образования Ставропольского края " Основные направления совершенствования системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИЯ «ДОРОЖНОЙ КАРТЫ» ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И РОЛЬ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВУЗОВ Главный специалист отдела высшего и профессионального образования аппарата Профсоюза Спирина Юлия Руальдовна

Нормативные акты, предусматривающие реформирование высшего образования после выборов 2012 года Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики ». Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г ФЗ « Об образовании в Российской Федерации ». Государственная программа Российской Федерации « Развитие образования » на годы ( Постановление Правительства РФ в от ). Распоряжения Правительства РФ от и от , 792 отменены. « Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных ( муниципальных ) учреждениях на годы » ( утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г р ). План мероприятий (" дорожная карта ") « Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки » ( утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г р. Редакция плана мероприятий (« дорожная карта ») от 30 декабря 2012 г р отменена. Поручения Президента РФ по вопросам повышения качества высшего образования, в том числе Перечень от Другие документы Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты и распорядительные письма Минобрнауки России.

Изменения в системе отношений « государство – администрации вузов – преподаватели » е – начало 200- х гг.: контроль администраций вузов над в / б деятельностью и управление средствами, получиенными от в / б деятельности, в т. ч. на оплату труда. У работников « де факто » два работодателя : государство и администрации вузов. Государство формировало ЕТС, администрации производили доплаты и надбавки за счет в / б средств – 2012 гг.: введение НСОТ – делегирование государством администрациям вузов полномочий по формированию системы оплаты труда, превращение последних в единого работодателя для работников вузов, объединившего в своих руках права по установлению всех частей ОТ. Настоящее время : переход к « эффективному контракту » – установление государством « рамочных условий » для формирования вузами системы оплаты труда. Государство создает критерии бюрократической оценки деятельности вузов и преподавателей, параметры формирования ФОТ, а администрации вузов устанавливают собственные СОТ, заключают трудовые договора с НПР, дифференцированные в зависимости от их « вклада » в результаты деятельности вуза, получиенные в ходе бюрократического оценивания.

Изменение статуса руководителей вузов до г.: Представители ректората часть вузовского сообщества, делегируются из него, ему подотчетны. Труд ректора и проректоров вознаграждался государством на общих принципах : оклад устанавливался по ЕТС, для получиения доходов из в / б средств – решение Ученого Совета вуза. Ректора и проректора не выделяются государством из числа ППС. После г.: Руководители вузов выведены за пределы ППС. Из членов вузовского сообщества они превратились в менеджеров и работодателей преподавателей. Их доход поставлен в зависимость от решений учредителя. Данные изменения были подкреплены изменением принципов финансирования вузов, введением показателей эффективности их деятельности, а также изменением практики выборов ректоров, все более похожей на назначения. Таким образом, переход к НСОТ положил начало процессу профессионализации управления и менеджеризации высшей школы, который в настоящее время продолжается путем перехода к « эффективному контракту ».

Дорожная карта – схема реализации основных этапов реформирования высшей школы План мероприятий (" дорожная карта ") « Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки » ( утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г р. Редакция плана мероприятий (« дорожная карта ») от 30 декабря 2012 г р отменена.

Цель и задачи лекции Проанализировать план мероприятий (" дорожную карту "), сравнив две редакции : первую и принятую в апреле 2014 года. Оценить показатели и индикаторы промежуточных этапов « дорожной карты ». Определить возникающие проблемы реализации « дорожной карты ». Определить роль и возможности профсоюзных комитетов по защите и отстаиванию прав и интересов работников вузов, участию в управлении вузом в условиях применения и исполнения вышеуказанных официальных документов.

Сравнение редакций постановляющей части распоряжений Правительства РФ 30 декабря 2012 года 30 апреля 2014 года 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий (" дорожную карту ") " Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки ". 1. В первой редакции 2. Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до 1 октября 2013 г. организацию мониторинга реализации плана. 2.……… обеспечить проведение мониторинга реализации плана. ( форма отчета утв. зам. министра Климовым А. А. МОиН от АК -52/02 вн.) 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана. Отсутствует пункт

Сравнение редакций постановляющей части распоряжений Правительства РФ ( продолжение ) 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России разработать и утвердить до 1 мая 2013 г. региональные планы мероприятий (" дорожные карты ") " Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки ". Председатель Правительства 3.…….. Обеспечить корректировку региональных планов мероприятий (« дорожных карт ») ….. 4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г р о плане мероприятий (" дорожной карте ") " Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки ".

