Отношения между понятиями (тождества, пересечения и подчинения) Приготовила Гаврилина Татьяна Александровна учитель информатики и математики г Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Боровская средняя общеобразовательная школа»
Цель урока: рассмотреть отношения тождества, пересечения и подчинения между понятиями Задачи: Обучающие: сформировать у обучающихся основные знания по теме: «Отношения между понятиями (тождество, пересечения, подчинения)»; актуализация основных понятий и терминов изученных на предыдущих занятиях. Воспитывающие: воспитывать прилежность, самостоятельность; Развивающие: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; развивать избирательность внимания, логическое мышление.
Зная тему урока, попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока Цели урока Познакомится с отношениями между понятиями тождества пересечения подчинения ПОВТОРЕНЬЕ-МАТЬ УЧЕНЬЯ Выполните задания на карточках
Можно ли объединить понятия, представленные ниже? Устройства компьютера Какое имя можно дать этому множеству понятий?
Отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его называется отношением ПОДЧИНЕНИЯ тождества пересечения подчинения Как вы думаете называется полученное нами отношение? т.е. понятия СИСТЕМНЫЙ БЛОК, МОНИТОР, КЛАВИАТУРА и МЫШЬ входят во множество УСТРОЙСТВ КОМПЬЮТЕРА Попробуйте сформулировать определение отношения ПОДЧИНЕНИЯ Вставьте пропущенные слова в определении одного полностью ПОДЧИНЕНИЯ
Обозначение отношения ПОДЧИНЕНИЯ с помощью кругов Эйлера Устройства компьютера системный блок клавиатура мышь монитор А - устройства компьютера В - системный блок D- клавиатура E- мышь С - монитор А В С D E
Приведите пример для кругов Эйлера А В С D А В С А В АВ СD E F
хищные животные Как вы думаете, почему кот остался по середине? домашние животные Разбейте понятия на группы хищное и домашнее животное
тождества пересечения подчинения Как вы думаете называется полученное нами отношение? т.е. понятия ТИГР и КРОКОДИЛ входят во множество хищных животных, КУРИЦА и СВИНЬЯ входят во множество домашних животных, а КОТ входит и в то и другое множество Попробуйте сформулировать определение отношения ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Вставьте пропущенные слова в определении Отношение между понятиями, у которых объемы частично совпадают, т.е. содержат общие элементы называется отношением ПЕРЕСЕЧЕНИЯ совпадают общие элементы ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
хищные животные Приведите примеры понятий находящихся в отношении ПЕРЕСЕЧЕНИЯ домашние животные хищное домашнее животное Обозначение отношения ПЕРЕСЕЧЕНИЯ с помощью кругов Эйлера тигр крокодил курица свинья кот А - хищные животные В - домашние животные С – хищные домашние животные АВ С
Сравните понятия Столица России Москва = понятия СТОЛИЦА РОССИИ и МОСКВА равнозначны Отношение между понятиями, у которых объемы совпадают, т.е. объем одного понятия равен объему другого называется отношением ТОЖДЕС ТВА Попробуйте сформулировать определение отношения ТОЖДЕСТВО Заполните пропуски в определении совпадают равен ТОЖДЕСТВА
Столица России Москва = Обозначение отношения ТОЖДЕСТВА с помощью кругов Эйлера Приведите примеры понятий находящихся в отношении ТОЖДЕСТВА А – столица России В - Москва А=В
Соотнесите = ТОЖДЕСТВО ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОДЧИНЕНИЕ
В каком отношении находятся понятия МОНИТОР и УСТРОЙСТВА ВЫВОДА = 123 Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание
В каком отношении находятся понятия САМОЕ ГЛУБОКОЕ ОЗЕРО и БАЙКАЛ = 123 Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание
В каком отношении находятся понятия ТРАНСПОРТ и ТРОЛЛЕЙБУС = 123 Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание
В каком отношении находятся понятия УЧАЩИЕСЯ 6 КЛАССА и ХОРОШИСТЫ ШКОЛЫ = 123 Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание
В каком отношении находятся понятия ОБИТАТЕЛИ МОРЯ и МЛЕКОПИТАЮЩИЕ = 123 Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание
Выберите объекты находящиеся в отношении ПОДЧИНЕНИЯ Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание 1 ) ПОМИДОР и ОВОЩИ 2 ) КОШКА и МЫШКА 3 ) КОРОВА и МОЛОКО
Выберите объекты находящиеся в отношении ТОЖДЕСТВА Молодцы!!! Подумайте еще Следующие задание 3 ) САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ и ГЕПАРД 1 ) САМАЯ КРУПНАЯ ЯГОДА и КЛУБНИКА 2 ) САМЫЙ ДРЕВНИЙ ГОРОД и МОСКВА
Выберите объекты находящиеся в отношении ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Молодцы!!! Подумайте еще 3 ) СПОРТСМЕНЫ и ШКОЛЬНИКИ 1 ) ГЛОБУС и ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА 2 ) КНИГИ и УЧЕБНИКИ
Ответьте на вопросы 1. С какими понятиями познакомились сегодня на уроке? 2. Сможете ли вы привести примеры для каждого из отношений понятий? 3. Возникли ли трудности в ходе урока? Какие? 4. Достигнуты ли цели сегодняшнего урока?
Домашнее задание С45-48 читать, РТ 25(9-18), 27(2)
Источники 1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 6 класса - Москва, БИНОМ г podoydet-dlya-vseh-ID8crqZ.htmlhttp://stavropol.sta.slando.ru/obyavlenie/kompyuter-sistemnyy-blok-idealno- podoydet-dlya-vseh-ID8crqZ.html 4. html 5. zab.ru/index.php?route=product/product&path=75&product_id=5062http:// zab.ru/index.php?route=product/product&path=75&product_id= receiving-loving-caress-from-his-mate.htmlhttp:// receiving-loving-caress-from-his-mate.html m_naturalnoe_mjaso_kuricy/ http://nokia120c.ucoz.net/blog/044_36_292_36_kontaktnoe_lico_my_predlagae m_naturalnoe_mjaso_kuricy/ background.htmlhttp://ru.123rf.com/photo_ _cute-looking-a-crocodile-on-white- background.html 10. illustration.htmlhttp:// illustration.html 11. B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1 %81%D0%B8%D0%B8+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%82%D1%83%D 1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2http://orees.ru.com/?c=result&query=%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0% B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8+%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1 %81%D0%B8%D0%B8+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%82%D1%83%D 1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2