Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны… А бывают звуки речи – Мы их точно знать должны! С. Максимов. Тема проекта: «Формирование представлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Advertisements

Г. Чебаркуль, Продолжительность проекта: Актуальность В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые.
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова» - детский сад 1 «Журавушка» Педсовет «Воспитание звуковой культуры речи.
Творческий отчёт воспитателя МДОУ 162 Решоткиной Любови Евгеньевны Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 162 – детский сад.
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад 15 «Ромашка» Выполнила: Н.Б. Цветкова п. Пижма, 2014 Творческий проект в старшей группе.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Дифференциация звуков С - Ш. Автор проекта: Голубева Елена Геннадьевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» общеразвивающего вида» п. Советский.
Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
Автор: учитель-логопед Кошелева Виктория Николаевна МКДОУ детский сад «Рябинка» п.Куминский Методическое пособие для логопедической работы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад 62 комбинированного вида» Педагогический совет 2 «Формирование звуковой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно- экспериментальной деятельности Педагогический проект Автор: Сергеева.
МДОУ «Березовский детский сад комбинированного вида 1» Тема проекта: «Волшебный мир звуков и букв» Срок реализации проекта: 2008 – 2010гг. Сысуева Ольга.
Составитель: Булычева Н. В. – воспитатель МДОУ д-сад с. Кигбаево.
Автор проекта - воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида 29 «Журавушка» Лунева Татьяна Анатольевна.
« Игра- это свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи» В.А.Сухомлинский Педагогический проект: «Роль дидактических игр в речевом развитии старших.
1 Наш детский сад зовется «Речецветик». И каждый знает – это не секрет, Что лучшие цветы на свете – это дети! А речи правильной научит логопед 2.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Транксрипт:

Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны… А бывают звуки речи – Мы их точно знать должны! С. Максимов. Тема проекта: «Формирование представлений у детей о звуковой стороне слова» Творческое название проекта: «Дети в мире звуков» Моисеева Н.А. Воспитатель МДОУ д/с 8 «Теремок» г. Рассказово.

Цель проекта: « Подготовка детей к школьному обучению посредствам формирования звуковой культуры речи и обеспечения полноценного речевого развития каждого ребёнка».

Проблемный вопрос: «Для чего нужно совершенствовать звуковую сторону речи у дошкольников?» Гипотеза: Если совершенствовать звуковую культуру речи у детей, то у них повысится уровень речевого развития в соответствии с индивидуальными способностями, значит будут выполнено одно из условий подготовки дошкольников к обучению грамоте, а следовательно и к школьному обучению.

Участники проекта: Дети подготовительной группы детского сада; Воспитатели; Родители; Специалисты детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Аннотация проекта Педагогический проект «Формирование представлений у детей о звуковой стороне слова». Средней продолжительности (6 месяцев) рассчитан на старший дошкольный возраст. По типу проектов: Информационно-познавательный Актуальность проблемы: Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд новых требований к детям поступающим в школу. Современная жизнь диктует необходимость овладения детьми всех разделов программы детского сада. Проблема подготовки детей к обучению грамоте стала одной из актуальных. Этот раздел программы включает в себя ряд задач и одной из них является – формирование у детей звуковой культуры речи. Дети учатся называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, тем самым совершенствуют умения и навыки речевой культуры. Нет сомнений в том, что у детей в результате систематической, целенаправленной работы эти навыки будут сформированы в достаточной мере. И одна из задач подготовки детей к обучению грамоте, а затем поступлению в школу будет решена.

Дидактические задачи: 1. Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий по культуре речи. 2. Эффективное использование продуктивных и репродуктивных методов обучения детей. Дидактические задачи: 1. Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий по культуре речи. 2. Эффективное использование продуктивных и репродуктивных методов обучения детей. Методические задачи: 1. Овладение чётким произношением всех звуков речи. 2. Формирование слухового внимания, фонематического слуха. 3. Обучение умению слышать звуки родного языка. 4. Развитие анализа звукового состава слова. 5. Формирование умения изменять интонацию и темп речи.