Структура самого плана « дорожных карт » ( первой и второй редакции ) одинаковая Семь основных разделов, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту : - в дошкольном образовании - в общем образовании - в дополнительном образовании - в сфере среднего профессионального образования - в сфере высшего образования - в сфере науки и технологии - в сфере защиты детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные направления Направления сохраненыисключеныновые Совершенство- вание структуры и сети ГООВО 1. Ежегодный мониторинг 1. Разработка, утверждение и реализация программы совершенствования сети ГООВО Модернизация системы лицензирования и аккредитации ОП. 1. Реализация программы совершенствования сети ГООВО, в т.ч. путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов. Совершенство- вание структуры ОП 1. Введение прикладного бакалавриата 1. Обеспечение высокого качества программ магистратуры. 2. Создание новой модели аспирантуры на базе ООВО, активно участвующих в НИР. 1. Мониторинг перехода на ФГОС подготовки кадров высшей квалификации и их актуализация

Основные направления Направлениясохраненыисключеныновые Повышение результативности деятельности ООВО с учетом их специализации 1. Обновление программ развития ФУ. 2. Поддержка программ развития сети НИУ. 3. Реализация программ развития ведущих университетов, получи.гос. под. 4. Реализация программ стратегического развития ООВО. Инструменты оценки качества и образовательной политики. 1. Создание системы оценки качества подготовки ….; 2. Переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета; 3. Введение нормативного подушевого финансирования ООВО. 1..бакалавров 1. ….кадров

Основные направления Направлениясохранены исключены новые Развитие кадрового потенциала 1. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с НПР; 2. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями ООВО в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя ООВО. 3. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта. 1. Проведение мероприятий по аттестации НПР.

Ожидаемые результаты без изменений Будет сформирована сбалансированная сеть ООВО, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах и развитие научно - технологического потенциала российских регионов. Предусматривается осуществление структурных преобразований сети российских ООВО, создание условий для вхождения к 2020 году 5 вузов - лидеров в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Повысится уровень мотивации научных и научно - педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту. Будут реализованы новые финансово - экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.

Основные количественные характеристики системы высшего образования Ред. План (год) характеристика Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2014 Численность молодежи в возрасте лет (не включая 25 лет) тыс. человек Численность молодежи в возрасте лет тыс. человек

Основные количественные характеристики системы высшего образования Ред. Плана (год) характеристика Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2014 Численность обучающихся по программам высшего образования тыс.человек 5646,75258,04881,34539,44285,24132,7 2012Численность обучающихся по программам высшего образования тыс.человек

Основные количественные характеристики системы высшего образования Ред. Плана (год) характеристика Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2014 Численность студентов, обучающихся по всем ОПВО, в расчете на 1 ППС человек 10,210,510,711,111, Численность студентов, обучающихся по всем ОПВО, в расчете 1 ППС человек 9,49,910,51111,512

Основные количественные характеристики системы высшего образования Ред. Плана (год) характеристика Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2014 Доля работников АУП и ВП в общей численности работников проценты Не было такой характеристики

Результаты достижения количественных характеристик ( новая ред.) год Численность молодежи в возрасте лет (тыс.чел.) Числен - ность студентов (тыс.чел.) Студент / ППС (чел.) Доля АУП + ВП (%) ,710, ,010, ,310, ,411, ,211, , ,8- 2

Результаты достижения количественных характеристик год Числ. ППС (тыс.чел.) Числ. АУП + ВП (тыс.чел.) % сту - дентов % ППС % АУП + ВП ,6353, ,8306,993,190,586, ,2279,686,582,479, ,0250,680,473,970, ,4217,075,966,861, ,4202,373,262,257, ,2-151,7- 26,8- 37,8- 42,9

2013 год Редакция дорожной карты Численность студентов ( тыс. чел.) Численность ППС ( тыс. чел.) 2012 ( план ) , ( ФАКТ ) 5646,7553,6

Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Отказались от понятия – вузы с признаками неэффективности. В 2014 г. – пилотная апробация и реализация. В гг. разработка и утверждение ФГОС прикладного бакалавриата. Реализация образовательных программ прикладного бакалавриата намечена на гг. Выделение доп. фин. НИУ планируется только в 2014 г. ( ранее предполагалось на протяжении всего периода до 2018 г.), далее только мониторинг реализации программ НИУ. Единственный показатель - отношение средней заработной платы ППС ООВО к средней з / п в соответствующем регионе. Развитие кадрового потенциала напрямую связывается с переходом на эффективный контракт и мероприятиями его сопровождающими.

Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Сроки введения эффективного контракта ранее были запланированы на гг., а в новой дорожной карте : 2014 г.: разработка и апробация моделей, а также проведение аттестации НПР организаций высшего образования перед переводом на эффективный контракт. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта : начиная с 2014 года предусмотрено проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и др. мероприятия в процессе введения эффективного контракта. В 2015 году планируется проведение первого мониторинга по влиянию введения эффективного контракта на качество образовательных услуг.

Основная характеристика выбранного варианта эффективного контракта - внешнее оценивание Эффективный контракт : « упакован » в систему мероприятий по принципиальному изменению экономики российских вузов : нормативное финансирование, запрет на перекрестное финансирование обучения, оптимизация сети вузов, повышение к 2018 г. соотношения количества студентов и преподавателей до 12:1; в соответствии с Программой поэтапного совершенствования оплаты труда это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной подержки ; из теоретической конструкции превратился в совокупность конкретных требований, закреплённых нормативными актами.

Отличие теоретической концепции эффективного контракта от практически предлагаемой модели к применению В основе теоретической концепции : - эффективный контракт есть результат переговоров вуза и преподавателей, - конкуренция вузов – за наиболее сильных преподавателей, - преподавателей – за работу в наиболее престижных вузах. Практическое применение : - Устанавливается административно - бюрократическими процедурами. - Разрушается система контроля профессионального сообщества над администрациями вузов и свертывание в вузах академических свобод. - Вводимые Программой принципы оплаты труда превращают преподавателя в « винтик » производства образовательных услуг. - Существенно снижаются размеры академического вознаграждения преподавателей, включающего как содержание труда, так и дополнительное свободное время, которое используется на исследования, профессиональное общение с коллегами и т. п.

Роль и влияние профкома на процесс введения эффективного контракта Постановление Правительства РФ от предусматривается, что стимулирующие выплаты должны устанавливаться « с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки труда преподавателей ». В Программе поставлена другая цель стимулирующих выплат - они должны быть увязаны « с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг ». Цели и задачи профкома : 1. Положение об оплате труда – неотъемлемая часть коллдоговора 2. Положение о стимулирующих выплатах и премиях – часть положения об оплате труда ( в крайнем случае, отдельный локальный нормативный акт, принятый с учетом мнения профкома или по согласованию ). 3. Требовать соблюдения п.5 Рекомендаций Минтруда России, а именно заключать с работниками дополнительное соглашение к ТД (т.е. переходить на так называемый «ЭК») рекомендуется по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Редакци я (год) показатели Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Первый показатель 2014 Число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов единиц Повышение конкурентоспособ- ности российских образовательных организаций высшего образования на международном рынке образования // // Исключен данный показатель 2012 я Удельный вес РФ в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «сеть науки» (web of Science). процентов 2,32,44 2,52,622,75Повышение конку- рентоспособности российских организа- ций высшего образова- ния на международном рынке образования

Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Редакция (год) показатели Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Второй показатель 2014 Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки. процентов 1011,4 1212,713,5 Рост востребованности исследований и разработок, проводимых в организациях высшего образования // ,711,41212,713,5--- // ---- Третий показатель 2014 Удельный вес численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата (за счет средств федерального бюджета). процентов 17,315,121,326,130 Обеспечение подготовки специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацией для работы со сложными технологиями. 2012……. в общей численности обучающихся по программам высшего образования. -- // ---5,310,215,120,125,130-- // -----

Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту Редакци я (год) показатели Единицы измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Четвертый показатель 2014 Отношение среднемесячной заработной платы профессорско- преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации процентов 134, Средняя заработная плата профессорско- преподавательского состава образовательных организаций высшего образования будет в 2 раза превышать среднюю заработную плату в соответствующем регионе // // // -----

Благодарю за внимание !