Стратегия У. Диснея Применение стратегии Диснея для решения технических задач. Параллели с ТРИЗ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Advertisements

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОРРЭ - анализ Индивидуальный режим (первый уровень) Как создать Самосбывающееся пророчество? ß – версия.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
МОДУЛЬ 6: КОМАНДА И РАБОТА В КОМАНДЕ. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Понять термины команда и работа в команде Изучить, как развивать доверие при работе в команде Понять.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
СЛЫШАТЬ ГЛУБИННЫЕ ЦЕННОСТИ Когда вы беседуете с клиентом или соискателем, вы можете определить его ценности с помощью: Слов-меток: слов, которые указывают.
Постановка целей и задач в телекоммуникационном проекте Ланщикова Елена Александровна Учитель БОУ г. Омска «Лицей 25»
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Мотивационные карты. Содержание Что такое мотивационные карты Способы выявления мотиваторов Как может помочь знание мотиваторов Пример из практики.
Автор: Романова О.Ю.. Содействовать осознанию уникальности каждого человека и его право на проявление своей индивидуальности. Формирование у учащихся.
Авторский вебинар МОТИВАЦИЯ ЗАКОН УСПЕХА И СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ ПРОЕКТ «Школа профессионального развития женщин Нижегородской области» Автор Лариса Воронова.
Тест «Вы – лидер?» 1.Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется явно лучшей, чем ваша? А) встревожитесь;
Тренинг продаж Выясняя потребности……. Вера в продукт Вера в продукт Самая первая продажа – продажа самому себе Самая первая продажа – продажа самому себе.
САМООЦЕНКАСАМООЦЕНКА насколько хорошо вы знаете самого себя.
1.Выявление проблемы 2.Диагностика проблемы 3.Формулирование проблемы 4.Определение ограничений 5.Определение списка альтернативных решений 6.Определение.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Транксрипт:

Стратегия У. Диснея Применение стратегии Диснея для решения технических задач. Параллели с ТРИЗ

Уолт Дисней Дисней стал воплощением способности строить успех своей компании на креативности и превращать фантазии в конкретные и ощутимые результаты. В каком-то смысле можно сказать, что избранное Диснеем средство выражения анимированный фильм характеризует процесс, который лежит в основе всей креативности: способность взять нечто воображаемое и наделить его физическим существованием, которое бы напрямую влияло на переживания других людей самым позитивным образом.

Уолт Дисней утверждал: «Автор должен четко представлять в своем сознании каждый кусочек фильма. Он должен чувствовать любую эмоцию, любую реакцию. Он должен в достаточной мере отстраниться от фильма, чтобы посмотреть на него "вторым взглядом"... Чтобы увидеть возможные мертвые фазы... чтобы увидеть, будут ли интересными личности героев, понравятся ли они аудитории. Он должен попытаться увидеть, будут ли интересными поступки его персонажей».

Это утверждение четко определяет три точки зрения. 1. «Мечтатель» видение, весь сюжет: Автор должен четко представлять в своем сознании каждый кусочек фильма. 1. «Реалист» ощущения и действия, первая позиция, ассоциация с персонажем, движение: Он должен чувствовать любую эмоцию, любую реакцию. 3. «Критик» вторая позиция, дистанция: Он должен в достаточной мере отстраниться от фильма, чтобы посмотреть на него «вторым взглядом»... 1) Весь сюжет:...чтобы увидеть возможные мертвые фазы... 2) Индивидуальный характер, диссоциация, неподвижность:...чтобы увидеть, будут ли интересными личности героев, понравятся ли они аудитории. 3) Индивидуальный характер, диссоциация, движение: Он должен попытаться увидеть, будут ли интересными поступки его персонажей.

Практическое упражнение: диснеевская стратегия креативности 1. Из метапозиции выберите три позиции в пространстве и назовите их: 1) «мечтатель», 2) «реалист» и 3) «критик».

