ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА 14-18 ЛЕТ Пучкова Елена Борисовна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой менеджмента и психологии управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Advertisements

Интимно-личностное общение со сверстниками ВВД Чувство взрослости Центральное новообразован ие Переход от детства к взрослости Главная особенность.
Материалы к открытому родительскому собранию учебный год Мерзликина Т.П.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Психологические особенности школьников в адаптационный период Выполнила: Педагог – психолог Т.В.Куксина.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Особенности шестиклассников. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Антипова Марина Сергеевна Педагог-психолог МАОУ СОШ 166 г. Екатеринбург Что такое кризис подросткового возраста?
Возрастные и психологические особенности детей раннего подросткового возраста «Подростковый возраст предъявляет совокупность условий … для обострения и.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ Выполнила студентка группы ПС-16-2 зс Лисянская А.О.
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Психологические особенности подросткового возраста.
Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение Новообразования: 1. чувство взрослости 2. развитие самосознания 3.формирование.
Возрастные особенности семиклассников Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
ПОДГОТОВИЛА : ЖАКАН Д. А. ПД Юношеский период: лет.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА ЛЕТ Пучкова Елена Борисовна – кандидат психологических наук, заведующая кафедрой менеджмента и психологии управления МГГУ им. М. А. Шолохова

СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТА O Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития - физического, умственного, нравственного, социального.

ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ O Происходящие многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений.

ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ O Собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, на самого себя ( проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи ).

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАМЕДЛЕНИЕУСКОРЕНИЕ O занятость детей только учением, отсутствие других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать детей от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем. O огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА O По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально - этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ВОЗРАСТА стремление быть и считаться взрослым. Возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок ( чувство взрослости ) - стремление быть и считаться взрослым. O Своеобразие этой особенности заключается в том, что отвергается своя принадлежность к детям, но еще и нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании взрослости окружающими.

ИСТОЧНИКИ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ O осознание и оценка сдвигов в своём физическом развитии и половом созревании (« взрослость тела ») O установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым ( в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости )

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ Подражание внешним проявлениям взрослости : - асоциальное поведение : курение, употребление алкоголя, специфический лексикон - внешнее подражательство : взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания Ориентация на взрослого как на образец : - в качестве выполнения обязанностей и в овладении умениями - стремление занимать позицию его помощника

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ O Перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин. O Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. O Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ O Реакция оппозиции может быть вызвана у чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой требованием отлично учиться, проявлять успехи в каких - либо занятиях. O Реакция имитации как стремление подражать во всем определенному лицу или образу. Реакция эмансипации - проявляется в стремлении высвободиться из - под опеки и контроля старших. Реакция группирования - почти инстинктивное группирование со сверстниками как стремление найти свою социальную нишу.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЛИЧНОСТИ O " эгоцентрическая доминанта " - интерес к собственной личности ; O " доминанта дали " - установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние ; O " доминанта усилия " - тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях ; O " доминанта романтики " - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Основные личностные проблемы возраста O гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, O страх отвержения группой сверстников наиболее велик у 15- летних, O конфликты с родителями достигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируют все большую обеспокоенность своим будущим.

Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

РЕЗУЛЬТАТ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