Сказки – это средство воспитания ребёнка, это богатейшие сокровища! Они несут в себе две основные функции: передачу образцов культуры поведения и ответы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А.С. Пушкин.
Advertisements

Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Шкробот Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 38 города Костромы Предмет: литературное чтение.
«Сказка - ложь, да в ней намек...» ( долгосрочный 1.01 по 1.04)
Выполнила. Дорошкевич Е.П, уч-ца 10 кл,МБОУ СОШ с.Соколовка. ШНО «Новый век»
Воспитатель: Казакова Наталья Владимировна Проект.
I Региональный предметный проект « Виртуальная энциклопедия «Эврика!» Номинация «Литературное чтение» «Сказки Пушкина» Панков Денис 1 «В» класс СОШ 3 г.Петровска.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Цель исследования: Повысить интерес наших сверстников к чтению русских народных сказок.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
Как жить в мире людей? Выполняла ученица 4 «А» Класса Алиева Ламан.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Коновалова Любовь Викторовна, учитель начальных классов. Номинация «Учительница первая моя» год Формирование у учащихся целостного представления.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ, ИГРАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ.
« КАК СОХРАНИТЬ ДОБРОТУ В ЛЮДЯХ » В ыполнила: Полыгалова Дарья ученица 4А класса Руководитель проекта: Мезина Татьяна Владимировна учитель начальных классов.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Развитие школьной зрелости детей 6-7 летнего возраста Исполнитель: студентка 6 курса Сергеева заочной формы обучения Любовь Викторовна Научный руководитель:
Миннигалиева Г. Х. Терентьева Ф. Г. МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
ДС 264 гр.Капелька Сказкотерапия для дошкольников
Транксрипт:

Сказки – это средство воспитания ребёнка, это богатейшие сокровища! Они несут в себе две основные функции: передачу образцов культуры поведения и ответы на определённые вопросы. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить человеку, особенно ребёнку, способы решения конкретной проблемы. Сказочные истории поучительны: они учат детей способам поведения, жизненным ценностям. В сказках даны различные формы поведения сказочных героев, их действия в разных жизненных ситуациях. Поэтому сказку можно рассматривать как набор принципов поведения в той или иной ситуации. Сказки учат ребёнка взрослеть и преодолевать страхи внешнего мира. Сказка – это мир, увиденный глазами ребёнка. Сказка может учить ребенка способам решения конкретной проблемы, умению различать, что такое хорошо, а что такое плохо, отличать добро от зла. Сказки воспитывают Человека.

В эксперименте принимали участие педагоги, дети ГКП и учащиеся начальных классов. Количество детей- 19 человек, возраст лет. Экспериментальная часть исследования состоит из 2 частей (см. Схема эксперимента): 1 часть - исследование по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. 2 часть - исследование по сказке М.В. Телегина.

1 часть А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 часть М.В. Телегин «Как Машенька хороших людей от плохих отличать училась, и что от этого получилось» Анкетирование педагогов Анкетирование учащихся 1 этап Предварительный 2 этап Ознакомительный Ознакомление с содержанием сказки 3 этап Исследовательско - аналитический -опрос -рисование по теме -тестирование -результаты тестирования Дискуссия Тест 1 Тест 2 Тест 3 Упражнение «Конфета» Результаты тестирования Мониторинг Таблица результатов анкетирования Выводы экспериментальной части Выявление читательских предпочтений

В начале первой части, с целью выявления читательских предпочтений учащимся была предложена анкета. Анкета « Выявление читательских предпочтений» Вопросы: Что такое сказка? Любишь ли читать сказки? Какие сказки любишь больше народные или авторские? Назови любимые сказки. Какой у тебя любимый сказочный герой (персонаж)? В какого сказочного персонажа хотел бы, чтобы превратил тебя волшебник? Выяснили, что большинство опрошенных любят авторские сказки. Это подтвердило изначальный выбор для исследования авторских сказок. Проанализировав ответы детей, сделали вывод, что в сказках ребята видят добро, ощущают что-то выдуманное, невероятное. Для всех людей сказка предстает светлым, добрым, любимым, и, конечно, является уроком, ориентиром в различных жизненных ситуациях.

для дальнейшего исследования были взяты две авторские сказки, написанные в разные эпохи. А именно: « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина – в 19 веке, а М.В. Телегина « Как Машенька хороших людей от плохих отличать училась, и что из этого получилось»- в 21 веке. Мы не случайно взяли именно эти произведения, так как несмотря на то что между ними века, уроки, которые из них можно извлечь, актуальны во все времена. Далее в первой части исследования провели анкетирование учащихся и педагогов, чтобы выяснить, какие уроки они вы извлекли из сказки А.С.Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке».