1. «Мечтатель» 2. «Реалист» 3. «Критик» Метапозиция Цикл Диснея

2. « Привяжите» соответствующую стратегию к каждой позиции. Для того чтобы удостовериться, что физиологическое состояние, ассоциированное с каждым внутренним состоянием, остается неизменным и «чистым», используйте метапозицию: 1) Приведите пример случая, когда вы были способны креативно мечтать или беспрепятственно генерировать новые идеи. Переместитесь в позицию 1 и переживите заново это состояние.

2) Вспомните случай, когда вы были способны очень реалистично мыслить и разработали конкретный план для эффективного претворения идеи в жизнь; переместитесь в позицию 2 и переживите это состояние. 3) Вспомните случай, когда вы были способны конструктивно критиковать какой-либо план т. е. не только находить проблемы, но и предлагать позитивные и конструктивные пути их решения. Эта позиция должна быть достаточно удалена от двух других, чтобы не возникло никаких помех. Переместитесь в позицию 3 и переживите это состояние.

3. Выберите результат, которого хотели бы достичь, и снова займите позицию мечтателя. Визуализируйте себя в процессе достижения этой цели, как будто смотрите фильм со своим участием. Позвольте себе легко и беспрепятственно думать об этой ситуации. 4. Займите позицию реалиста, ассоциируйте себя с «мечтой» и почувствуйте себя на месте всех участников ситуации. Теперь посмотрите на процесс так, как будто он лежит на монтажном столе (последовательность кадров-образов).

5. Переместитесь в позицию критика и посмотрите на ситуацию из нее: может быть, вам чего-то не хватает, в чем-то ощущается потребность. Затем структурируйте свою критику в соответствии с вопросами «как» для мечтателя. Помните, что «критик» существует для того, чтобы критиковать сам план, но не «реалиста» или «мечтателя». Иногда бывает полезно, чтобы «критик» сначала сообщил, какие элементы плана считает удовлетворительными, и только потом переходил к вопросам.

6. Вернитесь в позицию мечтателя, чтобы креативно подумать о решениях, альтернативах и дополнениях в ответ на вопросы «критика». Если эти вопросы оказываются слишком сложными или вам не удается как следует подумать над ними, находясь за пределами позиции Критика, по дороге к позиции Мечтателя пройдите через Метапозицию. Там у вас может возникнуть желание переформулировать вопросы «критика».

7. После того как вы несколько раз повторите этот цикл, сосредоточьтесь на чем-либо, что доставляет вам истинное удовольствие и вполне вам удается, при этом продолжайте менять позиции. Это стимулирует латеральное мышление и неосознанное «вынашивание планов». 8. Продолжайте выполнять шаги 4-6 цикла, пока ваш план не будет казаться конгруэнтным в каждой из позиций.

«Мечтатель» Прежде всего благодаря Диснею мы знаем, что обладаем «пространством видения», т.е. ипостасью мечтателя. Мы уже знакомы с рядом микро аспектов «мечтателя», который стремится визуализировать гештальт. А базовые принципы НЛП подсказывают нам, что видение обладает определенной физиологией; взгляните на шарж на Диснея на рисунке Уолт смотрит вверх- вправо.

Шарж на «наиболее типичное выражение лица» Диснея

«Реалист» Теперь нам нужно определить в себе реалиста. Как мы уже знаем, микро стратегия «реалиста» включает в себя: 1) разделение на последовательные элементы, раскадровку и 2) идентификацию с персонажами «мечты».

«Критик» Наконец, ипостась критика. «Критик» должен находиться на достаточном расстоянии от других позиций не только для того, чтобы охватывать взглядом всю ситуацию, но и потому, что, находясь вблизи, «критик» способен создавать помехи для других участников ситуации.

«Мечтатель» 1. Результат сформулирован в позитивных терминах. Иными словами, он характеризует то, «чего вы хотите», а не «чего вы не хотите». Вопросы: Чего вы хотите? Что из этого осуществимо? Какой ценой?