Этапы проведения проекта. Организационно-подготовительный. Постановка перед детьми проблемы: «Какие звуки родного языка вы слышите?» - Октябрь (Воспитатель) Формирование основополагающего вопроса: «Нужно ли совершенствовать звуковую сторону речи у дошкольников?» - Октябрь (Воспитатель) Выдвижение гипотезы – Октябрь (Воспитатель) Проведение диагностического обследования детей – Октябрь (Воспитатель) Методика обследования

Обследование звуковой культуры речи Произношения звуков в словах Дети Изолированный звук а ваза, бант, диван о конь, слон, ослик у муха, утка, стул, дудочка и слива, сапоги, коньки, книга э этажерка, экскаватор, эму ы пылесос, столы, мыло к окно, курица, кукушка г гуси, глаза, сапог т пальто, ботинки, платок, топор х хлеб, халат б бубен, собака, хлеб, бант в вилка, валенки, совок п полка, суп, лопата д домик, дым ф фара, туфли, суфле с сом, насос з зонт, коза, замок ц цель, цапля м сумка, молоко, лампа ж жук, лыжи, уж ш шапка, сушка, машина щ щетка, плащ, клещи ч чайник, очки, ключ р рама, сыр, парта л лампа, самолет, стол Произносительная сторона речи а) громкость б) скорость в)интонационная выразительность г) дикция Восприятие речи а) фонематическое восприятие б) речевой слух Лепет маленького ребенка а-а-а У куклы болят зубы о-о-о Сигнал паровоза у-у-у Кричит ослик и-и-и Рычание медвежонка э-э-э Рычит медведь ы-ы-ы Воробей клюёт зерна к-к-к Гуси гогочут г-г-г Едет поезд т-т-т Погреем руки х-х-х Ветер стучит дверью б-б-б Волк голодный воет в-в-в Дунем на снежинки п-п-п Забиваем гвозди д-д-д Фыркает ёжик ф-ф-ф Свистит насос с-с-с Звенит комар з-з-з Девочка просит не шуметь ц-ц-ц Мычание коровы м-м-м Жужжание жука ж-ж-ж Шум леса, шина лопнула ш-ш-ш Остановка поезда щ-щ-щ Кузнечики ч-ч-ч Шум мотора р-р-р Самолёт гудит л-л-л

Доведение до сведения родителей и педагогов важность проблемы подготовки детей к обучению грамоте – Октябрь (Воспитатель) Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме – Октябрь (воспитатель) Составление плана совместной деятельности воспитателя со специалистами (музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре) – Октябрь (Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Пополнение речевого уголка «Будем говорить правильно» и игр дополнительным дидактическим материалом – Октябрь, Ноябрь (воспитатель, родитель)Доведение до сведения родителей и педагогов важность проблемы подготовки детей к обучению грамоте – Октябрь (Воспитатель) Анализ и подбор методической литературы по данной проблеме – Октябрь (воспитатель) Составление плана совместной деятельности воспитателя со специалистами (музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре) – Октябрь (Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Пополнение речевого уголка «Будем говорить правильно» и игр дополнительным дидактическим материалом – Октябрь, Ноябрь (воспитатель, родитель)

Речевой уголок

Модель взаимодействия специалистов ДОУ по ознакомлению детей со звуковой стороной слова Ребенок с обычными образовательными способностями Музыкальный руководитель Воспитательинспектор по физической культуре Диагностика занятия Игровая деятельность Прогулка Работа с родителями Диагностические упражнения Игровая деятельность Музыкальное развлечение Логоритмика Игровая деятельность

Основной этап Познавательная деятельность Занятия: «Экскурсия в страну звуков» (подготовка артикуляционного аппарата) – Ноябрь (Воспитатель) «Мир слов окружающий нас» (закрепление произношения звуков) – Декабрь (Воспитатель) «Чудесное превращение» (развитие умения делать анализ звукового состава слова) – Январь (Воспитатель) «Учимся слушать» (формирование слухового внимания, фонематического слуха) – Февраль (Воспитатель) Артикуляционные упражнения для формирования основных групп звуков: Для свистящих звуков: С, З, Ц. – Ноябрь (Воспитатель) Для шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. – Декабрь (Воспитатель) Для дифференциации свистящих и шипящих звуков: С-Ш, З- Ж, Ц-Ч. – Январь (Воспитатель) Для звука – Р,Л.. – Февраль (Воспитатель).

Модели звуков

Используемые символы в работе с дошкольниками

Артикуляционные упражнения для формирования основных групп звуков. Для свистящих звуков: С, З, Ц. «Наказать непослушный язык» «Почистим зубы» Для шипящих звуков: Ш, Ж, Щ. «Приклей конфетку» «Грибок» и «Вкусное варенье» Для дифференциации свистящих и шипящих звуков: С-Ш, З-Ж, Ц-Ч. «Качели», «Насос», «Шар лопнул», «Угадай что это?» Для звука Р и звука Л «Чьи зубы чище» «Индюк», «Маляр», «Качели» Целевая прогулка в парк «Слушайте звуки вокруг нас» - Ноябрь (Воспитатель)

Игровая деятельность Игра – викторина «Что, как, почему?» - Декабрь (Воспитатель) Сюжетно-дидактическая игра «Магазин игрушек» - Январь (Воспитатель) Дидактические игры: «Звук заблудился» «Определили первый звук в слове» - Декабрь (Воспитатель) «Цепочка слов» - Январь (Воспитатель) «Кто в доме хозяин» - Февраль (Воспитатель) Художественная деятельность Музыкальное развлечение с элементами логоритмики «А,Б,В,Г дейка для детей» - Февраль (Музыкальный руководитель, Воспитатель) Динамические упражнения – Декабрь, Январь, Февраль (Инструктор по физической культуре)

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин»

Речевой материал для дидактических игр

Заключительный этап Итоговое занятие «Страна знаний» - Март (Воспитатель) Литературный вечер (чтение стихов, скороговорок, загадок) – для развития речевого дыхания, интонационной выразительности речи – Март (Воспитатель) Проведение диагностики – Март (Воспитатель) Изготовление папки передвижки для родителей (рекомендации, советы для домашнего задания) – Март (Воспитатель)

Ожидаемые результаты Исходя из поставленных цели и задач, намеченных путей их решения дети будут успешно: Обучаться родному языку; Формировать речевой и фонематический слух; Развивать слуховое внимание и умение изменять интонацию и темп речи, силу и высоту голоса; У них будет совершенствоваться четкое произношение всех звуков речи. Дети научаться правильно произносить и различать фонемы родного языка, овладеют навыками осознанного звукового анализа слов; будут умело использовать интонационные средства выразительности. Что позволит им развивать навыки коммуникативного общения и формировать интерес к учебной деятельности.

Результаты проекта

Результаты данного проекта показывают, что уровень сформированности звуковой культуры речи у детей повысился. Все дети правильно произносят звуки родного языка. Дошкольники в достаточной степени владеют понятиями «звук», «слово», «слог», «гласный», «согласный» (дифференцируют звуки по всем признакам); производят звуковой анализ слов(слова из 3-5 звуков);умеют выделять звуки во всех позициях слова ; у детей сформирована( с учётом индивидуальных способностей) интонационная выразительность речи.

Информационные ресурсы 1.Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» М,: АРКТИ, 2006 г. 2.Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» М,: Просвещение, 1983 г. 3.Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина – М,: Просвещение, 1984 г. 4.Л.В. Управителева «Обучение грамоте в детском саду» Ярославль: Академия развития, 2008 г. 5.Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005 г. 6.Ф.А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста» М,: Просвещение 1984 г. 7.Г.П. Попова, В.И. Усачева «Занимательное азбуковедение» - Волгоград; Учитель, 2005 г. 8.Н. Алтухова «Звуковая мозайка» Издательство «Лань» 1998 г.

Спасибо за внимание