Таблица результатов анкетирования Варианты уроков из « Сказки о рыбаке и рыбке» Ответы учащихся Ответы педагогов Добивайся всего трудом; Выражай просьбу в вежливой форме; Не будь эгоистом, иначе потеряешь друзей; Не допускай грубого, злого обращения с близкими; Не иди на поводу у жадных и завистливых людей; Цени то что имеешь; Добро и зло возвращаются к тем, кто их творит. Учись противостоять манипуляторам; Соблюдай субординацию (обращение старика к золотой рыбке: «Смилуйся, государыня рыбка!..»); Уважительное отношение к старшему; На добро отвечай добром; Знай во всем меру; Корыстолюбие не приносит счастья; Непомерные амбиции, горделивость приводят в итоге к «разбитому корыту». Сделали следующий вывод: если внимательно вдуматься в мысли, содержащиеся в ответах детей и взрослых, то можно отметить, что, несмотря на различные формулировки, идеи уроков во многом пересекаются.

Вторая часть эксперимента была осуществлена в 3 этапа: 1 этап - предварительный - был осуществлён до ознакомления детей с содержанием сказки и состоял из нескольких шагов. Это: опрос, рисование по теме и тестирование. Результаты опроса показали, что большинство ребят склонны оценивать людей исключительно по их поступкам, то есть, если человек совершил плохой поступок, то он плохой человек. Чтобы дети раскрыли содержание уже имеющихся у них (спонтанных) представлений о хорошем и плохом человеке и формировали собственные познавательные позиции относительно поставленной проблемы, им было предложено создать образ хорошего и плохого человека в форме рисунка. Далее мы предложили детям тест, в котором им необходимо было выбрать ответ, наиболее близкий к их представлению о хорошем и плохом человеке. Результаты теста позволили выделить 3 группы детей: Первая группа- «встречают по одежке» и предлагают по одежке провожать. То есть понятие «хороший человек» сводится к набору внешних характеристик. Вторая группа – считают. что отличить хорошего человека от плохого можно только по поступкам, то есть хороший человек всегда поступает хорошо, а плохой – всегда плохо. Третья группа – ориентируются на внутренние признаки. то есть, хороший человек- добрый, честный, плохой - злой, завистливый, жадный.

2 этап эксперимента - непосредственно ознакомление детей со сказкой. Сказка имеет психолого – философское направление. Она состоит из 10 глав. Для более легкого восприятия детьми, автор изложил содержание в ритмической форме. Поэтому дети слушали и следили за сюжетом с удовольствием. В сказке создаются психологические условия для развития жизненных понятий, мышления и речи дошкольников и младших школьников.

3 этап – исследовательской - аналитический: После прочтения сказки мы провели дискуссию. Вопросы дискуссии: 1. Опиши подругу Машеньки. Как она выглядела? Какой казалась? (Глава 4.) 2. Опиши второгодника Сеню. Как он выглядел? Каким казался? (Глава 4.) 3. Хорошо ли поступила Машина подруга, разгласив секрет? (Глава 4.) 4. Хорошо ли поступил Сеня, отдав бутерброд? (Глава 4.)

Далее на 3 этапе исследования участникам была предложена серия тестов. Тест 1 «Даже хороший человек иногда поступает недостойно, а плохой может удивит своим великодушием» Тест 2: «Каждый человек сам ищет признаки, позволяющие отличить добро от зла, хорошее от плохого» Тест 3: «Каждый может сделать так, чтобы в нем стало больше хорошего и меньше плохого». Своими ответами на вопросы тестов, участник или подтверждал или опровергал тезис, выдвинутый в названии теста.

Я считаю, что содержание исследования можно применять как развивающий методический материал: -педагогам на уроках чтения, на классных часах; -родителям в беседах по сказкам; -всем кто причастен к воспитанию детей.

Библиография. 1. Нечаев А.Н. «Русские сказки». Москва «Советская Россия» Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», Москва Пушкин А.С. «Сказки», Ростов-на-Дону: «Проф - Пресс» Телегин М.В. «Сказка о том, как Машенька хороших людей от плохих отличать училась и что из этого получилось», журнал «Воспитание детей и молодежи», 3, Веб-сайты: