Этические проблемы зав.кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета к.и.н., доц. Зальцман Татьяна Валерьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Advertisements

L/O/G/O Этические проблемы социальной работы зав.кафедрой социальной работы Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
ФЗ 142 ОТ ГОДА « О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ » ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 5 КУРСА ГРУППЫ ТО 14/1 ЯРОВАЯ АЛЁНА.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Профессиональная этика социального работника Исполнитель: студентка группы ЗСРб-105 с Закирьянова А.А.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
Защита персональных данных работников. Положения о защите персональных данных работников регламентируют Конституция Российской Федерации Конституция Российской.
Защита прав потребителей в образовательной сфере.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ОТ ЕЁ УТЕЧКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ КАНАЛАМ ТТИ ЮФУ Коробилов Юрий Борисович.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Обеспечение безопасности персональных данных. Проблемы и решения 9 марта 2011 года.
Понятие и содержание информационных правоотношений. Виды информационных правоотношений.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ РАБОТНИКА ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ РАБОТОДАТЕЛЮ В СВЯЗИ С ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И КАСАЮЩАЯСЯ КОНКРЕТНОГО РАБОТНИКА (ст. исключена из.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Транксрипт:

Этические проблемы зав.кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета к.и.н., доц. Зальцман Татьяна Валерьевна

Этика социальной работы Социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимым компонентом профессионализма. Этика социального работника – это вид профессиональной морали, которая представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. Теоретическое содержание этики социального работника раскрывается с помощью категорий, которые являются общими с этикой как таковой. Специфика профессиональной этики заключается в том, что общие этические категории особым образом проявляются в профессиональной деятельности социального работника.

Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Предметная область изучения профессиональной этики : профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии; этические принципы, нормы поведения, кодексы; качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов; цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Оформившись, профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, вслед за тем формируются особые нравственные установки. К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные профессиональные требования, так как от них зависит жизнь, физическое и социальное здоровье людей. В том числе и к социальным работникам. Это потребовало выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях, всевозможные «клятвы».

Специфика социальной работы в том, что клиентами социальных служб часто являются люди, которые трудны в общении, что может быть вызвано как возрастными (например, снижение памяти), эмоциональными (например, гнев, нервозность), так и культурными (например, этическая невоспитанность) характеристиками клиента.

Культура милосердия, культура отношений Социальная работа не ограничивается ситуативным вмешательством для разрешения проблемных ситуаций, а является механизмом социального воздействия, способным сориентировать человека в социально-ценностном пространстве взаимоотношений, так как сама основывается на гуманистических принципах и выступает в качестве совершенного этического образца.

Интервью социального психолога из СПб Людмилы Ясюковой на тему проблем современного школьного образования и генезиса этих трудностей. Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке – системе ценностей, формирующейся у школьников У нас сейчас поли ментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически- ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть. Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни. Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и "другие" для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.

Этический кодекс социального работника Этический кодекс призван, с одной стороны, обеспечить следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находят выражение интересы клиентов профессиональной деятельности. С другой стороны, его задача поддерживать моральный престиж и репутацию профессионального сообщества социальных работников в «большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и духовно-нравственные предпосылки для собственного развития самих социальных работников. Наряду с требованиями, обращенными вовне, есть моральные нормы, регулирующие взаимоотношения членов профессионального сообщества.

Кодекс этики социального педагога и социального работника России (2003) (2003) Настоящий Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника и социального педагога» - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника и социального педагога) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

Кодекс этики социального педагога и социального работника России Способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает практическую значимость и качество услуг, предлагаемых клиентам. Этический долг социального работника - поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо бесчестные, бестактные действия; четко различать высказывания и действия, сделанные им как частным лицом и как профессионалом, поэтому Кодекс этики включает в себя: принципы и стандарты этического поведения специалиста; требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ; личные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.

Этическая дилемма Дилемма – это положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднительных (Толковый словарь Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.). Можно выделить группу этических дилемм, которые рано или поздно возникают в практической социальной работе в любом обществе и к преодолению которых в силу предупреждающей ответственности следует быть подготовленными. Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная.

Этические проблемы и дилеммы возникают в отношении к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами в постоянно меняющемся мире, развивающимися технологиями. Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении. Необходимо поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны.

Независимость и манипулирование Для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование и, следовательно, как разрушение самой сущности гуманизма. Но если такое решение невозможно без хотя бы незначительного воздействия или навязывания ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный работник сталкивается с этической дилеммой. Например, настаивая на том, что человек должен не мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять, что надо рационально использовать достоверные знания и планировать свое будущее, социальный работник не может быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря его усилиям. Не может он быть уверен, что данная ситуация и не ухудшится от его вмешательства. При этом социальным работником обеспечивается принцип «не навреди». В социальной работе необходимо ограничивать возможности манипулирования сознанием и поведением, с тем, чтобы ориентировать клиента на идентификацию собственных ценностей и соотнесение с ними своих поступков. Когда в центре внимания клиента находятся его собственные ценности, потенциал манипулирования снижается. Для этого надо развивать способности клиента делать осознанный и целенаправленный выбор ценностей и нести ответственность за этот выбор.

Необходимость говорить правду Эта дилемма состоит в том, что, с одной стороны, не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации об их состоянии и благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в правдивой информации или предоставлять дезинформацию. С другой стороны, в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или "снабдить" их дезинформацией ("спасительной ложью") для их же пользы. В западной практике - преобладает первая позиция, в российской - вторая.

Конфиденциальность и частный характер сообщений Во всех национальных этических кодексах и уставах содержится положение о том, что социальный работник, уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять полученную от него информацию строго конфиденциально. Информация, используемая в одном случае, не должна быть применена для других целей без соответствующих санкций. Возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о целях получения информации и ее пользования и одновременно получить согласие клиента, например, на печатание, запись разговора, участие третьего лица. Возможность доступа к информации через электронные ресурсы острее ставят проблему конфиденциальности.

Закон о защите персональных данных от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно- телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных Обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности: 1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе; 2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных); 3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных; 4) цель обработки персональных данных; 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных; 6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу; 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных; 8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом; 9) подпись субъекта персональных данных.

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей: 1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором; 2) правовые основания и цели обработки персональных данных; 3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных; 4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона; 5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом; 6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения; 7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных; 9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу; 10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных 2. Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных: … 3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

Общение с клиентом Принятие человека таким, каков он есть. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий Тактичность Порядочность Комфортность общения и функциональность помещений

Профессиональное общение Уважение Партнерские отношения Этикет и субординация Культура профессиональной речи

Международная декларация этических принципов в фандрайзинге (2006) В 2006 году в Нидерландах на саммите представителей 24 ассоциаций фандрайзеров мира была принята декларация этических принципов в фандрайзинге. Ниже мы приводим ее примерный перевод на русский язык. Текст декларации на английском (файл в формате PDF).(файл в формате PDF)

Ассоциация фандрайзеров (декабрь 2013) Попытки создания ассоциации предпринимались достаточно давно, начиная с 2000-х годов, но тогда, как говорят специалисты, рынок был еще не готов. Российская ассоциация, по словам учредителей, имеет те же цели и задачи, что и профессиональные ассоциации фандрайзеров во всем мире – развитие и формирование фандрайзинга как социального института и профессии.

Кодекс фандрайзера Свод ценностей и принципов, основополагающих для фандрайзинговой деятельности: Соблюдение общечеловеческих норм и ценностей. Соблюдение прав человека. Соблюдение презумпции невиновности. Право любого человека на благотворительность. Право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером. Соблюдение принципа осознанного и добровольного участия в благотворительности. Добровольность осуществления благотворительных пожертвований, за исключением действий чиновников по исполнению принятых решений в рамках административных структур.

Кодекс фандрайзера Соблюдение фандрайзером интересов клиента. Ориентация на принципы клиента. Учет общественного мнения. Сохранение собственного имиджа и имиджа клиента. Сохранение кредита доверия к фандрайзеру и к профессии. Сохранение собственной репутации и репутации клиента. Открытость информации. Социальная полезность. Деньги не цель, а средство решения проблемы и реализации миссии. Необходимость вознаграждения за труд. Прозрачность финансовых операций.

Кодекс фандрайзера Регламентация финансовых операций законодательством РФ. Дело важнее профессиональных амбиций. Недопустимость создания новых проблем при решении существующих. Работа на создание позитивных, а не негативных образов. Недопустимость желать другому того, чего не пожелаешь себе. Независимость партнеров и четкое определение условий взаимодействия с ними. Независимость того, кто привлекает и того, для кого привлекаются средства. Независимость донора от клиента.

Этически значимая ситуация Стандарт Привлечение к фандрайзинговой деятельности детей, представителей социально незащищенных или ограниченных в возможностях принятия решений групп Детей, представителей социально незащищенных или ограниченных в возможностях принятия решений групп можно привлекать к фандрайзинговой деятельности на определенных условиях: добровольность участия полноценность участия (предполагает разъяснение участникам и четкое понимание ими целей фандрайзинговой деятельности, а не использование только эмоциональной стороны) информирование родителей детей, привлекаемых к фандрайзинговой деятельности информирование аудитории об условиях, на которых в акции принимают участие представители указанных групп. Нельзя привлекать к фандрайзинговой деятельности лиц с психическими отклонениями.

Привлечение средств от групп доноров, вызывающих сомнения с этической точки зрения Не приемлемо привлечение средств от организаций оккультного и деструктивного характера (сект и тому подобных). Не приемлемо активное привлечение средств от организаций или частных лиц с криминальным имиджем (обращение к ним по своей инициативе). Допустимо пассивное привлечение средств от таких лиц и организаций (положительный ответ на предложение). Не приемлемо при отказе от пожертвования ссылаться на криминальное прошлое донора. Не приемлемо привлечение средств от производств, осознанно приносящих вред (откровенно уклоняющихся от соблюдения требований техники безопасности и экологических норм). Допустимо привлечение средств от профсоюзов, традиционных религиозных организаций, организаций сетевого маркетинга, политиков и политических партий, административных органов, заключенных, анонимных доноров.