«Реалист» 2. Может инициироваться и поддерживаться заинтересованным человеком или группой. Вопрос: Что именно вы сделаете для достижения этой цели? 3. Проверяется сенсорным опытом. Вопросы: Как именно вы узнаете о том, что достигли цели? Каковы критерии успешности? Как их можно будет проверить?

«Критик» 4. Сохраняет позитивные побочные продукты текущего поведения или деятельности. Вопросы: Какую пользу вы извлекаете из текущего состояния вещей ? Как вы собираетесь сохранить эти позитивные следствия, когда достигнете новой цели? 5. Соответствующим образом контекстуализированный, экологически дружелюбный. Вопросы: При каких условиях вы не захотели бы добиваться поставленной цели? Какие факторы могли бы на это повлиять?

Модель ТОТЕ Модель ТОТЕ отражает наличие обратной связи в последовательности операций. ТОТЕ является аббревиатурой от «Test- Operate-Test-Exit» или «Тест-Операция- Тест-Выход». Концепция ТОТЕ основана на том, что все мыслительные и поведенческие программы вращаются вокруг установленной цели и варьируемых средств ее достижения. Тест – это проверка близости цели Операция – это работа по приближению к цели Выход – это переход к следующему этапу

Условия формальной правильности: Критерии ТОТЕ «мечтателя» в первую очередь организованы вокруг возможности и желательности. Критерии ТОТЕ «реалиста» вокруг осуществимости и пригодности. Критерии ТОТЕ «критика» вокруг приемлемости и соответствия более крупной системе.

Раскадровка С точки зрения стратегии, раскадровочный процесс дробления и упорядочения критических моментов фильма, необходимый для достижения определенного результата, используется не только в кинематографии, но и в любом виде планирования. Раскадровка может применяться для составления графиков и организации бизнес-проекта, тренинга,

Выберите проект или идею, которые хотели бы «раскодировать». 1. Для каждой фазы креативного цикла (мечтатель, реалист и критик) задайте релевантные вопросы. Ведущий может давать советы исследователю и помогать отслеживать его ответы. 2. Отвечая на вопросы, исследователь должен использовать и поддерживать соответствующие физиологические проявления и стиль мышления согласно инструкциям.

3. Ведущий и исследователь должны следить за тем, чтобы исследователь сохранял нужное состояние и не «загрязнял» его. Когда вы закончите выполнение этого упражнения: 4. Продолжайте следовать фазам вашего цикла, чтобы выработать план методом последовательных приближений.

Фаза «Хочу» Мечтатель Задачи: Позитивно определить конкретную цель; определить выгоду от достижения этой цели. Что вы хотите делать? (По контрасту с тем, что вы хотите перестать делать, чего хотите избежать, с чем покончить.) Почему вы хотите это сделать? Что представляет собой цель? Какую выгоду вы получите от достижения этой цели? Как вы узнаете о том, что получили ее? Когда следует ожидать этой выгоды ? Как бы вы хотели, чтобы ваша идея повлияла на ваше будущее? Кем бы вы хотели быть (на кого походить) применительно к данной идее? Уровень концентрации: что.

Мечтатель Когнитивный стиль: видение определить «общую картину». Установка: все возможно. Базовая микро стратегия: синтезирование и комбинирование чувств. Физиология: голова и глаза подняты вверх. Поза симметричная, расслабленная. Физиология состояния «мечтатель»

Фаза «Как» Реалист Задачи: Установить временные фреймы и «вехи» продвижения к цели; убедиться, что этот процесс может быть инициирован и затем осуществлен подходящим человеком или группой, а также что продвижение к цели можно оценивать через сенсорное восприятие. Как именно будет воплощена идея ? Как вы узнаете о том, что цель достигнута? Как вы будете проверять критерии эффективности? Кто будет это делать? (Распределите ответственность и обеспечьте лояльность людей, которые будут выполнять план.) Когда будет осуществляться каждая фаза? Когда будет достигнута общая цель? Где будет осуществляться каждая фаза? Почему каждый шаг данного плана является необходимым?

Реалист Уровень концентрации: как. Когнитивный стиль: действие определить краткосрочные шаги. Установка: действовать так, как если бы мечта осуществима. Базовая микро стратегия: ассоциирование себя с персонажами и «раскадровка». Физиология: голова и глаза прямо или слегка вперед. Поза симметричная, тело слегка наклонено вперед. Физиология состояния «реалист»

Фаза «Случись что» Критик Задачи: Убедиться в том, что идея экологически дружелюбна и сохраняет все позитивные побочные продукты нынешнего способа (или способов) достижения цели. Почему у кого-либо могут возникнуть возражения против вашей идеи? На кого повлияет эта идея ? Кто способен обеспечить ее эффективность или воспрепятствовать ей, каковы потребности и выгоды этих людей? Где и когда вы не захотели бы воплощать эту идею? Какие позитивные следствия приносит вам текущая ситуация (ситуации)? Как вы могли бы сохранить эти позитивные следствия, воплотив новую идею?

Критик Уровень концентрации: почему. Когнитивный стиль: логика избежать проблемы путем поиска недостающих звеньев. Установка: подумать о том, «что будет, если возникнут проблемы. Базовая микро стратегия: принять точку зрения «аудитории». Физиология: глаза опущены. Голова опущена и наклонена вбок. Поза угловатая. Физиология положения «критик»

Особенности физических ключей, ассоциируемых с состояниями Мечтателя, Реалиста и Критика

Создавая новые идеи, важно: 1. Формулировать их позитивно. Это значит определять желаемое, а не то, чего следует избежать. 2. Конкретизировать доказательства выражения идеи в терминах сенсорного восприятия. Это значит, что доказательства должны быть сформулированы в терминах факторов, которые доступны прямому восприятию с помощью одного из пяти чувств.

3. Убедиться в том, что все действия, необходимые для достижения цели, попадают в рамки возможностей и мотивов лиц, ответственных за утверждение этой идеи. 4. Определить контексты, в которых эта идея является ценной и полезной, а также контексты, в которых она может вызвать проблемы. 5. Оценить влияние идеи и ее соответствие применительно к экологии текущей системы.

Список вопросов Уолта Диснея Мечтатель 1. Что Вы намереваетесь делать? (В противоположность тому, что Вы собираетесь прекратить делать, избежать или бросить) 2. Почему Вы намереваетесь это делать? 3. Какова цель этого? 4. Какова будет компенсация затраченных усилий? 5. Каким образом Вы узнаете, что Вы её получили? 6. Когда Вы ожидаете её получить? 7. Куда Вы стремитесь прийти в будущем, воплотив этот замысел? 8. Кем или подобным кому Вы хотите стать в результате выполнения этого замысла?

Список вопросов Уолта Диснея Реалист 1. Каким именно образом будет осуществлён данный замысел? 2. Каким образом Вы узнаете, что цель настигнута? 3. Как опробуете критерии исполнения? 4. Кто будет это делать? 5. Когда будет осуществляться каждый этап? 6. Когда будет выполнена общая задача? 7. Где будет выполняться каждый этап? 8. Почему необходим каждый конкретный шаг

Список вопросов Уолта Диснея Критик 1. Отвечает ли данный план критериям и целям, лежавшим в его основе? 2. Почему кто-то мог бы возражать против этого нового плана? 3. На ком отразиться этот замысел, кто может этому содействовать или воспрепятствовать, какие у них для этого причины и что это им сулит? 4. Что положительного заключает в себе нынешний методы ведения дел? 5. Каким образом можно сохранить всё положительное при осуществлении данного плана или замысла? 6. Когда и где Вы не хотели бы осуществлять данный план или замысел?

Конец