СРЕДНЯЯ ШКОЛА 63 Г. ХАБАРОВСКА Методическое совещание. Тема: «Совершенствование образования школьников с позиций государственных образовательных стандартов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственные образовательные стандарты второго поколения.
Advertisements

интеллектуальное развитие учащихся : развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 10 января 2013 год Составитель: учитель математики МОУ СОШ 1 Иванова Т.С.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) Стандарты второго поколения.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Новые цели – новые результаты образования в ФГОС ОО Терещенко И.Е., к.п.н., зам.директора ИМЦ.
Новые цели школьного математического образования и роль фундаментальных понятий в формировании метазнаний и метаумений учащихся Смольцаренко Любовь Андреевна,
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
1 Образовательные стандарты нового поколения. Новые образовательные результаты. Иванова Т.В., методист кафедры культурно-исторической психологии и философской.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Системно - деятельностный подход. 2 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Транксрипт:

СРЕДНЯЯ ШКОЛА 63 Г. ХАБАРОВСКА Методическое совещание. Тема: «Совершенствование образования школьников с позиций государственных образовательных стандартов второго поколения» Ноябрь 2010 г. Крашенинникова Д.М.

1. Стандарт как общественный договор. Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной объединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественно культуры. Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования- сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший запас знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, помочь овладеть таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Стандарт общего образования – инструмент организации деятельности субъектов образовательной системы. Стандарты основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные потребности личности(семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся. Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрируют потребности личности и семьи и обобщают их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние. Государственные требования – государственные запросы в области образования – представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Госзаказ направлен на обеспечение национального единства и безопасности, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность образования.

Таким образом, стандарт может быть инструментом правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой. Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Задача разработки стандарта классифицируется как задача, предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

2. Назначение и функции стандартов нового поколения В настоящее время стандарты должны выступить инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; нормативно-правовой базой регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества с другой.

К числу основных функций стандарта относятся: Функция обеспечения права на полноценное образование. Функция сохранения единства образовательного пространства страны. Функция повышения качества образования. Функция обеспечения преемственности. Критериально- оценочная функция. Функция повышения объективности оценивания. Функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей развития личности.

3. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования, как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В настоящее время в отечественной психолого- педагогической науке разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Иначе говоря, необходимо выделить универсальные действия, овладение которыми дает возможность решать в определенных жизненных ситуациях решать классы задач. Это деятельностно- целевой подход к содержанию стандарта. Деятельностный подход позволяет осуществить переход: - от определения цели школьного образования как усвоение ЗУН к определению цели как формированию умения учиться компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. к пониманию УЧЕНИЯ как процесса образования и порождения смыслов; - от стихийности учебной деятельности к ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Что нужно знать учителю Несмотря на то, что в практической деятельности учителя реализуются требования государственных стандартов 2004 г., уже сегодня ему нужно не только знать, какие требования к обучению и воспитанию школьников задаются стандартами второго поколения, но и использовать новые подходы в своей работе. Эти подходы помогут вывести качество педагогической деятельности учителя на уровень, соответствующий современным тенденциям в системе образования. Учителю следует осознавать, что в основе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС) лежат такие государственные программы, как «Приоритетные направления отечественной системы образования», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники РФ», «Федеральная целевая программа развития образования». Важный шаг в познании инновационных изменений в системе образования – изучение Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Идеологическая и методологическая основы нового государственного образовательного стандарта выражены в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Научную основу стандартов представляет Фундаментальное ядро содержания общего образования.Этот документ определяет параметры нового содержания общего образования.

Основные отличия ФГОС второго поколения от предыдущих документов, определяющих цели и содержание общего образования, связаны с заданием ориентиров развития системы образования и с описанием требований к результатам образования. Новое понимание результатов общего образования в рамках концепции нового стандарта основывается на тезисе развития личности как основной цели и смысле образования. С этой позиции предметные результаты изучения определенного школьного предмета (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности. Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе.

На примере предмета «Математика» В проекте примерных программ основного общего образования по математике требования к результатам обучения и освоения содержания курса дифференцируют результаты обучения на личностные, метапредметные и предметные. В этой же логике сформулированы цели изучения математики в основной школе: « Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности».

По сравнению с целевыми установками прежних программных документов, определяющих содержание изучения математики, формулировки целей изучения предмета в проекте примерных программ основного общего образования по математике иначе расставляют акценты, что соответствует заявленной в стандартах деятельностной парадигме образования. Это означает, что деятельностный подход не просто декларируется, – он должен стать нормой при организации учебного процесса и залогом улучшения качества обучения, а одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы.

Но никакие самые передовые средства и технологии обучения не смогут в обозримом будущем решить проблему качественного обучения без грамотного, деятельного, современно мыслящего учителя. Один из базовых принципов общесистемных изменений, заявленных в новой модели образования, звучит так: «Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления». Именно учитель создаёт атмосферу поиска, смыслообразования, радости открытия нового в мире и самом себе. Именно учитель организует такое сотрудничество учеников, когда происходит обмен опытом познавательной деятельности, взаимообогащение в сфере интеллектуальной и коммуникативной деятельности.

Современный учитель нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно, своей педагогической деятельности. Изучая материалы стандартов второго поколения, он будет задавать себе вопросы: Как отразить роль школьного предмета в познании человеком мира? Как посредством предмета формировать целостное видение картины мира? Какой вклад вносит школьный предмет в развитие универсальных учебных действий школьников? Как из урока в урок добиваться целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников?...

Ещё один из путей совершенствования процесса обучения – это продиктованный идеологией стандартов метапредметный подход Об этом в наших последующих встречах

Наши самые лучшие качества личности Профессионализм Современный имидж Вкус к жизни Полнота бытия Умение общаться и быть толерантными