Денежное вознаграждение труда фандрайзера Оплата деятельности фандрайзера относится на статью "административные расходы". Труд фандрайзера оплачивается из средств, выделенных на эту статью расходов, но в размере, не большем чем 20% от общей суммы привлеченных средств; либо оценивается в денежном эквиваленте и рассматривается как личный благотворительный вклад фандрайзера. Желательно информировать донора о существовании данной статьи расходов. Заработная плата фандрайзера может начисляться из средств организации-заказчика. Оплата производится по согласованию с заказчиком.

Этичность финансовых "маневров" Неприемлемы "откат", "отмыв" (подмена благотворительности перераспределением привлеченных финансовых средств) и "размазывание" (включение в сумму привлекаемых средств долей, направляемых на личные цели фандрайзера или клиента). Любое перераспределение ресурсов в рамках бюджета проекта, на который привлекались средства, допускается при согласовании с донором.

Привлечение средств в обмен на имидж, "бренд" фандрайзера, некоммерческ ой организации Репутация - инструмент фандрайзера. Имидж важно сохранять, чтобы иметь возможность организовывать благотворительную деятельность. При отказе от какого-то варианта сотрудничества из- за угрозы своему имиджу фандрайзер обязан предоста вить донору шанс участвовать в благотворительности другим способом.

Распространение фандрайзером информации о заказчике во время и после фандрайзинговой активности Вся информация о клиенте, используемая фандрайзером должна быть максимально открытой. Может подлежать ограничению: личная конфиденциальная информация информация о партнерах организации-клиента Любое распространение персональной информации недопустимо без согласования. Передача информации о фандрайзинговой кампании другим клиентам должна согласовываться с заказчиком. Донор должен знать о расходах на организацию и проведение фандрайзинговой кампании. Донор имеет право на анонимность.

Ограничение фандрайзером информации о целях сбора средств и последующем расходовании средств (в частности, о целевом или не целевом использовании) Информация о целях сбора и о расходовании средств является открытой. Следует предупредить клиентов о публичности информации об использовании ими привлеченных средств.Рекомендуется иметь устойчивый, постоянно работающий механизм обнародования такой информации. Прежде, чем обнародовать информацию о нецелевом использовании средств, следует предложить клиенту вариант действий в этой ситуации. Кампании, не имеющие первоочередной целью сбор средств для реализации миссии или решения проблемы (псевдо- фандрайзинговые кампании) Умышленное ведение псевдо- фандрайзинговых кампаний неэтично. Допускается PR- активность как этап или компонент фандрайзинговой кампании.

Использование в фандрайзинговой активности "чувствительных" точек целевой группы Использование "чувствительных" точек целевой группы допустимо, за исключением: такого использования, которое ущемляет права и достоинства этих или других социальных групп такого использования, которое обостряет социальную обстановку (настраивает общественное мнение против группы людей, нагнетает страх перед угрозой опасности) Использование конъюнктуры Использование коньюнктуры допустимо с согласия носителей коньюнктурной "темы" - представителей нуждающейся социальной группы и при согласовании "темы" с представлениями о миссии организации у коллектива НКО- клиента. Не приемлема подмена миссии по коньюнктурным соображениям, ведение деятельности ради привлечения средств, а не реализации миссии.

Манипулировани е, гипноз, внушение, навязывание клиенту (представител ю целевой группы) поведения помимо его сознания и воли Манипулирование, гипноз, навязывание поведения недопустимы. Действия по созданию у донора образа "жертвы" Действия по созданию у донора образа "жертвы" недопустимы.

Использование церковного благословения и религиозных убеждений При использовании благословения церкви какой-либо конфессии необходимо основываться на общечеловеческих ценностях, а не на конфессиональных и религиозных убеждениях. Недопустимо создавать у кого-то ощущение "неправедного" верующего, переносить фандрайзинговую идею с проблемы на исполнение религиозной нормы. Недопустимо создавать иллюзию, что деятельность, на которую собираются средства, направлена исключительно на реализацию какой-то религиозной ценности. Партнерство с административны ми органами При вступлении в партнерские отношения с администрацией необходимо заключение письменного соглашения с четким указанием формы вклада и оплаты.

Получение ресурсов от административных органов При получении ресурсов от административных органов необходимо четкое определение оплаты и учет экономической выгодности сделки. Использование поддержки в виде прямых директив административных органов Использование прямых директив администрации допускается в случае привлечения средств муниципального бюджета. Нельзя прибегать к прямому влиянию администрации на потенциальных доноров. Деятельность чиновников по привлечению ресурсов не является и не считается фандрайзингом. Использование в фандрайзинговой деятельности служебного положения, административного статуса Допустимо использование в фандрайзинговой активности доверия к чиновнику, его имени.

Деонтологические основы социальной работы Важнейшей категорией профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личной активности специалиста. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Успешно выполнять свои функции специалисты могут лишь тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям его выполнять. Внутренние переживания специалиста становятся фактором самопринуждения поступать в соответствии с этическими ценностями социальной работы. Повышение престижа профессии в обществе.